Окружающий мир "Государственный бюджет" 2 класс Школа России
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

В игровой форме учащиеся знакомятся с государственным бюджетом. Создаются условия для определения понятия "доход", "расход". Учатся составлять бюджет своей семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr.mir_.docx34.35 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир

Тема: Государственный бюджет

Цель: создать условия для общего представления о государственном бюджете;

Планируемый результат:

Личностные

- Осознавание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей.

- Принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.

Регулятивные

- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

- Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные

- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

- Воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты.

Коммуникативные

- Допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

- Формулировать собственное мнение и позицию.

- Осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Оборудование: презентация, тесты, макеты фруктов, раздаточный материал, маркер

Сценарий урока:

  1. Самоопределение к деятельности
  1. Приветствие
  2. Эмоциональный настрой

-  Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое.

  1. Проверка домашнего задания

- Какую тему вы изучили на предыдущем уроке?

- Какие способы обмена товаров и услуг существует?

- Дайте определение слову «деньги».

- Какие денежные единицы вы знаете?

- Для чего нужны сбережения?

  1. Сообщение цели и темы урока

- А сейчас давай с вами решим кроссворд и подумаем, о чем мы сегодня поговорим

1.gif

1. Прямой обмен одних товаров на другие

2. Название бумажных денег

3. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги

4. Часть денег, которые человек может отложить на будущее, сберечь

5. ... товара указывает, на какое количество денег его можно обменять

6. Деньги за труд – это заработная...

Ответы:

1. Бартер

2. Купюры

3. Деньги

4. Сбережения

5. Цена

6. Плата

- Какое ключевое слово получилось?

- А теперь попробуйте догадаться, о чем же мы сегодня поговорим?

- Тема сегодняшнего урока звучит так: Государственный бюджет.

- Какие поставим цели и задачи?

- Прочтите в учебнике, что предложил нам Муравьишка. Совпали ли наши ответы?

  1. Открытия новых знаний

- Ребята, давайте поиграем. Разделимся на 3 команды.

1 ряд будут «Врачи»

2 ряд  будут «Учителя»

3 ряд будут «Летчики»

- А я ребята буду выполнять роль государства. У каждого из вас есть условные карточки, которые будут обозначать деньги. Независимо от профессии все люди ходят в магазин и покупают продукты.

- Пожалуйста, совершаем покупку, прошу представитель 1 команды, 2 команды,

3 команды

- Ребята, у каждой команды была условная сумма денег, вы их потратили. Эта сумма денег для вас будет расход, а так как я получила эти деньги, для меня это будет доход.

- Доход и расход вместе составляют бюджет

- Бюджет можно еще сравнить с таким кошельком. Деньги, которые в него кладут - это доходы. Деньги, которые тратят - расходы.

- Итак, что такое бюджет?

- Откройте учебник на стр. 71, и найдите определение.

- Давайте прочтем определение, которое у нас дается в

- Как вы думаете, у кого может быть бюджет?

- Государство тоже имеет свой бюджет. И такой бюджет называется государственным.

- Как вы считаете, зачем нужен бюджет государству?

-А откуда государство получает доходы?

- Большую часть доходов составляют налоги, ведь если у человека есть земельный участок, дом, свое предприятие, то он должен платить государству налоги. Например, ваши мамы и папы, получив зарплату, должны часть этого дохода заплатить государству.

Налоги платят все и раньше люди тоже платили налоги

- Кто помнит, как раньше называли налоги?

- В виде чего народ платил государству дань?

- Почему они платили такими товарами? (денег не существовало)

- Так на что же государство расходует деньги?

- Вернемся к нашей игре.

- Вот вы потратили все деньги и что же дальше?

- Вы же не могли купить продукты на всю жизнь. Откуда у людей берутся деньги?

- А кто оплачивает труд рабочих?

- У государства очень много важных и необходимых расходов. 

-на образование

- на здравоохранение

- на содержание армии и полиции

- на науку и культуру

- на охрану природы

-на выплату пенсий и пособий.

- Например, расходы на образование. Вы сейчас ребята учитесь в школе бесплатно. Но ведь учителя бесплатно работать не могут. Их труд оплачивает государство. Государство содержит детские сады, школы, выплачивает стипендии студентам. Из бюджета выделяются деньги и на здравоохранение, как мы уже сказали, то есть на содержание больниц, поликлиник, на оплату труда врачей и так далее.

- Представьте, что государство не выделило бы денег на здравоохранение людей и на охрану природы, то что бы тогда было?

  1. Первичное закрепление

- Откроем рабочие тетради на стр. 46 и выполним задание 1

- Прочитайте задание. Попробуйте выполнить это задание самостоятельно

А) план доходов и расходов – бюджет

Б) Деньги, которые поступают в бюджет – доходы

В) Деньги, которые тратятся из бюджета – расходы

Г) Установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству – налоги.

Проверка

- Обратите внимание на номер 2.

- Прочтите задание

- Давайте попробуем с вами определить профессии людей, которые получают зарплату из бюджета

На образование – учитель

На здравоохранение – врач, медсестра

На содержание армии, полиции – генерал, полковник

На науку и культуру -  вулканолог, филолог

На охрану природы – эколог, агроном, садовник

- А теперь давайте с вами поиграем еще в одну игру. Правила игры такие я называю вам слова или словосочетания. А вы должны определить это является расходом или доходом

- Зарплата человека? (доход)

- Ремонт автомобиля? (расход)

- Покупка лекарств? (расход)

- Стипендия? (доход)

- Пенсия? (доход)

- Посещение музея? (расход)

- Покупка продуктов? (расход)

- Я раздала вам тест. Читаем задания и выбираем 1 правильный ответ. Работаем самостоятельно. На работу у вас есть 5 минут.

Итак, поменяйтесь листочками с соседом. Проверьте его ответы по ключу и оцените товарища.

- Поставьте оценки друг, другу соответствуя требованиям которые у меня на интерактивной доске. Снова поменяйтесь листочками.

Нет ошибок - «5»

1-2 ошибки - «4»

3 ошибки - «3»

Больше 3 ошибок – «2»

- Итак, поднимаем руки, кто получил оценку 5? Оценку 4? Оценку 3?

- Ребята, а теперь давайте решим такую математическую задачу.

В казну пришло 7 тысяч долларов, 3тысячи ушли в ремонт школ, позже дали ещё 10 тысяч, из всего этого еще 6 тысяч ушло на фермерское дело. Сколько осталось денег в казне?

Проверка (7-3+10)-6=8 тысяч долларов осталось в казне.

  1. Итог урока

- Что такое бюджет?

- Откуда государство получает доходы?

- Что такое налоги?

- На что расходуются деньги из государственного бюджета?

  1. Домашнее задание

Раб.тет. стр. 47 №3 (по желанию)

стр. 48 № 4

  1. Рефлексия

- Продолжи фразу, выбери понравившуюся, ответь на вопрос.

Вороны.

Вот и наступила весна. Всюду слышны голоса птиц. Вот важно по мокрой дороге шагает ворона. У вороны сильные ноги и крепкий клюв. Перья у нее серые или черные. Вороны живут в лесах, горах, пустынях. Много ворон живет о селах и городах.

Слова для справок: голоса, черные.

Грамматические задания.

1. Подчеркни главные члены предложения.

Легкие облака плывут по небу.

2. Выпиши из текста по одному слову, обозначающему предмет, действие предмета, признак предмета.

3. Укажи в словах количество букв и звуков.

1 вариант: тополь, яма, сказка; 2 вариант: коньки, елка, березка.

4. Запиши к данным словам однокоренные слова.

1 вариант: поездка, сильный; 2 вариант: пересадка, зимний.

Словарный диктант

Обезьяна, месяц, январь, февраль, картина, отец, фамилия, город, улица, Россия, топор, обед, магазин, облако, метро, платок, апрель, шел.

        

  Ф.И.   _______________________________________ Число _______   Оценка ______

 Прочитай текст. Отметь технику чтения.

Брат и сестра отправились в школу. На дороге было жарко и пыльно, а в роще прохладно и весело. Брат сказал сестре: «В школу мы ещё успеем. В школе душно и скучно, а в роще очень весело. Не пойти ли нам туда, сестра?» Дети бросили азбуки в траву и скрылись между зелёными кустами. Увидели золотого жучка. «Поиграй-ка с нами», — сказали дети жуку. «С удовольствием бы, — отвечал жук, — но я должен добыть себе обед». «А ты поиграешь ли с нами?» — спросили дети у муравья. Но муравью некогда было их слушать: он тащил соломинку. Дети обратились было к белке, предлагая ей также поиграть с ними, но белка должна была запастись орехами на зиму. Детям стало скучно, что все заняты своим делом, и никто не хочет играть с ними. Они подбежали к ручью.«Тебе нечего делать? — сказали ему дети. — Поиграй же с нами!» Но и ручей был занят работой и тоже отказался. Тут мальчик приметил на зелёной ветке малиновку. Она сидела и насвистывала превесёлую песенку. «Тебе нечего делать, поиграй же с нами!» — закричал малиновке мальчик.

— Как, — обиделась малиновка, — мне нечего делать? Да разве я целый день не ловила мошек, чтобы накормить моих малюток? Я так устала, что не могу поднять крыльев. Да и теперь убаюкиваю песенкой моих деток. А вы что делали сегодня, маленькие ленивцы? В школу не пошли, бегаете по роще да ещё мешаете другим дело делать. Идите-ка лучше, куда вас послали. Помните, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал всё, что обязан был сделать.                                                                                                                                     Детям стало стыдно: они пошли в школу и учились прилежно.

Часть 1 При выполнении заданий  этой части,  обведи номер, которому соответствует выбранному тобой ответу

1. Определи стиль текста.

  1. художественный     2) научный         3) публицистический

2. Где происходили события, описанные в тексте?

  1. в школе             2) на дороге                  3) в роще

3. Укажи отрицательное качество в характере детей.

1) общительность         2) лень                    3) ответственность                                 4. Кто из героев произведения сказал эти слова?

В школу не пошли, бегаете по роще да ещё мешаете другим дело делать. Идите-ка лучше, куда вас послали.

1) малиновка                 2) белка                3) ручей

5. Какая пословица раскрывает главную мысль текста?

1) Семеро одного не ждут.

2) Делу время, а потехе час.

3) За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

6. Что является в тексте вымыслом?

1) дети не могли пропустить занятия в школе

2) дикие животные и ручей не могут заниматься каким-либо важным делом

3) дикие животные и ручей не могут разговаривать и давать советы человеку

Часть 2

При выполнении заданий  этой части запиши ответ на данных строчках. Определи последовательность событий.

А) Совет малиновки.

Б) Приглашение брата.

В) Беседа с жителями рощи.

Г) Детям становится стыдно.   Ответ:  _____________

8. Почему в роще все отказались играть с детьми?  Ответ:________________

9. Допиши предложения, используя текст  произведения.

Ответ: Муравей________________________________.                                                

 Белка запасала ____________________________________.

10. Выпиши из текста восклицательное предложение.

Ответ: _____________________________________________________________________

11. Используя текст  произведения, восстанови предложение.   Ответ: Помните, что только тому ________________________отдохнуть и ________________________, кто ______________________ и сделал всё, что        ______________________был сделать.

Часть 3. При выполнении задания этой части  сформулируй и запиши полный  ответ

(3 – 4  предложения). 12. Понравился ли тебе данный текст и чем?      

Ответ:  ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕЛЕФОНОМ

1. Разговаривая по телефону, вы должны контролировать свою интонацию, тон, дикцию. Не следует кричать в трубку.

2. Внимательно слушайте собеседника, никогда не перебивайте его.

3. Куда бы вы ни звонили, никогда не следует начинать разговор с вопросов «Кто это?» и «Кто говорит?».

4. Как только вас соединили с абонентом, следует представиться – назвать свое имя.

5. Помните, что вы звоните в удобное для вас время, а тот, кому вы звоните, может быть занят, поэтому не стоит обижаться, если вас попросят перезвонить.

6. Никогда не говорите по телефону с набитым ртом, не жуйте, не пейте.

7. Если во время разговора вы чихнули или закашляли, постарайтесь прикрыть трубку рукой, чтобы это не было слышно. Если вам покажется, что собеседник все слышал, надо сказать «извините».

8. Заканчивая телефонный разговор, следует строго выполнять важнейшее правило этикета – первым кладет трубку тот, кто звонил.

9. Нельзя подолгу разговаривать по телефону.

ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕЛЕФОНОМ

1. Разговаривая по телефону, вы должны контролировать свою интонацию, тон, дикцию. Не следует кричать в трубку.

2. Внимательно слушайте собеседника, никогда не перебивайте его.

3. Куда бы вы ни звонили, никогда не следует начинать разговор с вопросов «Кто это?» и «Кто говорит?».

4. Как только вас соединили с абонентом, следует представиться – назвать свое имя.

5. Помните, что вы звоните в удобное для вас время, а тот, кому вы звоните, может быть занят, поэтому не стоит обижаться, если вас попросят перезвонить.

6. Никогда не говорите по телефону с набитым ртом, не жуйте, не пейте.

7. Если во время разговора вы чихнули или закашляли, постарайтесь прикрыть трубку рукой, чтобы это не было слышно. Если вам покажется, что собеседник все слышал, надо сказать «извините».

8. Заканчивая телефонный разговор, следует строго выполнять важнейшее правило этикета – первым кладет трубку тот, кто звонил.

9. Нельзя подолгу разговаривать по телефону.

ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕЛЕФОНОМ

1. Разговаривая по телефону, вы должны контролировать свою интонацию, тон, дикцию. Не следует кричать в трубку.

2. Внимательно слушайте собеседника, никогда не перебивайте его.

3. Куда бы вы ни звонили, никогда не следует начинать разговор с вопросов «Кто это?» и «Кто говорит?».

4. Как только вас соединили с абонентом, следует представиться – назвать свое имя.

5. Помните, что вы звоните в удобное для вас время, а тот, кому вы звоните, может быть занят, поэтому не стоит обижаться, если вас попросят перезвонить.

6. Никогда не говорите по телефону с набитым ртом, не жуйте, не пейте.

7. Если во время разговора вы чихнули или закашляли, постарайтесь прикрыть трубку рукой, чтобы это не было слышно. Если вам покажется, что собеседник все слышал, надо сказать «извините».

8. Заканчивая телефонный разговор, следует строго выполнять важнейшее правило этикета – первым кладет трубку тот, кто звонил.

9. Нельзя подолгу разговаривать по телефону.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 3 класс (Школа России)

Конспект урока окружающего мира по теме "Многообразие животных" + презентация...

рабочая программа по окружающему миру 4 класс "Школа России"

Рабочая программа русский язык 4 класс на 2023-2024 год с обновленными ФГОС...

Рабочая программа и КТП по окружающему миру 2 класс "Школа России"

Окружающий мирПояснительная запискаРабочая программа по окружающему миру разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы А. А. Плешакова «...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс "Школа России")

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс "Школа России")...

Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного...

Урок окружающего мира 4 класс «Школа России» Тема: Моря, озёра, реки России

Урок окружающего мира 4 класс по УМК "школа России"....