Конспект урока "В гости к осени"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Кусаева Алина Эльбрусовна

Конспект урока по окружающему миру "Гости к осени". 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_2_klass.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс) 

                                                               

Тема урока

В гости к осени.

Цель урока

Задачи урока

1.  Организовать деятельность учащихся, направленную на формирование представлений о характерных признаках осени в неживой и живой природе.

2. Воспитывать экологическую и информационную культуру младшего школьника.

Образовательные:

  • актуализировать первичные знания об изменениях в природе;
  • расширить знания об изменениях, происходящих в осенью, в живой и неживой природе;
  • систематизировать знания о явлениях природы;

Воспитательные:

  • воспитывать понимание правил отношения человека к природе;

Планируемые результаты  данного урока

Новые понятия и термины

Заморозки, ледостав, иней, линька, спячка.

Предметные знания и  умения,  которыми овладеют уч-ся в результате проведенного урока.

Узнают: об  изменениях, происходящих осенью в неживой и живой природе,

Научатся : устанавливать взаимозависимость; определять природные объекты с помощью атласа-определителя;

Научатся осознавать необходимость бережного отношения к природе.

Научатся: устанавливать связи:

  • жизнедеятельности растений и животных осенью;

- владеть общеучебными умениями (в рамках изученного)

Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться  в  ходе урока.

Личностные: формировать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: формировать умение самостоятельно находить необходимую информацию из иллюстраций, текста; умение представлять информацию в виде таблицы; выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы; формировать умение обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные: формировать умение поставить учебную цель, задачу урока на основе того, что уже известно, и усвоено; умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: формировать умение делать выводы в результате совместной работы, слушать и понимать других; уметь договариваться и приходить к общему мнению; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Организация урока

Формы работы на уроке:

Групповая, коллективная.

Оборудование

мультимедийный проектор,• экран,• компьютер,• презентация в программе Power Point

учебник «Окружающий мир» А.А.Плешакова 2 класс,• рабочая тетрадь к учебнику

• карточки с заданиями для групповой работы, разноцветные листы.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный момент

1.Организационный этап.

Цель: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта.

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Все ль готовы слушать?

Начинаем наш урок.

Дети проверяют готовность к уроку

Личностные: самоопределение;

 Коммуникативные: планирование учебного

сотрудничества с

учителем и сверстниками

Этап актуализация знаний

Мотивация

 

Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения новых

 Знаний

  -Что на экскурсии показалось вам самым интересным?

Давайте охарактеризуем погоду сегодня.

Август дождиком осенним

Барабанит по стеклу,

Плачут мокрые деревья

 На пронзительном ветру.

 Лето быстро пробежало,

 Будто утром по росе

 В сарафанчике зелёном

 С незабудкою в косе.

 И растаяло в тумане,

 Унося с собой тепло,

 Стаей птиц под облаками

В страны дальние ушло.

Осень, рыжая плутовка,

Незаметно подошла,

Расписала листья ловко,

 Краски яркие нашла.

 Вслед за тёплым бабьим летом

 Опустеют лес и сад,

 Разлетится с буйным ветром

 Разноцветный листопад.

Какое время года описывается в стихотворении?

Фронтальная работа

-делятся впечатлениями от экскурсии,

-дают характеристику сегодняшней погоде.

формируем умение определять цель деятельности на уроке

Умение вести диалог и решать проблемы в малых группах

Постановка учебной задачи

Создание проблемной ситуации

Определение темы

Формулирование

цели и задач урока

- Ребята, попробуйте отгадать загадку.

           Желтой краской крашу я
          Поле, лес, долины.
          И люблю я шум дождя,
          Назови-ка ты меня!
                                   
(осень)

-Ребята, совсем недавно мы с вами гуляли в тоненьких платьях и шортиках, а сейчас  теплее одеваемся. Как вы думаете, почему?

Я предлагаю отправиться в гости и узнать какие изменения произошли в природе. А к кому мы отправимся в гости?

- Давайте сформулируем тему урока:

- поставим себе цель и приступим к работе.

-составим план работы

Фронтальная работа.

- выдвигают предположения;

-изменения в природе происходят постепенно;

В гости к осени.

Узнать у осени какие изменения должны произойти в природе перед наступлением зимы.

Умение ставить  вопросы,

 формулировать проблемы, выдвигать гипотезы

Умение анализировать, сравнивать, выделять критерии и оценивать факты, события, явления и процессы с помощью разных критериев, выявление познавательной цели

Этап открытия нового знания

Первичное усвоение новых знаний. Постановка цели  урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: организовать и направить к восприятию нового материала.

Цель для учащихся: суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель занятия.

Работа с учебником

Цель: дать возможность  самостоятельно   изучить новый материал с помощью практической деятельности.

Физминутка для глаз

Практическое  применение знаний.

Цель: дать возможность  самостоятельно   изучить новый материал с помощью практической деятельности.

Физкультминутка

Закрепление изученного материала

Задача:  уметь полученные знания   применять в нестандартных ситуациях

- Итак, отправимся в гости к осени.

Писатели показывали любовь к осени в стихах. А как относитесь к ней вы и почему именно так?

  • Послушайте отрывок из стихотворения К.Хетагерова

Какие признаки осени отражены в стихотворении?

Желтеют, темнеют

Трава и кусты,

На скатах щербатых

Туманы густы.

Вот сжали, убрали

Мы хлеб наконец;

Колотят, молотят…

Стричь будут овец.

(учитель читает наизусть отрывок)

-Какие предметы относятся к неживой природе? Вспомним изменения происходящие в неживой природе летом и весной. Сравним.

-Сейчас мы с вами поиграем.

Каждой группе даётся время года. Задание: выявить не менее 5 сезонных изменений.

  • Расположите иллюстрации в правильном порядке по месяцам.

В чём причина происходящих изменений в неживой природе?

Прочитаем учебный материал на стр. 36-37   учебника

-Какие изменения в неживой природе произошли с приходом осени?

Оцените свою работу с помощью листиков

Как похолодание повлияло на объекты живой природы?

Организую работу в группах.

- Определите, что объединяет слова каждой строчки.

Назовите одним словом.

Задание для первой группы:

а) деревья, кустарники, травы — ... (растения);

б) шмель, бабочка, муравей — ... (насекомые);

в) ясно, пасмурно, жарко — ... (погода).

Задание для второй группы:

а) птицы, звери, насекомые — ... (животные)-,

б) дождь, снег, град — ... (осадки);

в) сентябрь, октябрь, ноябрь — ... (осенние месяцы).

Мы осенние листочки,

Мы осенние листочки.

Мы на веточке сидели,

Ветер дунул — полетели.

Мы летали, мы летали,

А потом летать устали.

Перестал дуть ветерок —

Мы присели все в кружок.

Ветер снова вдруг подул

И листочки быстро сдул.

Все листочки полетели

И на землю тихо сели.

Отчёт групп, учитель добавляет сведения своим рассказом и рассказами подготовленных учеников.

-Ребята, на всех ли деревьях начинается одновременно листопад?

- Как вы думаете, почему в природе происходит листопад?

- Почему листья с ветвей у верхушки опадают последними?

- Какие деревья не сбрасывают листву?

Попросите родителей не рубить ёлку в лесу, а купить искусственную. Это будет ваш скромный вклад в дело охраны природы, охраны леса

- К сожалению, в осеннем лесу не услышишь весёлого, беззаботного пения птиц. Многие птицы собираются в большие стаи и улетают на юг.

- Как называются такие птицы?

- Каких перелётных птиц вы знаете?

- Почему птицы улетают на юг? Чем питаются птицы?

Видели ли вы летом насекомых? Каких?

- Много ли их было летом?

- Больше или меньше их стало с приходом осени? Где они прячутся?

- С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом.

- Чем ещё питаются птицы? (Семенами, плодами, зелёными побегами растений; журавли, цапли - лягушками; хищные птицы - мышами.)

 С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно плодов и семян. Поэтому птицы улетают в тёплые края - туда, где есть корм.

-Все ли птицы улетают осенью в тёплые края? Какие остаются и как они себя ведут.

- Ребята, мы должны помочь нашим пернатым друзьям пережить суровую зиму. Я знаю, что осенью многие ребята делают и развешивают кормушки, собирают семена растений.

_____________________________________________

План.

1. Осенние изменения в неживой природе.

2. Осенние изменения в живой природе:

а) в гости к растениям;

б) в гости к птицам

в) в гости к зверям.

-проводят сравнения, делают выводы.

Работа в группах

в похолодании

- работа с информацией в учебнике.

жёлтый листик - правильно выполнил задание

красный - задание выполнил с помощью учителя или одноклассника

зеленый – задание выполнить затруднился

Ребята выполняют движения для глаз

Работа в группах.

- обсуждение.

Ребята выполняют движения

- после работы в группе формулировка выводов

Учащиеся формулируют ответ

формируем умение извлекать информацию из  иллюстраций, текста; умение представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение устанавливать аналогии; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

формируем умение слушать и понимать других;  умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение договариваться и приходить к общему выводу.

Познавательные: логический анализ объектов с целью

выделения признаков; решение проблемы, построение

логической цепи

рассуждений

Регулятивные:

планирование,

прогнозирование;

   

Умение вести наблюдения, планировать и проводить простейшие опыты.

Умение делать умозаключения

Оценочно-рефлексивный этап

Вывод по результатам исследования

-Давайте вспомним наши задачи. Все ли выполнили пункты нашего плана?

-Значит, пришла пора сделать выводы по-нашему путешествию «В гости к осени»

 

-Какие изменения происходят в неживой природе?

-Какие изменения происходят в живой природе?

Дети выстраивают выводы

Построение логической цепи рассуждений в опоре на схему.

Умение делать выводы с опорой на поставленные цель и задачи.

Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью.

Рефлексия. Самооценка детьми собственной деятельности.

Продолжите предложения: 
- Я понял, что… 
-Было интересно… 
-Было трудно… 
-Мне захотелось… 
-У меня получилось… 

Ребята оценивают свою работу на уроке, поднимают листики.

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Домашнее задание

Домашнее задание стр. 36-39 учебника.

 -Спасибо всем за интересную работу на уроке. Мне было приятно сотрудничать!

Приложение.

Назовите одним словом.

Задание для первой группы:

а) деревья, кустарники, травы — ... (растения);

б) шмель, бабочка, муравей — ... (насекомые);

в) ясно, пасмурно, жарко — ... (погода).

Задание для второй группы:

а) птицы, звери, насекомые — ... (животные)-,

б) дождь, снег, град — ... (осадки);

в) сентябрь, октябрь, ноябрь — ... (осенние месяцы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира «Осенние изменения в растительном мире», 3 класс

Урок окружающего мира  «  Осенние изменения в растительном мире» относится к разделу « До свидания, лето, здравствуй, осень!».Тип урока: открытие нового знанияОсновной целью урока явля...

Конспект урока на тему "Осень"

Конспект урока по предмету "Развитие речи и окружающий мир" в 4-ом классе "Особый ребенок" на тему "Осень"...

Конспект урока по теме "Осень" , немецкий язык

Конспект урока по теме "Осень"  , немецкий язык.  Урок для учеников 3 классов....

Конспект урока по теме: "Осень в неживой природе".

Базовый учебник: Плешаков А.А., М.Ю. Новицкая «Окружающий мир», Москва «Просвещение», 2012 г.Цель урока: Создать условия для достижения целостного восприятия изменений в неживой природе осенью.Задачи:...

Конспект урока технологии "Золотая осень". 4 класс

Вашему вниманию представлен урок технологии "Золотая осень". На уроке ыполняется аппликация из осенних листьев....