Конспект и презентация 2 класс по теме: «Красная книга».
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Конспект и презентация 2 класс по теме: «Красная книга».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krasna_kniga_2_klass_1.docx35.57 КБ
Файл krasnaya_kniga.pptx2.15 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ялтинская средняя школа-лицей № 9» муниципального образования
городской округ Ялта Республики Крым

Конспект урока по окружающему миру

2 класс

по теме: «Красная книга».

Урок с использованием ИКТ технологии,
технологии системно-деятельностного подхода в обучении,
элементы здоровьесберегающей технологии.

учителя начальных классов Мащенко Елена Петровна

Дата проведения 23.11.2017г.

г. Ялта
2018


23. 11. 2017 г.                                                                                            

Учитель  Мащенко Е. П.                             2-Б класс

Окружающий мир                        Урок № 22

Тема: Красная книга.

            Цель урока: познакомить с мерами по сохранению и увеличению численности редких растений и животных;

- рассказать о Красной книге; расширить и углубить знания о редких животных и растениях родного края;

-воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Личностные: 

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;

- формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; способности к оценке своей учебной деятельности.

Метапредметные:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-пользование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов;

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- пользование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные:

- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, природе нашей страны, её современной жизни;

- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку.

Тип урока: приобретение новых знаний.

Ход урока

I.Организационный момент.

Рассаживаются на 6 групп в соответствии с выбранным цветом (красный, белый, серый, зеленый, желтый, черный).

Ребята, готовы вы к уроку?

На вас надеюсь я, друзья!

Мы - хороший дружный класс,

Все получится у нас!                              (Слайд 2)

II.Актуализация знаний.

Стихотворение

Есть просто храм, есть храм науки, 
А есть еще природы храм – 
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток, 
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток, 
Не оскверняй ее святынь.                              (Слайд 3)

- О каком храме мы будем сегодня говорить? (о природе)

Ребята, давайте вспомним:

- Как называется раздел, который мы изучаем?

- Какая бывает природа?

- Что относится к живой природе?

- Что такое невидимые нити?

- Как по вине человека могут быть нарушены эти связи?

-Как вы понимаете строки «Не оскверняй её святынь?» (надо соблюдать правила поведения в природе)

На партах у вас лежат листочки. Выберите, что нельзя делать в природе и раскрасьте значок красным цветом, а что можно зелёным цветом.

  • Ломать ветки деревьев
  • Убивать зверей и птиц
  • Любоваться природой
  • Трогать домики животных и их детёнышей
  • Разорять птичьи гнёзда.
  • Дышать свежим воздухом
  • Разбрасывать мусор
  • Засорять родники и речки
  • Собирать грибы и ягоды
  • Рвать цветы
  • Соблюдать тишину
  • Фотографировать
  • Громко слушать музыку

Проверка. Прочитайте, что нельзя делать в природе.

                  Прочитайте, что можно делать в природе.

Используйте опорные слова:

Не будем…Можно…Согласен…Полезно…Нельзя

III.Самоопределение к деятельности.

(Показываю картинки с изображением исчезнувших животных: морская корова, тарпан, зебра квагга, странствующие голуби, дронт.      (Слайд 4, 5, 6)

- Ребята, посмотрите на картинки. Прочитайте названия этих животных? Что вы знаете о этих  животных, видели в зоопарке? (Ответы детей)

- К сожалению, сейчас мы этих животных можем увидеть только на картинках, хотя раньше они украшали природу нашей Земли.

- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке? (Об исчезнувших животных.)

- Прочитайте тему урока. (Красная книга.)         (Слайд 7)

- Какие вопросы у вас возникают? (Что такое Красная книга? Как связаны морская корова, тарпан, зебра квагга, странствующие голуби, дронт и Красная книга? И т.д.)

- Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)

- Прочитайте задачи на слайде.                                (Слайд 8)

IV.Работа по теме урока.

1.Знакомство с Красной книгой.

- Красная книга не со всем обычная. Цвет переплета у этой книги - красный.

- Как вы думаете, что символизирует красный цвет? (Это сигнал тревоги, опасности, предупреждения.)

- Правильно. Он, ка (к красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда».     (Слайд 9)

В этой книге перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. И, если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут. Спасение их невозможно без специальных мер: запрета охоты, охраны в заповедниках, забота об их размножении. Первое издание Международной Красной книги вышло в 1963 году. На ее составление у специально созданной для этого Комиссии по редким видам ушло четырнадцать лет напряженного труда. Помимо этого, существуют национальные и региональные Красные книги.

В нашей стране Красная книга вышла в 1978 году. Она называлась Красная книга СССР. Сначала все сведения о редких и исчезающих видах животных и растений уместились в одном томе. Но позже выяснилось, что в защите нуждается значительно большее число видов. Поэтому второе издание Красной книги СССР вышло в 1984 году в двух томах. В них о каждом животном и растении кратко, но точно сказано все: насколько бедственно его положение, в каких краях встречается, в каких лесах обитает, по каким причинам исчезает. Но главное -что надо сделать, чтобы уберечь от вымирания. Красная книга России вышла в 2001г. Всего в ней насчитывается 259 позвоночных животных, 39 видов рыб, 21 вид пресмыкающихся, 65 видов млекопитающих, 123 вида рыб, 8 видов земноводных населяющих даже самые отдалённые и суровые края России.

(Слайд 10)

2.Работа в группах.

- А сейчас мы попробуем создать по одной странице из Красной книги.

У вас на столах цветной лист, фотография и описание животного или растения Красной книги. Расположите их на листе наклейте и подготовьтесь рассказать о своей странице. (Каждая группа делает сообщение о своём животном или растении).

У нас все страницы получились разноцветные.

- Кто-нибудь знает почему?

Страницы у Красной книги разноцветные. Это сделано не для украшения. По цвету страницы можно определить, в каком положении находится то или иное растение или животное.

  1. На чёрных страницах находятся исчезнувшие виды, которых мы больше не увидим.
  2. На красных страницах записаны исчезающие растения и животные, которых мало, но ещё можно встретить.
  3. На белых страницах помещены вообще редкие виды на Земле, численность которых всегда была невелика.
  4. На жёлтых страницах занесены животные и растения, число которых быстро уменьшается.
  5. На серых страницах занесены животные и растения, до сих пор мало изученные.
  6. На зелёных страницах записаны восстановленные виды животных и растений, которых удалось спасти от вымирания. (Слайд 11)

-

V.Физминутка (стрекоза)

              Утром стрекоза проснулась, подтянулась.

              Раз - росой она умылась,

              Два – изящно покружилась

              Три – нагнулась и присела,

               На четыре – улетела.

              У реки остановилась,

               Над водою закружилась.           (Слайд 12)

VI.Знакомство с животными и растениями Красной книги Крыма.

- Идея создания Красной книги начала волновать умы ученых-биологов Крыма еще 30 лет назад, когда были изданы первые в мире книги со списками редких и исчезающих видов. В 80-е годы вышли три книги, уже ставшие раритетами, – «Заповедные растения Крыма» Крюковой, Лукса, Приваловой, «Редкие животные Крыма» Костина, Дулицкого, Мальцева и «Редкие растения и животные Крыма» группы авторов, которые внесли значительный вклад в научное решение и обоснование проблемы.

Первое издание книги вышло в двух томах в 2015 году. Первый том посвящен животным; второй – растениям, водорослям и грибам. Оба тома включают 405 видов растений и грибов, 370 видов животных.     (Слайд 13,14)
10 июня 2015 года «Перечень (список) объектов животного и растительного мира, грибов, занесённых в Красную книгу Республики Крым» был дополнен до 384 видов животных.

Ученики рассматривают иллюстрации.

- Давайте познакомимся с некоторыми редкими животными, которые занесены в Красную книгу.

Учитель показывает картинки.  (Слайд 15, 16, 17, 18)

VI. Работа по учебнику и тетради (с. 88-89)

- Рассмотрите иллюстрации (с. 88-89) и попробуйте назвать эти растения и животных.

- Познакомимся с растениями, занесенными в Красную книгу. Некоторые из них представлены на с.89. Может кто-то знает эти растения? Дети вслух читают текст на с.88 (Венерин башмачок). (Слайд 19) Теперь в полголоса прочитайте текст «Венерин башмачок» на с.90. Затем расскажите, что интересного узнали?

Дети вслух читают текст на с.88 (Лотос, женьшень). (Слайд 20, 21)

- Лотосы украшают водоемы на Каспийском море, на Дальнем Востоке и на реке Волге. Кроме того, водные растения очищают воду от вредных примесей и загрязнений. Женьшень растет в потаенных местах глухих дальневосточных лесов. Люди месяцами ищут это растение, чтобы добыть его корень, так как в нем целый набор веществ, делающих человека сильным, выносливым, быстрым. Находят растение по невысокому, не более полутора метров, стеблю с длинными листьями. Корень растет медленно. Само растение может дожить до 100 лет, и корень у него будет весить всего 300-400 граммов.

- О ком будет речь идти дальше? (О насекомых).

Дети вслух читают текст о дровосеке реликтовом в учебнике на с.88. (Слайд 22)

- Предположите: какими будут две следующие страницы? О ком можно будет узнать? Следующие страницы посвящены птицам и зверям.

- Прочитайте вслух текст о белом журавле. Из-за чего люди охотились на эту красивую птицу? В настоящее время сохранилось всего два места, где гнездятся стерхи: болота в низовьях Оби и влажные тундры Якутии. Зимуют стерхи за 5000-6000 километров от этих мест – в Индии и Китае. Большинство этих птиц гибнут во время перелета к зимовкам. (Слайд 23)

- На странице, посвященной животным, мы узнаем о зубре. В начале века практически истребили таких огромных животных, как зубры. Они водились в лесах Белоруссии. Остались только звери, которые жили в зоопарках - 48 штук. Надо было срочно спасать зубров. Их выпустили в заповедник - Беловежскую пущу. Подкармливали зимой, следили, чтобы звери не болели. Тщательно охраняли, особенно молодняк.

Дети вслух читают текст на с.89. (Слайд 24)

- Зубр – единственный дикий вид подсемейства бычьих Европы, уцелевший до наших дней. Зубр стал исчезать не только из-за того, что на него охотились. Человек уничтожал лесные массивы, в которых жили эти звери. В естественных условиях зубр может жить только в широколиственных и смешанных лесах с обилием полян и лугов. Ему нужно большое количество трав и древесных кустарников. Людям потребовалось около 70 лет, чтобы в зоопарках и питомниках увеличить поголовье зубров с 12 животных до 3000.

Прочитайте текст «Зубр» на с.90. Затем расскажите, что интересного узнали?

6. Работа в тетрадях.         

- Откройте тетради. Прочитайте первое задание. Найдите в книге определение что такое Красная книга. Запишите его в тетрадь.

- Прочитайте второе задание. Пользуясь учебником, раскрасьте растения из Красной книги и подпишите их название.

- Прочитайте следующее задание.  Наклейте картинки с изображениями этих животных.

- Остальные задания выполните дома.

Закрепление изученного материала.

Кроссворд.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/525850/img1.gif

  1. Копытное животноеродственник коровы - живет в лесах. (Зубр)
  2. Ценнейшее лекарственное растение в переводе с китайского языка “человек-корень” (Женьшень)
  3. Самый быстрый млекопитающий. (Гепард)
  4. Самый первый весенний цветок. (Подснежник)
  5. Из семейства кошачьих . Длина тела 2-3 метра (Амурский тигр)
  6. Цветки по форме напоминают башмачки. (Венерин башмачок)

Ключевое слово: БЕРЕГИ.

- Ребята, а что мы с вами можем сделать полезного для животных и растений? Давайте вспомним правила, которые нужно знать, чтобы сохранить природу.

VII. Рефлексия

  • Выберите и продолжите любое предложение.
  • На сегодняшнем уроке я узнал...
  • На этом уроке я похвалил бы себя за...
  • После урока мне захотелось...
  • Сегодня я сумел...   (Слайд 25)

VIII. Итог урока.

- Что на уроке было самым интересным?

- Какой вывод вы для себя сделали?

Любите родную природу – озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней!

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей! (Слайд 26, 27)

Домашнее задание

Прочитать материал учебника с. 88-91.

Вместе со взрослыми узнать, какие растения и животные нашего края внесены в Красную книгу, подготовить сообщение о любом из них.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЯЛТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА - ЛИЦЕЙ №9 Красная книга Мащенко Е.П. г. Ялта, 2018 год

Слайд 2

Ребята , готовы вы к уроку? На вас надеюсь я, друзья! Мы - хороший дружный класс, Все получится у нас !

Слайд 3

- О каком храме мы будем сегодня говорить? Есть просто храм, есть храм науки, А есть еще природы храм – С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь. Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй ее святынь.

Слайд 4

Животные, которых уже нет на Земле! морская корова

Слайд 5

тарпан зебра квагга

Слайд 6

дронт странствующие голуби

Слайд 7

Красная книга

Слайд 8

Учебные задачи: Узнаем, что такое Красная книга, какие растения и животные в неё внесены. Подумаем почему они попали в Красную книгу. Как их охранять. Будем учиться находить нужную нам информацию в учебнике и дополнительной литературе.

Слайд 11

Каждая страница книги имеет свой цвет: Черные страницы содержат списки тех, кого уже нет, кого мы больше никогда не увидим. Красные страницы показывают нам исчезающих и особо редких животных. Белые страницы – это те животные, которых всегда была немного. Желтые страницы – те, животные количество которых быстро уменьшается. Серые страницы – внесены те животные, которые очень мало изучены, и места их обитания малодоступны. Зеленые страницы – те животные, которых нам удалось сохранить, и спасти их от вымирания.

Слайд 12

Физминутка Утром стрекоза проснулась, подтянулась . Раз - росой она умылась, Два – изящно покружилась Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела. У реки остановилась, Над водою закружилась.

Слайд 13

Красная книга Крыма

Слайд 15

Аполлон б рейтфуса

Слайд 16

Пион тонколистный

Слайд 17

Хорек степной

Слайд 18

Сипуха

Слайд 19

Венерин башмачок

Слайд 20

Лотос

Слайд 21

Женьшень

Слайд 22

Дровосек реликтовый

Слайд 23

Белый журавль

Слайд 24

Зубр

Слайд 25

Рефлексия: — Выберите и продолжите любое предложение. • На сегодняшнем уроке я узнал... • На этом уроке я похвалил бы себя за... • После урока мне захотелось... • Сегодня я сумел...

Слайд 26

Любите родную природу – озера, леса и поля. Ведь это же наша с тобою Навеки родная земля. На ней мы с тобою родились, Живем мы с тобою на ней! Так будем же, люди, все вместе Мы к ней относиться добрей!

Слайд 27

Молодцы! Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира во 2 классе по теме " Красная книга".

Очень важно, чтобы учащиеся знали и любили родную природу,заботились об охране редких растений и животных....

Открытый урок по окружающему миру во 2 классе на тему: « Красная книга».

Дети создают свою красную книгу, в которую попадают исчезающие животные и растения. Помогают им в этом Эксперты страниц Красной книги....

Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе на тему "Красная книга России"

Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе на тему "Красная книга России". УМК "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока окружающего мира во 2 классе на тему "Красная книга"

Познакомить детей с красной книгой, воспитывать бережное отношение к природе....

Конспект урока по окружающему миру. Тема: Красная книга. 2 класс.

Знакомство с  Красной книгой Воронежской области.Красная книга Воронежской области была утверждена постановлением областной администрации в июле 2008 года в целях охраны и учёта на территории обл...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: Красная книга.2 класс. УМК "Школа России"

КОНСПЕКТ УРОКА по окружающему мируТема: Красная книгаЦели деятельности учителя: формирование представления учащихся о Красной книге и о причинах занесения в нее животных и растений.Планируемые результ...