Окружающий мир 4 класс Мир глазами историка
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Сизова Екатерина Сергеевна

Данный урок был представлен на конкурсе "Учитель года России 2018"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока26.71 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте. Меня зовут Сизова Екатерина Сергеевна, я приехала из Магаданской области. ……….

1. Орг.момент

С начала учебного года на уроках окр.мира вы успели побывать в роли некоторых ученых. Давайте вспомним каких? Ответ: географы, астрономы.

А сегодня мы познакомимся с новой наукой. Какой, вам поможет догадаться ребус.  

Ответ: История

Тема нашего урокабудет «Мир глазами историка».

2. Актуализация знаний

В жизни каждого человека происходит множество событий. Большинство из них мы очень долго, а некоторые, особенно важные для нас, не забываем в течении жизни. Мы знаем, когда родились, когда пошли в школу, все события нашей жизни как бы собраны в цепочку одно за другим и это составляет биографию каждого из нас.

А мы живущие сегодня и те, кто жил до нас, и те, кто будет жить после нас – все мы составляем человечество. У человечества тоже есть биография – это история.

История – это древнее слово, в переводе с греческого означает исследование, рассказ о событиях прошлого. Слово «история» имеет много значений. Мы часто говорим: «Я расскажу Вам  интересную историю…» или «Со мной приключилась  интересная история…» Как вы думаете, вчерашний день – это история? 

Что вы знаете об этой науке? ...отвечают ….

Мы помним, что было неделю назад, а как люди узнают, что происходило много лет назад? ….. Отвечают дети  - (исторические источники)

3.Целеполагание и мотивация познавательной деятельности

Итак, наша задачи на сегодняшний урок

  1. Узнаем что… Что изучает наука история
  2. Выясним …  Какие бывают исторические источники

А чтобы о сегодняшнем уроке остался след в истории  вашего класса, я предлагаю создать Лэпбук – историческую папку, а мы с вами будем выступать в роли историков.

4. Изучение нового. Первичное усвоение материала

Перед вами лежат заготовки наших лэпбуков и шкатулки знаний.

Первое, что мы должны выяснить, что изучает наука история. Для этого прочитайте на стр.30 учебника первый абзац и выберите из предложенных в шкатулке знаний определений кпонятию «История» и вложите в Лэпбук.

Кто готов сказать нам, что такое история?

Вывод:

История – это наука, которая изучает прошлое людей.

Много тайн хранит прошлое. Как открыть дверь в этот загадочный мир под названием история? Сделать это непросто.  Охраняет  вход  – грозный стражник время. А ключи от него в руках ученых-историков. Ученые знают, что прошлое не ушло бесследно.

О минувших временах нам поведают старинные предметы, большинство из которых найдены археологами.

Задание. Прочитайте в учебнике стр. 32-33 об этих ученых. Выберите из шкатулки три определения, что такое археология и вложите их в лэпбук.

Вывод:

Археология  это наука, которая узнает о прошлом, изучая древние предметы, сооружения.

Археология  это история, вооруженная лопатой.

Археология  это наука – одна из главных помощниц истории.

Благодаря археологии ученые находят различные предметы, которые могут рассказать нам многое о прошлом людей. Эти предметы  называют историческими источниками. Ученые делят их на группы: вещественные, устные, письменные.

Задание. Попробуйте самостоятельно распределить исторические источники из шкатулки по этим трем группам.

Проверка сначала вещественные, устные и только последние письменные.

При проверке задается вопрос:

 А почему вы вложили данные источники в группу вещественные? Ответ:  Потому что это вещи, их можно потрогать.  Так же и др.группы.

Из всех письменных источников для историков наиболее важными являются летописи, которые на Руси появились около 1000 лет назад. В летописях велись записи основных событий год за годом. В крупных городах Древней Руси было почетным стать летописцем.  Самым известным летописцем был монах Нестор в Киеве. (По сути, летописец Нестор является первым историком, попытавшимся поведать современникам и потомкам об истории земли русской).

В Великом Новгороде важными письменными источниками служили берестяные грамоты, на которых писали письма, расходы и доходы семей.

Как вы думаете, а где могут храниться исторические источники?

Ответ: музеи, библиотеки, архивы, …

Давайте познакомимся с этими учреждениями поближе. 

Первым российским музеем была Кунсткамера, открытая в вашем городе Санкт-Петербурге.

Из шкатулки знаний возьмите подготовленный материал и приклейте в Лэпбук в раздел места хранения исторических источников.

В вашем городе очень много музеев, библиотек и архивов.

Посмотрите, здесь представлены музеи и библиотеки вашего города.

Наш Лэпбук почти готов, мы много с вами потрудились. Давайте отдохнем.

5. Физкультминутка

6.Творческое задание.

        А сейчас мы станем с вами настоящими археологами. Следующее задание нашего урока называется «Моя находка». Вам необходимо внимательно изучить и раскопать предмет, который здесь зарыт.

У кого, что получилось? … Отвечают

Наклейте полученную находку на обратную сторону вашего Лэпбука.

Обратите внимание, пожалуйста, что ниже расположено домашнее задание на след. урок.

Ребята, наш Лэпбук «Мир глазами историка» готов. Предлагаю  подписать каждому свой исторический документ: Создатель Лэпбука: юный историк … свою фамилию и имя.

8.Итог урока.

Подведём итог нашего урока.

-Вернёмся к задачам урока.

-Поднимите руки. Кто считает, что справился с ними?

-Кому было трудно?

-Что нам помогло выполнить нашу работу?

9. Рефлексия

Древнегреческая муза Клио – покровительница истории, передала вам монету -  талант. Давайте с помощью своих талантов оценим работу на уроке.

Положите свой талант  в корзину

  • Справился со своей работой на уроке

или

  • Были отдельные моменты, когда я испытывал трудности

Ребята, я рада, что нам сегодня все удалось на уроке.

На память о нашей встрече я хочу подарить вам исторический источник из Магадана, который также является символом Магаданской области, мамонтенка Диму.


Справился

со своей работой

на уроке

Были моменты,

когда я испытывал трудности

Места хранения

        

  • Летописи
  • Документы
  • Фотографии
  • Письма
  • Царские указы



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мир глазами историка. - окружающий мир 4 класс

Тема: Мир глазами историка.Цели: - Сформировать представление об окружающем нас мире с точки зрения историков;- Ознакомить с наукой историей;- Развивать любознательность, умение наблюдать, рассу...

урок окружающего мира в 4 классе по теме « Мир глазами историка»

Продолжительность: 40 минКласс: 4 АТип урока: объяснение нового материалаМетод обучения: исследовательский, проблемный, словесный, наглядный, метод ценностного анализа. Средства обучения:экран, к...

Презентация к уроку окружающего мира "Мир глазами историка" 4 класс

История, архив, исторические источники, Кунстуамера, археология....

Урок по окружающему миру в 4 классе "Мир глазами историка"

Урок по окружающему миру в 4 классе "Мир глазами историка"...

Урок по окружающему миру "Мир глазами историка. О прошлом Сергиева Посада" 4 класс

Урок по окружающему миру "Мир глазами историка. О прошлом Сергиева Посада"....

Конспект урока по окружающему миру "Мир глазами историка" 4 класс.

Это конспект урока по УМК "Школа России". А. Плешаков, 4 класс....