методическая разработка урока окружающего мира на тему: "Луна-естественный спутник Земли"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

Кирилкина Елена Владимировна

Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс ОС "Гармония"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_mir.docx92.04 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ   КАРТА  УРОКА

ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Составитель: Кирилкина Елена Владимировна,

учитель МОУ СОШ пос. Титово

 Пачелмского района Пензенской области

-2016г-

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ПРЕДМЕТ: окружающий мир

ТЕМА: Луна – естественный спутник Земли. Исследования Луны.

КЛАСС: 2

ОС: Гармония

ТИП УРОКА: урок - исследование

ЦЕЛЬ ТЕМЫ: формировать представление о Луне как холодном небесном теле, спутнике Земли, познакомить учащихся со способами изучения Луны.

ОСНОВНЫЕ  ТЕРМИНЫ,  ПОНЯТИЯ:  луна, месяц, солнце, солнечная система, звёзды, спутник, небесные тела, астронавт, автоматическая станция, луноход.

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ  ОБРАЗОВАНИЯ:

Предметные знания и  умения:

  • Основные космические тела (звёзды, планета, солнце, спутник), способы их изучения;
  • Луна - естественный спутник Земли; умение наблюдать Луну;
  • Астронавт, автоматическая станция, луноход; представление о формах лунной поверхности.

Универсальные учебные действия:

Личностные:

  • осознание социальных, личностных мотивов изучения окружающего мира.

Регулятивные: 

  • освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
  • планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
  • формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Познавательные:

  • строить предложения относительно предмета исследования;
  • вести сбор фактов, используя различные источники: научно-познавательный текст, иллюстрации и карты;
  • фиксировать факты, относящиеся к проблеме исследования.

Коммуникативные:

  • строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
  • участвовать в коллективном обсуждении вопросов, в совместном решении задач;
  • делиться своими «открытиями» дома, рассказывать о своих достижениях.

ОРГАНИЗАЦИЯ  ПРОСТРАНСТВА:

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Окружающий мир – ИЗО        математика     литературное чтение технология

Информационный ресурс

  • Программа курса «Окружающий мир» 1-4 классы
  • Учебник О.Т. Поглазова «Окружающий мир»
  • О.Т. Поглазова «Методические рекомендации к учебнику 2 класса общеобразовательных учреждений»
  • Рабочая тетрадь О.Т. Поглазова «Окружающий мир»
  • Тестовые задания для 2 класса
  • Н.Б. Шумакова «Развитие исследовательских умений младших школьников»

Демонстрационный ресурс

  • два мяча разного размера
  • плоскостная модель Луны в фазах тонкого серпика, первой четверти и в полнолунии
  • фонарик
  • глобус Луны
  • фотографии лунной поверхности
  • инструкционные карты

Интерактивный ресурс

  • Презентация «Луна – естественный спутник Земли»
  • Презентация «Исследования Луны. Человек на Луне»

  • Фронтальная
  • Индивидуальная

  •     Парная

        Групповая

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

1. Мотивация к учебной деятельности (создание проблемной ситуации)

2.Исследование в малых группах

3. Обмен информацией, организация фактов

4. Связывание информации, обобщение

5. Рефлексия учебной деятельности

ХОД УРОКА

1. Мотивация к учебной деятельности (создание проблемной ситуации)

Цели деятельности

Создание проблемной ситуации

Формируемые

универсальные учебные действия

  • Стимулировать учащихся к воспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме;
  • Способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах;
  • Фиксировать и систематизировать информацию, полученную от школьников.

Вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу

- Рассмотрите рисунок-схему. Что вы можете рассказать о Солнце и Земле? Почему сменяются на Земле день и ночь, почему наступает утро и вечер? Почему на Земле сменяются времена года.

http://i.sunhome.ru/contest_foto/205/dlya-informacii-v3.jpg

- До сих пор мы говорили о дневном небе, на котором царит Солнце. Теперь настала пора присмотреться к ночному небу.

- Догадайтесь, о каком небесном теле вы будете добывать знания.

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=386170365-00-72&n=21http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=111863580-35-72&n=21

http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=37203987-50-72&n=21http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=27814124-15-72&n=21

  • Золотой хозяин с поля идёт, серебряный пастух на поле идёт, мелкое стадо гонит. Солнце, Луна, звёзды.
  • То полна, а то стройна,

По ночам не спит она. Луна.

  • Всю ночь за облаками

Светил фонарь с рогами. Месяц.

-Как вы думаете, является ли Луна, как и Солнце, источником света и тепла? Почему мы видим её разной? Можно ли жить на луне?

Дети высказывают свои предположения. Учитель подчёркивает наличие разных точек зрения в предположениях детей.

- Мнения разошлись. Как нам быть?

Выслушать ребят и сформулировать проблему: мы не можем определить, является ли Луна, как и Солнце, источником света и тепла и почему мы видим её разной.

- Нужно определиться, какие знания нам помогут в решении данных вопросов.

- Что же нам нужно узнать о Луне, чтобы разрешить нашу проблему?

    Составление кластера

Луна-это звезда        Почему вид Луны       Почему на Луне

или планета?              меняется в течение     видны какие-то

                                              месяца?                  серые пятна?

Является ли Луна, как и Солнце,

источником света и тепла?

Почему мы видим её разной?

Можно ли жить на Луне?

     Почему Луна                  Вращается ли          

     не всегда видна?                   Луна?

- Итак, у нас возникло предположение, что ответив на составленные  вопросы, мы решим учебную задачу урока.

Познавательные: 

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

регулятивные:

контроль, коррекция;

прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).

2.Исследование в малых группах

Цели деятельности

Работа в малых группах

Формируемые

универсальные учебные действия

  • Использовать в малых группах разный материал для изучения, на основании которого учащиеся и осуществляют свой поиск.
  • Знакомство с новой информацией, её соотнесение с имеющимися знаниями, поиск ответов на поставленные ранее вопросы, выявление затруднений и противоречий.

- Царицей ночного неба является, конечно, Луна. С давних времён привлекала она внимание человека. Пытались люди объяснить многие явления, связанные с Луной. Также как и Солнце, Луну одушевляли и обожествляли.

Каждой группе предлагается следующий материал:

Отрывок из «Сказки о мёртвой царевне….» А.С. Пушкина, в которой именно месяц рассказал королевичу Елисею, где найти прекрасную царевну.

Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок!

Ты встаёшь во тьме глубокой,

Круглолицый, светлоокий,

И, обычай твой любя,

Звёзды смотрят на тебя.

-  Почему поэт именно так описывает месяц?

-  Почему он отметил сразу две формы видимой Луны – «рожок» и «круглолица»?

- Рассмотрите фотографии на с.11 и покажите эти формы.

- Правильно ли сделаны модели Луны?

Учитель обращает внимание на порядок выполнения работы и обсуждает план исследования.

Инструкционная карта (план)

  • Прочитайте внимательно вопросы.
  • Как будете искать ответ? Что нужно сделать, чтобы решить задачу?
  • Обсуждение вопроса
  • Рассмотрите фотографии на с.11 и покажите эти формы.
  • Рассмотрите модели Луны
  • Обсуждение вопроса
  • Подготовьтесь к выступлению (отчёт о работе группы)

Для подготовки отчёта о работе группы дети могут воспользоваться специальным средством «Помощник ответа». В этом случае учитель даёт детям конверт, в котором находятся 4 или 5 листов бумаги с незавершёнными предложениями. Эти предложения являются началом изложения определённой части работы, выполняемой группой.

1. Мы изучали______________________________________ и выяснили, что________________________________________

2. Мы пришли к выводу_______________________________

3. Мы сделали заключение:____________________________

  • Осуществление контакта с новой информацией; сопоставление её с уже имеющимися знаниями и опытом.
  • Подготовка к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.
  •  Сохранение интереса к изучаемой теме.


3. Обмен информацией, организация фактов

Цели деятельности

Организация обмена информации

Формируемые

универсальные учебные действия

  • Обеспечить условия для свободного обмена мнениями и представления найденных данных каждой группой учащихся.
  • Научить:

- ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;

- использовать приобретённые знания;

- планировать свои действия в соответствии с учебным заданием;

- представлять результат своей деятельности.

Примерный отчёт группы:

Мы изучили все заданные вопросы и выяснили, что рожок – молодой месяц, можно, подставив палочку, получить букву Р, первая четверть – половинка освещенного круга, круглолицая Луна в полнолунии – освещён весь круг, последняя четверть, старый месяц – буква –С.

Мы пришли к выводу, что модель Луны должна быть шарообразной. Если дать плоскую модель, то она должна быть всегда круглой. Её видимая форма меняется, потому что она по-разному освещается Солнцем.

Мы сделали заключение, что Луна движется вокруг Земли, её положение относительно Солнца и Земли меняется. Поэтому мы её видим всегда разной.

- Луну называют многоликой: она всё время медленно меняет свой вид. Узенький серпик называют месяцем, а весь диск – полной Луной. Бывают дни, когда луну и вовсе не увидишь на небе. Это время называют новолунием. На самом деле Луна не меняет свою форму. Мы видим только ту часть Луны, которую в это время освещает Солнце. Ведь Луна обращается – «ходит» - вокруг Земли. Такие небесные тела называют спутниками. Луна – естественный спутник Земли.

Приём «Инсерт»

(маркировка текста значками по мере его чтения)

«v» - уже знал

«+» - новое

«-« - думал иначе

«?» - не понял, есть вопросы

Чтение текста ан с.12 учебника

Моделирование

- Посветите фонариком на большой мяч с разных сторон. Когда свет упадёт на мяч сзади, будет видна тонкая полоска рассеянного света вокруг него. Это мы продемонстрировали новолуние – на поверхность Луны свет Солнца не падает: Луна находится между Солнцем и Землёй.

- Освещаем фонариком мяч спереди – виден весь лунный диск. Это полнолуние: Луна находится напротив Солнца, а у землян в одном полушарии день, в другом в это время ночь.

- Передвигайте по кругу фонарик. Вы наблюдаете освещённую часть Луны: серпик слева, половинка слева, половинка справа, серпик справа.

Перед моделированием движения Земли и Луны проводим беседу с учениками по следующим вопросам:

- Чем различаются Солнце и Луна?

- Почему Луну называют многоликой, а Солнце - нет?

- Быстрее или медленнее по сравнению с Землёй вращается Луна?

- Согласны ли вы с таким рассуждением: Луна важнее Солнца, ведь она светит ночью, а Солнце  - днём?

- Можно ли жить на Луне? Почему?

              Работа в паре

Выполнение задания в учебнике на с.13

Каждый выбирает свой образ (Луна, Земля) и показывает, как он вращается (Земля быстро – 24 часа вокруг своей оси, а Луна очень медленно – месяц вокруг оси, две недели ночь, две недели день на Луне).

Убеждаемся, что правильно изображено движение Земли и Луны на первом рисунке.

Во-вторых, обращаем внимание учащихся на то, что время одного оборота Земли вокруг Солнца равно одному году, время оборота Луны вокруг Земли равно одному месяцу, время оборота Земли вокруг своей оси равно одним суткам.

 

- С помощью стихотворения  и фотографий, на которых запечатлена Луна, составить представление о её поверхности, сравнить поверхность Луны и Земли. (с.15 учебника)

- Ребята, можем ответить на вопрос: есть ли жизнь на Земле?

  Выполнение задания №12 (рабочая тетрадь №2 с.7).

- Среди разрезных карточек есть фотографии Земли и Луны (на одной карточке, которая даёт представление об относительных размерах Земли и Луны), фотография лунного глобуса, на которой можно найти названия лунных морей и океанов.

  • Проявлять желание, интерес к изучаемой теме.
  • Выбирать вариант выполнения задания;
  • Адекватно использовать речевые средства для представленного результата.
  • Осуществлять поиск необходимой информации в знаково-символических средствах (иллюстрациях).

4. Связывание информации, обобщение

Цели деятельности

Обобщение

Формируемые

универсальные учебные действия

  • суммирование и систематизация новой  информации, её оценки;
  • ответы на поставленные ранее вопросы.

- Ребята, мы многое узнали о Луне.

- Что мы можем рассказать о Луне? Какая она?

- Какую главную мысль мы можем теперь сформулировать?

Формулируется обобщение урока:

Луна – холодное космическое тело. Она – единственный естественный спутник Земли. Свой оборот вокруг Земли Луна совершает за один месяц. Вид Луны в течение месяца меняется, потому что она занимает в пространстве разное положение относительно Солнца и Земли. Жизни на Луне нет.

  • Анализ, синтез, обобщение изученного материала;
  • Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

5. Рефлексия учебной деятельности

Цели деятельности

Обобщение

Формируемые

универсальные учебные действия

  • Вернуть учащихся к первоначальным предположениям, внести изменения, дополнения;
  • Дать творческие задания на основе изученной информации

− Что нового вы узнали на уроке?

 − Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)

– Какую цель вы поставили в начале урока?

− Вы достигли поставленной цели?

− В чём у вас было затруднение?

− Как вы открывали новое знание?

− Что вам помогло открыть новое знание?

– У вас на партах лежат цветные карточки. Зелёная карточка означает положительный ответ, жёлтая карточка – сомнение, красная карточка – отрицательный ответ. Я вам сейчас буду говорить  утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия.

  • Я знаю, почему вид Луны меняется в течение месяца;
  • Я знаю, почему Луна не всегда видна;
  • Я знаю, почему на Луне видны какие-то серые пятна;
  • Я знаю, почему нет жизни на Луне;  
  • Я доволен своей работой на уроке.

«Синквейн»

1.Предмет

2.Описание предмета

3.Действие предмета

4.Фраза

5. Синоним, обобщающий или расширяющий смысл

Луна

Холодное космическое тело

Совершает, меняется, движется

Луна – единственный спутник Земли

Царица ночи, месяц, ночное светило

Домашнее задание:

1. Наблюдать видимую часть луны еженедельно, в течение месяца и зарисовать её вид в рабочей тетради.

2. С помощью дополнительной информации в учебнике на с. 12 решить шутливую задачку.

3. Сочинить весёлую сказку про Луну.

  • Обмен мнениями о новой информации;
  • Оценивание результата собственной деятельности;
  • Побуждение к дальнейшему расширению информационного поля;
  • Соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

методическая разработка урока окружающего мира по теме "Чем Земля отличается от других планет"

Урок-исследование  по УМК "Начальная школа XXI века" разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО, носит системно-деятельностный подход в обучении,  направлен на формирование УУД (...

Методическая разработка урока окружающего мира по теме - формы поверхности Земли.

Конспект урока содержит тесты, викторины, карточки для индивидуальной и групповой работы....

Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе по теме: «Земля – небесное тело»

Цель урока: дать общее представление о форме и размерах Земли;  развивать умение сравнивать,  обобщать,  делать выводы, умение работать в паре...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

Методическая разработка урока окружающего мира.Технологическая карта по окружаюющему миру ( 3 класс)

В материале представлена технологическая карта урока по окружающему миру ( 3 класс), тема "Вода и её свойства".Задания разработаны с элементами исследовательской деятельности....

Методическая разработка урока окружающего мира "Разнообразие растений на Земле"

Цель урока: познакомить учащихся с группами растений и их  признаками;обобщить знания детей о разнообразии  растений на Земле...