Программа по экологическому воспитанию для обучающихся начальной школы "Войди в природу другом".
методическая разработка по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Суслова Татьяна Сергеевна

Программа формирования экологической культуры «Войди в природу другом» - комплексная программа формирования у обучающихся начальных классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих формирование у детей ответственного отношения к природе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Чкаловская школа-интернат»

Программа

по экологическому воспитанию

для обучающихся начальной школы

« Войди в природу другом»

Составитель программы:

                                                                                                Учитель начальных классов высшей  категории

Cуслова Татьяна Сергеевна

г.о.г. Чкаловск

2018 г.

Содержание программы.

Пояснительная записка………………………………………………     3

  1. Основные направления программы, цели, задачи………………..       5
  2. Содержание программы…………………………………………….      9

2.1. Экологическое воспитание………………………………………..      9

2.2. Связь экологического воспитания с духовно - нравственным воспитанием…………………………………………………………….      21

2.3. Связь экологического воспитания с эстетическим воспитанием      23

2.4. Связь экологического воспитания с трудовым воспитанием….       25

  1. Формы и методы реализации программы………………………..        26
  2. Прогнозируемый результат……………………………………….        28
  3. Литература………………………………………………………….        30
  4. Приложения………………………………………………………..         31

Пояснительная записка

Природа — дом, в котором живет человек. 

Дмитрий Лихачев

Программа формирования экологической культуры «Войди в природу другом» - комплексная программа формирования у обучающихся начальных классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих формирование у детей ответственного отношения к природе. Это сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как гражданственность, здоровье, природа, экологическая культура, безопасность человека и государства.

 Программа по экологическому воспитанию для обучающихся начальной школы « Войди в природу другом» направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) действовать предусмотрительно, придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.

При выборе стратегии реализации настоящей программы необходимо исходить из того, что формирование экологической культуры — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы общеобразовательной организации, требующий создание соответствующей инфраструктуры, благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса.

Программа формирования экологической культуры является составной частью адаптированной общеобразовательной программы и должна проектироваться в согласовании с другими ее компонентами: планируемыми результатами, программой формирования базовых учебных действий, программами отдельных учебных предметов, внеурочной деятельности, нравственного развития.

Программа по экологическому воспитанию для обучающихся начальной школы « Войди в природу другом» разработана на основе следующих документов:

  1. Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ;
  2. Федеральный государственный стандарт образования утверждённого приказом Минобразования  России от 19.12.2014 г. №1958;
  3. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», Постановление Правительства РФ, 10.03.2000 г., № 212; 23.12. 2002 г., № 919;
  4. Методическое письмо МО РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов», 26.12.2000 г.
  5. Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009г.

6. Адаптированная основная общеобразовательная программа МКОУ «Чкаловская школа – интернат» 2016г.

7. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Бгажноковой И. М. 2011 года.

      8. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

       под редакцией Воронковой В.В. 2011года.

Особенностью программы по экологическому воспитанию для обучающихся начальной школы « Войди в природу другом» является то, что она решает в основном общеразвивающие, социокультурные и практические задачи. Программа « Войди в природу другом»  в специальном образовательном учреждении VIII вида является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о неживой и живой природе.

Настоящая  программа будет реализована в условиях внеурочной системы обучения.

Программа по экологическому воспитанию для обучающихся начальной школы « Войди в природу другом» составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.

  1. Основные направления и формы реализации программы

Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Но в настоящее время экология - это не просто наука, это новое мировоззрение. Человек - не главное действующее лицо, а разумная часть природы.  Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной  послужило потребительское отношение людей к окружающему миру.  Охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека - может. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя.

            Экологическое образование и воспитание обучающихся с нарушением интеллекта - это формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе его окружающей, к себе и людям, как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

           Экологическое воспитание осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности детей и  является важнейшей частью его мировоззренческой подготовки.

Начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста,  так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Цель программы

         Формирование ответственного отношения к окружающей среде у обучающихся начальных классов с нарушением интеллекта,  которое строится на базе экологического сознания, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования. 

Задачи программы.

Обучающие:                

  • дать обучающимся с нарушением интеллекта системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
  • формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
  • формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
  • научить применять на практике полученные знания;
  • помочь ребенку осознать природу как среду своего обитания, необходимость использовать знания о природе с целью ее сохранения, предотвращения необратимого нарушения ее целостности.

Развивающие:

  • развивать у обучающихся с нарушением интеллекта эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
  • формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
  • повышать общий интеллектуальный уровень младших школьников;
  • развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
  • развивать у младших школьников умения предсказывать возможные последствия тех или иных действий человека в природе, прогнозировать вероятные нарушения биологических связей в природе, определять, какие действия являются биологически нейтральными, какие экологические мероприятия будут природе полезны.

Воспитывающие:

  • прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
  • воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
  • воспитывать потребность в общении с природой;
  • способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
  • способствовать укреплению здоровья обучающихся с нарушением интеллекта, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе;
  • воспитывать бережное, гуманное отношение ко всему живого.

Основные направления, формы реализации программы.

Системная работа по формированию экологической культуры в общеобразовательной организации может быть организованна по следующим направлениям:

1. Создание экологически безопасной, здоровьесберегающей инфраструктуры общеобразовательной организации.

 2. Реализация программы формирования экологической культуры в урочной деятельности.

3. Реализация программы формирования экологической культуры во внеурочной деятельности.

 4. Работа с родителями (законными представителями).

5. Просветительская и методическая работа со специалистами общеобразовательной организации.

Программа реализуется на межпредметной основе путем интеграции в содержание базовых учебных предметов разделов и тем, способствующих формированию у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) основ экологической культуры.

Ведущая роль принадлежит таким учебным предметам как «Физическая культура», «Окружающий природный мир», «Ручной труд».

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы практико-ориентированные умения и навыки, которые обеспечат им возможность в достижении жизненных компетенций:

  • элементарные природосберегающие умения и навыки;
  • умения оценивать правильность поведения людей в природе;
  • бережное отношения к природе, растениям и животным;
  • элементарный опыт природоохранительной деятельности.

 Реализация программы формирования экологической культуры осуществляется во внеурочной деятельности во всех направлениях (социальном, духовно-нравственном, спортивно-оздоровительном, общекультурном). Приоритетными могут рассматриваться спортивно-оздоровительное и духовно-нравственное направления.

Экологическое воспитание направлено на формирование элементарных экологических представлений, осознанного отношения к объектам окружающей действительности, ознакомление с правилами общения человека с природой для сохранения и укрепления их здоровья, экологически грамотного поведения в школе и дома.

Основными источниками содержания выступают экологические образы в традициях и творчестве разных народов, художественной литературе, искусстве, а также элементы научного знания.

Формируемые ценности: природа, здоровье, экологическая культура, экологически безопасное поведение.

 При реализации программы следует учитывать, что во внеурочной деятельности на первое место выдвигается опыт применения формируемых усилиями всех учебных предметов базовых учебных действий, ценностных ориентаций и оценочных умений, социальных норм поведения, направленных на обеспечение экологической безопасности человека и природы.

Программа по экологическому воспитанию обучающихся начальных классов с нарушением интеллекта «Войди в природу» включает в себя следующие разделы:

Окружающий нас мир.

Здесь дети изучают природу школьного участка, лесов, водоемов.

Сезонные изменения в природе.

Дети наблюдают за погодой, отмечают календарь погоды. Знакомятся с изменениями в жизни растений и животных со сменой времён года.

Природа нашей Родины.

Здесь дети знакомятся с такими понятиями как вода, воздух, растения, грибы, животные, природные сообщества: лес, сад, огород, поле, луг, болото, водоем.

Красная книга Нижегородской области.

В разделе дети узнают о растениях и животных нашего края, занесенных в Красную книгу.

Охрана природы и экология.

Обучающиеся начальных классов изучают историю развития экологии как науки.

Труд на пришкольном участке.

Начиная с младших классов, обучающиеся трудятся на участке школы, перекапывают почву в цветнике, занимаются посадкой цветов,  а осенью собирают семена, и очищают клумбы.

Экскурсии и практические работы.

Проводятся экскурсии, начиная с первого класса с целью наблюдения за сезонными изменениями, за растительным миром, представителями фауны.  На практических занятиях дети собирают семена цветов, листья деревьев для изготовления панно, природный материал для поделок.

Просветительская работа с родителями.

Просветительская работа с родителями (законными представителями) направлена на повышение уровня знаний по вопросам формирования экологической культуры обучающихся начальных классов.  Данная работа включает:

  • проведение родительских собраний, семинаров, лекций, тренингов, конференций, круглых столов и т.п.;
  • организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению природоохранных мероприятий, спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.

Планируемые результаты освоения программы формирования экологической культуры «Войди в природу»:

  • ценностное отношение к природе;
  • бережное отношение к живым организмам, способность сочувствовать природе и её обитателям;
  •  эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее охраны;
  •  элементарные представления об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;
  • установка на здоровый образ жизни и реализация ее в реальном поведении и поступках;
  • готовность следовать социальным установкам экологически культурного здоровьесберегаюшего, безопасного поведения (в отношении к природе и людям);
  •  освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.);
  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
  • овладение умениями ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
  1. Содержание программы
  1. Экологическое воспитание

Экологическое воспитание – самое важное в наше время. Формирование у детей с нарушением интеллекта ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут  бережнее  относится к природе, воспитают чувство любви к ней, умение направить свой интеллект и волю на благо себе и природе, способность предвосхищать и предупреждать негативные экологические последствия своей деятельности.

           Экологическое воспитание осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности детей и  является важнейшей частью его мировоззренческой подготовки.

        Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие детей, формирование у них ценностных установок, нравственно-экологической позиции личности, умений и навыков экологически обоснованного взаимодействия с природой. Особое значение приобретают сегодня  идеи  рассматривать процесс образования и воспитания с позиций целостности человеческой личности, единства Человека и Природы, Общества и Космоса. В процессе организованного взаимодействия детей с природой педагог решает комплекс педагогических задач: умственное воспитание, развитие памяти, мышления, нравственное, гражданское, эстетическое, трудовое, физическое развитие и оздоровление детей. Природа помогает  воспитывать в детях такие человеческие качества как доброта, отзывчивость, способность к сопереживанию, представляет ребенку богатый опыт по взаимодействию с окружающим.    В.А. Сухомлинский писал: «Воспитывает каждая минута жизни, и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность подчас как бы случайно, мимоходом соприкасается».

Примерное календарно-тематическое планирование.

1 класс

Сентябрь

№ п/п

Тема занятия

Задачи

Кол-во часов

1

Экскурсия в школьный цветник.

Знакомство детей с растениями.

1

2

Экскурсия в парк.

Знакомство детей с деревьями, наблюдение за изменениями.

1

3

Классный час «Волшебница Осень».

Познакомить обучающихся с характерными признаками осени.

1

Октябрь

4

Внеклассное мероприятие «Урожай»

Закрепление знаний об овощах, развитие устной речи, воображения, мелкой моторики.

1

5

Целевая прогулка - наблюдение за погодой.

Знакомство воспитанников с различными явлениями природы.

1

6

Классный час «Пернатые друзья».

Рассматривание иллюстраций, наблюдение за поведением птиц в природе, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок, установление причинно-следственных отношений, знакомятся с понятиями «зимующие и перелетные птицы».

1

Ноябрь

7

Внеклассное мероприятие «Соседи по планете».

Наблюдения за братьями меньшими. Рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса: травоядных и хищниках, насекомых, о водяных обитателях. Чтение книг о природе, использование детских энциклопедий.

1

8

Беседа на тему домашние животные.

Знакомство детей с домашними животными, воспитание бережного отношения к животным.

1

9

Беседа «Поздняя осень».

Дать детям представление о понятии «поздняя осень»

1

Декабрь

10

Беседа «Комнатные растения – живой организм».

Знакомство с комнатными растениями.

1

11

Практическое занятие «Уход за комнатными растениями».

Учить детей ухаживать за цветами.

1

12

Экскурсия в лес «Зимушка, зима».

Закрепление признаков зимы.

1

Январь

13

Беседа Наука « Экология»

Формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы; первоначальное понимание взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, как часть природы.

1

14

Классный час «Охрана природы»

дети знакомятся с понятием «Красная книга», узнают о редких видах растительного и животного мира Нижегородской области.

1

15

Проектная деятельность «Зимующие птицы».

Познакомить детей с зимующими птицами, дать представление о зимовке птиц. Разработка и защита проектов на тему «Зимующие птицы».

1

Февраль

16

Классный час «Секреты неживой природы».

Расширение знаний о различных природных явлениях: заволакивающий туман, круглые бисеринки росы, снег и лед, тяжелые, слоистые облака, небо то хмурое, то звездное, то часто льют дожди, куда ветер гонит облака?

1

17

Проектная деятельность «3имующие животные: кто как зимует».

Познакомить ребят со способами зимовки зверей. Разработка и защита проектов на тему «3имующие животные: кто как зимует».

1

Март

18

Классный час «Берегите воду».

Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, ее значения в жизни растений, животных и человека. Раскрыть основные источники и последствия загрязнения воды.

1

19

Игровое занятие «В гостях у Мойдодыра».

Познакомить детей с правилами гигиены.

1

20

Экскурсия в лес «Первые признаки весны».

Знакомство обучающихся с признаками весны.

1

Апрель

21

Беседа «Первоцветы» (мать-и-мачеха, ветреница, подснежник, ландыш).

Знакомство детей с «первоцветами» нашей местности.

1

22

Экскурсия в лес – наблюдение за первоцветами.

Провести наблюдения за первоцветами и весенними изменениями в лесу.

1

23

Проектная деятельность «Перелетные птицы».

Познакомить детей с перелётными птицами, дать представление. Разработка и защита проектов на тему «Перелетные птицы».

1

Май

24

Экологическая акция «Сбор мусора на территории школы»

Воспитывать желание сохранять чистоту и порядок.

1

25

Классный час «Секреты живой природы»                                                      

Повадки и интересные факты из жизни животного мира Земли. Своеобразие растительного мира планеты. Связи между животными и растениями.

1

К концу года дети должны знать: названия времен года; названия некоторых овощей, животных, птиц, первоцветов, указанных в программе.

2 КЛАСС.

Сентябрь

№ п/п

Тема занятия.

Задачи.

Кол-во часов

1

Экскурсия в парк, сбор листьев (угадай с какого дерева лист).

Знакомство детей с разными видами деревьев.

1

2

Беседа: «Труд людей осенью».

Познакомить обучающихся, чем занимаются люди осенью.

1

3

Классный час «Хлеб всему голова».

Дать представление детям о том, как выращивается хлеб.

1

Октябрь

4

Игровое занятие по теме: «Овощи».

Обобщение и закрепление знаний по теме «Овощи»

1

5

Экскурсия в лес «Сезонные изменения в природе».

Рассмотреть изменения характерные сезону.

1

6

Экологическая акция «Дадим дереву жизнь».

Сбор макулатуры, дать понятие о целесообразности использования природных ресурсов.

1

Ноябрь

7

Практическое занятие: «Изготовление кормушек».

Изготовление кормушек из подручного материала

1

8

Проектная деятельность «Зимующие птицы».

Познакомить детей с зимующими птицами, дать представление о зимовке птиц. Разработка и защита проектов на тему «Зимующие птицы».

1

Декабрь

9

Экскурсия в парк: «Белый снег пушистый».

Знакомство обучающихся с некоторыми свойствами снега.

1

10

Классный час «Красная книга России»

Дети знакомятся с редкими видами растительного и животного мира,  занесенными в Красную книгу своей страны, о заповедниках и природоохранных территориях.

1

11

Круглый стол « Природа и человек»

Формирование знаний учащихся о правилах индивидуального поведения в природе, разъясняется, что соблюдение правил поведения при общении с природой - одна из важнейших мер охраны природы.

1

Январь

12

Экскурсия в лес. Беседа о зиме.

Познакомить ребят с признаками зимы.

1

13

Проектная деятельность «3имующие животные: кто как зимует».

Познакомить ребят со способами зимовки зверей. Разработка и защита проектов на тему «3имующие животные: кто как зимует».

1

14

Классный час «Экологические проблемы края в котором я живу».

Знание экологических проблем в своём населённом пункте. Пути их решения. Возможности человечества и каждого гражданина России в отдельности.

1

Февраль

15

Домашние животные. Беседа по картине: «Корова с теленком».

Знакомство с домашними животными. Развитие речи.

1

16

Проектная деятельность «Деревья нашего края».

Познакомить ребят с особенностями некоторых видов деревьев. Разработка и защита проектов на тему «Деревья нашего края».

1

17

Аппликация из ватных дисков «Зима»

Развитие творчески способностей, мелкой моторики, воображения.

Аппликация из ватных дисков «Зима»

Март

18

Прогулка: «Наблюдение за сезонными изменениями».

Наблюдение за изменениями в природе.

1

19

Беседа: «Весна идет».

Закрепить знания о природных изменениях, развивать монологическую речь.

1

20

Классный час «Зеленая аптека».

Познакомить обучающихся с лечебными свойствами растений, расширять кругозор обучающихся.

1

Апрель

21

Экскурсия в лес: «Наблюдение за жизнью муравьев».

Наблюдение за особенностями жизни муравьев.

1

22

Просмотр фильма: «Букашки»

Познакомить учащихся с разными видами насекомых.

1

23

Классный час «Человек и Природа».

Осознание учащимися необходимости познания прекрасного в окружающей действительности, неповторимости и уникальности  мира природы.

Расширение знаний о животном и растительном мире. 

1

Май

24

Экскурсия в лес. «О чем шепчет зелёная планета!»

Наблюдения за изменениями, происходящими с растительным миром планеты: деревьями, кустами, цветами; их разнообразие; различные дидактические игры, викторины.

1

25

Экологическая акция: «Сбор мусора на территории школы».

Развитие трудовых навыков.

1

26

Спортивное мероприятие: «Быть здоровым я хочу».

Воспитание положительного отношения к ЗОЖ.

1

 К концу года дети должны знать название времен года, их последовательность; названия некоторых овощей, растений, животных, птиц, насекомых, указанных в программе.

3 КЛАСС.

Сентябрь

№ п/п

Тема занятия.

Задачи.

Кол-во часов

1

Экскурсия: «Первые признаки осени. Сбор осенних листьев».

Повторить осенние признаки, собрать природный материал.

1

2

Изготовление панно из засушённых осенних листьев

Развитие творческих способностей, учимся работать с природным материалом.

1

3

Классный час «Что такое природа. Охрана природы»

Знакомство обучающихся с основными понятиями природы.

1

4

Беседа по картине Левитана «Рожь».

Развитие устной речи, мышления, воображения.

1

Октябрь

5

Проектная деятельность «Домашние животные».

Познакомить ребят с домашними животными. Разработка и защита проектов на тему «Домашние животные».

1

6

Игровое занятие: «Будь природе другом!»

Обобщить представления детей о факторах, угрожающих живой природе.

1

7

Экскурсия в парк: «Поздняя осень».

Повторить характерные признаки поздней осени.

1

Ноябрь

8

Проектная деятельность «Перелетные птицы».

Познакомить детей с перелётными птицами, дать представление. Разработка и защита проектов на тему «Перелетные птицы».

1

9

Викторина о зимующих птицах.

Обобщение и закрепление знаний о птицах.

1

Декабрь

10

Игровое занятие в форме игры: «Звездный час»

Повторить и закрепить полученные знания о деревьях.

1

11

Конкурс рисунков «Зимний лес».

Развитие творческих способностей, закрепление знаний о зиме.

1

12

Экскурсия: «Наблюдение за природными изменениями».

Вести наблюдение за живой и неживой природой.

1

Январь

13

Беседа: «Зима».

Развивать монологическую речь, мышление, воображение.

1

14

Классный час: «Детские развлечения зимой».

Развивать устную речь обучащихся, учить анализировать картину.

1

15

Проектная деятельность «Медведь».

Знакомство детей с особенностями жизни медведя.

1

Февраль

16

Беседа: «Правила поведения в лесу».

Познакомить учащихся с правилами поведения в лесу.

1

17

Лепка из пластилина. Лесные обитатели зимой.

Развитие мелкой моторики учащихся,

1

18

Практическое занятие: «Уход за комнатными растениями».

Обучение приемам ухода за комнатными растениями.

1

Март

19

Экскурсия в лес «Сезонные изменения в природе».

Вести наблюдения за изменениями в природе.

1

20

Речевое занятие: «Апрель, апрель – на дворе звенит капель».

Развитие речи обучающихся.

1

21

Классный час: «Кто как весну встречает».

Познакомить обучающихся с поведением животных весной.

1

Апрель

22

Прогулка в городской парк, наблюдение: «Перелетные птицы»

Наблюдение за жизнедеятельностью перелетных птиц.

1

23

Выполнение аппликации: «Парк весной».

Закрепить знания о весенних признаках, развитие творческих способностей.

1

24

Беседа «Зеленая аптека» (крапива, ромашка).

Знакомство обучающихся с полезными свойствами крапивы, ромашки.

1

Май

32

Практическая работа: «Уборка мусора на школьной территории».

Развитие трудовых навыков.

1

33

Классный час: «Водоемы в нашей местности»

Познакомить детей с водоемами в нашей местности.

1

34

Игровое занятие: «Скоро лето!»

Повторить правила поведения на водоемах, в лесу.

1

К концу года дети должны знать: названия и последовательность времен года; названия летних, осенних, зимних и весенних месяцев; названия нескольких животных, птиц, растений, указанных в программе.

Обучающиеся должны уметь: рассказывать об отдельных характерных периодах времен года; рассказывать об основных опознавательных признаках некоторых растений, животных, птиц, указанных в программе.

4 КЛАСС.

Сентябрь

№ п/п

Тема занятия.

Задачи.

Кол-во часов.

1

Практическое занятие на пришкольном участке: «Сбор семян (календула, годеция)».

Познакомить  детей с семенами различных цветов, и показать как их собирают.

1

2

Беседа: «Как приходит осень».

Закрепить с обучающимися признаки осени.

1

3

Проектная деятельность «Перелетные птицы (гуси, утки).

Познакомить детей с перелетными птицами. Разработка и защита проектов по теме.

1

4

Поле чудес по теме «Домашние птицы».

Повторить и закрепить знания по теме.

1

Октябрь

5

Целевая прогулка: «Изменения в природе».

Вести наблюдение за  изменениями в живой и неживой природе.

1

6

Практическое занятие: «Изготовление кормушек из коробок»

Воспитывать любовь к птицам.

1

Ноябрь

7

Проектная деятельность «Зимующие птицы».

Познакомить детей с зимующими птицами, дать представление о зимовке птиц. Разработка и защита проектов на тему «Зимующие птицы».

1

8

Викторина: «Зимующие птицы».

Повторить и закрепить знания о зимующих птицах

1

9

Классный час « Природа и человек».

Влияние человека на жизнь растений и животных

Связи между человеком и природой.

1

Декабрь

10

Экскурсия в парк: «Белый снег пушистый».

Знакомство обучающихся с некоторыми свойствами снега.

1

11

Классный час «Красная книга России»

Дети знакомятся с редкими видами растительного и животного мира,  занесенными в Красную книгу своей страны, о заповедниках и природоохранных территориях.

1

12

Круглый стол « Природа и человек»

Формирование знаний учащихся о правилах индивидуального поведения в природе, разъясняется, что соблюдение правил поведения при общении с природой - одна из важнейших мер охраны природы.

1

Январь

13

Экскурсия в лес. Беседа о зиме.

Познакомить ребят с признаками зимы.

1

14

Проектная деятельность «3имующие животные: кто как зимует».

Познакомить ребят со способами зимовки зверей. Разработка и защита проектов на тему «3имующие животные: кто как зимует».

1

15

Классный час «Экологические проблемы края в котором я живу».

Знание экологических проблем в своём населённом пункте. Пути их решения. Возможности человечества и каждого гражданина России в отдельности.

1

Февраль

16

Практическое занятие: «Огород на окне (посадка лука)».

Познакомить  детей со свойствами лука, посадка разными способами.

1

17

Комнатные растения.

Учимся ухаживать за комнатными растениями

1

Март

18

Целевая прогулка (наблюдение за сезонными изменениями).

Вести наблюдения за жизнью птиц, за изменениями в неживой природе.

1

19

Беседа по картине Саврасова «Грачи прилетели».

Учить детей анализировать картину, развивать речь

1

20

Беседа: «Наблюдение за жизнью насекомых (пчелы)».

Познакомить обучающихся с особенностью жизни пчел.

1

21

Экскурсия к первоцветам.

Познакомить детей с первоцветами нашей местности

1

Апрель

22

Прогулка на поляну «Веселый фотоаппарат» (зарисовка растений).

Развивать творческие способности, развивать умение рисовать с натуры.

1

23

Экологическая акция: «Уборка мусора на школьном участке».

Развитие трудовых навыков.

1

24

Классный час: «Вторичное использование сырья»

Познакомить детей как можно использовать второй раз пластик, картон.

1

Май

25

Практическое занятие «Поделки из бросового материала».

Учить детей использовать ненужные вещи.

1

26

Работа на клумбах. Посадка цветов.

Учить пересаживать цветы.

1

27

Аппликация: «Наши клумбы»

Развитие творческих способностей, воображения, мелкой моторики.

1

К концу года дети должны знать: названия домашних и диких животных, насекомых, деревьев, указанных в программе, названия лекарственных растений, их применение для здоровья человека.

Обучающиеся должны уметь: наблюдать сезонные изменения в природе; участвовать в доступных работах на школьных клумбах.

2.2.Связь экологического воспитания с духовно - нравственным воспитанием.

Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором обучающимся передаются духовно-нравственные нормы жизни,  создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.                                                 Духовно-нравственное развитие детей осуществляется в процессе социализации, последовательного формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.                                      

Основные ценности  содержания духовно - нравственного воспитания.                                

Ценность мира                                                                                                                                              1) как общего дома для всех жителей Земли;                                                                                       2) как мирового сообщества, представленного разными национальностями;                                         3) как принципа жизни на Земле.                                                                                              

Ценность человеческой жизни – как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества и добродетели, все ценности.

Ценность любви к Родине, народу – как проявление духовной зрелости человека, выражающемся в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность природы — осознание себя частью природного мира. Бережное отношение к природе как к среде обитания и выживания человека, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства.

Ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка.

Ценность добра – как проявление высшей человеческой способности – любви, сострадания и милосердия.  

Ценность красоты как совершенства, гармонии, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».

Ценность труда и творчества — как стремление к созидательной деятельности, нацеленной на создание условий для реализации остальных ценностей.

Ценность свободы выбора – как возможность совершать суждения и поступки в рамках  норм, правил, законов общества.

П        роцесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребёнка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования  опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.

Нравственное воспитание является основой всех основ. В зависимости оттого, что вложим мы в душу ребенка , будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. Воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой. Воспитание экологически развитого и образованного человека необходимо начинать с младшего школьного возраста. В этом возрасте ребенку легче всего показать необходимость охраны окружающей среды, вселить надежду и уверенность, что от его добрых дел зависит будущее планеты. Нравственное воспитание - это процесс, направленный на целостное формирование и развитие личности ребенка. Оно предполагает становление отношений ребенка к Родине, к труду, к своим обязанностям, к обществу, к окружающей среде, к самому себе. Нравственное воспитание объединяет таким образом патриотическое, экологическое, эстетическое воспитание и  способствует превращению социально необходимых требований общества во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство. Нравственность выполняет роль «компаса» поведения, позволяющего ориентироваться в жизни. Через систему ориентаций, норм, оценок, идеалов она регулирует поведение людей.

2.3. Связь экологического воспитания с эстетическим воспитанием.

Формирование экологической культуры неизбежно соприкасается с эстетическим воспитанием личности. Нужно отметить взаимовлияние двух планов воспитательных воздействий:                                                                                                                                                  1 -  комплексное воздействие на формирование отношения школьников к природе в единстве экологических, нравственных и эстетических компонентов;                                                                                                                                            2 - эстетическое воспитание  в целях формирования у школьников эстетического отношения к действительности вообще и к природе как ее части.                                                  

В совокупности оба плана осуществляются средствами, «природного содержания» учебного познания и искусства, влияния самой природной среды, конкретных природных явлений, объектов, их материальных свойств, а так же воздействием эстетических свойств трудовой и творческой деятельности, направленной на природные объекты.

Воспитание эстетического отношения к природе  - это формирование у детей эстетического восприятия, оценок и суждений, вкуса и идеала, восприимчивость к красоте и выразительности  природных явлений,  понимание ценности, уникальности каждого из них. Особая роль здесь принадлежит искусству, которое в своих «природных» жанрах и образах отражает многообразие отношений наиболее тонкими и влиятельными средствами. Необходимо глубокое понимание характера общественных отношений человека к миру, знания и конкретные представления о задачах и путях формирования нравственных, действенно – гуманистических и эстетических оценок природных объектов, о разновидностях человеческой деятельности в природе,  об особенностях становления личной духовно -содержательной позиции по отношению к природе как объекту социальной и эстетической ценности.

Природа должна быть раскрыта не только как материальная среда человеческого существования, но и как духовная, входящая в объекты научного и художественного познания,  как  предмет и орудие  жизнедеятельности человека.

Знакомство с художественными идеалами, ценностями в ходе различных добрых дел (мероприятий):

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах,  ценности красоты в различных её проявлениях, ценности труда и творчества, умение видеть прекрасное в поведении и труде людей, (участие в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», в беседах о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах),  обучение различать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного.

Получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (во время художественного творчества и созидательного труда).

Получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего, душевного состояния человека.

Участие в художественном оформлении помещений (класса, школы ), цветников во дворе школы.

Самореализация в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, участие в смотрах – конкурсах художественной самодеятельности, показах театрализованных представлений.

Экскурсии на природу, фотографирование ландшафта и природных объектов, сбор природных материалов для коллекции, выполнение поделок из природного материала, составление рассказов по итогам экскурсии.    

Приобретение опыта эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе; умения видеть красоту в окружающем мире.

Беседы по примерным темам: «Красота в жизни людей», «Как мы отличаем красивое от безобразного?», «Что такое некрасивый поступок?», «Создание и разрушение красоты – словом, жестом, действием», «Как сказать правильно?», «Красота родного языка».

Занятия в творческих кружках – опыт самореализации в художественном творчестве.

         Участие в проведении выставок  художественного творчества, музыкальных вечеров, изготовление новогодних композиций, выставки  работ.                                                                                          

Воспитание эстетического отношения к природе  формирует у детей эстетическое восприятие, оценку и суждение, вкус и идеал, что подразумевает развитие восприимчивости к красоте и выразительности природных явлений, а также понимание ценности, уникальности каждого из них.

Необходимо воспитывать чувство прекрасного,  формировать здоровые художественные вкусы,  понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Необходимости рассматривать природу как объект высоко социальной, нравственно – эстетической, духовной и материальной ценности.

2.4. Связь экологического воспитания с трудовым воспитанием.

         Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности.  Человеческим трудом создаются все материальные и духовные блага; в процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его личность. Поэтому цель  трудового воспитания - это воспитание психологической и практической готовности школьников к труду. Современный этап общественного и экономического развития предъявляет высокие требования к личности: отношение к труду как к важнейшему общественному долгу; добросовестное отношение к любой работе, уважение к труду и его результатам; коллективизм; постоянное проявление инициативы, активного, творческого подхода к труду; внутренняя потребность работать в полную меру своих умственных и физических сил; отношение к труду как к осознанной необходимости и основной жизненной потребности человека. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Изменяется самооценка личности под влиянием успехов в трудовой деятельности, что  меняет авторитет школьника в классе. В процессе труда развиваются способности, трудовые умения и навыки  школьников, формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. У учащихся возникает желание жить и трудиться в коллективе, творить прекрасное, строить жизнь по законам красоты. Они понимают роль труда в современной жизни, дают                                                                                                                                                                                                               отрицательную оценку лени и небрежности.                                                             Формирование отношений к предмету труда углубляет экологическое, нравственное воспитание учащихся, создает условия для развития эстетической культуры личности. Таким образом, оно способствует гармоничному развитию личности, деятельность которой отличается творческим и созидательным трудом. У школьников формируется бережное отношение к инструментам, личным вещам, школьному имуществу, общественной собственности. Эти отношения проявляются в аккуратности, дисциплинированности, внимательности, ответственности за порученное дело, бережного отношения к результатам человеческого труда    В коллективной трудовой деятельности у школьников появляется необходимость согласовывать свои цели с целями коллектива, свои усилия связывать с усилиями других участников совместного труда. Возникает зависимость между личными интересами и общественными, стремление и умение делать что-то полезное  своими руками;                                выражение своей личности в разных видах творчества, полезной другим людям

деятельности, проявление настойчивости в работе, доведение начатого дела до конца, соблюдение порядка на рабочем месте.

  1. Формы и методы реализации программы

       Данная программа  формирует начальные экологические  знания  и является  базой для  преподавания  биологии, географии в среднем звене. В своей практике я использую различные формы и методы организации        воспитательной работы по экологическому воспитанию.        

При реализации программы по экологическому воспитанию «Войди в природу другом» используются следующие педагогические  технологии: 

1. Технология уровневой дифференциации - предполагает деление ученического коллектива на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для овладения программным материалом на различных уровнях: минимальном (госстандарт), базовом, вариативном (творческом).

2. Коллективный способ обучения (авт. А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко)  применяется при проведении практических работ, творческих занятий, при повторении и систематизации изученного, во внеурочной учебной деятельности, предметных неделях. Это способствует сплочению малых групп, развитию коммуникативных навыков.

3. Технология краеведения (авт. Бабакова Т.А.) предполагает поэтапную организацию видов эколого-краеведческой деятельности  школьников. С учетом возраста детей проводится теоретическая подготовка обучающихся, осуществляется сбор эколого-краеведческой информации, коллективный анализ  и обобщении результатов краеведческих исследований.

4. Технология проектов.  Данная технология  используется в исследовательской работе. Она позволяет реализовать право ребенка на выбор интересного для него вопроса, дела, стимулировать интерес к участию в разных видах деятельности, получить удовлетворение от результатов своего труда, прочувствовать  ситуацию успеха, проявить творческую и социальную активность Выявлено, что проектирование, изменяет отношение детей к экологическим ценностям.

5. Педагогика сотрудничества. Данная технология  позволяет активизировать психолого-педагогические основы обучения, разнообразить отношения участников образовательного процесса. Основана на личностной ориентации педагогического процесса.

Основными формами и методами ведения занятий являются:

•      теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, гербария, моделей; с демонстрацией опытов и использованием технических средств;

 •    практические занятия – в помещении и на местности – наблюдение, игры   (с готовыми правилами; игры-состязания, игры-соревнования, конкурсы, дидактические игры, сюжетно-ролевые), экскурсии,  детский экологический проект «Птицы – наши друзья и помощники».

1. Беседы на экологические темы.                                                                                                         2. Диспуты на основе проблемных ситуаций из наблюдений детей.                                         3. Игры на экологические темы.                                                                                                   4. Интегрированные занятия.                                                                                                                                      5. Наблюдения за природными явлениями с последующим обсуждением.                                    6. Экологические экскурсии  в природу, ближайшие места (лес, поле, сквер), с       последующим оформлением собранных материалов; с выполнением заданий  (фотографирование природных объектов, сбор природных материалов для коллекции, выполнение поделок из природного материала, составление рассказов по итогам экскурсии).                                                                                                                                       7. Викторины и конкурсы на экологическую тематику («Природа и фантазия», «Читаем Красную книгу», «Зеленая аптека», «Необыкновенные звери», «Человек и природа», «Экологическая газета» и др.);                                                                                    8. Турниры, устные журналы.                                                                                                        9. Просвещение. Чтение художественной литературы, посвященной миру природы.

10. Первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства.                                                                                    11. Общественно полезная природосберегающая и здоровьесохраняющая деятельность обучающихся. Личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.                  

12. Знакомство с традициями нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормами экологической этики.                                                                     13. Литературно-музыкальные композиции и тематические беседы («Мир природы – мир красоты», «Природа в произведениях художников и поэтов» и др.);                            

14. Экологические праздники, КВН.                                                                                                     15. Трудовые акции по уборке, благоустройству и озеленению пришкольной территории, цветника.                                                                                                            16. Кружки: спортивный, « Умелые руки», «Художественный труд».                                                                                                                                     17. Декоративно – прикладное творчество (Рисование, аппликация, пластилиновая мозаика, квилинг и т. д.).                                                                                                                        18. Просмотр мультфильмов и кинофильмов о природе и с участием животных.            

19. Знакомство с картинами знаменитых художников: Шишкина, Васнецова, Саврасова и т.д.                                                                                                                          

  1. Прогнозируемый результат.

Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге:

  • самостоятельная разработка обучающимися текстов бесед, сообщений, обзоров для выступлений перед аудиторией, выполнения реферативных работ, их защита в группе;
  • познавательные игры;
  • открытые занятия в игровой форме;
  • участие в экологических акциях, «Чистый город – мой город», «Елочка зеленая», экологических конкурсах;

Анализ полученных результатов является основой для планирования дальнейшего процесса обучения, поиска индивидуального подхода к каждому участнику программы. 

Сформировать экологически грамотную и воспитанную личность, развивать особенности его характера, воли, нравственного облика.

Под экологическим воспитанием мы понимаем прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Дети должны научиться  правильно вести себя в природе и среди людей, уметь сделать хотя бы один  шаг к приближению гармонии всего живого на Земле, уметь делать что-то полезное  своими руками.

         Дети – будущее нашей планеты. От того, какими они вырастут, зависит выживание человечества. Осознание учеником необходимости изучения, сохранения и преумножения историко-культурного, духовного наследия Родины, верность гражданскому долгу. Сформировать у воспитанников знания об общечеловеческих идеалах ( истина, правда, красота, свобода), и ценностях (здоровье, семья ), сформировать  объективную оценку  цели и смысла жизни, путей их достижения в соответствие с представлениями о  нравственности и морали, осознание роли и активности человека в преобразовании окружающего мира, чувства ответственности за судьбу природы своей Родины, понимания необходимости научиться беречь свой дом, свою Землю.

Модель выпускника

Выпускник  школы — это человек:                                                                                            

  • Добрый, не причиняющий зла живому;                                                                                                  Честный и справедливый;                                                                                                      
  • Любящий и заботливый;                                                                                                
  • Трудолюбивый и настойчивый;                                                                                              
  • Творящий и оберегающий красоту мира;                                                                          
  • Смелый и решительный;                                                                                                
  • Свободолюбивый и ответственный;                                                                              
  • Самостоятельный и законопослушный;                                                                              
  • Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой;                                  
  • Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам;                                                         Патриотичный (готовый поступиться своими интересами ради «своих» -  класса, школы, города/села, России);                                                                                                            
  • Толерантный (уважающий других, не похожих на него).                                                    

Я-

личность

Осознание общественно – значимых проблем и готовность к их решению

Экологическая ответственность

Крепкое здоровье, здоровый образ жизни

Нравственные качества и этическое сознание

Осознание общечеловеческих ценностей: Мир, Знания, Труд, Культура, Здоровье, Природа, Человек, Семья, Земля, Отечество.

Планируемый результат реализации Программы  по экологическому воспитанию для обучающихся начальной школы « Войди в природу другом»  – свободная  личность, осознающая ответственность по отношению к среде своего обитания - к нашему общему дому, обладающая знаниями экологических законов и экологической культурой, соблюдающая нравственные и правовые принципы природопользования, ведущая активную природоохранительную деятельность.

5. Используемая литература.

1. Воробьева А.Н. Экологическое образование младших школьников. // НШ. -1998 № 6. С. 63
2. Жукова И. В помощь экологическому воспитанию учащихся. // НШ. - 1998. №6. С. 125-127.

3. Кириллова З. П. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе образования. М.: Просвещение. - 1983.
4. Кудрина С.В. Окружающий мир Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 1-4  класс, М., Владос, 2011г.

5. Матвеева Н.Б. Живой мир. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 1-4  класс, М., Просвещение, 2013г.

6. Нинадрова Н. Н. Воспитание у младших школьников чувства прекрасного. // НШ. - 1998. №6.

7. Салеева Л. П. О содержании экологического воспитания в начальной школе. // М.: Правда. - 1983.
8
. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир : Методическое пособие для учителя. – М.: «Новая школа», 1994.                                                                                                                              

9. Худенко Е.Д., Терехова И.А. Знакомство с окружающим миром: Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 1 класс. М.: АРКТИ, 2004.

10. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников. – М.: Педагогическое общество России, 2000.                                                                                                                    
11. Яковлева Е. В. Развитие экологической культуры учащихся младшей школы. // РАО - 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса экологического воспитания школьников начальной школы 3-4 классов

Предлагается проект курса экологического воспитания детей младшего школьного возраста 3-4классов. Очень важно познавать экологию с самого раннего возраста, когда кроме памяти и сознания работают еще и...

Экологический утренник для 2-4 классов "Будь природе другом!"

Экологический утренник для учащихся 2-4 класса «Будь природе другом!»Цели:-актуализировать представления детей об охране природы и причастности к её защите-воспитывать бережное отношение к ...

Доклад на экологическое воспитание младших школьников «Учим детей любить природу»

Актуальность темы состоит в том, что проблема экологического воспитания школьников не надумана, её решение должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической действительности. Че...

Экологическое воспитание дошкольников. Занятие-беседа "Что такое природа?"

Перед нами стоит задача – формирование знаний о природе,  экологической культуры. Это можно решить воспитав любовь к природе. Бережное отношение начинается с раннего детского возраста. В детском ...

Программа духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни,включающего воспитательную,учебную,внеучебную,социально-значимую деятельность обучаю...

План работы по экологическому воспитанию учащихся в начальной школе на 2021-2022 учебный год

В данный момент Земля подходит к порогу критического экологического состояния, быстро теряется способность к самовосстановлению. Ведущую роль в воспитании детей играет школа, которая организует процес...