Сценарий урока "Наши подземные богатства" окружающий мир 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Сценарий урока окружающий мир по программе УМК "Школа России" 4 класс на тему "Наши подземные богатства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_30.11.2018.docx383.06 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира.

Тема: "Наши подземные богатства". 4-й класс

Тип урока:  открытие новых знаний

Цели урока: образовательная: сформировать представления учащихся о подземных богатствах, познакомит детей с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, охраной  подземных богатств;

развивающая: развивать познавательную активность, умение работать с картой, коллекционным материалом, развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически;

воспитательная: воспитывать  любовь к родному краю, гордость за свою родину.

Задачи формирование понятия «полезные ископаемые»;

давать характеристику полезным ископаемым;

учить работать с физической  картой.

Формировать УУД

Познавательные УУД: Учиться: ориентироваться в своей системе знаний;  отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Коммуникативные УУД: Формирование умения:  слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;  уметь работать в группе.

Личностные УУД: Учиться: выказывать своё мнение; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: Формирование умения:  планировать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; высказывать своё предположение;  осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Оборудование и технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран, коллекция полезных ископаемых, физическая карта России, карточка-помощница.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Поприветствуйте улыбкой гостей. Улыбнитесь мне. Я рада вас вести дорогой знаний. Садитесь.

Ребята посмотрите пожалуйста на доску и прочитайте высказывание

Ученики читают в слух: 

«Ученик, который учится без желания,- это птица без крыльев»    Слайд 1

Учитель: Как вы понимаете это высказывание?

Предполагаемый ответ: Птица без крыльев не может летать, существовать, так и ученик без желания не сможет учиться.

Учитель: Молодцы, а теперь оцените свой настрой, покажите его карточкой настроения.

http://kladraz.ru/images/smaylik.jpg

Учитель: Желаю сохранить радостное настроение на протяжении всего урока. Желаю открытия новых знаний и отличных отметок.

 II  Актуализация знаний

Учитель: Закройте глазки и вслушайтесь в слова:

Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар – это земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно» (откройте глазки)

  Слайд 2.

III. Проверка знаний и умений.

Учитель:- Сегодня мы продолжим постигать тайны нашего общего дома – дома, в котором мы с вами живём. Прежде, чем перейти к новой  теме, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке.

Ученики: О водоёмах…     Слайд 3.

Учитель: Ваши знания по теме «Водоем» я проверю с помощью теста.  На это задание я вам даю 3 минуты. Поменяйтесь тестами и проверьте друг у друга.       Слайд 4.

Учитель: Хотелось бы послушать о водоёмах нашего края… - 2 человека. (река Ия, озеро Байкал) (Детям давалось задание на дом)     Слайд 5 и 6

Учитель:  Ну а теперь, давайте вспомним правила поведения на воде и около воды. (1 человек). А в зимнее время года?

Учитель: Итак, ребята, вода – это природное богатство.

Учитель: Давайте отдохнём и пойдём дальше. ФИЗМИНУТКА.

III. Работа над новым материалом.

Проблемная ситуация

Учитель: Что относится еще к природным богатствам?

Ученики: Воздух, почва, растения, животные, полезные ископаемые (Составляем «Кластер») Слайд 7

Учитель: Сегодня на урок я принесла товары, которые можно приобрести в магазине, те которые необходимы в быту. Вот они: ножницы, глиняная свистулька, набор школьных мелков, мыло, торфяной горшочек, плакат с изображением Медного всадника, кирпич, таблетки активированного угля, стакан, игрушечная газовая плита. Что объединяет эти товары?

Ученики: они созданы человеком и необходимы людям.

Учитель: Из чего они сделаны?

Ученики: трудно ответить, хотя можно предположить, что они сделаны из того, что дала природа.

Учитель: Попробуйте сформулировать точнее.

Ученики: Из полезных ископаемых.

Учитель: Почему они так называются?

Ученики: Их добывают глубоко под землей.

Учитель: Сформулировать тему сегодняшнего урока.

Ученики:  «Наши подземные богатства». Слайд 8

Учитель: Исходя из темы урока сформулируйте цель урока.

Ученики: Изучить наши подземные богатства, их разнообразие, свойства, значение для людей.

Учитель: Ребята, а ещё мы сегодня на уроке будем не просто узнавать о  полезных ископаемых, но и попробуем  создать мини-книжку «Наши подземные богатства".

Учитель:-Как вы думаете, какие вопросы  мы можем сегодня обсудить на уроке?

 Слайд 9

  • -Какие бывают полезные ископаемые?

-Какие свойства имеют полезные ископаемые?

-Где они применяются?

-Как добываются полезные ископаемые?

-Нужно ли полезные ископаемые охранять?

IV. Совместное открытие знаний.

Учитель: Ребята, а что же такое полезные ископаемые???  СЛАЙД  10

(Полезные ископаемые – это минеральные образования земной коры, которые эффективно используются в жизнедеятельности людей.

Учитель: Как называют людей, изучающих недра земли и отыскивающих полезные ископаемые? (Геологи)     Слайд. 11

- Сегодня вы будете геологами и проведёте очень серьёзную исследовательскую работу. У каждой пары на парте находится по 1 виду полезных ископаемых. Ваша задача  определить  полезное ископаемое, узнать о его свойствах, назначении и заполнить таблицу. Если есть необходимость, пользуйтесь атласом-определителем, физической картой, учебником. На эту работу даётся 10- 12 минут. (Нефть, природный газ, торф, уголь, железная руда) 

-  В итоге каждая группа представит результаты исследовательской работы. Ответы должны быть чёткими, интересными и краткими.

Прежде, чем перейти к этой работе,

      -давайте, вспомним правила работы в группе.

Правила работы в группе.

  1.  Работать дружно.
  2.  Уметь слушать мнение своего друга.
  3.  Не выкрикивать.
  4.  Работать тихо.  
  5. В рот веществ мы брать не будем,
    Помнить надо – ядовит!
    Избежать, чтоб отравленья
    И здоровью не вредить!
  6. Чтоб почуять запах резкий
    Лишь ладонью помогай.
    Воздух от сосуда к носу
    Плавным взмахом направляй.

План изучения полезных ископаемых:

1) название полезного ископаемого;

2) его свойства;

3) условное обозначение;

5) значение и применение.

Физминутка. Прежде, чем вы начнете работать, давайте отдохнем.

Мы геологами станем (шагаем на месте).
Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами
(шагаем на месте).
Да? – да!
( хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора
(показываем руками),
Бурная река
(показываем руками),
Её не обойдешь
(топаем ногами),
Её не проплывешь
(плывём),
Её не пролетишь
(крылья),
Надо напрямик
(показываем руками) .
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели
(шагаем на месте).
Да? – да! ( хлопок над головой).

V Самостоятельная работа в парах

Выступление каждой группы ребят.

По ходу выступления идет просмотр слайдов о полезных ископаемых.

Учитель: Сегодня мы узнали много нового о подземных богатствах и  об их использовании.

Учитель:- Каким образом человек может охранять полезные ископаемые?

ответы учащихся:          

1) Оберегать от пожаров торф и другие горючие ПИ.

2) Экономно расходовать ПИ.

3) Соблюдать правила перевозки ПИ.

4)Заменять по возможности более дешёвыми материалами. (искусственными)

5) Можно использовать вторсырьё, т.е. переработку старых бумажных изделий для      выпуска новых или сбор металлолома (1 т металлолома экономит 2 т руды)

Учитель: А мы с вами должны  - экономить свет, тепло в квартире, в школе. Бережно относиться ко всему, что нас окружает.

VI .Итог урока:

Учитель: Наш урок подходит к концу.

- В ходе урока, отвечая на вопросы, мы с вами создали странички нашей книги.

- Давайте её составим.

  1. Рефлексия

Лист самооценки (приложение 2)

Раскрасьте свое настроение –смайлик (приложение 3) покажите всему классу

VIII  Домашнее задание.  р/т

Лист самооценки

Отметьте    +

Наши подземные богатства

Знаю всё

Знаний стало больше

Ничего нового не узнал(ла)

Могу поделиться новыми знаниями с другими

Лист самооценки

Отметьте    +

Наши подземные богатства

Знаю всё

Знаний стало больше

Ничего нового не узнал(ла)

Могу поделиться новыми знаниями с другими

НЕФТЬ

Цвет

Запах

Горит или

 не горит

Как образовалась?

Что получают из нефти?

Условное обозначение

ПРИРОДНЫЙ ГАЗ

Цвет

Условное обозначение

Горит или не горит

Как образовался?

Где используют природный газ?

ТОРФ

Цвет

Условное обозначение

Горит или не горит

Как образовался?

Где используют торф?

УГОЛЬ

Цвет

Условное обозначение

Горит или не горит

Как образовался?

Где используют уголь?

ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА

Цвет

Условное обозначение

Горит или не горит

Как образовался?

Где используют железную руду?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Наши подземные богатства"

Презентация к уроку окружающего мира "Наши подземные богатства" 4 класс по программе А.А Плешакова...

Урок окружающего мира по теме: "Наши подземные богатства" 3 класс.

Материал к уроку содержит: технологическую карту, приложение к карте, презентацию. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....

Урок окружающего мира в 4 классе. Тема урока: «Наши подземные богатства».

Урок окружающего мира в 4 классе. Тема урока: «Наши подземные богатства»....

Окружающий мир. Тема: Наши подземные богатства. 4 класс

Вначале урока повторяется тема водоёмы.На уроке используется краеведческий материал "Водоёмы Саратовской обл", коллекция полезных ископаемых.Провести урок помогает диск "Уроки Кирилла и...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Наши подземные богатства" 4 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Наши подземные богатства" 4 класс УМК "Школа России", составлена в соответствии с ФГОС НОО, содержит групповую практическую р...

Презентация к уроку наши подземные богатства

Презентация подойдет к уроку окружающего мира в 4 классе по теме "Наши подземные богатства"...

Конспект урока окружающего мира "Наши подземные богатства" 4 класс. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: Сформировать представления о подземных богатствах; ознакомить с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств.Планируемые р...