Стендовый урок "В гости к осени" 2 класс
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

Стендовый урок во 2 классе по программе "Школа России". 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТЕНДОВЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ВО 2 КЛАССЕ

«ПРИМЕТЫ ОСЕНИ»

Слайд 1. Добрый день, уважаемые члены жюри, конкурсанты и гости!

Слайд 2. Представляю вашему вниманию  урок, который был  проведен во 2 классе по учебнику «Мир вокруг нас», автор  Андрей Анатольевич Плешаков (УМК «Школа России»). По календарно-тематическому планированию урок входит в раздел «Природа», второй урок по теме. Тип урока -  комбинированный.

Слайд 3. До урока была проведена предварительная работа:

        - экскурсия в осенний лес с целью  наблюдения за осенними изменениями в природе; ►

        - экскурсия на метеостанцию, где второклассники узнали, как изучают погоду на метеорологической станции, как измеряют температуру, атмосферное давление, учитывают осадки;

- участие в общешкольном празднике «Золотая осень»; ►

- подборка и разучивание стихотворений об осени, что позволило расширить читательский опыт учащихся, а также  выставка рисунков и поделок из природного материала;

- опережающее задание – найти народные приметы осени, характерные для нашего края, расспросить бабушек и дедушек о том, какие приметы они знают и применяют в жизни, продолжить вести наблюдения за погодой с фиксацией в дневнике наблюдений.

Слайд 4. Цели, которые были поставлены мною перед проведением урока:

        Познавательные – расширение представлений обучающихся об осенних изменениях в живой и неживой природе; формирование умения работать с научной и периодической литературой.

Слайд 5.

        Развивающие – развитие связной речи обучающихся, мышления (умение анализировать, систематизировать, сравнивать, обобщать).

        Воспитательные – приобщение к народной культуре; формирование уважительного отношения  к народной памяти, людям старшего поколения, друг к другу, умения работать в группе, отвечать за общий результат; воспитание бережного отношения к природе.

Слайд 6. Для проведения урока я выбрала следующее оборудование:

  1.  Демонстрационная таблица «Осень» (показ на доске)
  2. Запись голосов птиц
  3. Карточки для самостоятельной работы
  4. Книги и журналы (демонстрация на выставке)
  5. Учебник «Естествознание», авторы Дмитриева Н.Я., Товпинец И.П. (демонстрация на выставке)
  6. Цветная бумага, ножницы, шаблоны листьев
  7. Осенние деревья (демонстрация образца)
  8. Видеозапись

Слайд 7. Мною были отобраны следующие методы и приемы обучения:

Словесные методы: рассказ, беседа.

 Наглядные методы:

                работа с учебной таблицей

прослушивание фонограммы голосов птиц

просмотр видеоролика

Практические методы:

                оформление результатов работы, работа с книгой

Частично-поисковый метод:

                самостоятельная работа

                интервьюирование

                микроисследование

Элементы проблемного обучения, который представлен

                созданием проблемной ситуации

Слайд 8. Основной формой организации учебной работы стала:

        Групповая форма организации работы обучающихся (класс делится на группы, каждая получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством учителя).

        Кроме того были использованы:

Фронтальная форма организации обучающихся (при фронтальной беседе во время актуализации опорных знаний обучающихся, при целеполагании и подведении итогов)

Индивидуальная форма организации обучающихся (при проверке усвоения изученного материала обучающихся самостоятельно выполняют работу на карточках).

Слайд 9. В целях наиболее эффективного решения образовательных и воспитательных задач, мною была выбрана следующая структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Сообщение темы и целей урока.
  4. «Открытие» новых знаний в ходе практической работы.
  5. Обобщение и закрепление новых знаний.
  6. Итог урока.

Давайте посмотрим, как композиционно связаны этапы урока, как активизируют мыслительную деятельность обучающихся, способствуют развитию творчества и самостоятельности мышления.

Слайд 10.

Организационный момент предполагает приветственное слово учителя и эмоциональный настрой на урок. Его цель – проверка готовности обучающихся к уроку, настрой их на восприятие новой темы

        Чтобы настроить второклассников на урок, я использую прием мотивационного включения.

                А сейчас проверь, дружок,

                Ты готов начать урок?

                Все ль на месте,

                Всё ль в порядке,

                Ручка, книжка и тетрадка?

                Все ли правильно сидят,

                Все ль внимательно глядят?

                Каждый хочет получать

                Только лишь оценку «5».

Ученики первого и второго классов положительно реагируют на подобные обращения.

Слайд 11.  

        Цель второго этапа урока – актуализация знаний обучающихся, полученных на предыдущем уроке.        

        Сегодня на уроке вы многое узнаете, откроете неизвестное в хорошо знакомом. Далее предлагаю ученикам отгадать загадку:

                Утром мы во двор идём,

Листья сыплются дождём -

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

О каком времени года идет речь в загадке?

        Второклассники дают ответ, который приближает их к определению содержания урока.

        На вопрос учителя, о чем мы будем говорить на уроке,  дети без труда говорят – об осени.

        Обучающиеся внимательно рассматривают демонстрационные таблицы (они уже известны детям с прошлого урока), вспоминают отрывки из стихотворных произведений классиков русской литературы осени, и отвечают на вопросы учителя,

какие изменения произошли в неживой природе с приходом осени,

как изменяется жизнь растений с приходом осени.

После прослушивания аудиозаписи с голосом  пестрого дрозда, живущего в Сибири, дети отвечают на вопросы, как изменилась жизнь птиц в нашем крае с приходом осени. Учитель акцентирует внимание второклассников на необходимости помогать птицам зимой. (Многие ребята сделали кормушки, которые повесили дома и на школьном дворе, и регулярно заполняли их кормом.)

        Также был получен подробный ответ на вопрос, а влияет ли осень на жизнь других обитателей нашего леса.

        Для того чтобы проверить степень усвоения материала каждым обучающимся в классе, по окончании беседы предлагаю небольшую самостоятельную работу по карточкам с дифференцированными заданиями.

        Слайд 12, 13.

В каждом классе есть сильные ученики (они хорошо читают, имеют широкий кругозор, у них хорошо развиты память, мышление).  Для них я предлагаю карточки, в которых надо заполнить пропуски, чтобы получился текст. ►

Закончи предложения об изменениях в неживой природе осенью.

           Самое заметное изменение в неживой природе – это __________________________. Небо часто закрыто __________________.

Идёт _________________________________ дождь. Вода в реках, прудах, озёрах становится _________________ . Над водоёмами часто бывают _______________. Почва стала ________________________.

            (Слова для справок: туманы, промерзать, похолодание, мелкий, моросящий, тучами, холоднее.)

Допиши недостающие слова, чтобы получился рассказ об осенних изменениях в живой природе.

           Осенью листья на деревьях и кустарниках _____________________.

Не изменяют окраску листьев _____________________________. Они по-прежнему стоят _________________. Улетели в тёплые края ________________, _________________, _____________, ______________.

Только _____________, _______________, ______________. ____________ не боятся наступающей зимы. Люди помогут им перезимовать, развесят ___________________, насыплют в них ________________.

            (Слова для вставки: хвойные деревья, вороны, соловьи, скворцы, зелёные, ласточки, воробьи, дятлы, кормушки, журавли, пожелтели, синицы, корм.)

Слайд 14.

Для остальных учеников  проводится работа тестового характера.

1. Запиши по порядку следующие за осенью времена года:

Осень, ……………… , ……………….. , ………………… .

2. Запиши цифрами порядок осенних месяцев:

     …. октябрь;

     …. сентябрь;

     …. ноябрь.

3. Как осенью солнце поднимается над горизонтом по сравнению с летом?

     а) выше, чем летом;

     б) так же, как летом;

     в) ниже, чем летом.

4. Кто и что готовит на зиму? Соедини стрелками:

     Медведи      мёд

     Бобры          зерно

     Мыши         жир

     Белки          ветки деревьев

     Пчёлы         грибы, орехи

5. Подчеркни перелётных птиц одной чертой, а зимующих птиц – двумя чертами:

     скворец, журавль, синица, соловей, воробей, кукушка, ворона, ласточка

        

Задания этого этапа направлены на формирование мотивационной основы учебной деятельности, дети учатся строить логические рассуждения, осуществляют сравнение и анализ. У детей формируется собственное мнение и позиция, они учатся владеть диалогической формой речи. 

Слайд 15.

        Целью моей работы на этом является постановка перед учениками учебной задачи, решение которой потребует активного применения имеющихся знаний; формирование  мотивации к поиску информации.

        Второклассникам предлагается посмотреть за окно и описать погоду. Затем они вспоминают, какая погода была вчера, предполагают как можно предсказать погоду на предстоящий день. Они отвечают на вопросы, опираясь на знания, полученные во время экскурсии на метеорологическую станцию.

        Возникает вопрос, а всегда ли прогноз погоды сбывается?

        Учитель подводит обучающихся к  формулированию проблемы – как наши предки точно могли предсказать погоду, не имея никаких технических средств? Оказывается, можно узнать погоду, если внимательно понаблюдать за природой. Это и будет тема урока.

        

        На этом этапе урока у обучающихся формируется мотивационная основа учебной деятельности, дети учатся в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

        Зная физиологические особенности детей младшего школьного возраста, с целью поддержки двигательной активности, а также чтобы  активизировать внимание детей, я предусмотрела проведение физминутки. Предлагаю отдохнуть и вам.

Вот мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся

Покажем – руки сложили вот так.

Слайд 16.

 После того как дети отдохнули, начинается основной этап урока – «открытие» новых знаний через групповую проектную работу.

        Цель этого этапа - организация самостоятельной деятельности учеников по поиску и отбору информации.

        До начала урока обучающиеся были рассажены по группам.  У каждой группы на столах лежат журналы «Юный натуралист», «Костёр», учебники «Естествознание» для 2 класса, материалы, подобранные к уроку в качестве домашнего задания, а также шаблоны листьев деревьев, цветная бумага, ножницы.

        Группам предлагается задание – найти в предложенной литературе народные осенние приметы, записать их на листок дерева, который предварительно вырезать по шаблону, и приклеить листочки с приметами к силуэту дерева.

        Каждая группа работает над своим проектом «Приметы сентября», «Приметы октября», «Приметы ноября».

Ребята уже имеют небольшой опыт групповой работы. Они сами или с помощью учителя распределяют роли – кто будет искать информацию, кто готовить листочки, кто оформлять работу, а кому будет доверено представить результат работы перед одноклассниками.  Во время работы учитель оказывает необходимую помощь, координирует деятельность групп.

Детям еще трудно ориентироваться в незнакомой литературе, поэтому книги и журналы снабжены закладками. И уже на этих страницах ребята осуществляют поиск нужной информации, анализируют ее, проводя отбор нужных примет.

Этот этап дает детям возможность осуществлять расширенный поиск информации и фиксировать ее в письменной форме, строить понятные для партнера высказывания, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

        

Слайд 17.

 Следующий этап работы - закрепление изученного, целью которого является обобщение результатов практической работы, формулирование выводов о возможности предсказания погоды по народным приметам.

        На этом этапе урока каждая группа  представляет свое «Дерево примет», зачитывает одноклассникам самые интересные на их взгляд приметы.

Обучающиеся под руководством учителя или самостоятельно делают вывод о значимости проделанной работы (деревья получились красивые, нарядные, но только ли в красоте их ценность?), о возможности проверки предсказаний погоды при помощи народных примет. Выбираются приметы для проверки правильности предсказаний погоды. 

Хочу представить вашему вниманию результат работы над проектом «Приметы октября». Листья с дерева почти все опали и лежат на земле. Сентябрьское дерево было с листочками самых разных оттенков, а на дереве ноября листьев почти не было, они все опали на землю. ►

        Дети учатся адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые дополнения и коррективы, строить монологическое понятное для одноклассников высказывание.

Слайд 18.

Итог урока. Рефлексия.

        Цель - выяснение представлений детей о том, что было предметом обсуждения на уроке, оценка достижений цели урока через самоанализ деятельности учащихся.

Слайд 19. ВЕЕР!!!

В конце урока дети цветным веером показывают свое настроение и отношение к уроку.

        У обучающихся вырабатывается внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебе, формируется адекватная самооценка.

        В  конце урока я дарю ученикам музыкальный подарок.

 

Слайд 20.

 Прощальную гастроль даёт артист,

 На год вперёд все проданы билеты -

 В осеннем вальсе кружит жёлтый лист,

 Как никогда он не станцует летом…

 Всё замирает…и с почтеньем ждёт,

 Как дотанцует осень величаво…

 Не спрятался за тучи небосвод,

 Чтобы успеть и вслед ей бросить – браво!

 Аплодисменты – тёмных листьев шквал,

 Красотке золотой, вручает ветер…

 Саму-то осень провожать не стал –

 Уйдёт тепло, так холода он встретит…

 Прощается мой город с сентябрём…

 Бледнеют краски позолоты в парках…

 Спешит октябрь с тоскующим дождём…

 Что ж… примет город и его подарки…

 Даёт сентябрь прощальную гастроль,

 Но столько он оставил в нашем сердце!…

 Пусть не страшит морозов грусть и боль -

 Закрой глаза, чтоб памятью согреться…

Слайд 19. (список литературы)

Итак, каждый этап урока, кроме того, что служит общей цели, имеет свою учебную задачу: отработка тех или иных универсальных учебных действий в процессе учебного диалога.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок окружающего мира Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 59 города Тюмени Дерябина Вера Викторовна, учитель начальных классов

Слайд 2

Тема урока: «В гости к осени» Класс - 2 Тип урока - комбинированный урок Раздел – «Природа» (урок в разделе 8, по данной теме 2)

Слайд 3

Подготовительная работа экскурсия в осенний лес, на метеостанцию; участие в общешкольном празднике «Золотая осень»; подборка, разучивание стихотворений об осени, организация выставки рисунков; опережающее задание – поиск народных примет осени, характерных для нашего края (микроисследование, интервьюирование).

Слайд 4

Цели урока Познавательные □ расширение представлений обучающихся об осенних изменениях в живой и неживой природе; □ формирование умения работать с научной и периодической литературой.

Слайд 5

Развивающие □ развитие связной речи обучающихся, мышления (умение анализировать, систематизировать, сравнивать, обобщать). Воспитательные □ приобщение к народной культуре родного края; □ формирование уважительного отношения к народной памяти, людям старшего поколения, друг к другу, умения работать в группе, отвечать за общий результат; □ воспитание бережного отношения к природе.

Слайд 6

Оборудование к уроку Демонстрационная таблица «Осень» Запись голосов птиц Карточки для самостоятельной работы Книги и журналы Учебник «Естествознание» Цветная бумага, ножницы, шаблоны листьев Осенние деревья Видеозапись

Слайд 7

Приемы и методы обучения Словесные методы. Наглядные методы. Практические методы. Частично-поисковый метод.

Слайд 8

Виды деятельности Групповая Фронтальная Индивидуальная

Слайд 9

Структура урока Организационный момент. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы и целей урока. «Открытие» новых знаний. Практическая работа. Обобщение и закрепление новых знаний. Итог урока. Рефлексия.

Слайд 10

Организационный момент (1 мин) Микроцель: проверить готовность обучащихся к уроку, настроить их на урок. Методы: словесный. Деятельность учителя Деятельность обучающихся Приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку. Настраиваются на работу , приветствуют учителя.

Слайд 11

Актуализация знаний (10 мин) Микроцель: актуализировать знания учащихся, полученные на предыдущем уроке. Методы: словесный, наглядный, метод контроля. Деятельность учителя Деятельность обучающихся Проводит фронтальную беседу, итогом которой является самостоятельная работа обучающихся. Отвечают на вопросы, делают выводы.

Слайд 12

Примеры карточек Закончи предложения об изменениях в неживой природе осенью. Самое заметное изменение в неживой природе – это __________________________. Небо часто закрыто __________________. Идёт _________________________________ дождь. Вода в реках, прудах, озёрах становится _________________ . Над водоёмами часто бывают _______________. Почва стала _____________________. (Слова для справок: туманы, промерзать, похолодание, мелкий, моросящий, тучами, холоднее.)

Слайд 13

Примеры карточек Допиши недостающие слова, чтобы получился рассказ об осенних изменениях в живой природе. Осенью листья на деревьях и кустарниках ________________. Не изменяют окраску листьев ______________________. Они по-прежнему стоят _________________. Улетели в тёплые края __________, _________________, _____________, ______________. Только _____________, _____________, ______________. ____________ не боятся наступающей зимы. Люди помогут им перезимовать, развесят ________________, насыплют в них ________________. (Слова для вставки: хвойные деревья, вороны, соловьи, скворцы, зелёные, ласточки, воробьи, дятлы, кормушки, журавли, пожелтели, синицы, корм.)

Слайд 14

Примеры карточек 1. Запиши по порядку следующие за осенью времена года: Осень, ……………… , ……………….. , ………………… . 2. Запиши цифрами порядок осенних месяцев: … . октябрь; … . сентябрь; … . ноябрь. 3. Как осенью солнце поднимается над горизонтом по сравнению с летом? а) выше, чем летом; б) так же, как летом; в) ниже, чем летом. 4. Кто и что готовит на зиму? Соедини стрелками: Медведи мёд Бобры зерно Мыши жир Белки ветки деревьев Пчёлы грибы, орехи 5. Подчеркни перелётных птиц одной чертой, а зимующих птиц – двумя чертами: скворец, журавль, синица, соловей, воробей, кукушка, ворона, ласточка

Слайд 15

Сообщение темы и целей (3 мин) Микроцель: поставить перед учениками учебную задачу, решение которой потребует активного применения имеющихся знаний; сформировать мотивацию к поиску информации. Методы: словесный, проблемная ситуация. Деятельность учителя Деятельность обучающихся Создает проблемную ситуацию. Предлагают свои варианты решения.

Слайд 16

«Открытие» новых знаний. Практическая работа (15 мин) Микроцель: организовать самостоятельную деятельность учеников по поиску информации. Методы: частично-поисковый, работа с книгой. Деятельность учителя Деятельность обучающихся Проводит инструктаж и координирует практическую работу в группах. Учатся работать в группах, соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества.

Слайд 17

Обобщение и закрепление знаний (8 мин) Микроцель: обобщить результаты групповой работы, выяснить представления детей о том, что было предметом обсуждения на уроке. Метод: словесный, наглядный. Деятельность учителя Деятельность обучающихся Организует выступления групп, помогает делать выводы, анализирует работу групп. Представляют результат работы, аргументируют свой ответ, анализируют ответы других выступающих.

Слайд 18

Итог урока. Рефлексия (3 мин) Микроцель: дать оценку достижений цели урока через самоанализ деятельности учащихся. Метод: словесный, метод контроля. Деятельность учителя Деятельность обучающихся Подводит итог, проводит рефлексию. Фиксируют свое настроение и отношение к уроку.

Слайд 19

Рефлексия У меня все получилось! Я немного ошибался. У меня было много ошибок. У меня ничего не получилось…

Слайд 20

Список литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урокв 1 классе по Обучению грамоте

Знакомство с буквой и звуком Г...

Сценарий праздника "Осень в гости просим" 1 класс

Сценарий для младших школьников...

Внеклассное мероприятие "Приглашаем гостей" (1-2 класс)

Внеклассная работа. Классный час по правилам приема гостей для учащихся начальной школы....

Стендовый доклад "Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка в 3-В классе"

Опыт использования здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка в 3 классе....

КТД Праздник "У нас в гостях Сказка" (3 класс).

        Это внеклассное мероприятие очень нравится детям. Они с удовольствием к нему готовятся задолго до даты проведения. Сначала каждый ученик получает список сказочных кн...

Праздник осени «Осень, осень в гости просим » 1 класс

Праздник осени «Осень, осень в гости просим » 1 класс Цель: создать условия для развития творческих способностей у младших школьников через активную деятельность при подготовке к празднику. Задач...

Конспект урока окружающего мира "в гости к зиме" ( класс 2 УМК "Школа России")

Тема урока «В гости к зиме» Тип урока: "открытие" нового знания Цель урока:-Формировать у детей представления о зимних изменениях в неживой и живой природе;-Познакомить...