Естествознание
занимательные факты по окружающему миру (4 класс) на тему

Зулаева Анна Захаровна

Доклад на тему : "Минералы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл estestvoznanie.docx159.46 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

Высшего образования Московской области

Государственный гуманитарно-технологический университет

Доклад по ЕНКМ на тему: «Минералы, их физические свойства.»






Подготовила студентка 1 курса

(заочное отделение,

педагогический факультет)

Зулаева А. З.

г.Орехово- Зуево,

2017 год

Минералы

       Минералы — это составные части горных пород, характеризующиеся тем или иным химическим составом и структурой. Горная порода обычно представляет собой смесь различных минералов. Наша планета и все, что нас окружает, практически полностью состоит из минералов.

        Несмотря на такое разнообразие, далеко не все способны различать их с первого взгляда, более того, многие путают понятия минерал и горная порода. Поэтому для начала отметим, что горная порода обычно формируется двумя или более минералами.

Кварц. Представлен в граните в виде небольших прозрачных или полупрозрачных кристаллов. Кварц — самый распространенный минерал земной коры. На фотографии запечатлен молочный кварц.

http://www.treeland.ru/file/0002/4590.jpg

 Слюда. Обычно имеет темный блестящий цвет. На снимке показана разновидность слюды биотит.

http://www.treeland.ru/file/0002/4591.jpg

Полевой шпат. Часто встречающийся в горной породе минерал. Разновидность на фотографии называется ортоклаз и характеризуется светлым цветом, варьирующимся от белого до бледно-розового.

http://www.treeland.ru/file/0002/4592.jpg

Физические свойства минералов

       Физические свойства минералов зависят от их химического состава и структуры.

       Плотность минералов – это масса вещества, содержащаяся в объеме 1 см3: Ρ= m/v (г/см3). Плотность минералов определяется экспериментально различными способами: пикнометрическим методом, в тяжелых жидкостях, рентгеновским методом.

       Спайность. Спайностью называется способность минералов раскалываться при ударе по определенным кристаллографическим направлениям с образованием разной совершенности плоскостей раскола. Плоскости спайности проходят перпендикулярно к направлению наиболее слабых сил связи в структуре минерала.

В зависимости от совершенства плоскостей раскола различают следующие степени совершенства спайности. Величины эти относительные и пока не имеют количественных характеристик.

Шкала спайности

Характер поверхности раскола

Минералогические примеры

Весьма совершенная

Зеркальная

Тальк, гипс, слюды, графит

Совершенная

Ровная, гладкая

Флюорит, кальцит, галенит, галит

Средняя

Ровная или неровная

Полевые шпаты, пироксены, роговые обманки

Несовершенная

Неровная

Кварц, пирит, арагонит

       Твердость. Под твердостью минералов понимается способность оказывать сопротивление при механическом воздействии (царапании, вдавливании и др.), проникновению в него другого тела, не получающего остаточной деформации.

Твердость – важное диагностическое свойство минералов, отражающее прочность связей между атомами в структуре минералов.

Твердость определяется различными способами: царапанием, вдавливанием, шлифованием и др.

       Цвет. Это первое, что бросается в глаза при рассмотрении минералов. Для одних минералов окраска более или менее постоянная, она часто является диагностическим признаком. Такими, например, являются красная окраска коновари HgS, зеленая у малахита Cu2[CO3]∙(OH)2. Чаще окраска одного  и того же минерала бывает разная: коруд может быть бесцветным или окрашен в красный, синий и др. цвета. Окраска минералов наряду с блеском и люминисценцией относится к оптическим свойствам и является внешним проявлением сложных процессов взаимодействия фотонов (квантов света) с электронами внешних электронных оболочек атомов химических элементов слагающих минералы. Эти взаимодействия сопровождаются поглощением, пропусканием или излучением кванта света.  

       Цвет черты. Под этим термином понимают цвет тонкого порошка минерала. Этот порошок легко получить, если проводить испытуемым минералом черту на матовой поверхности фарфоровой пластинки. Порошок получается в виде следа на пластинке, окрашенного в характерный для данного минерала цвет. Этот признак  в сравнении с окраской минерала является более постоянным, т.е. боле надежным диагностическим признаком.

Цвет черты в ряде случаев совпадают с цветом самого минерала. Например, окраска и цвет черты красные у киновари, у магнита – черные, у лазурита – синие. Для других минералов наблюдается резкое различие между цветом минерала и цветом черты. Например, у гематита: цвет минерала стально-серый или черный, черта красная; у пирита – цвет минерала латунно-желтый, черта черная и т.д.

          Блеск. Падающий на минерал световой поток частично отражается его поверхностью, частично поглощается. Этот отраженный свет и создает впечатление блеска минерала, причем чем больше доля отраженного светового потока (в %), тем интенсивнее блеск.

Чисто практическим путем установлены градации интенсивностей блеска.

1.  Стеклянный блеск.
2.  Алмазный блеск.
3.  Полуметаллический блеск.
4.  Металлический блеск.

Среди минералов стеклянным блеском обладают более 70%.

Рассмотренные блески характерны для минералов, имеющих гладкие поверхности (грани, плоскости, спайности). Если же определять блеск на поверхностях излома, то стеклянный и алмазный блески приобретают тусклый оттенок за счет некоторого рассеяния отраженного света. Блеск становится жирным.

Поверхности с грубой неровностью обладают восковым блеском.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок естествознания. Автор А.А. Плешаков. 3 класс. Тема: « Мир глазами эколога. Знакомые незнакомцы» Учитель Шорина Елена Александровна

Урок экологической направленности с применением здоровьесберегающих технологий.Будет интересен и учителям и детям. Материал, представленный в данном уроке, поможет взглянуть на мир другими глазами , н...

Методические рекомендации и разработки уроков-экскурсий по предмету «Естествознание» в начальной школе.

В  своей педагогической  работе   я большое внимание уделяю экскурсиям. Мною разработаны  уроки – экскурсии, на основе закона периодичности в природе.Цель этих уроков – ...

Неделя естествознания.

1)Выставка работ "Осень"2) Лекция-викторина "Эти удивительные животные"Победители викторины: Болгов С. , Кирюткина А. , Горюнова А.3) Олимпиада по окружающему миру.I место -   Кирюткина А....

Неделя естествознания.

1)Выставка работ "Осень" 2) Лекция-викторина "Эти удивительные животные" Победители викторины: Болгов С. , Кирюткина А. , Горюнова А. 3) Олимпиада по окружающему миру. I место -   Кирютк...

«Развитие познавательного интереса на уроках-экскурсиях в курсе «Естествознание».

«Развитие познавательного интереса на уроках-экскурсиях в курсе  «Естествознание»....

Урок естествознания по системе Занкова

В данном уроке используются занимательные материалы - загадки, кроссворды, а так же работа с энциклопедиями...