"Органы чувств"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Коляева Надежда Ивановна

окружающий мир 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organy_chuvsv.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Органы чувств»

Предмет: Окружающий мир

Учитель: Коляева Надежда Ивановна

Класс: 3

Тип урока: урок – исследование, получение новых знаний

Цель урока:      - познакомить учащихся с органами чувств и их значением в жизни человека;

Задачи:                - учить беречь органы чувств;

                                 - познакомить с правилами гигиены органов чувств;

                                 - учить распознавать органы чувств.

                                                       

ХОД УРОКА.

  1. Проверка домашнего задания: (фронтальный опрос)

- К изучению какого раздела мы приступили  с вами на предыдущем уроке?

( Мы и наше здоровье)

- Под каким девизом проходил наш урок?

( Научись жить в ладу со своим организмом)

- Что же такое организм и из чего он состоит?

( Организм – это система органов.   Состоит организм человека, из внутренних органов)

Проведем игру: « Угадай орган человека»   (смотри карточки в приложении к уроку)

Этот внутренний орган входит в состав нервной системы.

Он находится в черепной  коробке.

Он серого цвета,

имеет  множество извилин.

 Он передает сигналы, анализируя

Анализируя ситуацию окружающего нас мира.

Этот внутренний орган помогает человеку дышать.

Он похож на две большие  розовые губки.

Они  состоят  из множества крохотных пузырьков.

При вдохе -  этот орган расширяется, при выдохе сжимается.

Этот внутренний орган является главным в системе кровообращения.

Он работает как насос, помогая крови двигаться по кровеносным сосудам.

Этот орган работает день и ночь не

останавливаясь ни на минуту.

Этот внутренний орган входит в состав пищеварительной системы.

Его называют главным отделением твоей « внутренней кухни».

Он переваривает пищу при помощи специальных соков.

- А какая же наука изучает работу всех органов человека? ( Физиология)

- Наука, которая учит нас сохранять и укреплять наше здоровье, как называется?

( Гигиена)

О здоровье и нездоровье  сложено много пословиц и поговорок. Вспомним  их.

-Дал бы Бог здоровья, а счастье найдем.

- Здоровье не купишь, его разум дарит.

- У кого болят кости, тот не ходит в гости.

- Быстрого и ловкого болезнь не догонит.

- Здоров будешь, все добудешь.

Молодцы, ребята, предыдущий урок усвоили на « отлично»!

ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.

- Чему же посвятим урок сегодняшний? Ответим на поставленный вопрос, разгадав кроссворд. (см. Приложение к уроку)

- Назови тему нашего урока.

(Органы чувств)

- Да, сегодня мы продолжим разговор про органы, но не про те, что внутри нас, а про органы, которые помогают человеку воспринимать окружающий мир.

Работа с учебником.

Раскроем учебник и прочтем тему урока.

- Я загадаю загадку, разгадав её узнаешь, какой орган чувств мы начнем обсуждать.

                                 

                                  Два Егорки живут возле горки

                                  Живут дружно, а друг друга не видят.   ( Глаза)

- Да- это глаза. Самые совершенные и самые загадочные органы. Через них мы больше всего узнаем о том, что происходит вокруг нас. И в то же время именно глаза больше всего говорят о человеке.

Проведем опыт:  Посмотри мне в глаза.

- Из чего состоят глаза?        

(Из зрачка, Радужной оболочки и глазного яблока).

- При помощи зрачка мы видим предметы, определяем их форму, цвет, далеко они от нас или близко. Радужная оболочка говорит о цвете глаз. А глазное яблоко очень подвижно и обеспечивает человеку широкий обзор. Закройте ладонью один глаз, затем другой. Сравните ширину обзора.

(Одним глазом мы видим меньше предметов, расположенных вокруг нас, а двумя - больше.        Значит, обзор шире, если смотреть двумя глазами.)

- Чтобы наши глазки хорошо видели, познакомимся, прочитав в учебнике, правила гигиены органа зрения.

(Дети читают абзац в учебнике стр. 132)

ГЛАЗА

ОРГАН ЗРЕНИЯ

ЭЛЕКТРОННАЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА  (для глаз)

- Продолжим урок.

 Загадка:                                У зверюшки на макушке,

                                          А у нас ниже глаз.          ( уши)

 

- Для чего человеку нужны органы слуха - уши?

помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку и т. д.)

- Второй по важности орган чувств у человека -  это ухо. Оказывается их у вас не одно, а целых три! Наружное, среднее и внутреннее. На самом деле то, что мы называем ухом, совсем не ухо, а ушная раковина.

- Слух тесно связан с речью. Ребенок сначала слышит, а потом только учится говорить. Отсутствие слуха обедняет мир человека, лишает его возможности общения. Чтобы не потерять слух надо соблюдать ряд правил. Закрой уши ладонями на 1 минуточку, посидим и представим, что чувствует человек потерявший слух. Страшно правда? Чтобы этого не произошло – береги уши!

(Прочитываются  правила гигиены на стр. 133 учебника)

УШИ

ОРГАН СЛУХА

- Следующая загадка:

                                           Между двумя светил

                                       В середине я - один. (нос)

- Нос – это орган обоняния. Обоняние – это способность человека чувствовать разные запахи. Чувство запаха возникает тогда, когда человек делает вдох. Если задержать дыхание на некоторое время, то и запаха не почувствуешь, хотя источник запаха будет находиться у самого носа.

- Плохо чувствуют запахи люди, которые часто огорчаются, нервничают, волнуются, простужаются. Обоняние ухудшается у курящих людей.

- Если человек теряет чувство обоняния, то для него пища теряет вкус, падает аппетит. Человек с плохим обонянием не может чувствовать опасные запахи: запах дыма, газа! Как же сохранить обоняние.

НОС

ОРГАН ОБОНЯНИЯ

- Хорошо! А о чем же нам расскажет следующая загадка:

Всегда во рту,

                    А не проглотишь?  (язык)

- Для чего же нам он нужен? Наверное , не только для того, чтобы показывать его друг другу. Язык помогает произносить звуки, то есть говорить. Он гибкий и сильный, поэтому легко переворачивает  во рту кусочки пищи.

- Снаружи он покрыт бесчисленным множеством сосочков. Вот они то и определяют вкус того, что попало в рот. Сосочки – это вкусовые рецепторы. Их на языке около 9000. Сладкий и соленый вкус чувствуют рецепторы, которые находятся на кончике языка, поэтому чтобы понять вкус мороженого нам достаточно его лизнуть. Рецепторы отвечающие за кислое, находятся по бокам, а за горькое – на корне языка, там откуда он

«вырастает».

 Язык – тоже один из наших сторожей. Если мы, нечаянно, возьмем в рот что-то несвежее, противное, язык тот час донесет об этом и мы, не задумываясь, выплюнем то, что вредно организму.

Помните! Аппетит зависит от вкусовых ощущений!

ЯЗЫК

ОРГАН ВКУСА

-  Есть у человека еще один орган чувств.

  Алексей Дорохов в своей книге « Про себя самого» так описывает этот орган…

(Учитель демонстрирует книгу и читает информацию, не произнося слово кожа. Дети называют орган осязания – КОЖА)

- Конечно, это кожа! Об этом органе осязания мы подробно поговорим на следующем уроке.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО ВЫБОРУ:

1. Прочитать материал учебника и ответить на вопросы рубрики « Проверь себя» .

2. Из дополнительной литературы пополнить «Копилку интересных фактов» со стр.133 уч.

3. Нарисовать знаки по теме: «Гигиена органов чувств».

ИТОГ УРОКА

 Я показываю  запрещающие знаки, а ты называешь то, что они запрещают.

 

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка и презентация к уроку окружающего мира "Органы чувств".2 класс. Программа "ХХI век"

Этот урок проводится в форме игр, цель которых – уточнить представления школьников об органах чувств. Впервые слово чувство, которое дети слышали неоднократно и сами широко использовали, применяется к...

Конспект урока: " Что надо знать чтобы сохранить органы чувств здоровыми"

Урок-исследование по окружающему миру по системе Занкова с тестом, презентацией....

Конспект урока: " Что надо знать чтобы сохранить органы чувств здоровыми"

Урок-исследование по окружающему миру по системе Занкова с тестом, презентацией....

Тест по окружающему миру по теме "Материки", "Органы чувств". "УМК "Система Занкова" 2 класс.

Данный тест является контрольно-измерительным материалом по теме: "Материки", "Органы чувств". Используется учителем для индивидуальной проверки знаний учащихся по данной теме во 2 классе УМК "Система...

Новые знания о человеке. Органы чувств.

Новые знания о человеке. Органы чувств. Презентация к уроку окружающего мира. 4 класс. УМК `Система Л.В. Занкова`. MS Office PowerPoint 2007....

Конспект урока по теме "Органы чувств" 1 класс.

Конспект урока по теме "Органы чувств" УМК "Школа 2100" по требованиям ФГОС...

Урок"Наши помощники - органы чувств"

Интересный конспект урока. Урок - исследование....