Открытый урок по окружающему миру "Лекарственные растения в домашней аптечке", 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Уже первобытный человек понял, что   природа не только источник продуктов питания, но и первый целитель. Занимаясь сбором плодов , кореньев и трав, человек пытался с их помощью избавиться от страданий, которые причиняли ему различные болезни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehn_karta_otkr_uroka_rasteniya_v_domashney_aptechke.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тема

Лекарственные растения в домашней аптечке

Цели урока

Дать представление о разнообразии лекарственных растений, познакомить с правилами их сбора, хранения и использования.

Планируемые результаты

Учащиеся научатся называть несколько лекарственных растений и определять, какие их части используются для лечения, рассказывать о лекарственных растениях в домашней аптечке, отвечать, доказывать, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Межпредметные связи

Литературное чтение, музыка, ИЗО.

Ресурсы

Компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал, карточки.

Технологическая карта урока « Лекарственные растения в домашней аптечке»

Этапы урока

Деятельность учителя

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

Я пришла к вам на  урок.  

Вам, ребятки, будет прок.          

Постарайтесь всё понять,

Всё запомнить, рассказать.

Постарайтесь- не ленитесь

А для начала - улыбнитесь!!! Улыбнитесь друг другу и нашим гостям. И пожелайте друг другу успеха.

Желаю успеха большого во всем и везде

Удачи тебе на уроке. И я вам желаю удачи, она нам сегодня понадобится. А теперь тихо сели.

2.Постановка  учебной задачи.

Пока мы были на перемене , нам пришло  видео письмо, давайте его посмотрим. (Отрывок из сказки «Айболит»)

- Что случилось со зверями?(заболели) А что у них болит?(горло, животики)

- Как вы думаете, кто им сможет помочь? (доктор Айболит)

- К кому вы обращались за помощью?

- Но доктора Айболита нет рядом. Как вы думаете, ребята смогли бы вы сами вылечить этих зверей?

Я предлагаю сегодня вам поиграть.  А во что догадались?  

Мы превращаемся с вами в докторов, а лечить мы будем своих игрушечных зайчат, медвежат, котят и т.д.

- Где ваши пациенты?

(Класс разбивается на группы, каждая получает мягкую игрушку)

Представьте себе, что они заболели, и мы будем их лечить. Ребята посовещайтесь все вместе и расскажите, что же болит у вашей зверюшки, как и чем вы предлагаете их лечить (температура, горло, ушиб, кашель).

Вспомните, чем лечил больных зверей добрый доктор Айболит?( Рассказы детей Мы посовещались и решили)

- Ребята, а вы сами оказывались в такой ситуации? (да )

- Кто расскажет, как лечат вас мамы .

- Что мама ваша делает, когда вы болеете? (дает лекарства, вызывает врача Даёт таблетки, микстуры, сиропы, растирает мазью, поит отварами)

- Где берет мама лекарства? (в аптеке)

- Что такое аптека? (Аптека - это учреждение, в котором продаются или изготавливаются лекарства, лечебные средства). А еще бывают домашние аптечки, где мамы хранят лекарства. У вас дома есть такие аптечки?

Ребята мы с вами еще маленькие и поэтому в аптеке нам не продадут лекарства, чтобы вылечить наших зверюшек. Давайте подумаем другой способ лечения. И этот способ будет являться темой нашего сегодняшнего урока. А чтобы догадались быстрее, я предлагаю вам отгадать загадку. Но я знаю, где мы их раздобудем.

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом -

Чудеса увидишь в нём!

 (лес)

- Сможем ли мы в лесу раздобыть лекарства? И какие это лекарства? (травы)

- Кто догадался, о чем мы будем сегодня говорить и какая тема нашего урока?

- Что вы хотите узнать на уроке  и чему научиться? Какие цели поставим перед собой?

1. Как л/р появились в домашней аптечке?

2. Какие бывают л/р?

3. Какие части растения используют?

4. Как правильно собирать лекарственные растения?

5. Для лечения каких болезней применяют?

Вот по этому плану мы сегодня будем работать.

4.Решение учебной задачи.

а)Как л/р появились в домашней аптечке?

б) Какие бывают л/р?

в) Какие части растения используют?

-Начинаем нашу работу. Я вам расскажу о том, как появились лекарственные травы в домашней аптечке.

- Уже первобытный человек понял, что   природа не только источник продуктов питания, но и первый целитель. Люди обращали внимание на то, что животные с жадностью поедали некоторые растения. И человек постепенно начал собирать эти травы и сушить. Занимаясь сбором плодов , кореньев и трав, человек пытался с их помощью избавиться от страданий, которые причиняли ему различные болезни. Люди передавали сведения о таких растениях из поколения в поколение, сочиняли про них легенды и мифы. При царе Иване Грозном на Руси были открыты аптекарские избы, а лекарственные растения привозили из разных стран на вес золота, он приказал снабжать лекарственными растениями не только царский двор, но и армию.  

Русский царь Пётр Первый  издал указ о создании аптекарских огородов, это были небольшие участки земли, на которых выращивали лекарственные растения. По приказу Петра I такие “аптекарские огороды” появились во всех крупных городах при военных госпиталях.

Сегодня известно около 12 тысяч видов лекарственных растений.

Лекарственные растения получили название ЗЕЛЕНОЙ АПТЕКИ.

Посмотрите, мы узнали о том, как давно начали применять лекарственные травы. Вы об этом знали?

Возьмите цветочек.(на каждом этапе урока проводится самооценка. Ученики заранее получают ромашку с 5 лепестками и при закреплении каждого этапа раскрашивают лепесток в зеленый, желтый или красные цвета)

-Какой же наш следующий шаг? Мы на время становимся исследователями.  

( Узнаем, какие бывают лекарственные растения)

-Откуда мы это сможем узнать? ( у взрослых, из  учебника,  из книг, из интернета и т.д.)

-Предлагаю открыть учебник на стр.28-29 и рассмотреть, как выглядят некоторые зеленые целители.

-Прочтите названия растений. Есть ли среди них деревья, кустарники, травянистые растения? Чем они отличаются друг от друга?  Кому знакомы? Это все  лекарственные растения , которые есть на Земле?

-Еще какие лекарственные растения вы знаете? Какие есть в вашей домашней аптечке? (Дети читают, я рассказываю)

- Я вам приготовила интересную информацию -думала, чем вас удивить, чтобы вы больше захотели узнать о лекарственных растениях -и нашла ЛЕГЕНДУ.Слайд

-Что такое легенда? ( рассказ, предание о каком-либо событии)Садитесь удобнее. Я нашла легенду о б одном растении -лекарственном мать -и мачехе.

        Одна злая женщина задумала погубить дочку своего мужа, потому что не хотела, чтобы он ходил встречаться с ней и своей бывшей женой. Заманила она ее к обрыву и столкнула с него. Тем времeнем мать, обнаружив пропажу девочки, бросилась ее искать, но опоздала: девочка уже не дышала. Бросилась мать на мачеху и, сцепившись, полетели они на дно оврага. А на следующий день покрыло склоны его растение, листья которого с одной стороны были мягкие, а с другой стороны жесткие, и возвышались над ними маленькие желтые цветки, напоминавшие светлые волосы девочки.

- Какое это растение? Как называется?

-Кто такая мать? ( женщина по отношению к своим детям)

-А кто такая мачеха? (жена отца по отношению к его детям, неродная мать) Одна сторона гладкая,  холодная, а другая мягкая и теплая.(показать гербарий)

Посмотрите, со скольки лек растений мы познакомились.

(на каждом этапе урока проводится самооценка)

Продолжаем нашу работу. Сейчас мы послушаем рассказ и узнаем, какие части у лекарственных растений используют в медицине. Для этого вы заполняйте таблицу, которая у вас на партах.

- Жила-была бабушка. Как-то раз к ней в гости пришла ее внучка, застала ее за любимым занятием – заготовкой лекарственных трав.

- Зачем они тебе?-спросила внучка.

- Если ты поранишь ногу, я приложу на ранку лист подорожника. Чтобы ты не болела зимой, я приготовила плоды шиповника. Заболит у тебя горло, заварю цветы календулы , а при температуре - листья и цветы липы. Еще очень полезны корни валерианы, они успокаивают. А чтобы у тебя появился аппетит, я заварю тебе цветки тысячелистника и дам выпить перед едой. Поняла?

- Ух, как интересно!- сказала внучка.

- Итак, какие части используют. Прочитайте нам, что у вас получилось.(Взаимопроверка)

(на каждом этапе урока проводится самооценка)

6.Динамическая пауза

         Вы наверное устали?

Ну тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покружились, повертелись,

И за парты все уселись

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем:

1,2,3,4,5

 Открываем, поморгаем, и работать начинаем.

- Кто узнаёт    растение как лекарственное – прыжки с хлопками, кто нет – присесть, обнять коленки руками, голову прижарь тоже к коленям. (Клевер, крапива, астра, зверобой, георгин, пустырник, ирис, жасмин, гладиолус, сирень, цикорий,   липа…)

7     7.Продолжение

      работы  над

     материалом.

а) Где и когда собирают и как хранят?

б) Для лечения каких болезней применяют?

- В природе существует много растений, которые человек назвал лекарственными.

-Почему их так назвали люди?

-Где их можно приобрести?

-А в аптеку как они попадают?

-А кто их собирает?

-Какие люди их собирают?(знающие)

-Какой же наш следующий вопрос?

- мы узнаем  как правильно собирают лекарственные растения.

-Где это можно узнать?

-Для чего нам это нужно?

-Впереди лето, у вас у всех есть возможность собрать свой небольшой гербарий  . Но как вы думаете, что надо знать, прежде чем собирать лек. растения?

 Мы теперь будем работать по карточкам. Вам надо соединить начало и конец предложения. В первой графе начало, надо найти конец из 2 графы.(каждая группа читает)

(на каждом этапе урока проводится самооценка)

Что нам еще осталось сделать? Подобрать лечение для своих зверюшек. Давайте вернемся в нашу игрушечную больницу. Вспомните, кто из больных на что жаловался? Значит нам нужно найти средства против кашля, боли в горле , простуде и порезах. Ваши одноклассники приготовили выступления. Послушайте, для чего используют растения, с которыми вы познакомились и попробуйте подобрать лечение для них.

(на каждом этапе урока проводится самооценка)

8. Закрепление материала.

Вы узнали много интересного и полезного о лекарственных растениях. А сейчас мы проверим, готовы ли вы применить свои знания на практике. Откройте рабочие тетради  страницы 16-17.

Выполните задания 1, 2.

Вот перед вами образцы лекарственных растений, которые даны в учебнике. Вы должны рассмотреть эти образцы и догадаться, какие части используют для лечения.

- Разгадайте кроссворд

(Проверяем правильность выполнения)

Вернемся к нашим больным. Вспомните, у кого что болело. (горло, кашель, простуда, ушиб и т.д.)

- Какие лекарственные растения им помогут?

Нам с вами сейчас нужно выдать им рецепты, у каждого он имеется на парте. Ваша задача, найти верные утверждения и поставить знаки «+» или «-»

Ребята, вы молодцы, из вас получились замечательные доктора и поэтому наши зверюшки выздоровели.  

7.Рефлексия.

- Вот подходит к концу наш урок. Вам он понравился?

- Что было легко? Что было трудно?

- Что нового узнали на уроке? Кто из вас считает, что пополнил свои знания о лекарственных растениях?

Я хочу, чтобы вы еще раз обратите внимание на последнее предложение вывода из учебника:

«Дети могут пользоваться растениями из домашней аптечки только с разрешения взрослых».

8. Домашнее задание.

- Во время прогулки постарайтесь определить несколько деревьев и кустарников в зимнем наряде. В рабочих тетрадях запишите название растений и нарисуйте признаки, по которым вы определили эти растения.

  - Я, ребята, хочу похвалить вас, вы сегодня очень хорошо потрудились, были внимательны и активны, но особенно интересные и правильные ответы были у следующих ребят (называю).

Я поздравляю каждого из вас, вы поднялись ещё на одну ступеньку знаний вверх. Молодцы!  Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру РАСТЕНИЯ ЗИМОЙ для 3 класса

Урок открытия новых знаний разработан в свете требований новых ФГОС.Рассмотрены вопросы развития универсальных учебных действий на уроке окружающего мира в 3 классе....

Открытый урок по окружающему миру "Каменных дел мастера" (4 класс)

Знакомство с зодчими России 18-19 вв. и с их архитектурными творениями...

Открытый урок по окружающему миру. Тема "Правила вежливости", 2 класс ФГОС

Открытый урок  по  окружающему миру. Тема "Правила вежливости", 2 класс ФГОС...

Фрагмент открытого урока по окружающему миру "Дикие и домашние животные", 1 класс.

2013г.   «Дикие и домашние животные», фрагмент урока по окружающему мирув ходе городского семинара для учителей начальных классов «Создание образовательного пространства, направленного на фо...

Открытый урок по окружающему миру в малокомплектной школе 1 класс -"Кто такие рыбы?", 3 класс - "Берегите воду!"

Здравствуйте, данная разработка урока может быть полезна для учителей которые работают в малокомплектных классах....

Конспект урока по окружающему миру « Растения в домашней аптечке»

Цель. Дать представление о разнообразии лекарственных растений, познакомить с правилами их сбора, хранения и использования.Задачи:   1) формирование  представления о лекарственных расте...

Конспект открытого урока по окружающему миру по теме "Домашние опасности" 3 класс

Обобщение знаний детей по теме безопасности в домашних условиях.По мере прохождения урока дети:- выделяют группы домашних опасностей;- участвуют в групповой игре "Лото";- повторяют правила п...