Рабочая программа развивающего курса "Эрудит" по внеурочной деятельности для 2 класса
рабочая программа по математике (2 класс) по теме

Охрименко Валентина Васильевна

Данная рабочая программа развивающего курса "Эрудит" будет интересна для учителей начальных классов, работающих по ФГОС НОО во внеурочной деятельности. Она расчитала на 37 часов. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyy_erudit.docx29.66 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

Цель программы - создать условия для формирования интеллектуально развитой личности, готовой саморазвиваться и самосовершенствоваться, для расширения и углубления знаний по математике.

Задачи:

  1. формирование индивидуальных творческих способностей личности;
  2. развитие познавательных способностей и мыслительных операций у школьников;
  3. формирование активного мышления;
  4. корректирование личностного и интеллектуального развития учащихся;
  5. совершенствование учебных умений и навыков;
  6. активизирование познавательного интереса;
  7. воспитание настойчивости, терпения, способности к саморегуляции;
  8. создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
  9. развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора.

Главные принципы реализации программы.

  1. Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания.
  2. Гуманизм в межличностных отношениях.
  3. Научность и интегративность.
  4. Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
  5. Применение принципов развивающего обучения.
  6. Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

Новизна и педагогическая целесообразность программы состоит в том, чтобы расширить зону ближайшего развития ребёнка и последовательно перевести её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Содержание программы тесно связано с содержанием учебника «Математика».

Объём кружковых занятий и виды учебной работы: на изучение курса предложено 34 часа, продолжительность одного занятия составляет 1 академический час (40 минут).

  1. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Прогнозируемые результаты:

- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;

- призовые места или дипломы в олимпиадах различного уровня;

- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

- развитие творческого и логического мышления учащихся;

После изучения курса программы учащиеся должны уметь:

  1. воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
  2. определять учебную задачу;
  3. ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  4. владеть своим вниманием;
  5. сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
  6. владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
  7. использовать основные приемы мыслительной деятельности;
  8. самостоятельно мыслить и творчески работать;
  9. владеть нормами нравственных и межличностных отношений.

Контроль и учет знаний и умений воспитанников.

Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Наряду с тестированием участники интеллектуального курса будут принимать участие в олимпиаде по математике («Кенгуру»).

Уровень знаний определяется собеседованием и тестированием.

Формы подведения итогов реализации программы.

Участие в международных, городских, районных конкурсах интеллектуалов, олимпиадах, марафонах (командное и индивидуальное первенство).

  1. Учебно-тематический план

№ п/п

Дата

Тема

Количество часов

Универсальные учебные действия

Теоретические занятия

Практические занятия

Волшебные превращения цифр

1

Личностные УУД:

  1.  Формирование основных моральных норм: взаимопомощи,  ответственности.
  2. Развитие толерантности во взаимоотношениях.
  3. Развитие регуляторов поведения.
  4. Развитие познавательных интересов, учебной мотивации.

Регулятивные УУД:

Формировать:

  1.  умение учиться и способность к организации своей деятельности;
  2. умения оценивать свои возможности решения, находить допущенные ошибки; умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;
  3. умение находить в чужой и собственной работе ошибки, объяснять причину;
  4. умение прогнозировать результат вычисления;
  5. учебное сотрудничество учителя с учеником на основе признания индивидуальности каждого ребенка.

Познавательные УУД:

  1. Учиться в диалоге: понимать вопросы учителя, собеседника и отвечать в соответствии с правилами речевого этикета.
  2. Анализировать объекты с целью выделения признаков.
  3. Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход выполнения.
  4. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметических действий.
  5. Моделировать изученные арифметические зависимости.
  6. Преобразовывать объект в знаково-символическую модель.
  7. Исследовать: сравнивать данные, выделять тождества (различия), определять общие признаки, устанавливать закономерности.
  8. Учить выводить общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи (обобщения); выделять существенные признаки и их синтезировать (подведение под понятие), устанавливать аналогии.

Коммуникативные УУД:

  1. Учить понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.
  2. Включаться в групповую работу, согласовывать усилия по достижению общей цели.
  3. Сравнивать свои достижения вчера и сегодня, вырабатывать дифференцированную самооценку.
  4. Уметь обосновывать и доказывать собственное мнение.
  5. Выдвигать предположения: находить основания для выбора арифметических действий.

Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания

В царстве смекалки

1

Логические задания

1

Забавная геометрия

1

Решение нестандартных задач

1

Задания на логическое мышление

1

Задачи повышенной сложности

1

Математический турнир

1

Блиц – турнир по решению задач

1

Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике

1

Задачи в стихах. Головоломки.  Логические цепочки

1

Игра «Математик-бизнесмен»

1

Магические квадраты

1

Задачи повышенной сложности

1

Магические квадраты. Логические цепочки

1

Путешествие по стране Геометрия

1

Головоломки. Задачи в стихах

1

Подготовка к международному конкурсу-игре по математике «Кенгуру»

1

Блиц – турнир по решению задач

1

Геометрия вокруг нас

1

Игры с таблицей умножения

1

Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике

        

1

Математическая игра «Счастливый случай»

1

Путешествие в страну Мультипотамию

1

Подготовка к международному конкурсу-игре по математике «Кенгуру»

1

Задачи повышенной сложности

1

И прекрасна, и сильна математики страна!

1

В гости к царице Математике

1

Занимательная геометрия

1

Удивительный мир математики

1

Игра «Звёздный час»

1

Такая уж это страна Математика

1

Математический КВН

1

Игра «Кто хочет стать миллионером?»

1

Арифметическая викторина.

1

Выпуск математической газеты.

1

Математический вечер.

1

  1. Содержание

На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:

- интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,

- задания с отсроченным вопросом,

- интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся; - задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, мышления, воображения, наблюдательности);

- решение частично-поисковых задач разного уровня,

- творческие задачи.

Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, история, география и т.д.). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.

Направления деятельности:

- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;

- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, районного уровня;

- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.

Методы обучения. Для опережающего обучения доказана эффективность методов обучения в группе. Поэтому в процессе работы, помимо традиционных методов обучения, будут использованы методы обучения в группе. К ним относятся:

- кооперативное обучение,

- мозговой штурм,

- групповая дискуссия.

Обучение в группе означает, что дети учатся:

- обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;

- говорить и слушать;

- принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.

Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения.

Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:

  1. дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;
  2. уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;
  3. ослабить скрытые конфликты;
  4. выработать общее решение;
  5. повысить эффективность работы участников дискуссии;
  6. повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;
  7. удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.

Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.

Креативные методы:

Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:

а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;
б) отыскание свойств объекта в иной среде;
в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.

Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контр идей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.

  1. Список литературы
  2. Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы. М.: Издательство “Первое сентября” - 2004 г.
  3. Гейдман Б.Г. «Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2 – 4 классы».М.: «Аирис-пресс» - 2009 г.
  4. Голубь В. Т. «Графические диктанты» М. : «ВАКО» -2008 г.
  5. Дьячкова Г.Т. Математика: внеклассные занятия в начальной школе. Волгоград. Издательство “Учитель”, 2007 г.
  6. Калугин М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития: Академия, Ко: Академия Холдинг, 2000.
  7. Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам математики, природоведения в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, игры). – Волгоград: Учитель. 2003.
  8. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в 1-ом классе. – М.:Илекса, 2002.
  9. Савенков А. И. «Маленький исследователь. Развитие логического мышления для детей 7 – 8 лет.» М.:Издательство «Фёдоров»-2010 г.
  10. Савенков А. И. « Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников.» М.: Издательство «Фёдоров» 2010 г.
  11. Савенков А. И. «Развитие познавательных способностей.» М.: Издательство «Фёдоров» 2010 г.
  12. Сухин И.Г. Книга затей для учеников и учителей: Загадки, скороговорки, кроссворды, литературные и математические задания: 1-4 классы. Тула: ООО Издательство “Астрель”, 2004.
  13. Сухин И.Р. Занимательные материалы: начальная школа – М.: ВАКО, 2004.
  14. Тихомирова Л. Ф. «Развитие познавательных способностей. Практикум» М.: Издательство «У – Фактория» 2006
  15. Цуканова В.С. Развивающие занятия по моделированию в начальной школе. – Ростов-на-Дону: “Деникс”, 2003.
  16. Холодова О.А. «Юным умникам и умницам». Информатика, логика, математика. М.: РОСТкнига-2007
  17. Языканова Е. В. «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения. 2 класс.» М. : Издательство «Экзамен» - 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА развивающих занятий внеурочной деятельности социальной направленности «Знакомство с самим собой»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАразвивающих занятий внеурочной деятельностисоциальной направленности«Знакомство с самим собой» Третий год обучениявозраст учащихся: 8,5 – 9 лет, 3 класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса по внеурочной деятельности «Грамотейка» Для детей 8 лет На один год обучения Направление внеурочной деятельности «Интеллектуальное»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса по внеурочной деятельности«Грамотейка»Для детей 8 летНа один год обученияНаправление внеурочной деятельности«Интеллектуальное»...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 2 класс "Игры народов мира"

Рабочая программа разработана на основе ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 4 класс "Я-Гражданин"

Рабочая программа разработана на основе ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 4 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятелности "Юнные инспектора дорожного движения" разработана согласнсо ФГОС Цель программы: Формирование обязательного минимума знаний и умений, к...

Рабочая программа развивающего курса внеурочной деятельности по английскому языку для 3-4 класса

Цель разработки - формирование диалогического сознания и мышления, а также обновление предметного содержания путем сравнения в нем различных культур (собственной и иноязычной). Разработка содержит зна...