Рабочая программа кружка "Моя первая экология" для 4 класса ( внеурочная деятельность)
рабочая программа (4 класс) на тему

Черноусова Анжелика Евгеньевна

Данная разработка поможет в составлении рабочей программы по внеурочной деятельности кружка "Моя первая экология"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_moya_pervaya_ekologiya.docx37.92 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                 

                                                                                            Пояснительная записка

 Рабочая программа по внеурочной деятельности «Моя первая экология» ( социальное направление) для 4 класса разработана  в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Программа: разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. / Под ред. В.А. Горского. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 111 с. и авторской программы «Моя первая экология» В.А.Самковой 2011 г;

Учебное пособие: «Моя первая экология» В.А.Самкова М.: Просвещение, 2011 ;

Планирование составлено в соответствии с учебным планом на 2016 - 2017 учебный год - 2 часа в неделю (68 часов в год).

Планируемые предметные результаты освоения учебного курса

Предметными результатами являются:

— в  ценностно-ориентационной  сфере  —  сформированность  представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;

— в познавательной сфере — наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего

изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;

— в трудовой сфере — владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;

— в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства.

Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности

Разделы и темы

                 Содержание

                   Количество часов

Всего

К/р

1

Введение

Мы жители планеты Земля. Мир вокруг.

2

2

Человек и природа

Экология и мы. Место человека в мире природы.  Принятие в юные экологи

5

3

Неживое в природе

Солнце – источник тепла и света. Вода, её признаки и свойства. Почва – святыня наша. Погода и климат. Предсказание погоды по народным приметам

11

4

Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой

Кто улетает, а кто остаётся. Экологические связи неживой и живой природы. Вода и жизнь. Растения рядом.

9

5

Царство грибов

Съедобные и несъедобные грибы. Микроскопические грибы.

3

6

Среда обитания

Времена года на Земле. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе.

8

7

Жизнь животных

Условия жизни растений. Разнообразие животных, условия их жизни.

4

8

Человек и животные

Динозавры – вымерший вид животных. Экологический проект «Почему нужно защищать природу?». Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений.

8

9

Я и мое окружение

Жизнь среди людей. Уход за домашними животными. Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». Люди и паразиты. Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями.

9

10

Гигиена моего дома

Моя семья. Соседи-жильцы. Мой класс. Дом моей мечты. Практическое занятие «маленький огород на подоконнике». Гигиена класса.Бытовые приборы в квартире.  наша одежда и обувь.Русская народная одежда.

7

11

Воздух и здоровье

Воздух и здоровье человека. Практическое занятие "Уборка в классе"

2

Итого

68

Календарно-тематическое планирование  кружка "Моя первая экология"

Тема урока

Количество часов

Учебные действия

Дата плана

Дата факта

Корректировка

Введение (2 часа)

1

Вводное занятие. Мы жители планеты Земля

1

Знакомство детей с целями и задачами кружка и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов

.

2

Мир вокруг.

1

Представление об основных понятиях начального природоведения (живая неживая природа),

.

Человек и природа (5 часов)

3

Экология и мы.

1

Беседа на тему: Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы, и природа без человека?

.

.

4

Осенние работы в поле

.1

Знания и умения земледельцев. Пшеница – озимая, яровая. Просмотр видеофрагмента

.

5

Практическое занятие «Пришкольный участок»

.1

Дать представление о пришкольном учебно-опытном участке; дикорастущие и культурные растения.

.

6

 Место человека в мире природы.  Принятие в юные экологи

1

Положительное и отрицательное влияние человека на природу.

7

Осень в лесу

.1

Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени : расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха

.

Неживое в природе (11 часов)

8

Неживая природа

1

Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии.

9

Неживая природа

.1

Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии.

.

10

Солнце – источник тепла и света

1

Солнце - источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье

11

Вода, её признаки и свойства

.1

Вода, ее признаки и свойства. Опыты по выявлению свойств воды: вода - растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния, круговорот воды

12

Берегите воду!

.1

Информация по способам сбережения воды. Работа над проектом «Сбережем капельку!»

13

Почва – святыня наша.

.1

Почва – необходимая среда для растений  . Опыты по составу почвы (вода, воздух, органические вещества, песок, глина)

.

14

Состав и свойства почвы

1

Значение почвы и меры по ее охране. Практическая работа по обработке почвы комнатных растений

15

Погода. Климат.

1

Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Практическая работа «Наблюдение за погодой

».

16

Предсказание погоды по народным приметам

1

Приметы, прогнозирующие изменения в погоде

17

Почему нельзя...?

1

Актуализация представлений у учащихся о загрязнении помещения, где не используют сменную обувь

18

Диалоги с неживой природой

Создание ситуаций эмпатии с предметами окружающей неживой природы. Актуализация представлений о мусоре как загрязнителе природы города.   Ролевая игра «Пойми меня». Акция «Мы, против мусора!»

Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой (9 часов)

19

Практикум «Хлебные крошки»

.1

Кто чем питается?

20

Кто улетает, а кто остаётся

1

Рассказ о птицах перелетных и зимующих в нашей местности

21

Экологические связи неживой и живой природы

.1

Рассказ о цепях питания

22

Вода и жизнь

.1

Опыты по очистке воды. Изготовление простых фильтров. Опыты по очистке воды. Изготовление простых фильтров.

23

Растения рядом

.1

Экскурсия, практикум «Выявление повреждений деревьев.»

24

Комнатные растения

1

Комнатные растения разных экологических групп.

25

Размножение комнатных растений

.1

Рассказ о различных способы размножения комнатных растений (побеги, черенки, листья, деления корневища).

.

26

Дикорастущие растения луга, водоема и леса

1

Рассказ о дикорастущих растениях, просмотр видеофрагмента. Беседа по теме занятия, рисунок на тему растения луга, водоема или леса

27

Практическое занятие «Растения луга и леса»

.1

Познакомить с легендами о растениях, их удивительными свойствами.

.

Царство грибов (3часа)

28

Съедобные грибы

1

Дать представление о строении шляпочных, пластинчатых и трубчатых грибов. Познакомить с правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки.  Рисунок на тему «Съедобные грибы»

29

Несъедобные грибы

.1

Обобщить представления о сходстве и различии съедобных и несъедобных грибов. Рисунок на тему «Несъедобные грибы»

30

Микроскопические грибы

.1

Дать представление о некоторых видах микроскопических грибов (дрожжевые, кефирные, плесневые). Рисунок на тему «Соблюдайте чистоту!»

Среда обитания (8 часов)

31

Времена года на Земле

.1

Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков

32

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе

1

Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.

33

Изменения окружающей среды

1

Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников)

34

Практическое занятие «Осень на пришкольном участке»

1

Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем

35

Условия жизни растений

1

Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения

36

Разнообразие животных, условия их жизни

.1

Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания. Рисунок на тему «жители тундры

37

Разнообразие животных, условия их жизни

1

Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания. Рисунок на тему «Жители леса»

38

Разнообразие животных, условия их жизни

1

Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания. Рисунок на тему «Жители пустыни

Жизнь животных (4часа)

39

Динозавры – вымерший вид животных

1

Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков

40

Просмотр видеофильма о жизни динозавров

1

Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров. Просмотр видеофрагмента

41

Экологический проект «Почему нужно защищать природу?»

1

Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов?

.

42

 Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений

1

Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Ставропольского края.  Разгадывание загадок.

Человек и животные (8 часов)

43

Жизнь среди людей

1

Жизнь в городах. Человек и животное. Изготовление кормушек

44

Ролевая игра «Это все кошки»

1

Ролевая игра «Это все кошки»

45

Домашние животные

.1

Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных.

.

46

Викторина «Собаки – наши друзья»

.1

Загадки, рассказ учителя. Игра – викторина «Породы собак».

47

Уход за домашними животными

1

Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки).

48

Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил».

1

Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах.

49

Люди и паразиты

1

Понятие – паразиты. Питание за счёт других

.

50

Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями

1

Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека. Мини-сочинение «Защити себя»

Я и мое окружение (9 часов)

51

Моя семья

1

Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Рисунок на тему «Моя семья»

52

Соседи-жильцы

1

Доброжелательные отношения с ними. Все мы — соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа.  Рисунок на тему «Дружба народов

»

53

Мой класс

.1

Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной и игровой комнатах?

54

Практическое занятие «Создание уюта в классной и игровой комнатах»

1

Распределение обязанностей. Отчет каждой группы учащихся о проделанной работе

55

Дом моей мечты

.1

Из чего сделан дом? Что в нем будет? Чего в нем не будет? Рисунок на тему «Дом моей мечты

»

56

Рассказы, стихи о семье

1

Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде

57

Комнатные растения в квартире, в классе

1

Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растении с учетом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса.

58

Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»

1

Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей по уходу за комнатными растениями. Их выполнение. Наблюдение изменений, произошедших после проведенных работ.

59

Практическое занятие «маленький огород на подоконнике»

.1

Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха; проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени

Гигиена моего дома (7 часов)

60

Гигиена класса

1

Влажная уборка квартиры, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигиена жилища. Режим проветривания класса. Влажная уборка. Дежурство. Уход за комнатными растениями (опрыскивание, рыхление почвы, полив, протирание листьев). Уход за домашними животными

61

Практическое занятие «Гигиена класса»

.1

Распределение обязанностей, выполнение работы, отчет групп о проделанной работе. Необходимость в соблюдении правил гигиены

62

Бытовые приборы в квартире

1

Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Правила обращения с газовой и электрической плитой.

63

Экскурсия в школьную кухню

1

Знакомство с кухней, бытовыми приборами. Правила безопасности при использовании бытовых приборов

64

Наша одежда и обувь

.1

Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические, гигиенические требования, условия содержания, уход.

65

Русская народная одежда

.1

История появления одежды. Знакомство с русской народной одеждой

66

Практическое занятие «Русская национальная одежда»

.1

Как зашить дырку, пришить пуговицу, вычистить щеткой верхнюю  одежду? Придумывание одежды, её рисунок

Воздух и здоровье (2 часа)

67

Воздух и здоровье человека

1

Свойства воздуха.  Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики

.

68

Практическое занятие «Уборка  в классе»

1

Влажная уборка класса. Проветривание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа развивающего курса "Эрудит" по внеурочной деятельности для 2 класса

Данная рабочая программа развивающего курса "Эрудит" будет интересна для учителей начальных классов, работающих по ФГОС НОО во внеурочной деятельности. Она расчитала на 37 часов. Программа направ...

Рабочая программа курса "Четыре путешествия"по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления 1 класс

Курс  «Четыре путешествия» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-6-х классах в рамках апробации федерального государственного образовательного стандарта общего...

Рабочая программа для 2-го класса (внеурочная деятельность)

Рабочая программа ориентирована на использование учебника Английский школьникам. Тренажер по чтению. Буквы и звуки / Е.В.Русинова. – Москва: Восток-Запад, 2007. – 96 с.: ил.Выбор данной программы обус...

Рабочая программа и КТП к курсу внеурочной деятельности "Микроша". 1 класс

 По каждой теме с учащимися  проводятся упражнения в игровой форме, позволяющие судить о том, как усвоен пройденный материал. В течение года (2-3 раза) для учащихся проводится диагнос...

Рабочая программа по вокалу. 1 класс. Внеурочная деятельность

Пение – один из самых активных видов музыкально-практической деятельности и в эстетическом воспитании всегда имеет позитивное начало. Крылатая фраза «запоет школа – запоет народ&raqu...

Рабочая программа по вокалу. 2 класс. Внеурочная деятельность

Пение – один из самых активных видов музыкально-практической деятельности и в эстетическом воспитании всегда имеет позитивное начало. Крылатая фраза «запоет школа – запоет народ&raqu...

Рабочая программа по вокалу. 3 класс. Внеурочная деятельность

Пение – один из самых активных видов музыкально-практической деятельности и в эстетическом воспитании всегда имеет позитивное начало. Крылатая фраза «запоет школа – запоет народ&raqu...