Урок - экскурсия "Весна в природе"
план-конспект урока по окружающему миру по теме

Лепешкина Наталия Валентиновна

Данный материал предназначен для учителей начальных классов при проведении экскурсии в природу весной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Весна в природе.40 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-экскурсия

Тема: «ВЕСНА В ПРИРОДЕ»

Цели:

1. Обобщить знания обучающихся о весенних изменениях в природе.

2. Рассмотреть экологические проблемы, которые возникают весной, способы их решения

3. Углубить и расширить знания обучающихся о некоторых видах растений и животных.

4. Воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней.

5. Развивать внимание, любознательность, речь.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы занятия.

Старый тополь у крылечка.

Ищет грач свое местечко.

Грохот льдин, шуршанье вод.

Света полон небосвод.

Муравьи, едва подсохло,

Дружно взялись за дела:

Муравейников высоких.

Починяют купола. (Весна.)

Учитель. Ребята, сегодня мы проведём наблюдения за признаками весны, изменениями в жизни растений и животных весной.

Но обязательно надо помнить и соблюдать правила поведения в природе : передвигаться по тропинкам, чтобы не мять травянистые растения. Многие из них могут погибнуть, а гибель травянистых растений в саду отрицательно сказывается на состоянии всего сада.

Не следует также собирать большие букеты раннецветущих растений, обрывать у них цветки. Это приводит к постепенному вымиранию и гибели растений.

III. Приметы весны.

- Давайте вспомним весенние месяцы. Ребята, отгадайте загадки:

1. Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март.)

2. Яростно река ревет

И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся,

В небе жаворонка трель.

Месяц к нам пришел...(Апрель.)

3. Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет.

Угадай, Что за месяц это? (Май.)

III. Наблюдение за объектами неживой природы.

-Какое, небо? Какая температура воздуха? Как светит солнце? Как отличается погода сегодняшнего дня от погоды в день зимней экскурсии?

-Что произошло со снегом? Остался ли где-нибудь снег, где именно? Почему он там остался, изменился ли он по окраске (тающий снег грязный) и плотности по сравнению с зимой?

Наблюдение за весенними изменениями, происходящими на водоеме.

IV. Наблюдение за растениями и животными.

Экологическая сказка «Весна».

ВЕСНА

Приступила к работе Весна-Красна. Не сразу взялась она за дело. Сперва призадумалась: какую бы ей картину нарисовать?

Вот стоит перед ней лес - хмурый, унылый. «А дай-ка я разукрашу его по-своему, по-весеннему!»

Взяла она тонкие, нежные кисточки. Чуть-чуть тронула зеленью ветки берёз, а на осины и тополя поразвесила длинные розовые и серебряные серёжки.

День за днём всё наряднее пишет свою картину Весна.

На широкой лесной поляне синей краской вывела она большую весеннюю лужу. А вокруг неё, будто синие брызги, рассыпала первые цветы подснежника, медуницы.

Ещё рисует день и другой. Вот на склоне оврага кусты черёмухи; их ветки покрыла Весна мохнатыми гроздьями белых цветков. И на лесной опушке, тоже все белые, будто в снегу, стоят дикие яблони, груши.

Посреди луговины уже зеленеет трава. А на самых сырых местах, как золотые шары, распустились цветки калужницы.

Всё оживает кругом. Почуяв тепло, выползают из разных щёлок букашки и паучки. Майские жуки загудели возле зелёных берёзовых веток. Первые пчёлы и бабочки летят на цветы.

А сколько птиц в лесу и в полях! И для каждой из них Весна-Красна придумала важное дело. Вместе с птицами строит Весна уютные гнездышки.

По Г. Скребицкому

- О каких признаках весны рассказывает сказка?

Растения весной

-Почки на деревьях и кустарниках набухают, кое-где они лопнули и показались зеленые листочки.

-Многие деревья и кустарники в это время цветут, хотя листья еще не успели распуститься, даже снег еще не полностью растаял. Рано цветут ива, ольха, орешник, тополь.

- У тополя на разных деревьях дети увидят разные сережки — красные, зеленые.

-На почве дети увидят появившуюся зеленую траву, раннецветущие травянистые растения: мать-и-мачеху, медуницу, гусиный лук, первоцвет, пролеску и др.

. Один из первых цветков весны - мать-и-мачеха. Странное название, не правда ли? Странное, но объяснение ему все-таки существует. Если взять в руки (но рвать не нужно!) листочек этого цветка, то почувствуешь, какой он снизу мягкий, а сверху - твердый и холодный. Вот и назвали его «мать-и-мачеха».

Самостоятельная работа

1. Найти мать-и-мачеху.

2. Определить, где она растет.

3. Сухая или влажная здесь земля? Есть ли у растения в это время листья. Запиши. Как растения освещаются солнцем?

4. Рассмотри выкопанное растение

5. Определить его части. Запиши их названия.

6. Где находится запас питательных веществ?

На поля дохнуло ветром вешним,

Ивы распустились за прудом.

У тропинки маленький подснежник

Загорелся синим огоньком.

Закачался, слабенький и гибкий,

Удивленно радуясь всему,

И в ответ с приветливой улыбкой

Солнце наклоняется к нему

Подснежниками называют растения, цветущие сразу после таяния снега. Это клубнелуковичное растение с линейными листьями, бесстебельное. Цветочная трубка выходит прямо из клубнелуковицы (10-15 см). Цветки одиночные, розовато-лилового цвета. Необходим запрет сбора на букеты.

Наблюдение за насекомыми.

На раннецветущих растениях можно уже увидеть пчел, посмотреть, как они перелетают с цветка на цветок, собирая сладкий сок — нектар. Из других насекомых можно встретить бабочек. Очень рано вылетают бабочки: крапивницы, лимонницы, павлиний глаз. На пригретых солнцем стенах домов, заборах уже ползают мухи

Какую работу выполняют муравьи в природе?

Наблюдения за птицами: Какие птицы прилетели, чем они заняты?

Как вы мо жете помочь птицам весной?

Чьё гнездо лучше?

V. Итоги занятия.

- Какие изменения происходят весной в неживой живой  природе ?

- Какое настроение дарит нам весна?

- Какую помощь ждут от нас птицы, звери, растения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока. Осень в природе. Осенние изменения в жизни растений. 3 класс. Программа «Гармония». Второй урок по теме.

Цели урока.Расширить и уточнить представления детей об осенних изменениях в жизни растений.Учить учащихся наблюдать за природой.Продолжить работу по формированию умений анализировать, сравнивать и выд...

Тема урока. Осень в природе. Изменения в неживой природе. Особенности осенних месяцев. 3 класс. Программа «Гармония». Первый урок по теме.

Цели.1. Дать сравнительную характеристику летних и осенних месяцев.2. Познакомить с осенними изменениями в неживой природе.3. Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать и выделять сущест...

Урок окружающего мира в 1 классе. Раздел "Живые обитатели планеты". Урок "Равновесие в природе"

Данный урок проводится во втором полугодии 1 класса и продолжает изучение раздела «Живые обитатели планеты». Урок относится к типу усвоения новых знаний. Технология урока реализует деятельностны...

Урок окружающего мира "Природа в опасности. Охрана природы"

Круглый стол. в ходе которого обсуждаются проблемы полезных ископаемых...

Презентация к уроку окружающего мира "Природа в опасности. Охрана природы" 3 класс

Презентация подготовлена к уроку окружающего мира в 3 классе (УМК "Школа России". В ходе презентации ребята в игровой форме узнают о малых и больших ранах Земли, об охране природы, о Красной книге Рос...

Конспект урока «Вода в природе. Круговорот воды в природе».

Конспект разработан в сооответствии с требованиями ФГОС...