урок окружающего мира в 4 классе по теме « Мир глазами историка»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Зуева Оксана Владимировна

Продолжительность: 40 мин
Класс: 4 А
Тип урока: объяснение нового материала
Метод обучения: исследовательский, проблемный, словесный, наглядный, метод ценностного анализа.
 Средства обучения:экран, компьютер, электронное приложение к уроку
Оборудование: электронное приложение к учебнику, карточки ,книга, рабочая тетрадь.Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.
Авторские комментарии: данный урок разработан в рамках применения ИКТ. На уроке используется показ слайдов,  применяется индивидуальная работа по карточкам, проводится словарный диктант (устный). Применяются здоровьесберегающие технологии: физкультминутка (проводятся упражнения под музыку).  На уроке проводится большая работа по обогащению словаря учащихся, используется большое количество наглядного материала.

Методикой обучения на данном уроке является развивающее обучение.

Развитие мотивации происходит с помощью создания проблемной ситуации  при решении творческих задач.

Речевое развитие- представление презентации.

Воспитание практической самостоятельности ( проведение исследовательской работы с изучаемой темой)

Формы организации учебного процесса: индивидуальная работа при подготовке к  уроку и фронтальная на уроке.

Методы обучения на уроке:

Словесные ( слово учителя), наглядные (модели и презентации), творческие, практические и проблемно- поисковые (при решении задач), методы стимулирования и письменного контроля .

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx15.5 КБ
Файл urok.docx27.14 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Пояснительная записка

к уроку окружающего мира в 4 А  классе по теме  « Мир глазами историка»
Автор: Зуева Оксана Владимировна
Образовательное учреждение: МБОУСОШ №43, ст.Холмская.
Предмет: окружающий мир
Тема: «Мир глазами историка»
Задачи:

Формирование УУД:

познавательные- самостоятельно формировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;коммуникативные- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные-ставить учебные задачи с учётом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные- устанавливать связи между учебной деятельностью и её мотивом.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, карточки ,книга, рабочая тетрадь.Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.


Цель урока:

сформировать у учащихся представление об истории, как науке изучающей длинный путь развития человечества;

способствовать формированию знаний об исторических источниках, их видах;

познакомить детей с летосчислением;

воспитывать уважительное отношение к прошлому человечества, к памятникам истории и культуры

Продолжительность: 40 мин
Класс: 4 А
Тип урока: объяснение нового материала
Метод обучения: исследовательский, проблемный, словесный, наглядный, метод ценностного анализа.
 Средства обучения:экран, компьютер, электронное приложение к уроку
Оборудование: электронное приложение к учебнику, карточки ,книга, рабочая тетрадь.Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.
Авторские комментарии: данный урок разработан в рамках применения ИКТ. На уроке используется показ слайдов,  применяется индивидуальная работа по карточкам, проводится словарный диктант (устный). Применяются здоровьесберегающие технологии: физкультминутка (проводятся упражнения под музыку).  На уроке проводится большая работа по обогащению словаря учащихся, используется большое количество наглядного материала. Характеристика группы:

В классе 25 человек, них  5- из неполных, остальные воспитываются в полных семьях, многодетные - 5 семьи.

  Психологическая обстановка в группе хорошая.                                                                      Уровень  учебной мотивации  хороший,  уч-ся обладают учебными способностями и стремлением к учебе.

 При хорошей организации учебного процесса  работает большая часть класса.

 Микроклимат в группе  доброжелательный и комфортный.                    

Для отбора материала к уроку определяющим явилось требование  учебной программы к уровню подготовки учащихся( учитывался уровень подготовленности учащихся )  и установление межпредметных связей с другими предметами .

Основные этапы урока:

Организационный момент.

Сообщение целей и задачей урока .

Обобщение и систематизация учебного материала( сопровождается представлением презентаций .

Объяснение нового материала

Применение здоровьесберегающих технологий.

Подведение итогов – комментарии оценок.

Домашнее задание.

Методикой обучения на данном уроке является развивающее обучение.

Развитие мотивации происходит с помощью создания проблемной ситуации  при решении творческих задач.

Речевое развитие- представление презентации.

Воспитание практической самостоятельности ( проведение исследовательской работы с изучаемой темой)

Формы организации учебного процесса: индивидуальная работа при подготовке к  уроку и фронтальная на уроке.

Методы обучения на уроке:

Словесные ( слово учителя), наглядные (модели и презентации), творческие, практические и проблемно- поисковые (при решении задач), методы стимулирования и письменного контроля .



Предварительный просмотр:

                                     Тема «Мир глазами историка»

Цель урока:

  • сформировать у учащихся представление об истории, как науке изучающей длинный путь развития человечества;
  • способствовать формированию знаний об исторических источниках, их видах;
  • познакомить детей с летосчислением;
  • воспитывать уважительное отношение к прошлому человечества, к памятникам истории и культуры.

Формирование УУД:

  • познавательные- самостоятельно формировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;коммуникативные- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные-ставить учебные задачи с учётом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные- устанавливать связи между учебной деятельностью и её мотивом.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, карточки ,книга, рабочая тетрадь.Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.

Новые термины:

История, исторические источники, археолог, летописи, архив, римские цифры.

( на доске карточки)

                                                           Ход урока:

I Организационный момент.

Здравствуйте ребята.

Сегодня мы с вами поговорим об истории. История – это очень интересный, увлекательный предмет. На уроках истории, как на машине времени, мы будем путешествовать во времени. Сегодня мы будем историками.

II Актуализация знаний.

Блицопрос.

  • Кто был создателем первого глобуса?(Немцкий географ Мартин Бехайм)
  • Когда это было и как назвал учёный своё творение? (в 1492г.назвал «Земное яблоко)
  • Чем глобус Бехайма отличался от современного?(на нём не было Северной и Южной Америки, в то время они не были открыты).

2. Отгадайте , о чем идёт речь?

Всем известно,что она

и чудес и тайн полна.

На чужих ошибках учит

и вовеки не наскучит? (история)

-Что вам известно об этой науке?

Слово «история» имеет много значений. Мы часто говорим: « Я расскажу Вам интересную историю…» или «Со мной приключилась интересная история…» Что же такое история?

  • Как вы думаете, вчерашний день – это история? Почему?
  • Какая цель урока может быть поставлена в связи с этой темой?
  • Что мы будем делать для достижения цели урока? (работать по учебнику, выполнять задания в рабочей тетради,работать в парах,делать выводы,рассуждать,высказывать свою точку зрения.)

III Изучение нового материала.

История-это наука, которая изучает прошлое людей. Вчерашний день – это уже ИСТОРИЯ. Вы, ваши родители, я - пишем историю сегодня, от нас зависит, какой она будет сейчас.

Мы помним, что было неделю назад, а как люди узнали, что происходило много лет назад?

Раньше люди в течение года, от лета к лету записывали важные события в книги, которые стали называть летописи. Летописи – это подробный рассказ о событиях ( карточка на доске). Летописи очень ценятся, поэтому люди их бережно хранят в специальных помещениях – архивах. Архив – это хранилища документов.

До наших дней сохранились замечательные постройки, такие, например, как пирамиды. Кто знает, что такое пирамиды? Где они находятся? Пирамиды – это гробницы правителей Египта (фараонов).

Это замок. Раньше в замках жили рыцари. Замки строили на холмах, окружали крепостной стеной. Как вы думаете, почему?

Посмотрите, какая была раньше посуда, давайте сравним с посудой, которой мы пользуемся сейчас.

Это комната. Обратите внимание, в комнате красивая мебель, красивый резной потолок, стены, украшенные картинами. Так раньше обустраивали свои комнаты богатые люди.

Древние монеты, украшения, старое оружие – дают нам представление о прошлом. ( Можно задать вопрос, обращаясь к мальчикам: «Кто знает, как называется это оружие?» Катапульт – метательная машина.)

Так раньше одевались люди. Девочки, посмотрите, какое красивое платье!

Старинные сооружения, летописи, монеты – это исторические источники. Исторические источники – это все то, что может рассказать нам о прошлом людей.

Многие исторические источники были обнаружены, благодаря археологам. Кто такой археолог? Археологи – это ученые, которые ведут раскопки. Археологические находки помогают историкам восстановить в деталях занятия и быт людей в минувшие времена.

Изучая историю, важно знать, когда произошло, то или иное событие. Какое событие было раньше, а какое позже.

Большие отрезки времени – называют годами. Год, когда произошло важное событие, называют исторической датой.

Сто лет – это столетие или век.Тысячелетие – это тысяча лет, или 10 веков. Во многих странах мира летосчисление ведут от Рождества Христова. Иисус Христос – это основатель христианской веры. Люди решили, что год, когда родился Иисус будет точкой отсчета исторических дат. Посмотрите, это «линия времени». Р.Х. условно считают нулевым годом. Время, исчисляемое от Рождества Христова, мы называем наша эра ( а пишем сокращенно н.э.) Продолжается наша эра две тысячи лет.

Многие исторические события произошли до нашей эры. Представим себе, что какое-нибудь событии – война, основание города – произошло за один год до нашей эры. В этом случае мы говорим, что оно произошло в 1-м году до нашей эры.

Если другое событие произошло на один год раньше, т.е. за два года до нашей эры, то мы скажем: «Это событие произошло во 2-м году до нашей эры» и т.д. На «линии времени» видно, что за 3-м годом до н.э. шел 2-й год до н.э. А за 2-м г. до н.э. – 1-й.г. до н.э.

Работа в печатных тетрадях.

1147 г.- первое упоминание о Москве в летописи - это историческая дата.

Еще одна историческая дата – 753 г. до н.э. – основание Рима (это Колизей -один из знаменитых древних памятников Рима).

А теперь посмотрим, как эти даты расположить на «линии времени».

( чертёж на доске.)

Рим Москва

_________________________/___________/____________/_________________

753 1147

До нашей эры Наша эра

Рим был основан за 753 года до нашей эры, поэтому мы сделаем отметку слева, Москва основана в нашей эре, поэтому отметим справа.

Можно решать задачи не только по математике, но и по истории.

Решим задачу: Какой из двух городов - Москва или Рим – был основан раньше? На сколько раньше? Что мы для этого сделаем?

Ответы детей. Решение: 753+1147=1900 Рим старше Москвы.

- Сколько лет назад был построен Рим? Как мы будем решать задачу?

Рим 2010

________________________/________/_________________________________

753

Ответы детей. Решение: 753+2010=2763

-Где на линии времени мы отметим: 1242 г.? 74 г. до н.э.? 1586 г.? 1384 г. до н.э.?

ответы детей.

- В истории, кроме арабских цифр, которые вам уже известны из математики, используют и римские цифры. Римскими цифрами принято отмечать века, арабскими годы. Посмотрите на слайд. Можно объяснить детям, как легче запомнить римские цифры. 1 – I (одна палочка), 2-II (две палочки), 5-V (галочка), 4=5-1 (значит, IV), 7=5+2 (значит, V+II), 10-X, 11=10+1 ( значит, X+I )и т.д.

-Как узнать, в каком веке было то, или иное событие. См. таблицу стр. 44-45 в учебнике.

1147-это XII век (12). Так как, дети еще в 4 классе, я дала им подсказку: надо прибавлять к первым цифрам единицу.

Ответы детей.

- Очень важно для историка знать не только, когда произошло событие, но и представлять, где оно происходило.

Это историческая карта. ( на доске историческая карта)Чтобы понять ее, не обязательно знать исторические события. Карта сама вам все расскажет. На карте есть условные обозначения, которые будут подсказками.

Смотрите, здесь можно увидеть название стран: Россия, Франция. Границы государства отмечают линией.

Назовите города. Они отмечены точкой.

Столицы стран отмечают точкой в кружке. Найдите и назовите.

Стрелками на исторической карте обозначают: поход, наступление войск. Найдем на карте.

Крестиком – важные битвы. Найдите на карте.

Работа с электронным приложением к учебнику.

IV Закрепление.( работа по карточкам, взаимопроверка, работа в парах)

Фамилия, имя__________

1. С помощью учебника запиши, какой век (римскими цифрами) соответствует данной исторической дате:

- 1861 г. –

- 2001 г. –

- 1097 г. –

- 1359 г. –

-1242 г. –

2. Отметь на линии времени следующие даты:

Р.Х.

____________________________/______________________________________

74 г. до н.э.

1380 г.

114 г. до н. э.

1537 г.

3. Напиши века римскими цифрами.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

4. Отметь на линии времени историческое событие и реши задачу:

Сколько лет назад началось восстание рабов под предводительством Спартака, если оно началось в 74 г. до н.э.

Р.Х.

2010 г.

_____________________________/_____________________________________

5. Сколько лет правил римский император Октавиан Август, если императором он стал в 30 г. до н.э., а умер в 14 г. н.э.

30 г. Р.Х. 14 г.

_________________________/_____/_________/__________________________

V Подведение итогов урока.

-Представьте, что мы перенеслись в далёкое будущее с помощью машины времени .Какие исторические источники расскажут нашим потомкам о времени, в котором мы живём?

-Что такое история?

-Какую науку в шутку называли «историей, вооруженной лопатой?» (археология)

Урок хочется закончить словами древнеримского оратора Цицерона: «Не знать истории – значит всегда быть ребенком»

Давайте изучать историю, чтобы стать взрослыми!

Рефлексия:

-Какова была цель урока?

-Какие знания мы открыли?

-Где можно применять новые знания? (высказывание детей.)(Самооценка. Комментарий учителя)

  1. Домашнее задание

-прочитать текст с.29-35.учебника, выполнить задание №5 с.18 Р.Т

Используемая литература и Интернет-ресурсы.

  1. www.vokrugsveta.ru
  2. Учебник «окружающий мир» 4 класс  А.А Плешакова, Е.А Крючкова.УМК Школа России.
  3. Рабочая тетрадь
  4. Электронное приложение к учебнику.

исторические

источники

___________

История

__________

Архив

___________

Летопись

___________

Археолог

Фамилия, имя____________________ Дата_________________

1. С помощью учебника запиши, какой век (римскими цифрами) соответствует данной исторической дате:

- 1861 г. –

- 2001 г. –

- 1097 г. –

- 1359 г. –

-1242 г. –

2. Отметь на линии времени следующие даты:

Р.Х.

____________________________/______________________________________

74 г. до н.э.

1380 г.

114 г. до н. э.

1537 г.

3. Напиши века римскими цифрами.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

4. Отметь на линии времени историческое событие и реши задачу:

Сколько лет назад началось восстание рабов под предводительством Спартака, если оно началось в 74 г. до н.э.

Р.Х.

2010 г.

_____________________________/_____________________________________

5. Сколько лет правил римский император Октавиан Август, если императором он стал в 30 г. до н.э., а умер в 14 г. н.э.

30 г. Р.Х. 14 г.

_________________________/_____/_________/__________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторение темы "Пустыня" к уроку Окружающего мира в 4классе

Презентация содержит кроссворд для фронтальной работы на этапе повторения и тест для индивидуального контроля....

Урок окружающего мира ("Человек и природа") Тема: "Окна в окружающий мир"

Урок окружающего мира ("Человек и природа") Тема: "Окна в окружающий мир" На уроке происходит формирование новых понятий о строении и роли органов зрения человека, о связи органов зрения с нервной сис...

Интегрированный урок окружающего мира, изобразительного искусства и музыки "Снег глазами учёных, художников, композиторов"

Дидактическая цель: создать условия для осмысления и сопоставления видения одного и того же предмета с позиций разных учебных предметов средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий....

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе. Тема "Мир глазами географа"

Урок окружающего мира в 4 классе по программе "Перспектива", автора А.А. Плешакова...

Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.

Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть»,  «мораль»...

Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...