Урок - экскурсия "В гости к осени"
план-конспект урока по окружающему миру на тему

Лепешкина Наталия Валентиновна

Данный урок предназначен для учителей начальных классов при проведении осенней экскурсии в природу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок - экскурсия "В гости к осени"49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-экскурсия

Тема: « В ГОСТИ К ОСЕНИ»

Цели:

1. Провести наблюдения за признаками наступления осени в неживой и живой природе.

2.Учить нахождению признаков отличия в неживой и живой природе осенью по сравнению с летом.

3. Актуализировать представления о жизненных формах растений.

4.Продолжить формирование навыка узнавания растений после опадения листьев, нахождения следов жизнедеятельности животных.

5. Провести наблюдения за поведением животных.

6. Продолжить эстетическое и экологическое воспитание.

7. Формировать правильное отношение к природным объектам

Оборудование: папка для сбора листьев, лупа, коробка или корзинка для сбора плодов.

Ход экскурсии:

I. Организационный момент.

И. Сообщение темы занятия.

Пусты поля,

Мокнет земля,

День убывает,

Когда это бывает?

Дети: Это бывает осенью.

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Да, да именно урок, хотя и на природе.

Итак, мы пришли в осенний сад. Он дружелюбно и приветливо принимает вас и хочет поведать свои природные тайны. У него их очень много. Но обязательно надо помнить и соблюдать правила поведения в природе Перечислим правила поведения.

Учащиеся:

1. Не ломать живые ветки деревьев и кустарников.

2. Не рвать красивоцветущие травы.

3. Нельзя уничтожать грибы, даже если они несъедобные. Ими питаются животные.

4. Не шуметь, чтобы не мешать птицам и зверям.

В осеннем парке золотом

Вальсирует листва берёз

III. Наблюдение за объектами неживой природы.

Учитель: Посмотрите вокруг себя.

-Какая сегодня погода? Какое небо?

-Какие тела природы вас окружают?

Учащиеся: Воздух, растения, птицы, почва...

Учитель: На какие группы разделим природные тела?

Дети: Неживая и живая природа.

Учитель: Я загадаю загадки, а вы, не называя отгадок, скажите о какой природе идет в них речь.

Не зверь, а воет. (Ветер)

Шел долговяз, да в землю увяз. (Дождь)

Без огня горит. (Солнце)

Дети: В этих загадках упоминается неживая природа -ветер, дождь, солнце.

Учитель: О каком объекте неживой природы мы еще не беседовали? Послушайте подсказку.

Неизвестно, где живет,

Налетит - деревья гнет.

Засвистит — по речке дрожь,

Озорник, а не уймешь.

Дети: Это ветер

Учитель: Сделаем вывод. Какие изменения происходят в неживой природе осенью?

Дети: Солнце светит и греет слабее, по небу часто плывут облака, усиливается ветер, часто идет дождь, становится прохладнее.

IV. Наблюдение за растениями и животными.

Учитель: Перечислите, кто относится к телам живой природы?

Дети: Растения, животные, человек.

Учитель: Правильно, но беседовать сейчас будем о растениях и животных.

Вопросы для учащихся:

-С каких деревьев и кустарников начали опадать листья.

- Почему листья разукрашены в разные цвета?

-Какая окраска листьев у березы, дуба, клена, липы, рябины.

- С какого дерева упали листья самыми первыми?

-Цветут ли сейчас какие-нибудь растения.?

-Вид каких деревьев и кустарников не изменился по сравнению с летом.

- Умеют ли разговаривать животные?

- Почему птицы улетают осенью?

- Если развесить теплые кормушки, то птицы останутся зимовать?

Послушайте экологическую сказку.

«Жила девочка Маринка и очень она любила ходить в сад. Но вот наступила осень, листья стали желтеть и падать. Стало ей очень грустно, и решила она помочь деревьям. Взяла девочка дома клей, нитки и побежала к своему любимому старому клёну. Стала последние листочки к веткам привязывать да приклеивать. Но тут прилетел ветер, и послышалось ей, что зашушукались листья над головой: « Что ты мне спать мешаешь?»

-Я не хотела вас будить, я листочки вам подклеиваю.

- Эх, добрая душа! Дни все короче, света все меньше, значит, пора деревьям спать. В листьях крохотные зеленые зернышки, живые заводики, исчезли, растворились, как сахар в воде. Не стало зеленых зернышек, но остались желтые, оранжевые, красные. Вот листья и разукрасились. А потом они высохнут и опадут.

- Кто вас будет кормить всю зиму? - заволновалась Маринка.

~ А я ни есть, ни пить не хочу. Зимой так спиться хорошо. Мы, деревья, сами сбрасываем листья. Если все листья оставить, зимой на ветках вырастут такие сугробы, что не выдержат они, сломаются от тяжести.

- А я- то думала, что листья ветер обрывает.

- Можно и без ветра, - прошептал клён. - Мы между черешком листа и веткой специально тоненькую перегородку наращиваем, которая не пропускает ни соки, ни воду. Растет перегородка и отделяет лист от ветки. Как только листу не за что будет держаться, оторвется он и полетит. Упадут листья на землю и корни от мороза укроют.

Поняла Маринка, что не надо мешать деревьям в их жизни, и почудилось ей, что старый тополь тихонько похрапывает».

Учитель: Есть ли ответы в моей сказке?

Дети: Есть, но не на все.

Учитель: Правильно, в сказке только ответы на вопросы о растениях. Но мы продолжим наши наблюдения и будем по ним находить ответы. В лупу посмотрим на веточки дерева и найдем перегородку, о которой говорил клён. Все убедились в правильности его рассказа? Вот и ветерок оторвал и подхватил листочки. Давайте соберем разной окраски листья в гербарную папку, а на последующих уроках мы их внимательно рассмотрим и найдем признаки сходства и различия.

Учитель: Как называются деревья, которые сбрасывают листья?

Ученики: Их называют листопадными.

Учитель: А сейчас поиграем. Я буду читать загадки о природе. Кто догадается о ком она, тот должен бежать к «своей отгадке».

Ствол белеет,

Шапочка зеленеет.

Стоит в белой одежке,

Свесив сережки.(берёза)

В красном платьице девица

Вышла с осенью проститься,

Осень проводила

Платье снять забыла.(рябина)

Не швея, не мастерица

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.(сосна)

Учитель: Молодцы, отгадали все загадки правильно, да и бегаете очень хорошо.

Итак, вы назвали: береза, рябина, сосна. Каким общим словом можно их определить?

Ученики: Это деревья.

Учитель: Какой одинаковый признак вы увидели?

Дети: Один главный ствол.

Учитель: Послушайте внимательно следующую загадку.

Как была молода - была бела,

А как постарела - то покраснела.(калина)

Стоит зеленый кустик

В красный горошек,

А тронешь - укусит.(шиповник)

Учитель: Каким общим словом назовем калину, шиповник?

Дети: Кустарник, потому что у них несколько стеблей растут из земли.

Учитель: Сейчас будем собирать упавшие с растений листочки. Посмотрите на их окраску, форму, на выемки по краям пластинки. Постарайтесь выбрать, на ваш взгляд, самые красивые из них. Мы листья положим в гербарную папку и засушим. На следующих уроках поиграем в игру: «С какого растения эти листочки», согласны?

Учитель: Сейчас проверим, кто из вас самый наблюдательный. С какого дерева больше всего упало листочков?

Учащийся: Я не знаю, как называется дерево, но на нем висят «парашютики».

Учитель: Это плоды интересной формы, мы их тоже соберем в гербарий. А растение называется - клен американский. Вы знаете клен с пальчатыми листочками, найдите их. Посмотрите на них внимательно и вы увидите признаки различия.

Учитель: В последующих наших наблюдениях мы выясним: какое растение последним сбросит листья.

Учитель: Давайте подойдем тихонько к кустику сирени. Я вижу на ней живые существа. Кто притаился среди листочков?

У него чудесный

Золотистый цвет.

Он большого солнца

Маленький портрет. (одуванчик)

Учитель: Вспомнили! К сожалению, уже не видны корзинки из мелких желтых цветочков. Но посмотрите на пучок зеленых листьев, растущих у поверхности земли. В таком виде растение будет зимовать. Под нашими ногами многолетняя трава. Какие крупные, яйцевидной формы, листья. Они то и являются гордостью этого растения. Их прикладывают на раны, обожженные или ужаленные пчелами и осами места. Зовут траву - подорожник большой, так как растение растет вдоль дорог и сопровождает человека. 

Осмотритесь и скажите: «Какие животные «присутствуют» на экскурсии вместе с нами?

Учащиеся: Вороны, воробьи, грачи, бабочки, мухи.

Учитель: Как мало животных в осеннем парке. Их было столько же в летнем парке?

Дети: Конечно, нет. Мы видели много жуков, бабочек, шмелей, комаров, а сейчас они попрятались, потому что стало холодно, а тело у них тонкое, нежное.

Учитель: Назовите группы, к которым относятся перечисленные животные.

Ученики: Насекомые и птицы.

Наблюдение за насекомыми и птицами.

V. Итог занятия

Учитель: Итак, мы завершили небольшую экскурсию в наш осенний дивный уголок природы. С приходом осени наступило похолодание, листья на деревьях и кустарниках изменили окраску, стали опадать. Но еще имеются цветущие растения. Осень — пора созревания плодов и семян. Меньше стало птиц, многие улетели на юг.

-Что вас поразило, что вы увидели и услышали в природе?

Пожалуйста, попробуйте дома нарисовать. Возможно, кто-то придумает небольшой рассказ или сказку, а на следующем уроке мы их послушаем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-экскурсия "В гости к Осени".

Дать учащимся представление о характерных признаках осени в неживой природе: расширить знание детей об осенних изменениях в жизни растений, в жизни насекомых и птиц, показать их связь с неживой ...

Конспект урока-экскурсии по окружающему миру во 2 классе "В гости к осени"

Урок  окружающего мира во 2 классе по УМК "Школа России" по теме "В гости к осени"(экскурсия). Во время экскурсии учащиеся знакомятся с осенними изменениями в природе.В ходе экскурсии применяется...

Стендовый урок "В гости к осени" 2 класс

Стендовый урок во 2 классе по программе "Школа России".  19...

Урок-экскурсия по окружающему миру во 2-м классе Тема урока: "Живая и неживая природа осенью"«В гости к осени"

Необходимо организовать  и направить деятельность учащихся на формирование представлений о характерных признаках осени в неживой и живой природе; расширить знания детей об осенних изменениях в жи...

Конспект урока "В гости к осени"

Конспект урока по окружающему миру "Гости к осени". 2 класс...

Презентация к уроку "В гости к осени" 2 класс

Презентация к уроку "В гости к осени" 2 класс...

Открытый урок "В гости к осени"

Открытый урок на аттестацию для 2 класс...