Программа внеурочной деятельности "Моя первая экология"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Россинская Марина Юрьевна

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению  "Моя первая экология" предназначена для обучающихся 2 класса. Продолжительность реализации программы один год. Занятия проводятся 1 раз в неделю (34 ч. в год).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_moya_pervaya_ekologiya_rossinskayam.yu_.docx43.01 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

«Моя первая экология» — интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.

        Программа разработана на основе авторской программы  В.А. Самковой «Моя первая экология». Сборник программ внеурочной деятельности. Новая школа 21 века, под редакцией Н.Ф. Виноградовой, Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2014 год.

Вид программы – модифицированная.

Направление  внеурочной деятельности – общекультурное.

Цель программы внеурочной деятельности:

- формирование представлений о природе как универсальной ценности;

       - формирование у младших школьников необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного

отношения к природному окружению, к живым существам).

Задачи программы:

—развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

—изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;

—развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;

—развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);

—формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

—вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения

Отличительные особенности программы внеурочной деятельности.

Программа внеурочной деятельности дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счёт межпредметной интеграции: знания естественнонаучного характера обогащаются благодаря введению элементов знаний математического и гуманитарно-эстетического циклов.

        Объектом изучения внеурочной деятельности является природное и социоприродное окружение младшего школьника. В учебном процессе познание природы как целостного реального окружения требует её осмысленного разделения на отдельные компоненты, объекты. В качестве таких объектов рассматриваются тела живой и неживой природы из ближайшего окружения младших школьников.

Основной акцент в содержании факультатива сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

Содержание  внеурочной деятельности  строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение обучающихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоём и т. п.).

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера; уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) и утилитарные ценности; использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности. Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природе и других сфер сознания: художественной, нравственной, практической.

Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эмоциональной сферы младших школьников, их способности к сопереживанию, состраданию.

Особенности возрастной группы

 Программа внеурочной деятельности по общекультурному  направлению   «Моя первая экология» предназначена для обучающихся 2 класса. Возраст 7-8 лет. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е.  40 - 45 минут.

Состав группы – постоянный. Набор детей свободный.

Сроки реализации программы внеурочной деятельности:

Продолжительность реализации программы: в течение учебного года  занятие один раз в  неделю  34 часа в год.

Режим занятий:

- периодичность: 1 час в неделю продолжительностью 40-45 минут;

- общее количество – 34 часа.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности:

Личностными результатами освоения внеурочной деятельности являются:

—развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;

—развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);

—воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;

—формирование мотивации дальнейшего изучения природы.

Метапредметными результатами являются:

—овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность

группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

—освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

—формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;

—развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметными результатами являются:

—в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;

—в познавательной сфере — наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний

и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;

—в трудовой сфере — владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;

—в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;

—в сфере физической культуры — знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.

Календарно – тематический план

п/п

Дата проведения занятия

Наименование разделов и тем

Общее количество

час.

В том числе

План.

Факт.

теорети-ческих

практи-ческих

Тема 1. Первые шаги по тропинке открытий

7

3

4

1-2

Готовимся наблюдать и изучать

1

1

3

Какие качества необходимы юному исследователю

1

4

Учимся наблюдать

1

5-6

Тренируем наблюдательность

1

1

7

Десять заповедей друзей леса

1

Тема 2. Природа в наших ощущениях.

8

2

6

8

Как мы воспринимаем окружающий мир

1

9

Тренируем органы чувств

1

10

Какого цвета лес?

1

11

Что такое гармония?

1

12

Рисуем впечатления

1

13

Учимся пользоваться приборами

1

14

«Микроскоп» из пластикового стаканчика

1

15

Игра «Давайте познакомимся»

1

Тема 3. Геометрия живой природы

7

5

2

16

Что такое симметрия?

1

17

Лучевая симметрия

1

18

Живая спираль

1

19

Такие разные листья

1

20

Различаем деревья по кроне

1

21

О кронах, густых и ажурных

1

22

Организм и среда обитания

1

Тема 4. Природа и её обитатели

7

4

3

23

Учимся планировать наблюдение.

1

24

Наблюдаем за животными.

1

25

Изучаем условия обитания растений.

1

26

Всё связано со всем.

1

27

Изучаем поведение животных и растений.

1

28

 Чья «столовая»?

1

29

Что и кто влияет на живой организм?

1

Тема 5. Лесные ремёсла

5

3

2

30

Лес в работе народных умельцев.

1

31

Лесные мотивы.

1

32

Животные и растения в народном творчестве.

1

33

Лесная палитра.

1

34

Лес – кормилец и врачеватель.

1

34

17

17

Содержание программы

Тема 1. Первые шаги по тропинке открытий

Готовимся наблюдать и изучать

    Знакомство с оборудованием, необходимым для работы на природе: полевой дневник, компас, лупа, определители растений и животных, справочники, карта местности и др. Правила ведения полевого дневника: запись наблюдений и зарисовка наблюдаемых явлений.

Какие качества необходимы юному исследователю.

    Четыре основных качества, необходимые каждому во время проведения исследований в лесу: терпение, внимательность, точность, сотрудничество.

Учимся наблюдать

    Наблюдение — основной метод работы на природе. Его цель, планирование. Значение систематичности в проведении наблюдений. Четыре

основных вопроса, на которые необходимо ответить, прежде чем приступать к наблюдению: зачем? что? где? и как наблюдать?

Тренируем наблюдательность

   Упражнения для развития наблюдательности: «В гармонии с природой», «Ходим, подняв голову вверх», «Смотрим под ноги», «Ходим задом

наперёд», «Прогулка вслепую» и др.

Десять заповедей друзей леса

Знакомство с правилами поведения на природе на основе анализа заповедей, составленных учёным-экологом Ф. Тасси.

Тема 2. Природа в наших ощущениях

Как мы воспринимаем окружающий мир

    Каждый человек связан с окружающей средой посредством органов чувств. Сенсорное восприятие — один из путей существования в гармонии с окружающим миром.

Тренируем органы чувств

     Упражнения для тренировки зрительного восприятия. Нахождение объектов по заданным признакам. Упражнения на расширение опыта сенсорного взаимодействия с использованием слуха, обоняния, осязания, вкуса.

Какого цвета лес?

   Восприятие цвета и формы различных природных объектов. Цвета леса. Цветовая гамма растений: листьев, цветков, коры деревьев и кустарников. Составление палитры красок одного растения. Составление гаммы оттенков зелёного цвета — основного цвета леса, коричневого — цвета коры и почвы, голубого — цвета неба.

Что такое гармония?

     Выразительность линий и форм живых организмов. Гармония в природе как «связь», «стройность», «соразмерность».

    Гармоничное сочетание в организме растений и животных отдельных частей, пропорциональность форм.

Рисуем впечатления

    Знакомство с различными техниками рисования, позволяющими выразить своё впечатление от посещения леса: монотипия, акватипия, рисунок пером, использование трафаретов и пр.

Учимся пользоваться приборами

     Использование различных оптических приборов — биноклей, ручных

и бинокулярных луп, микроскопов — для изучения различных микро-и макрообъектов.

«Микроскоп» из пластикового стаканчика

    Изготовление модели, позволяющей понять принцип действия увеличивающих линз микроскопа. Изготовление простейшего «микроскопа» из пластмассового стаканчика, прозрачной плёнки и резинового колечка.

Игра «Давайте познакомимся»

Игра проводится с использованием «чёрного ящика» — «волшебного мешочка», в котором находятся пластиковые игрушки небольшого размера из различных наборов (дикие и домашние животные, морские обитатели, насекомые и т. п.). Дети садятся в круг и по очереди «вслепую» достают одну игрушку и на ощупь определяют название животного. Если возникают затруднения, учитель задаёт наводящие вопросы. Затем каждый участник игры готовит небольшое (три-четыре предложения) выступление от имени этого животного, представляя его наиболее интересным образом.

Тема 3. Геометрия живой природы

Что такое симметрия?

     Элементарные представления о симметрии. Ось симметрии. Основные типы симметрии: двусторонняя и лучевая. Симметрия в природе.

Двусторонняя симметрия в различных органах животных и строении растений. Использование прямоугольного карманного зеркальца для определения типа симметрии у различных природных объектов (листья, цветки, насекомые и др.).

Лучевая симметрия

   Лучевая симметрия в строении растений и органов животных.

Цветки растений, имеющие различное количество лучей симметрии (остролист — три луча, пастушья сумка — четыре, яблоня, шиповник — пять и т. д.). Животные, имеющие лучевую симметрию: гидры, актинии, медузы. Связь образа жизни и типа симметрии живых организмов.

Живая спираль

    Примеры спирали в живой и неживой природе (рога винторогого козла, барана, раковины моллюсков; сворачивающиеся спиралью змеи, хвост хамелеона и т. п.). Примеры спирального расположения отдельных органов растений и животных: расположение листьев на побеге, почек на клубне картофеля. Спираль в движении, росте и развитии растений (усики растений, бутоны цветков, листья в растительной почке, вайи папоротника и др.). Спираль как способ достижения дополнительной жёсткости и устойчивости в пространстве (ножки грибов, побеги растений).

Такие разные листья

   Строение листьев растений: листовая пластинка и черешок. Разнообразие форм листьев деревьев и кустарников. Сопоставление формы листьев с геометрическими фигурами (овальные, треугольные, круглые и т. д.) и другими объектами окружающего мира.

Различаем деревья по кроне

   Описание разнообразия форм кроны деревьев и кустарников. Используются наиболее широко распространённые виды: берёза, липа, тополь, клён, яблоня, сосна, ель, можжевельник. Обращается внимание на то, что в условиях города или на дачном участке человек часто изменяет форму кроны в декоративных или иных целях, используя для этого обрезку.

О кронах, густых и ажурных

    Определение различной степени густоты кроны деревьев и кустарников с использованием простейшей трёхбалльной шкалы (густая, средняя, сквозистая).

Организм и среда обитания

   Выявление на доступных примерах зависимости особенностей внешнего строения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни.

Тема 4. Природа и её обитатели

Учимся планировать наблюдение

    Поэтапное обсуждение с учителем плана наблюдений. Планирование

конкретных наблюдений за растениями в соответствии с целью, поставленной учителем или предложенной учениками.

Наблюдаем за животными

Наблюдения за животными (насекомыми, птицами, домашними питомцами) по согласованному с учителем плану.

Изучаем условия обитания растений

Изучение условий обитания, особенностей произрастания (для растений — одиночные или образуют заросли, угнетён ли рост и т. д.).

Всё связано со всем

    Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов (сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм и др.).

Изучаем поведение животных и растений

   Выявление в ходе наблюдений особенностей поведения живых организмов. Обращается особое внимание на то, что и у растений также

можно изучать поведение: это разнообразные формы движения побегов

и листьев, открывание и закрывание цветков и т. п.

Чья «столовая»?

  Изучение типов повреждений растений насекомыми, грибами и микроорганизмами.

Что и кто влияет на живой организм?

  Изучение зависимости состояния растений от условий произрастания, от видов растений и животных, существующих в ближайшем окружении.

Выявление примеров, подтверждающих взаимосвязь растений и животных.

Тема 5. Лесные ремёсла

Лес в работе народных умельцев

   Традиционные народные промыслы, связанные с лесом: резьба по дереву, бересте; плетение из луба, лыка, ивового прута, берестоплетение.

Лесные мотивы

   Лесные мотивы в работах вышивальщиц, ткачих, кружевниц, в росписи павловопосадских платков. Игрушки пришли из леса: богородская игрушка, сергиевопосадские матрёшки.

Животные и растения в народном творчестве

   Элементарные представления об антропоморфизме в народном творчестве. Животные и растения, наделяемые различными положительными и отрицательными человеческими качествами. Преодоление стереотипов, выражающихся в негативном отношении к некоторым животным (отношения неприязни, брезгливости, отвращения, безразличия и т. п.).

Лесная палитра

Растения-красители. Красильная мастерская в работе — окрашиваем ткани. Рисуем природными красками.

Лес — кормилец и врачеватель

Лесное «меню». Лекарственные растения леса.

Методическое обеспечение программы

Формы занятий: программа внеурочной деятельности предусматривает использование следующих форм проведения занятий:

  • экскурсии,
  • выставки,
  •  презентации,
  •  кружковые занятия,
  • индивидуальные занятия (в условиях выполнения домашнего задания).

Формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности:

Учет знаний и умений для контроля освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов.

Результатами исследовательской деятельности могут являются творческие отчёты, презентации, тематические праздники, альбомы с фотографиями, дневник наблюдений и др.

Технические средства обучения

Классная доска

Компьютер

Оборудование класса

Ученические  столы с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Тема

Необходимое оборудование

Тема 1. Первые шаги по тропинке открытий

Полевой дневник, простой карандаш, ластик, повязки на глаза из плотной материи, аудиокассеты с записью звуков природы

Тема 2. Природа в наших ощущениях.

Полевой дневник, простой карандаш, ластик, бумага для акварели, акварельные и гуашевые краски, тушь, кисточки и перья, аудиозаписи звуков природы, повязки на глаза, карточки-задания, пластмассовые стаканчики, тонкая полиэтиленовая пленка, цветные резиновые колечки

Тема 3. Геометрия живой природы

Полевой дневник, простой карандаш, ластик, карманное зеркальце, разноцветные нити длиной 25-30 см, карточки-задания, листы плотной бумаги, широкий прозрачный скотч, цветные карандаши, фломастеры, аудиозаписи звуков природы

Тема 4. Природа и её обитатели

Полевой дневник, простой карандаш, ластик, повязки на глаза, карточки-задания, листы плотной бумаги, широкий прозрачный скотч

Тема 5. Лесные ремёсла

Объекты экскурсий: ближайший парк, памятники природы, музеи г. Энгельса, выставки живописи, станции защиты растений

Список литературы

1.Дольник  В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — М.: LINKA PRESS, 1996.

2. Лесная энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. Г.И. Воробьёв.— М. : Сов. энциклопедия, 1985.

3. Лесные травянистые растения. Биология и охрана: справочник. — М.: Агропромиздат, 1988.

4.Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. —2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1991.

5.Рогов А.П. Кладовая радости: юному читателю о русском народном искусстве и его творцах. — М.: Просвещение, 1982.

6.Шеппинг Д.О. Мифы славянского язычества. — М.: ТЕРРА, 1997.

Интернет-ресурсы

1.http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm— биологическое разнообразие России.

2. http://www.wwf.ru— Всемирный фонд дикой природы (WWF).

3. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm— интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир.

Практические задания для учащихся.

4. http://www.forest.ru— интернет-портал Forest.ru — всё о российских лесах.

5. http://www.kunzm.ru— кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.

6.http://www.ecosystema.ru— экологическое образование детей и изучение природы России.

7. http://etno.environment.ru— этноэкология. Сайт лаборатории этно-экологических исследований, поддерживается интернет-порталом Forest.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по экологии для 1-4 кл «Первые шаги по тропинке открытий»

«Первые шаги по тропинке открытий» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основн...

Программа внеурочной деятельности "Юный эколог"

Программа внеурочной деятельности....

Занятие по программе внеурочной деятельности "Юный эколог" "Берегите Землю, берегите!"

Занятие для обучающихся 2 года обучения по программевнеурочной деятельности "Юный эколог". Занятие "Берегите Землю, берегите! рассчитано на 2 часа. Цель занятия :обратить внимание детей на ту угрозу, ...

Презентация программы внеурочной деятельности "Юный эколог"

Выступление на методическом объединение учителей начальных классов по теме"Экологическое воспитание на уроках и во внеурочной деятельности в рамках требований ФГОС". Презентация программы внеурочной д...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный эколог", 2 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный эколог", 2 класс...

Программа внеурочной деятельности "Юный эколог"

Внедрение стандартов нового поколения...

Рабочая программа кружка "Моя первая экология" для 4 класса ( внеурочная деятельность)

Данная разработка поможет в составлении рабочей программы по внеурочной деятельности кружка "Моя первая экология"...