Технологическая карта к уроку окружающего мира, 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Габделманнафова Дина Ниязовна

Технологическая карта к уроку окружающего мира, 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира, 4 класс

ФИО:                          Габделманнафова Дина Ниязовна

Класс:                         4г

Дата:                          

УМК:                          Перспектива

Предмет:                    окружающий мир

Тема урока:              «У теплого моря»

Тип урока:                изучение нового материала

Цель урока:             - познакомить учащихся с понятиями тропики и субтропики, с географическим положением зоны, ее особенностями, растительным и животным миром, хозяйственной деятельностью людей;  

Задачи урока:            - сформировать представление о природной зоне Черноморского побережья Кавказа;

                                    -развивать умение работать с географической картой;

                                    -развивать речь, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.

Средства обучения:     - учебник для 4-ого класса «Окружающий мир», авт.: А.А.Плешаков М.Ю. Новицкая часть 1 . 

                                      -ноутбук;

                                      -проектор;

                                      -презентация к уроку;

                                      -колонки;

                                      -раздаточный материал;

                                     -атлас-определитель.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащиеся

Оформление доски

Формируемые УУД

1.Орг.момент

-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Дина Ниязовна и сегодня я  у вас проведу урок окружающего мира. Мне понадобиться ваша помощь, чтобы урок прошел весело и интересно. И я надеюсь, что каждый из вас постарается быть моим активным помощником в ходе урока. Посмотрите, все ли у вас готово к уроку- ручки, клей, тетрадь.

Учащиеся готовятся   к уроку.

На доске написано число и классная работа.

2. Проверка домашнего задания

-Давайте вспомним, что вы проходили на прошлом уроке?  Я раздам вам карточку-тест. Вы работаете в парах. Давайте, вспомним правила работы в паре. Обратите внимание на экран. Подписываете фамилии. Пишем ручкой. Потом мы проверим.

А1. Каковы погодные условия в пустыне?

1) жаркое лето, осадков мало

2) жаркое лето, суровая зима

3) тёплое дождливое лето

4) короткое жаркое лето

А2. Какое колючее растение охотно поедают верблюды?

1) джузгун                     3) верблюжью колючку

2) колосняк                    4) кактусы

А3. Какое животное называют «кораблем пустыни»?

1) сайгака                       3) корсака

2) верблюда                    4) скарабея

А4. Что такое барханы?

1) животные                    3) валы из песка

2) растения                      4) пыльные бури

В1. Какое животное с помощью длинных сильных ног прыгает до 3 м в высоту?

1) сайгак                          3) ящурка быстрая

2) корсак                          4) тушканчик

В2. Какому жуку поклонялись в Древнем Египте как божеству

1) жуку-красотелу           3) жуку-чернотелке

2) скарабею                      4) жуку-оленю

С1. Как животные приспособились к условиям пустыни

1) у них толстая кожа

2) днем они зарываются в песок, ночью питаются

3) они долго обходятся без воды

4) поедая растения, они получают необходимую влагу

С2. Какие экологические проблемы существуют в пустынях?

1) в почве накапливаются соли из-за неумеренного орошения

2) стало больше подвижных песков из-за неправильного выпаса животных

3) загрязняется почва из-за добычи полезных ископаемых

4) сокращается численность сайгаков из-за браконьерства. Ответы: А1-1, А2-3, А3 – 2, А; - 3, В1-4, В2 – 2, С1 – 2, 3,4, С2-1,3,4.

Давайте, проверим, какие ответы у вас получились. Возьмите простые карандаши или красную пасту. Проверяем по экрану.

Если правильно - 1 балл,

Если нет - 0 балл.

Поставьте оценку:

8 баллов – «5»,

5-7 баллов – «4»,

3-4 баллов –  «3»,

3 и меньше – «2».

Передаем листочки вперед.

Отвечают на тестовые вопросы. Проверяют.

На экране проверка.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний и  осознавать необходимость нового знания

Коммуникативные УУД: умение договариваться с  людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды.

3. Создание проблемной ситуации

Вы уже знакомы с разными природными зонами. Чтобы узнать с какой природной зоной мы познакомимся, попробуйте решить ребус. Правильно, тропики.

-Как вы понимаете слово тропики?

- Такая природная зона на территории России называется субтропические леса.

-Где на территории России долгое жаркое лето? (У Черного моря.)

-Послушайте песню «У Черного моря» и расскажите, какие картины природы вы представили. (Там почти круглый год цветут растения, теплый морской воздух, теплое море.)

-А вы когда-нибудь бывали у Черного моря?

-Какие у вас впечатления?

-Ребята, как вы думаете, чему посвятим сегодняшний урок? (Тема нашего урока «У теплого моря»)

Учащиеся отгадывают загадку. Беседа с учащимися.

Регулятивные УУД: умение понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить ее словесно.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний и  осознавать необходимость нового знания

4. Изучение новых знаний

 - Обратимся к карте-экскурсоводу. Что она нам расскажет?

-Где находится зона субтропических лесов? (Она расположена на побережье, с  одной стороны Кавказские горы, а с другой – Черное море.)

-Что вы можете сказать о размере зоны? Какая она по размеру по сравнению с другими зонами?

-Как солнечные лучи нагревают земную поверхность вблизи тропиков? (Солнечные лучи подают почти отвесно.)

Беседа.

-В расположении зоны кроется секрет ее удивительного климата и природы. Давайте рассмотрим простой пример: вы на пляже Когда вода теплее – днем или вечером? (Вечером.)

-Верно, вода  медленно нагревается и медленно остывает. Солнце за лето нагревает море, а затем море отдает побережью зимой теплый воздух. Кавказские горы находятся близко, прямо у самого побережья.

-Какие это горы по высоте? (Это высокие горы.)

Верно, это высокие молодые горы, они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и теплая зима. Выпадает много осадков. Море посылает на землю большое количество влаги, и она тоже задерживается горами.

-Что такое тропики? (Тропики – это тепловой пояс, расположенный по обе стороны от экватора. Тропики это климатическая зона в которой всегда жарко. во время зимнего и летнего солнце стояния солнце находится в зените..)

- А в переводе с латинского приставка «суб» означает «под». Так что же такое субтропики? (Это территория под тропинками.)

Точнее сказать, вблизи тропической зоны. Субтропическая зона расположена южнее нашей страны, а здесь на Черноморском побережье,- лишь маленький кусочек.

Беседа с учащимися.

На экране определения: тропики, субтропики.

Познавательные УУД: умение передавать информацию в сжатом или развернутом виде, умение формулировать, аргументировать свое мнение.

Коммуникативные УУД: умение работать индивидуально.

Регулятивные УУД: умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

5.Физкультминутка

А теперь, давайте встанем, и потанцуем.

Учащиеся делают физкультминутку.

Личностные УУД: поддержание эмоционального настроя.

6. Первичная проверка понимания изученного

Для изучения растительного, животного мира и экологических проблем, разделимся на три группы.

Сначала, познакомимся с правилами работы в группах.  Я каждой группе раздам картинки растений или животных и краткую характеристику. Также вы можете обратиться к учебнику 98-101 страницы, к атласу-определителю. Разделите между собой роли, кто, что будет делать: кто-то клеить, кто-то найти информацию, и т.д.. Ваша задача правильно склеить картинки и подписывать название животных, растений. А потом выберите того человека, который выступит из группы. Можно выбрать одного, двух или трех, но не читаем, а именно рассказываем.

Работают в группах.

На экране

Регулятивные УУД: умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

7. Закрепление изученного материала

Молодцы, ребята.

А теперь, проверим, насколько вы хорошо усвоили сегодняшнюю тему. Я каждому раздам карточки, вам даны утверждения. Если вы согласны с утверждением, ставьте знак «+», если не согласны - «—».

  1. Черноморское побережье Кавказа расположено в степной зоне страны. (-.)
  2. Субтропики России — это небольшая зона на побережье Черного моря. (+.)
  3. На склонах гор в субтропиках часто встречаются следующие деревья: бук, каштан. (+.)
  4. На Черноморском побережье обитают киты, морские черепахи, тюлени. (—.)
  5. Черное море относится к морям Индийского океана. (—.)
  6. В субтропической зоне умеренно теплое лето и холодная зима. (—.)
  7. В садах Черноморского побережья выращивают абрикосы, персики, инжир. (+.)

-Давайте, проверим. (Один ученик читает ответы, обучающиеся дополняют его высказывания и проверяют себя.)

Если у вас 7 правильных ответов – оценка «5», 5-6 правильных – «4», 4 правильных – «3».

Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

На экране проверка.

Коммуникативные УУД: умение договариваться с  людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

Регулятивные УУД: владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

8. Подведение итогов урока. Рефлексия

-Какие природные условия в зоне субтропиков?

-Какая температура?

-Что привлекает множество людей на Черноморское побережье Кавказа?

-Какие экологические проблемы возникают на Черноморском побережье?

-Что вы посоветуете друзьям, собирающимся на отдых на Черноморское побережье Кавказа? (Бережно относиться к природе, не бросать на побережье мусор, носить головной убор, купаться только со взрослыми и т.д.).

Закончите предложения

Домашнее задание ответить на вопросы, 101 страница.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Личностные УУД: уметь в ходе личностной саморефлексии определять свою систему ЗУН, ценностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира в первом классе "Я — часть Мира"

Класс  1УМК  ПерспективаПредмет Окружающий мирТема    Я — часть МираТип урока Урок рефлексии.Цель урока — формировать у учащихся представление о том, что каждый че...

Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по учебнику А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкий. "Окружающий мир" по теме: В ледяной пустыне»

middot;         Сформировать у учащихся представление о природной зоне арктических пустынь;·         познакомить...

Технологическая карта урока окружающего мира "Окружающий мир", 3 класс (УМК "Школа России", А. А. Плешаков)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: «Семейный бюджет»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование представления о структуре семейного бюджет...

Технологическая карта урока окружающего мира «Страны мира. Проект страны мира» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока:  введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию.Задачи урокаДидактиче...

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс "Знаменитые места мира" УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» новых знаний.Цель урока: создание условий для первоначального представления учащихся о знаменитых местах мира.Задачи урокаДидактические:1 Познакомить с достопримечате...

Технологическая карта урока окружающего мира «Весна в мире насекомых», (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель урока: формирование представлений об изменениях в жизни насекомых весной, расширение знаний об изменениях, происходящих в природе весной, развитие умений оберегать бабочек и особенно гусениц.Зада...