Конспект урока на тему "Осень"
план-конспект урока (окружающий мир, 4 класс) по теме

Конспект урока по предмету "Развитие речи и окружающий мир" в 4-ом классе "Особый ребенок" на тему "Осень"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока34.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока в 4 классе «Особый ребенок» на тему «Осень», проведенного учителем Бибениной С.В.

Октябрь, 2013г.

Проект: Осень.

Класс: 4-ий «Особый ребенок».

Тема урока: Осень.

Цель урока: уточнить и закрепить знания учащихся о времени года «осень» и её признаках..

Задачи:

1.Коррекционно-развивающие:

- развивать внимание;

- развивать память;

- развивать мышление;

- развивать восприятие (слуховое, зрительное, тактильное);

- расширять кругозор;

- развивать силу выдоха;

- активизировать словарный запас, побуждать к речевому высказыванию;

- развивать общую и мелкую моторику.

2. Образовательные:

- учить читать глобальным способом;

- формировать навык составления описательного рассказа на тему «Осень» (с опорой на схемы);

- учить называть осенние месяцы;

- учить выделять характерные погодные признаки осенью;

- закреплять навык соотнесения основных цветов;

- закреплять навык сравнения предметов по весу

3. Воспитательные:

- воспитывать умение помогать друг другу на уроке;

- воспитывать аккуратность, умение убирать рабочее место;

- воспитывать умение слушать педагога и ответы одноклассников;

- способствовать формированию потребности в двигательной активности;

- воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

- карточки для глобального чтения;

- схемы для составления описательного рассказа;

- картинки с изображением зимы и осени;

- картинки с изображением предметов одежды;

- веточки с листочками;

- разрезные картинки с изображением овощей, фруктов, грибов;

- проектор;

- компьютеры;

- презентации;

- таз с водой;

- камушки;

- листья;

Технологии:

- здоровье-сберегающая;

- личностно-ориентированная;

- игровая.

Ход урока.

Организационный момент.

       Дети и педагоги входят в класс.

Учитель: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Гостей мы любим. Давайте поздороваемся и представимся гостям.

       Дети здороваются и представляются.

Учитель: Сережа, подойди к расписанию и посмотри, какой этап закончился.

Сережа: Перемена.

Учитель: Верно. Закончилась перемена. Убери карточку.

       Ученик убирает карточку с надписью «перемена».

Учитель: Перемена закончилась и начался…

Сережа: Урок.

Учитель: Верно. Начался урок «Развитие речи и окружающий мир».

Подведение к сообщению темы урока и сообщение темы урока.

Учитель: Ребята, урок у нас сегодня не простой. Мы с вами отправимся на прогулку. А где мы будем гулять, вы сейчас узнаете. Посмотрите на экран.

        Учитель выключает свет, включает проектор с презентацией. Первые 4 слайда (изображение осеннего леса + голоса птиц).

Учитель: Как думаете, где будет проходить наша прогулка?

Дети: В лесу.

Учитель: Верно. Мы гуляем в осеннем лесу. Давайте еще посмотрим на экран.

        Учитель включает следующий слайд (изображение Маши).

Учитель: Кто это встретился нам в лесу?

Дети: Маша.

        Учитель включает следующий слайд (изображение Маши + звук).

Маша: Здравствуйте, ребята. Как здорово, что я вас встретила. Знаете, у меня осенью день рожденья, но я ничего не знаю об осени. Расскажите мне об этом времени года!

Учитель: Ребята, поможем Машеньке? Расскажем ей все об осени?

Дети: Да.

Учитель: Тогда для этого нам нужно вернуться обратно в класс.

         Учитель включает свет. Делятся на подгруппы. Учитель занимается с первой подгруппой (Сергей, Толя, Варлаам). Воспитатель занимается со второй подгруппой (Кирилл, Дима).

Учитель: Вот мы вернулись в класс для того, чтобы рассказать Машеньке об осени. Тема урока «Осень». Толя, найди слово «осень» и повесь его на доску.

        Ученик выполняет задание.

Основная часть урока.

Учитель: А теперь давайте вспомним осенние месяцы. Сережа, назови месяцы осени.

        Ученик называет.

Учитель: Повесь на доску карточки с названием осенних месяцев.

        Ученик вывешивает карточки с названиями осенних месяцев.

Учитель: Толя, прочитай названия месяцев.

        Ребенок читает вслух названия месяцев осени.

Учитель: А теперь Варлаам найдет картинку, на которой изображена осень.

        Ребенок выбирает из двух картинок. Картинка вывешивается на доску.

        В это время воспитатель со второй подгруппой учащихся выполняет задание – выбор из двух картинок с изображением времен года ту, на которой изображена осень.

Учитель: Теперь Машенька знает, какие у осени месяцы. А сейчас давайте расскажем ей о признаках осени, о том, какие изменения происходят в природе осенью. Толя, как меняется погода осенью?

Толя: Солнце светит, но не греет, часто идут дожди, дует ветер.

Учитель: Верно. Найди схему, на которой изображены эти изменения.

         Ученик находит схему с изображением изменений в погоде и вывешивает ее на доску.

        В это время воспитатель со второй подгруппой учащихся выполняет задание – нахождение и выбор из картинок с изображением явлений природы (дождь, ветер, солнце за тучей) заданное.

Учитель: Молодец. А раз на улице становится прохладно, то и одежда должна быть теплее. Сейчас я буду показывать вам картинки с изображением одежды, а вы будете говорить, подходит она для осенней погоды или нет.

Учитель показывает поочередно учащимся картинки с изображением предметов одежды (резиновые сапоги, сандалии, вязаная шапка, куртка, шорты и др.).

Учитель: Верно, на улицу осенью мы наденем резиновые сапоги, вязаную шапку и куртку. Сережа, найди схему, на которой изображена осенняя одежда.

        Ученик находит схему, на которой изображена осенняя одежда и вывешивает ее на доску.

        В это время воспитатель со второй подгруппой учащихся выполняет задание на соотнесение картинок с изображением предметов осенней одежды.

Учитель: Верно. На улице становится холодно, дует ветер, а что же в это время происходит с деревьями, Толя?

Толя: Деревья сбрасывают свои листочки.

        Учитель раздает каждому ученику веточки с приклеенными листиками.

Учитель: Посмотрите, у каждого из вас есть веточки деревьев с листочками. Давайте превратимся в ветерок, подуем на листочки и покажем Маше, как колышутся листочки от ветра.

        Дети дуют на листочки.

Учитель: Хорошо. Толя, найди схему, на которой изображено, как опадают листочки с деревьев.

        Ученик находит нужную схему и вывешивает на доску.

        В это время воспитатель со второй подгруппой также выполняет артикуляционную гимнастику с листочками.

Учитель: Хорошо. А еще осень дарит нам полезные и вкусные подарки. Мы расскажем Маше, что это за подарки, выполнив одно задание.

        Учитель раздает детям разрезные изображения контуров грибов, овощей, фруктов.

Учитель: Угадав, что изображено, вы расскажете Маше, какие же подарки дарит нам осень.

        Дети выполняют задание.

Учитель: Что изображено у Сережи?

Сережа: Помидор.

Учитель:  А помидор – это…

Дети: Овощ.

Учитель: Верно. Осень дарит нам урожай овощей. Что изображено у Толи?

Толя: Яблоко.

Учитель: А яблоко – это…

Дети: Фрукт.

Учитель: Верно. Осень дарит нам урожай фруктов. А что изображено у Варлаама?

Дети: Грибы.

Учитель: Верно. Осень дарит нам урожай овощей, фруктов, грибов. Толя, найди схему, на которой изображены дары осени.

        Ребенок находит нужную схему и вывешивает ее на доску.

        В это время учащиеся второй подгруппы также рассматривают контуры овощей, грибов, фруктов.

Учитель: Ну, вот мы с вами и вспомнили основные признаки осени. Давайте еще раз их проговорим для Маши.

         Дети с опорой на схему составляют рассказ об осени.

Учитель: Молодцы. Но, мне кажется, чтобы Маша не позабыла признаки осени, нужно их для нее напечатать. Это сделает Сережа, Толя будет помогать ему, а Варлаам выполнит задание в опорном листе.

        Далее Толя с опорой на схему диктует Сереже предложения. Сережа набирает предложения на компьютере. Варлаам выполняет задание в опорном листе.

«Осень. Часто идут дожди. Становится прохладно. Листья опадают. Осень дарит овощи, фрукты, грибы.» При наличие принтера текст можно сразу распечатать. При отсутствии принтера, точно такой же текст необходимо распечатать заранее.

        В это время учащиеся второй подгруппы выполняют с воспитателем задание в опорном листе.

Учитель: Молодцы. Теперь Маша точно не забудет осенние признаки. А сейчас предлагаю вам немного отдохнуть и вспомнить осеннюю песенку.

Физкультминутка.

        Обе подгруппы выходят на физкультминутку. Исполняется песня «Осень, осень наступилв…» с движениями.

Учитель: Хорошо. Отдохнули. Пришло время поиграть.

        Учитель и воспитатель меняются подгруппами учащихся.

Практическая часть урока.

Учитель: Ребята, сейчас мы с вами поиграем. Ребята, Маша не знает, какого цвета листья на деревьях осенью. Давайте расскажем и покажем  Маше, что листочки на деревьях осенью бывают жёлтые, красные, зелёные.

Звучит шум ветра, воспитатель в это время разбрасывает листья.

Игра «Собери листочки».

Учитель: Подул сильный ветер и листочки разлетелись. Давайте соберём листочки. Сергей, Толя сядут за парты и соберут листочки из частей.

Дети садятся за парты и собирают листочки из частей.

Учитель: Варлаам будет собирать листья в корзиночки. Красные листья в красную корзинку, зелёные в ….., жёлтые в……

Ребёнок собирает.

Учитель:  Толя, какого цвета у тебя листочек?

Толя: Жёлтый, зелёный (разноцветный).

Учитель: С какого дерева листок?

Толя:  С клёна (кленовый).

Учитель: Сергей, что ты сложил?

Сергей: Листок.

Учитель: Какого цвета листок?

Сергей: Красный.

Учитель: Давайте посмотрим, какого цвета собрал листочки Варлаам.

Дети:  Красные, жёлтые, зелёные.

        В это время воспитатель со второй подгруппой учащихся раскладывает желтые и красные листочки в соответствующего цвета корзинки.

Учитель: Молодцы ребята  рассказали Маше, что листочки на деревьях осенью разноцветные (красные, жёлтые, зелёные).

Учитель: Ребята, сейчас покажем Маше, что с листочками можно играть. Посмотрите, на столе стоит таз. А что в тазу?

Дети: Вода.

Воспитатель: Давайте превратим таз в красивое озеро. Что я держу в руке? (педагог держит в руке камушек)

Дети: Камушек.

Учитель: Посмотрите, я бросила камушек в воду. Что произошло с камушком?

Дети: Камушек утонул.

Учитель: Ребята, а теперь вы возьмите камушки и опустите в воду.

Дети берут камушки и опускают в воду.

Учитель: Что произошло с камушками?

Дети: Камушки утонули.

Учитель: Посмотрите, что я держу в руке?

Дети: Осенний листок.

Воспитатель: Интересно, что же произойдёт с листочком, если я положу его в воду?

Дети: Листочек плавает.

Учитель: Возьмите каждый по листочку и опустите в воду.

        Дети берут листочки и опускают в воду.

Учитель: Что произошло с листочками?

Дети: Листочки плавают.

Учитель: Толя нам раскроет секрет, почему камушки утонули, а листочки плавают.

Толя: Камушек тяжёлый, а листочек лёгкий.

        В это время воспитатель со второй подгруппой учащихся проводит аналогичную игру.

Учитель: Молодцы ребята показали Маше, что с осенними листочками можно поиграть.

Учитель: Ребята, а сейчас давайте покажем Маше, что осень - щедрая пора. Осенью люди собирают урожай овощей и фруктов. Маша не знает что такое овощи  и что такое фрукты. Давайте расскажем Маше.

Воспитатель проводит игру «Собери урожай». В это время воспитартель со второй подгруппой учащихся проводит аналогичную игру.

Учитель: Ребята, посмотрите в корзинке лежат овощи и фрукты. Давайте разложим овощи и фрукты. Овощи будете класть на тарелку, а фрукты в вазу.

Учитель: Сергей, что ты выбрал?

Сергей: яблоко.

Учитель: Куда положишь яблоко?

Сергей: В вазу.

Учитель: Толя, что ты выбрал7

Толя: Помидор.

Каждый учащийся выбирает овощи и фрукты и раскладывает, овощи в тарелку, фрукты в вазу.

Учитель: Молодцы, ребята, показали и рассказали Маше про овощи и фрукты. Давайте покажем Маше, что овощи и фрукты можно есть. Попробуем овощи и фрукты?

Дети: Да

Воспитатель проводит игру «Попробуй на вкус». В это время воспитатель со второй подгруппой проводит аналогичную игру.

Учитель: Подойдите к столу.

На столе стоит тарелка, в ней лежат кусочки овощей и фруктов.

Учитель: Сейчас вы будете пробовать овощи и фрукты и скажете, кто что съел.

Педагог нанизывает на шпажку яблоко и даёт попробовать ученику.

Учитель: Толя,  что ты съел?

Толя: Яблоко.

Педагог нанизывает на шпажку помидор и даёт попробовать Сергею.

Учитель: Сергей, что ты съел?

Сергей: Помидор.

Учитель: Варлаам, выбери, что ты хочешь попробовать?

Учащийся выбирает и пробует.

Учитель: Молодцы ребята, показали Маше что овощи и фрукты можно кушать. В овощах и фруктах много витаминов. Овощи и фрукты полезны.

Организация конца урока.

Учитель: Ребята, вот и подошел наш урок, на котором мы рассказывали Машеньке о времени года «осень», к концу. Давайте еще раз напомним Маше об основных признаках осени.

        Далее дети совместно с учителем выделяют основные признаки осени по опорным схемам.

Учитель: Хорошо, молодцы. А теперь присядьте на стульчики и посмотрите на экран.

        Дети садятся и смотрят презентацию. Учитель включает слайд с изображением Машеньки + звук.

Машенька: Спасибо, ребята, теперь я все знаю про осень! Толя, Сережа, Кирилл, Дима, Варлаам – вы молодцы! И за это я дарю вам подарок – мультфильм о моих приключениях.

        Учитель включает мультфильм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...