Конспект урока по окружающему миру по теме: "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит" 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Кузнецова Светлана Георгиевна

Представлен конспект урока окружающего мира по теме: "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит" 1 класс. Ребята в ходе урока узнают откуда появляется вода  в наших домах - использован материал регионального значения. Кроме того дети работают в мини-лабораториях и изучают на практике возможность очистки воды от различных загрязнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет

Окружающий мир

Класс

Тема урока

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- иметь представление о том, откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит;
- с помощью опытов показать процессы загрязнения и очистки воды;
- раскрыть опасность загрязнения природных водоемов и значение очистных сооружений.

Регулятивные УУД:

Научить принимать и сохранять учебную задачу.

Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать

правильность выполнения действий.

Познавательные УУД:

Научить детей осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использований всех возможных источников.

Развивать речевые навыки при устных высказываниях.

Развивать навык поиска разнообразных способов решения задач.

Коммуникативные УУД:

Развивать навык использования речевых средств  для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других.

Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.

Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;

Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности.

Прививать чувство ответственности за сбережение водных ресурсов планеты, воспитывать бережное отношение к воде, интерес к окружающему миру.

Цель урока

1. познакомить с источниками воды в природе и в быту, с процессами загрязнения и очистки воды;

2.  воспитывать бережное отношение к природе и водоемам

3. развивать доброжелательность, внимание к людям.

Тип урока

урок изучения нового материала и первичного закрепления

Основные понятия, термины

Станция очистки воды, фильтр, водопровод, очистные сооружения

Оборудование

- учебник "Окружающий мир" А. А. Плешаков , 1 класс,

- рабочая тетрадь "Окружающий мир" А. А. Плешаков, 1 класс,

- шаблоны из бумаги "капельки"

- для опыта – оборудование для практических работ:

ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, фрагмент мультфильма.

Ход урока

I этап Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Сегодня у нас очень интересный необычный урок, посмотрите, сколько гостей пришло к нам на урок, повернитесь, поздоровайтесь.

Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
- О чём это стихотворение?
(о природе)
- А что такое природа? (Это то, что нас окружает)
- Как вы понимаете, что такое тайны, загадки природы?
- А чтобы узнать все загадки природы, нужно быть каким?
(наблюдательным,
внимательным, любознательным)

II этап Постановка учебной задачи

- Сейчас проверим, какие вы внимательные. Отгадайте загадку. (Слайд 1)
Она и в озере,

она и в лужице.

Она и в чайнике у нас кипит,

Она и в реченьке бежит, журчит.

-Что это?

(это вода) (Слайд 1)

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде.

Мы ее не замечаем.

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда.

- Ребята, в природе, где может встречаться вода? (ответы детей)

- Кому нужна вода?

- Зачем вода растениям? А животным?

- Нужна ли она человеку? Как человек ее использует в своем доме? (пьет, открывает кран и моет посуду, готовит обед, стирает, моется и т.д.)

- Мы привыкли, что открываем дома кран и вода течёт. (Слайд 2) (Учитель открывает кран) А как вода попадает в наш кран? (предположения детей) А откуда же вода приходит в наш дом и куда она потом уходит? Сегодня мы это выясним, это тема и цель нашего урока. (Слайд 2)А поможет нам в этом вот кто. На что это похоже? (на капельку)

-Чтобы она и её подружки нам помогли, нам необходимо оживить их.

-Ребята, а как это  сделать? (нарисовать глаза, рот, нос, руки, ноги)

Работать вы будете в группах, вспомним основные правила работы в группе.

1. Работать должны все.

2. Выражаем свое мнение вежливо.

3. Если один говорит – остальные слушают.

(дети раскрашивают капельки)

(Слайд 2 – музыка, 3 – выключение)

III этап Открытие нового знания

Итак, капелька начинает свой рассказ. Мы будем слушать и ей помогать рассказывать.

Начинам мы свой путь от озера Зюраткуль и по реке Большая Сатка попадаем в Саткинское водохранилище. (Слайд 4)

Скажите можно сразу воду из Саткинского водохранилища отправлять в дома? (нет) Почему? (воду нужно очистить) Оттуда с помощью насосов, и по огромным трубам вода поступает в специальную фильтровальную станцию, (Слайд 5) где различными способами происходит очистка воды. Что же такое фильтр? Это приборы для очистки в данном случае жидкого вещества воды от посторонних примесей. Как вы думаете, зачем воду очищают? Верно. (Слайд 6)Если рассмотреть капельку в микроскоп, чего в ней только нет! Плавают, шевелятся, какие-то странные существа - микробы. Целый зоопарк. Среди них попадаются опасные для здоровья. Поэтому воду на станциях очистки воды обезвреживают. Затем по подземным трубам, (Слайд 7)которые называются водопроводной сетью (водопроводу), вода подается в жилые дома.

Так я попадаю к вам в квартиру. Что человек делает с водой, мы уже вспоминали. А как вы думаете, куда идет вода дальше? (предположения детей)
После использования, вода становиться какой? (грязной и в ней снова размножаются различные микробы). Можно ли такую воду  сразу  сбрасывать в реку? (Нет) Использованная вода поступает в очистительные сооружения. (Слайд 8) Только после очищения чистая вода вновь возвращается в речку. (Слайд 9)

Какой невероятно долгий путь проходит капелька, прежде чем попасть в ваш дом.

-  Проведём физкультминутку.

Побудем в роли капелек:

Наша капелька проснулась, потянулась, улыбнулась.

Раз она уже умылась,

Два - изящно покружилась,

Три тихонечко присела,

На четыре улетела.

IV  Первичное закрепление

Капелька приготовила для вас задания, чтобы проверить, как вы запомнили её рассказ.

Работа с электронным приложением к учебнику «Окружающий мир» задание №2, №3.

А теперь попробуйте сами в тетради на с. 38 стрелками указать путь воды от реки до реки. (Слайд 10,11 - проверка)

Самостоятельная работа детей в тетради, проверка по образцу.

V  Практическая работа

Пока мы занимались, к нам пожаловала необычная героиня.

-Это Злючка – Грязючка. (Слайд 12)
В какой вода ей нравится жить? (В грязной)
Вот что она говорит: «Я Злючка – Грязючка. Если я поселюсь в воде, людям её пить нельзя. Люблю, когда люди загрязняют воду!»
- Давайте мы с вами попробуем помочь капельке прогнать Злючку-Грязючку.

- Представьте, что мы учёные – исследователи и нам нужно провести опыты. Я буду вашим руководителем. Будем работать в группах.

У каждой группы будет своя лаборатория. Мы впервые будем пользоваться специальными оборудованием для опытов (у вас будут 2 лабораторных стакана, один с водой, второй пустой, воронка, палочка, чашка Петри). При работе с оборудованием будьте осторожны, стаканчики хрупкие, легко бьются. Поэтому проводить опыт в группе будет главный исследователь. Поднимите руки. Остальные должны наблюдать и делать выводы.
Сейчас наши помощники-лаборанты поставят для каждой группы необходимое оборудование.

- Внимательно послушайте инструкцию проведения опыта. О чем мы сегодня говорили на уроке. Что происходит с водой? (Она загрязняется, но её можно очистить) Какую цель мы перед собой поставим? (Понять, как происходит загрязнение и очистка воды)
Для 1 опыта
берем стакан с водой. (Показываю стакан с чистой водой).
- Какая вода в стаканчике сначала?
(Чистая)

- У вас есть в чашках Петри почва, песок, мел, краска, нефть (полезное ископаемое в виде маслянистой жидкости, которое добывают, в том числе и для того, чтобы производить топливо (бензин)), песок и почва. Догадайтесь, что нужно делать дальше? (Загрязнить воду) Берем чашку Петри и высыпаем или выливаем в стакан с чистой водой.

–Что вы наблюдаете?
Вывод (Вода стала грязной)
1 группа, чем вы загрязнили? 2 группа, чем вы загрязнили? 3 группа, чем вы загрязнили? и т.д.
И так, мы с вами увидели, что вода загрязняется по разному.
Продолжаем исследование и проведем 2 опыт
Эксперимент мы проведем,
Воду чистую найдем. (Вывешиваю картинку с чистой водой)
- Посмотрите, у вас есть фильтр. Складываем его сначала пополам, затем еще пополам и отгибаем один уголок. Положите его в воронку. А воронку в чистый стакан. Главный исследователь нальет загрязненную воду в воронку.

Для завершения этого опыта мы должны подождать, пока вода пройдет через фильтр. А пока посмотрите фрагмент мультфильма «Над нами не каплет» и подумайте, почему он так называется? Как нужно относиться к воде? (При умывании не включать сильно кран, чтобы не утекло много воды. Закрывать хорошо кран после потребления)


Вернемся к  опыту. Что наблюдаем?
Делаем вывод. Как мы очистили воду? (Воду можно очищать с помощью фильтра)
-У всех ли одинаково очистилась вода? (нет)
Чтобы вода снова стала чистой, она проходит через множество фильтров.

Избавились мы от Злючки-Грязючки. (Слайд 13)

Чему научились в ходе опытов? (Увидели как загрязняется и очищается вода)

VI. Осознание и осмысление учебного материала
- Мы очистили небольшое количество воды. Город наш большой, чистой воды надо много, каким же образом очистить такое количество воды? (Строить очистные сооружения)
Составьте из слов пословицу.
(Слайд 14,15- проверка) («Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан»)

- Запомните эту пословицу и всегда выполняйте это правило.

Набирая в очередной раз стакан воды, подумайте о том, какой невероятно долгий путь проходит капелька, прежде чем попасть в ваш дом. На нашей планете воды, пригодной для питья осталось не так много!

Человек, запомни навсегда:

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь ее и береги –

Мы ведь на планете не одни.

VII. Итог урока. Рефлексия.

Наш урок подходит к концу. Какую цель мы ставили? Достигли её? Смогли ли мы ответить на вопрос, откуда в наш дом приходит вода? А куда она уходит? Смогли ли очистить загрязненную воду?

Поднимите вашу правую руку. Загните мизинец, если вы узнали на уроке что то новое, загните безымянный палец, если вы научились делать что-то новое, загните средний палец, если вы хорошо работали в группе, загните указательный, если вам эти знания и умения пригодятся в жизни. А теперь покажите мне ваше настроение. Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру по теме "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит"

Развернутый конспект урока по окружающему миру соответствует НОО ФГОС...

Открытый урок по Окружающему миру на тему " Откуда в наш дом приходит электричество

Цель урока : познакомить со схемой выработки электричества и способом  его доставки потребителям; рассказать о значении электроприборов в жизни современного человека; учить соблюдать правила безо...

Конспект урока по окружающему миру «Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Чему учит экономика?», 3 класс УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя: обобщение знаний обучающихся по разделу «Чему учит экономика?»Планируемые результаты:Предметные:-оценивать свои знания и умения по разделам: «Государственн...

Конспект урока по окружающему миру + презентация "Жизнь улицы" (УМК "Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова", 1 класс)

Цель деятельности учителя: формирование знаний о правилах дорожного движения, о роли безопасного поведения на улице.Планируемые результаты:Предметные:Знать правила дорожного движения;Знать правила без...

Открытый урок по окружающему миру по теме "Откуда берутся снег и лёд?" 1 класс по ФГОС

Открытый урок по окружающему миру по теме "Откуда берутся снег и лёд?" 1 класс по ФГОС УМК "Школа России"...

Урок по окружающему миру по теме: "Откуда берутся снег и лёд?»

Данный урок проводился для учеников 1 класса занимающихся по учебнику А.А. Плешакова" Окружающий мир" с целью: создание условий для знакомства обучающихся со свойствами снега и льда.Проводил...

Открытый урок по окружающему миру 1класс тема "Откуда берутся шоколад ,изюм и мёд?"

Конспект урока по предмету окружающий мир в 1классе. Тема "Откуда берутся шоколад, изюм и мёд?"...