Мир глазами историка. - окружающий мир 4 класс
презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) по теме

Татьяна Анатольевна Косырева

 

Тема: Мир глазами историка.

Цели: - Сформировать представление об окружающем нас мире с точки зрения историков;

- Ознакомить с наукой историей;

- Развивать любознательность, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы, основываясь на полученных знаниях и собственном опыте.

Оборудование: тест, словарь, видеосюжеты.

  1. Организационный момент. Слайд 1.

Прозвенел веселый звонок,

Начинаем наш урок.

Нам надо многое понять,

Чтобы историками стать.

Сегодня нам предстоит посмотреть на окружающий мир глазами историка, узнать, что такое история, и какие у нее есть «помощницы».

  1. Проверка домашнего задания. Слайд 3.
  1. Индивидуальные задания.

Тест «Тепловые пояса». 1 – б, 2 – а, 3 – б, 4 – в, 5 - б

  1. Фронтальный опрос.

Почему Солнце не одинаково нагревает разные участки Земли? (на среднюю часть прямые лучи, на полюса – косые)

Какие тепловые пояса выделяют на Земле?

Влияет ли распределение тепла на Земле на растительный и животный мир?

Какие страны расположены в тропическом поясе? (Бразилия, Перу, Ангола, Заир, Индонезия …)

Какие страны расположены в умеренных поясах? (Россия, Турция, Казахстан, Монголия, Аргентина …)

Какие страны расположены в полярных поясах? (Север России, острова Канады …)

  1. Времена года в южном и северном полушариях не совпадают. Когда в южном полушарии ходят на пляж? Слайд 4.

1.Месяц подготовки к зиме у белок наших лесов. 2.Первый летний месяц в северном полушарии. 3.Последний летний месяц в северном полушарии. 4.Время года в южном полушарии, которое бывает в июне. 5.Месяц сбора урожая в Австралии. 6.Зимний месяц в северном полушарии.

1.октябрь 2.июнь 3.август 4.зима 5.март 6.декабрь ЯНВАРЬ

  1. Изучение новой темы. Слайд 5.

Молодцы. Пришло время приступить к изучению новой темы.

В жизни каждого человека происходит множество событий, многие из них мы долго помним, а некоторые не забываем в течение всей жизни. Все события нашей жизни как бы собраны в цепочку, одно за другим, и составляют биографию (жизнеописание) каждого из нас. Мы, живущие сегодня, те, кто жил до нас, и те, кто будет жить после нас, - все вместе мы составляем Человечество. У человечества тоже есть биография – это История. Это огромный мир, о котором мы сегодня начнем разговор.

«История» – очень древнее слово. В переводе с греческого языка оно означает «исследование, рассказ о событиях прошлого». Как толкует это слово С.И. Ожегов. Слайд 6. История – совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества.

Часто историю называют памятью народа. Изучая историю, мы узнаем, как жили наши предки, чем мы похожи на них и чем отличаемся, какие происходили события. Ученые – историки работают в архивах, музеях, библиотеках, изучают документы, оставшиеся от минувших эпох. Более подробно об архивах нам расскажет наш одноклассник.

- доклад 1. Слайд 7.

В нашем городе тоже есть архив. Исторические документы мы можем увидеть в залах городского краеведческого музея. Прошлое не уходит бесследно.

Вы, наверное, замечали, что если дома несколько дней не протирать мебель, на ней образуется слой пыли. А за тысячи лет толстый слой земли, песка и пыли покрыл все, что осталось от древних людей, на нем выросли трава, лес, села, города. Ученые сначала определяют места, где в далекие времена жили люди, а потом производят раскопки – извлекают из земли вещи древних людей, все на чем сохранились следы их деятельности. Этих ученых называют археологами, а науку о древности – археологией.

Как вы думаете, что на улицах нашего города может рассказать о прошлом? (памятники, дома, название улиц)

Все, что может рассказать о прошлом: рукописи, монеты, сказания, пословицы – называют историческими источниками. Дошедшие до нас памятники ценны, и многие предметы старины хранятся в музеях. О первом музее, созданном в России, мы сейчас послушаем.

- доклад 2. Слайд 8, 9.

Не только в архивах и музеях хранятся ценные находки, их можно отыскать в каждом доме.

физминутка

  1. Работа в тетради. Слайд 10.

Найдите предложения, в которых говорится об исторических источниках. (3, 4, 5, 6) Отметьте эти предложения знаком +.

Слайд 11.

Используя текст учебника, запишите определения.

  1. Закрепление.

- что вы хотели бы узнать, изучая историю?

- представьте, что у нас есть машина времени и мы в далеком будущем. Какие исторические источники расскажут нашим потомкам о времени, в котором мы живем?

  1. Итог урока. Слайд 12.

Итак, подведем итоги. Что такое история? (наука о прошлом людей) Что называют историческим источником? (сооружения, монеты, книги, рукописи …) Какую науку в шутку называют «историей, вооруженной лопатой»? (археологию)

  1. Домашнее задание. Слайд 13.

Прочитать текст, ответить на вопросы (с. 35 – 41)

Выполнить задания № 1, 2 с. 41

В тетради с. 12 № 3.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon urok_6_mir_glazami_istorika.ppt2.08 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

урок 6 окружающий мир 4 класс

Слайд 2

Сформировать представление об окружающем нас мире с точки зрения историков; Ознакомить с наукой историей; Развивать любознательность, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы, основываясь на полученных знаниях и собственном опыте.

Слайд 4

6 1 4 2 5 3

Слайд 10

5. В библиотеке у дедушки Надя нашла книгу кулинарных рецептов, изданную в XIX веке. 6. В краеведческом музее школьники с интересом разглядывали старинные предметы домашнего обихода: фарфоровую посуду, мебель, одежду. 4. В конце XVIII века в Москве появилось прекрасное здание – Пашков дом. Ныне здесь находится Российская государственная библиотека.

Слайд 11

Исторический источник – это все, что может рассказать нам о прошлом людей. Археология – это наука, которая узнаёт о прошлом, изучая древние предметы, сооружения.

Слайд 12

Что такое история? Что называют историческим источником? Какую науку в шутку называют «историей, вооруженной лопатой»?

Слайд 13

Прочитать текст, ответить на вопросы (с. 35 – 41) Выполнить задания № 1, 2 с. 41 В тетради с. 12 № 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира в 4 классе по теме « Мир глазами историка»

Продолжительность: 40 минКласс: 4 АТип урока: объяснение нового материалаМетод обучения: исследовательский, проблемный, словесный, наглядный, метод ценностного анализа. Средства обучения:экран, к...

Окружающий мир 4 класс Мир глазами историка

Данный урок был представлен на конкурсе "Учитель года России 2018"...

Презентация к уроку окружающего мира "Мир глазами историка" 4 класс

История, архив, исторические источники, Кунстуамера, археология....

Урок по окружающему миру в 4 классе "Мир глазами историка"

Урок по окружающему миру в 4 классе "Мир глазами историка"...

Урок по окружающему миру "Мир глазами историка. О прошлом Сергиева Посада" 4 класс

Урок по окружающему миру "Мир глазами историка. О прошлом Сергиева Посада"....

Конспект урока по окружающему миру "Мир глазами историка" 4 класс.

Это конспект урока по УМК "Школа России". А. Плешаков, 4 класс....