Конспект урока окружающего мира "Как растения расселяются на новые места".
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Пятирублёва Оксана Алексеевна
Урок направлен на создание условий для ознакомления учащихся с особенностями распространения плодов и семян растений (с помощью ветра, животных, человека) в природе; ребята выяснят отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фамилия имя отчество: Пятирублева Оксана Алексеевна

Должность: учитель начальных классов

Название учреждения: МБОУ «Нижнежуравская ООШ»

Разработка урока

 по предмету «Окружающий мир» в 1 классе

Класс: 1

УМК: Перспективная начальная школа

Тип учебного занятия: Объяснение нового материала.

Тема урока: Как растения расселяются на новые места.

Задачи деятельности учителя:  создать условия  для ознакомления учащихся с особенностями распространения плодов и семян растений (с помощью ветра, животных, человека) в природе; выяснить отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: уметь анализироватьстроение семени и делать выводы о способах распространения каждого растения; составлять рассказ о путешествии плодов и семян родного края.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков.

Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в результате диалога или игровой ситуации, уметь рассуждать и делать выводы; уметь аргументировать свою точку зрения.

Личностные УУД: понимать необходимость сотрудничества с учителем.

Оборудование: рисунки с изображением растений; семена растений; загадки о растениях; цветные карандаши, лупа.

Ход урока

I.Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, отвечать –

И друг другу помогать.

II.Актуализация знаний.

– Рассмотрите рисунки на слайде. Что здесь изображено? (капуста, сморода, груша, кабачок, картофель, помидор). Слайд №2

– Что объединяет эти разные растения? (Почти у всех растений есть корень, стебель, лист, цветок, плод, семена.) Слайд №3

А как отличить плод от других частей растения? (Плод образуется на месте цветка, внутри плодов есть семена.)

- Какую часть каждого растения человек использует? Слайд №4

– Сегодня на уроке мы узнаем, какую роль выполняют семена в жизни растений.

III.Изучение нового материала.

1.Введение.

- Мы знаем животные передвигаются на ногах, а у растений они есть? (ответы детей).

- Могут ли переселяться растения, если они не передвигаются?

- Скажите, а если вы захотите на следующий год вырастить огурцы или морковку, что для этого надо сделать? (Ответы детей).

- Что такое семена? (Будущие растения).

- Почему вы так считаете? (Ответы детей).

2.Способы распространения семян.

а) Распространение с помощью ветра. Слайд №5                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

       Многие растения, распространяемые ветром, имеют специальные приспособления.

б) Распространение с помощью воды. Слайд № 6

       Водой  распространяются  семена и плоды прибрежных растений. В плодах есть воздушные полости, поэтому они лёгкие и плавучие. Так распространяются плоды осоки, ивы, ольхи.

 Плоды кокосовой пальмы, растущей по берегам океанических островов, долго могут  путешествовать, пока морское течение не прибьёт их к берегу.

в) Распространение с помощью животных и людей. Слайд №7,8

         Семена и плоды многих растений невольно распространяют животные и люди. Семена череды имеют шипы, которые прицепляются к одежде человека и животных. В другом месте животное  счёсывает их, а человек выбирает из одежды. Так же распространяется лопух.

       Белка, бурундук,  кедровка делают запасы на зиму. Если этот запас был спрятан на земле, например, под корягой, и про него забыли, то семена  могут прорасти. Во время перелётов птицы разносят семена на лапках. Часто семена водных и прибрежных растений прилипают вместе с грязью на лапки и путешествуют к другому водоёму.

г) Распространяют свои плоды сами. Слайд №9

      Разбрасывание семян можно наблюдать у многих растений. При созревании растрескиваются плоды у гороха, фасоли, бобов.

      Есть растения – настоящие артиллеристы. Например, «бешеный огурец». Во время созревания семян внутри образуется слизистая масса. Она давит изнутри. Стоит задеть это растение, как  под напором слизь с семенами выстреливает. Бешено «плюнуть»  растение может на расстояние 6 метров.

IV.Физкультминутка.

На зарядке первый класс.

Мы присядем десять раз.

Высоко поднимем руки,

Будем жить всегда без скуки.

Повернёмся вправо, влево,

Вновь работать будем смело.

V.Закрепление изученного материала.

1.Работа по учебнику  (с. 22–23).

- Расскажите, как расселяются растения в природе. Кто и что им в этом помогает?

2.Практическая работа в парах.

Учитель раздает учащимся плоды клена и ясеня. Дети рассматривают рисунок-подсказку в учебнике и показывают друг другу, как путешествуют крылатки клена и ясеня.

– Выясните, чьи плоды с семенами улетят дальше.

Для этого один ученик подбрасывает плоды вверх, а другой машет газетой, создавая воздушный поток.

3. Игра «Определи, с какого растения плоды» (раскрась карточки с рисунками плодов; поделись своим мнением с соседом по парте) – работа в парах.

 

     

4.Отгадывание загадок.

Дети отгадывают загадки, называют растения и способ их расселения.

Кто ни прикасается, –

За того цепляется.

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат уголки.

                (Репей – животными.)

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, его клюют.

                (Рябина – птицами.)

Посреди двора

Золотая голова.

                (Подсолнух – ветром и птицами.)

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал –

И развеял этот шар.

        (Одуванчик, расселяется с помощью ветра.)

В этот гладкий коробок

Бронзового цвета

Спрятан маленький дубок

Будущего лета.

                (Желудь дуба – животными.)

VI.Физкультминутка.

Раз - подняться, подтянуться

Два - согнуться, разогнуться

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать

Шесть - за стол тихонько сесть.

VII. Тест по теме урока.

Выбери правильные ответы:

1) Части растений:

  • стебель
  •  корень
  •  цветы
  •  акация
  •  плод с семенами
  •  листья
  •  стручок
  •  пыльца

2)Распространяются с помощью ветра:

  • кубышка
  •  одуванчик
  •  бешеный огурец
  •  акация

3)Распространяются с помощью животных и человека:

  • лопух
  •  лотос
  •  калужница болотная
  •  акация

4)Распространяются с помощью воды:

  • чистотел
  •  дикая морковь
  •  иван-чай
  •  лотос

5)Распространяют свои плоды сами:

  • гравилат
  •  кокосовая пальма
  •  бешеный огурец
  •  росянка

VIII.Чтение и анализ сказки Л.Толстого «Дуб и орешник».

«Старый дуб уронил с себя желудь под куст орешника. Орешник сказал дубу: «Разве мало простора под твоими сучьями? Ты бы ронял свои жёлуди на чистое место. Здесь мне самому тесно для моих отростков, и я сам не бросаю наземь своих орехов, а отдаю их людям».

«Я живу двести лет, – сказал на это дуб, – и дубок из этого жёлудя проживёт столько же».

Тогда орешник рассердился и сказал: «Так я заглушу твой дубок, и он не проживёт и трёх дней».

Дуб ничего не ответил, а велел расти своему сынку из жёлудя.

Жёлудь намок, лопнул и уцепился крючком ростка в землю, а другой росток пустил кверху.

Орешник глушил его и не давал солнца. Но дубок тянулся кверху и стал сильнее в тени орешника. Прошло сто лет. Орешник давно засох, а дуб из жёлудя поднялся до неба и раскинул шатёр на все стороны».

Вывод: Семенам надо путешествовать. Это позволяет им переселяться на новые места, гда больше света, тепла и пищи для молодых растений.

IX. Рефлексия деятельности. Итог урока.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Какие растения расселяются с помощью ветра?

– Какие растения расселяются с помощью зверей и человека?

– Какие растения расселяются с помощью воды?

 – Все ли семена прорастут на новых местах?



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Тест по теме урока.

Выбери правильные ответы:

1) Части растений:

  • стебель
  •  корень
  •  цветы
  •  акация
  •  плод с семенами
  •  листья
  •  стручок
  •  пыльца

2)Распространяются с помощью ветра:

  • кубышка
  •  одуванчик
  •  бешеный огурец
  •  акация

3)Распространяются с помощью животных и человека:

  • лопух
  •  лотос
  •  калужница болотная
  •  акация

4)Распространяются с помощью воды:

  • чистотел
  •  дикая морковь
  •  иван-чай
  •  лотос

5)Распространяют свои плоды сами:

  • гравилат
  •  кокосовая пальма
  •  бешеный огурец
  •  росянка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 1 классе "Как растения расселяются на новые места»

Урок окружающего мира в 1 классе "Как растения расселяются на новые места» по учебно- методическому компплекту " Перспективная начальная школа "...

Конспект урока окружающего мира "Как растения расселяются на новые места."

Урок-исследование по окружающему миру для учащихся 1 класса умк "Перспективная начальная школа."...

Урок по окружающему миру в 1 классе по теме "Как растения расселяются на новые места", "Перспективная начальная школа"

Урок построен согласно требованиям ФГОС. К уроку необходимо приготовить семена различных растений: ягод, семян-крылаток, репейника, желудей, которые можно собрать предварительно на экскурсии. Для пров...

К уроку по окружающему миру "Как растения расселяются на новые места "

Упражнения для проверки в конце урока или для повторения на следующем уроке.http://LearningApps.org/display?v=pw5mdh5ut01...

урок окружающего мира в 1 классе «Как растения расселяются на новые места»

Главные  методы  на уроке формирования новых знаний- проблемный и частично-поисковый, исследовательский. Дети выступают в роли исследователей....

Технологическая карта. Окружающий мир. 1 класс. Тема урока: "Как растения расселяются на новые места"

Технологическая карта. Окружающий мир. 1 класс. Тема урока: "Как растения расселяются на новые места"...

Конспект занятия «Как растения расселяются на новые места»

Цели деятельности: формирование у детей представления о том, как растения расселяются на новые места.Планируемые результатыПредметные:уметь анализировать строение семени и делать выводы о способах рас...