Внеурочная деятельность 3 класс "Мир вокруг нас"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Кунакова Елена Павловна

Основная идея курса – взаимосвязь ученика со всем окружающим миром. Так как главными проблемами человечества в XXI веке будут экологические, то курс «Мир вокруг нас» разработан с экологических позиций.

Основная задача – научить детей использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в повседневной жизни; обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; развить природные задатки и способности детей; воспитывать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека, передавать красоту окружающего мира используя различные техники декоративно-прикладного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_mir_vokrug_nas_3_klass.docx41.92 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.

Программа  имеет особое значение в формировании у учащихся целостного взгляда на окружающую нас социальную и природную среду, места человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Основная цель занятий – формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней. Программа составлена с  современными требованиями дидактики начального обучения, учёта психологических особенностей младших школьников, необходимость интегративного подхода к изучению окружающего мира. Изучение предмета позволяет установить более тесные связи между познанием природы и социальной жизни, обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира, создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок.

Основная идея курса – взаимосвязь ученика со всем окружающим миром. Так как главными проблемами человечества в XXI веке будут экологические, то курс «Мир вокруг нас» разработан с экологических позиций.

Основная задача – научить детей использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в повседневной жизни; обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; развить природные задатки и способности детей; воспитывать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека, передавать красоту окружающего мира используя различные техники декоративно-прикладного искусства.

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные  и психологические особенности младшего школьника.

Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

1. Цели и задачи программы:

Цель кружка «Мир вокруг нас» - воспитать гуманного, творческого, социально-активного человека, уважительно и бережного относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Задачи:

Воспитание любви к своему селу, к своей Родине, формирование опыта экологически и эстетически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развития интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

Цель занятий состоит в освоении практического применения знаний и умений при изучении различных растений, животных, птиц.

Содержание программы носит личностно ориентированный, деятельный и развивающий характер.

Ценностными ориентирами содержания программы в начальной школе являются:

—развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

—формирование представлений о природе как универсальной ценности;

—изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;

—развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;

—развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);

—формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

—вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

Основной акцент в содержании программы сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.

Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования  ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок,  водоём и т. п.).

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера.

Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитательная функция программы заключается в формировании у младших школьников необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения программы будут способствовать развитию эмоциональной сферы младших школьников, их способности к сопереживанию, состраданию.

Актуальность и новизна. Данный курс  вводит детей в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез, позволяет расширить знания и представления учащихся о природе, жизни животных и птиц, раскрыть тайны окружающего мира, привить любовь и бережное отношение к природе родного края. Отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, курс обозначает перспективу жизни, дарящей романтику неизведанного, радость познания, счастья открытий.

Занятия в кружке «Мир вокруг нас» проводятся один раз в  неделю по 45 минут. Срок реализации программы - 1 год.

Занятие по теме состоит из двух частей:

  1. теоретической - знакомство с отдельным представителем флоры или фауны России.
  2. практической - выполнение изученного объекта различными средствами в выбранной технике декоративно - прикладного искусства.

Состав групп постоянный, количество учащихся –15 человек.

Основные принципы организации  деятельности учащихся:

  • Принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей.
  • Принцип научной организации
  • Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся
  • Принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного образования
  • Принцип целостности
  • Принцип непрерывности и преемственности процесса образования
  • Принцип личностно-деятельностного подхода
  • Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка)
  • Принцип культуросообразности, предполагающий воспитание личности ребенка не только природосообразно, но и в соответствии с требованиями мировой, отечественной, региональной культур
  • Принцип комплексного подхода в реализации интегративных процессов
  • Принцип взаимодействия, предполагающий координацию всех образовательных социокультурных институтов в оказании педагогической помощи и поддержки детям разного уровня социализации
  • Принцип вариативности, предусматривающий учет интересов детей, свободно выбирающих вариативные образовательные программы и время на их усвоение
  • Принцип межведомственности, учитывающий координацию деятельности педагогов дополнительного образования, учителей, классных руководителей, психологов и позволяющий получить всестороннюю характеристику образовательного, нравственного, социального, физического здоровья детей.

Принципы отбора содержания.

  1. Личностно-ориентированный подход (обращение к субъектному опыту обучающихся, т.е. опыту собственной жизнедеятельности; признание самостоятельности и уникальности каждого ученика).
  2. Природосообразности (учитывается возраст обучающегося, уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности).
  3. Культуросообразности (приобщение учащихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности).
  4. Свобода выбора решений и самостоятельность в их реализации.
  5. Систематичность, последовательность, наглядность обучения.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Планируемые результаты – система обобщенных личностно ориентированных целей образования, уточненных и дифференцированных по учебным предметам, для определения и выявления всех элементов, подлежащих формированию и оценке, с учетом ведущих целевых установок изучения каждого предмета, а также возрастной специфики учащихся.

Предметные результаты –  конкретные элементы социального опыта (знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности), освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета.

К результатам, подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы в рамках контроля успешности освоения содержания отдельных учебных предметов, относится способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе:

  • системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке;
  • умений учебно-познавательной и практической деятельности, обобщенных способов деятельности;
  • коммуникативных и информационных умений;
  • системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.

К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:

  • ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);
  • характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
  • индивидуальные личностные характеристики.

Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее  выпускника:

  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • любящий свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Классификация результатов внеурочной деятельности

Содержание

Способ достижения

Возможные формы деятельности

Первый уровень результатов

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни

Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта

Беседа

Второй уровень результатов

Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом

Достигается во взаимодействии школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, где он подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить (или отвергать)

Дебаты, тематический диспут

Третий уровень результатов

Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой

Достигается во взаимодействии школьника с социальными субъектами, в открытой общественной среде

Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов

Личностными результатами освоения программы являются:

—развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;

—развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);

—воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;

—формирование мотивации дальнейшего изучения природы.

Метапредметными результатами являются:

—овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

—формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме - в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков ;

—развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметными результатами являются:

—в познавательной сфере - наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;

—в трудовой сфере - владение навыками ухода за комнатными растениями, за домашними питомцами;

—в эстетической сфере - умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;

—в сфере физической культуры - знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.

Содержание  курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Введение 1 час

Как нам жить в дружбе с природой.

Времена года. Осень.   11 часов

Экскурсия. Сбор природного материала. Познавательно-игровая программа «Деревья - наши друзья» Осень рыжая подружка. Аппликация из листьев. Осеннее оригами. Лесные великаны – лоси. Подружка осени – лиса. Мы корзиночки берём за грибами в лес пойдем. Хлеб всему голова. Сапожок, витушки, перья – прояви своё уменье. Лесные великаны-зубры. Золотая Хохлома краски осени взяла.

Времена года. Зимушка – зима. 11 часов

Здравствуй, зимушка-зима! Новый год идёт. Откуда снежинки? Снежинки водят хоровод. Ель. Сказочный лес. Еловая ветка. Совушка - мудрая головушка. Белка. Красногрудый снегирь. Морж. Кони - молодецкие, кони городецкие. Северное сияние. Мы зиму провожаем, солнышко встречаем.

Времена года. Весна - красна. 11 часов

Уж тает снег, бегут ручьи. Весенний букет - для мамочки привет! Исследовательская работа «И это всё о радуге» В царстве подводном – загадки особые. О чем расскажет рыбья чешуя. Проект. Пей чай не скучай, медведя в гости приглашай. Божьи коровки. Проект. Цветы для ветерана. Проект. Сказка «Дюймовочка» и времена года. Красавица Весна. Мы цветы сажаем планету украшаем. Выставка детских работ. Викторина «Знатоки природы».

                  Календарно-тематическое планирование

Название темы

Количество часов

Дата

По плану

фактически

     Примечание

1

Как нам жить в дружбе с природой.

1

04-08.09

2

Экскурсия. Сбор природного материала.

1

11-15.09

3

Познавательно-игровая программа «Деревья - наши друзья»

1

18-22.09

4

Осень рыжая подружка. Аппликация из листьев.

1

25-29.09

5

Осеннее оригами.

1

02-06.10

6

Лесные великаны – лоси.

1

09-13.10

7

Подружка осени – лиса.

1

16-20.10

8

Мы корзиночки берём за грибами в лес пойдем.

1

23-27.10

9

Хлеб всему голова.

1

06-10.11

10

Сапожок, витушки, перья – прояви своё уменье.

1

13-17.11

11

Лесные великаны-зубры.

1

20-24.11

12

Золотая Хохлома краски осени взяла.

1

27-01.12

13

Здравствуй, зимушка-зима!

1

04-08.12

14

Новый год идет.

1

11-15.12

15

Откуда снежинки? Снежинки водят хоровод.

1

18-22.12

16

Ель. Сказочный лес. Еловая ветка.

1

25-29.12

17

Совушка - мудрая головушка.

1

15-19.01

18

Белка.

1

22-26.01

19

Красногрудый снегирь.

1

29-02.02

20

Морж.

1

05-09.02

21

Кони - молодецкие, кони городецкие.

1

12-16.02

22

Северное сияние.

1

19-23.02

23

Мы зиму провожаем, солнышко встречаем.

1

26-02.03

24

Уж тает снег, бегут ручьи.

1

05--09.03

25

Весенний букет - для мамочки привет!

1

12-16.03

26

Исследовательская работа «И это всё о радуге»

1

19-23.03

27

В царстве подводном – загадки особые. О чем расскажет рыбья чешуя.

1

04-06.04

28

Проект. Пей чай не скучай, медведя в гости приглашай.

1

09-13.04

29

Божьи коровки.

1

16-20.04

30

Проект. Цветы для ветерана.

1

23-27.04

31

Проект. Сказка «Дюймовочка» и времена года.

1

30-04.05

32

Красавица Весна.

1

07-11.05

33

Мы цветы сажаем планету украшаем.

1

14-18.05

34

Выставка детских работ. Викторина «Знатоки природы».

21-25.05

         МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Основные формы занятий:

  • занятие-лекция, дискуссии;
  • практические занятия;
  • занятия на природе;
  • экскурсии, путешествия;
  • литературные ринги;
  • устные журналы;
  • посиделки;
  • игровые формы (конкурсы, турниры-викторины)

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

  • индивидуальные (самостоятельная работа с учетом возможностей ребят);
  • фронтальные (одновременно работа со всеми ребятами):
  • групповая (работа по группам);
  • коллективные (коллективное выполнение работ).

На занятиях предполагается применение следующих методов:

  • репродуктивные;
  • эвристические;
  • проектный.

При работе с ребятами младшего школьного возраста выделяется определенная специфика: творческий и репродуктивный вид деятельности находится в особом соотношении друг с другом. В особом соотношении находятся и репродуктивные и эвристические методы.

Репродуктивные методы рассматриваются как ступени обучения и предусматривают приобретение знаний учащимися. Творческие эвристические методы предусматривают подбор оригинального действия для решения практических заданий, ведущие к использованию прошлого опыта, оригинальных идей.

К творческим видам деятельности на занятиях относятся:

  • написание сочинений различных видов;
  • выполнение заданий творческого характера.

Для развития творческой деятельности педагогу следует обращать внимание на самостоятельную деятельность ребят, на формирование творческих интересов.

Занятия проводятся с учетом дидактических требований:

  • определение цели занятия;
  • регулировка самостоятельной и коллективной работы;
  • анализ работы учащихся;
  • доступность материала;
  • систематичность;
  • воспитательный характер обучения.

Материально-техническое обеспечение

  • магнитофон;
  • видеомагнитофон;
  • фотоаппарат; ноутбук, проектор;
  • аудио-, видеокассеты, фотопленка;
  • словари;
  • иллюстративный наглядный материал, фотографии, репродукции картин;
  • географическая карта края;

                                               Список  учащихся

№ п/п

Ф. И. О.

      1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

День проведения-__________________

Время проведения-_________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РП и КТП внеурочная деятельность Мир вокруг нас

РП и КТП внеурочная деятельность Мир вокруг нас...

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас" для учащихся 1-4 классов.

Разработана по научно-познавательному направлению. Рассчитана на 4 года. Считаю полезной и нужной для учителей начальных классов....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас", 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир геометрии", 2 класс...

Программа внеурочной деятельности "Математика вокруг нас"

    Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом вопросы геометрии затрагиваются очень поверхностно, на них выделяетс...

Занятие по внеурочной деятельности "Природа вокруг нас. Животные."

В этом занятии обобщаются все знания о животных, полученные на уроках окружающего мира в 1 классе....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас» (2 класс)

Настоящая  программа разработана на основе программы факультативного курса «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой, программы интегрированного курса «Математика и конструирование» С.И. Вол...