Конспект урока по окружающему миру. Тема: Красная книга. 2 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Пахомова Валентина Васильевна

Знакомство с  Красной книгой Воронежской области.

Красная книга Воронежской области была утверждена постановлением областной администрации в июле 2008 года в целях охраны и учёта на территории области редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира. Сейчас в Воронежской области около 17 тысяч видов животных и растений, 850 из них редкие,  требующие особой охраны из-за своей малочисленности и угрозы исчезновения именно на территории региона. Первое издание Красной книги Воронежской области вышло в свет в 2011 году в 2-ух томах и на электронных носителях. Краcная книга нашего края прошла экспертизу во Всероссийском научно-исследовательском институте охраны природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_krasnaya_kniga.docx30.79 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Лозовская СОШ»

Конспект урока по окружающему миру

                                               

                                    Подготовила

                                                 Пахомова В.В.Л

                                              учитель начальных классов

                                                     

Тема: Красная книга. 2 класс.

Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)

Цель: дать знания о Красной книге, о причинах занесения животных и растений в Красную книгу,  дать знания о Красной книге Воронежской области, формировать навыки бережного отношения к природе.

Формируемые УУД:

Личностные УУД:

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

(Регулятивные УУД).

- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в группе, в паре, формулировать собственное мнение и позицию.

(Коммуникативные УУД).

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (

Познавательные УУД).

Предметные:

-Понимать значение «Красная книга»,

-Знать некоторые причины занесения животных и растений в Красную книгу.

-Уметь анализировать ситуации и давать оценку поступкам людей по отношению к природе.

-Уметь вести себя в природе.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Эмоциональный настрой

  • У меня хорошее настроение, а у вас?
  • Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно.

Включаю запись пения птиц.

- Представьте, что вы пришли в лес. Весело щебечут птицы, ласково светит

солнце. Вам тепло, уютно, голова ясная, вы всё замечаете, вам интересно.

  1. Актуализация знаний.

-Ребята, вы часто бывали в лесу?

- Что вы там делали?

- Кто из вас рвал цветы на память и увозил домой?

- А как еще можно сохранить память о своей поездке на природу?

- На адрес школы пришла посылка. Давайте посмотрим. А что в ней? (Красная книга) . Ребята, что такое Красная книга?
1.Просмотр фильма «Родничок».

- Ребята, о какой книге шла речь в видео-послании?

- Почему ее так назвали? (Красный цвет обозначает опасность, внимание)

- А как вы думаете, почему туда заносят виды растений? (Они исчезают, их становится с каждым годом все меньше).

- А кто догадался, какая тема нашего урока? Давайте мы ее прочитаем.

- Какие цели урока поставим перед собой?

III. Работа по теме урока.

-Давайте познакомимся с Красной книги, полистаем ее странички.

1)Работа по презентации. Знакомство с Красной книгой.

Красная книга - это список редких и исчезающих животных и растений. Международная Красная книга была издана в 1966 году в необычном виде. Цвет переплёта книги красный. Он, как сигнал светофора, предупреждает: “Стоп! Трогать животных и растения нельзя! Это опасно для их жизни! Остановись, ты разрушаешь свой дом!”

Страницы у Красной книги разноцветные. Это сделано не для украшения. По цвету страницы можно определить, в каком положении находится то или иное растение или животное. 

  1. На красных страницах записаны исчезающие растения и животные, которых мало, но ещё можно встретить.
  2. На жёлтых страницах занесены животные и растения, число которых быстро уменьшается.
  3. На белых страницах помещены вообще редкие виды на Земле, численность которых всегда была невелика.
  4. На серых страницах занесены животные и растения, до сих пор мало изученные.
  5. На зелёных страницах записаны восстановленные виды животных и растений, которых удалось спасти от вымирания.
  6. На чёрных страницах находятся исчезнувшие виды, которых мы больше не увидим.

-Красная книга России издана в двух томах. В первый том вошли исчезнувшие и исчезающие виды растения, во втором том – животные.

2) Знакомство с  Красной книгой Воронежской области.

Красная книга Воронежской области была утверждена постановлением областной администрации в июле 2008 года в целях охраны и учёта на территории области редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира. Сейчас в Воронежской области около 17 тысяч видов животных и растений, 850 из них редкие,  требующие особой охраны из-за своей малочисленности и угрозы исчезновения именно на территории региона. Первое издание Красной книги Воронежской области вышло в свет в 2011 году в 2-ух томах и на электронных носителях. Краcная книга нашего края прошла экспертизу во Всероссийском научно-исследовательском институте охраны природы.

         В Красную книгу Воронежской области занесены редкие и находящиеся под угрозой исчезновения животные – 384 вида и растения, грибы и лишайники – 373 вида. В книге приведены: название вида, его фотография или рисунок, ареал обитания на территории области, краткое описание биологических особенностей вида, категория редкости, сведения о численности и причины, приводящие к сокращению или исчезновению вида, а также необходимые меры и условия для его восстановления и охраны. В соответствии с требованиями Красной книги Российской Федерации в книге Воронежской области устанавливаются следующие категории редкости . «Под цифрой «0» значатся виды, которые на наших территориях не обнаруживали больше 50 лет. Среди них, например, кумжа – разновидность красной рыбы. Раньше она мигрировала по Дону и откладывала здесь икру. Водились у нас и осётр – до Задонска доходил, и севрюга, и белуга. Однако лет сорок назад построили Цимлянскую плотину, и больше эти ценные сорта рыб не могли пройти в Дон.

 Русский осётр в последний раз был пойман в Дону у села Старая Калитва Россошанского района в 1958 году. Больше эту рыбу в наших краях не видели. Исчезли из наших краёв и некоторые крупные животные, например, бурый медведь, в нашей области последний раз его видели в позапрошлом веке. Сейчас косолапого можно встретить только у соседей, в Тамбовской области.   Одной из причин гибели животных можно считать браконьерство. Из-за него страдают не только обитатели водного царства, но и млекопитающие. Например, водяная крыса — выхухоль, которая постоянно запутывается в сетях или обжигается об электроудочки.

Тетерев – ещё в начале XX века их было много, а вот уже к 50 – 60-м годам птица исчезла (причины – хозяйственное освоение и сокращение берёзовых лесов, ягодников). Чёрный аист, начиная с 1972 года, биологи в разных районах несколько раз видели одну или пару птичек. Их число крайне мало из-за браконьерства, вырубки лесов, осушения болот Стремительно сокращается численность хищных птиц – орлов, беркутов, ястребов, сов. Всё меньше у нас крупных степных птиц – стрепетов, дроф. А ведь ещё в начале прошлого века у нас на юге даже пеликаны жили! Степная гадюка – найдены единичные особи. Например, в посёлке Костомарово – 4 змеи. Число сокращается из-за освоения степей и агрессии людей, хотя эта змея малоопасна для человека.

 Представителей флоры в нашей области в семь с лишним раз меньше, чем фауны. Зато какие! Вы, например, знаете, что в Воронежской области растёт несколько видов орхидей? (Два из них, кстати, можно встретить на левом берегу Воронежа возле водохранилища.) Они, конечно, мельче и не такие яркие, как тропические, но тоже очень красивые цветы. А на болотах в Усманском бору можно найти заросли таких сибирских ягод, как клюква и черника. Голубика – её находили в окрестностях посёлка Бор в Усманском бору ещё в довоенное время. После 40-х годов ягода пропала.     Василёк боровой растёт в Бобровском районе на реке Битюг. Численность крайне мала — василёк не выдерживает конкуренции с сорняками.  

Некоторые виды животных биологи пытаются восстанавливать сами. Полвека назад в наших краях водилась красивая бабочка «аполлон», потом она исчезла. Но недавно студенты биофака позаимствовали бабочку у соседей: наведались в Тамбов, наловили насекомых, привезли к нам и выпустили. Теперь надеются, что красавцы «аполлоны» вновь приживутся.   Степная цикада и шмель исчезли больше полувека назад, их остались единицы, вероятно, из-за сокращения степных территорий.

 Растения, занесённые в Красную книгу Воронежской области. Пион тонколистный, колокольчик алтайский, голубика, Копеечник меловой Полынь широколистная, Василёк боровой.

            В Красную книгу занесено уже несколько видов ковылей. Ковыль – это индикатор степных участков: если его количество сокращается, значит, степь исчезает. А это опасно для сотен других видов растений и животных. Биологи говорят, что для сохранения исчезающих видов надо создавать в области больше охраняемых районов, где они бы беспрепятственно росли и размножались. А то ведь как бы наша степь в будущем не превратилась в пустыню.10

Птицы, занесённые в Красную книгу Воронежской области. Усатая синица, Степной жаворонок, Дрофа ,Степной орёл ,Филин.

 Сделав маленький экскурс по страницам Красной книги Воронежской области, просто диву даёшься, сколько необычных растений и животных водилось и водится в наших краях. Листая страницы Красной книги, каждый житель нашего края научится узнавать редкие и исчезающие виды в природе, места их обитания, что в свою очередь, подарит обитателям нашей планеты новых хранителей и защитников. В наших силах сделать так, чтобы Красная книга не пополнялась!

   В наши дни, когда экологическую проблему относят к разряду глобальных, очень важно с помощью Красной книги обратить внимание человека на природу его малой родины – на неповторимый животный и растительный мир, пробудить в нём желание беречь её и нести ответственность за сохранение того, что было ДО НАС, пришло К НАМ и теперь надеется выжить, сберечься, преумножиться ДЛЯ БУДУЩЕЙ ЖИЗНИ. Животные, птицы, растения – это дети природы, которая трудилась над ними миллионы лет, именно поэтому, а не по нашей прихоти, они должны жить.  

3)Работа по учебнику.

Чтение текста учебника с..

Просмотр исчезнувших и исчезающих животных по презентации.

-Почему эти животные стали редкими?

* браконьерство

* охота

* вырубка лесов

* осушение водоёмов среда обитания, питание

* загрязнение водоёмов

* нарушение покоя

* несчастные случаи

-Что нужно делать, чтобы эти животные не исчезли с лица Земли?

Физминутка.

V. Продолжение работы по теме урока.

1) Знакомство с растениями и насекомыми Красной книги.

Работа по учебнику на с.

- Каковы же причины исчезновения растений?

- Что нужно делать, чтобы эти растения не исчезли?

2) Знакомство с  растениями Красной книгой Верхнемамонского района.

Давайте мы посмотрим растения нашего Верхнемамонского района:

-лесные: пролеска сибирская (подснежник), ландыш майский, черемуха, прострел раскрытый, первоцвет, фиалки, колокольчики, гвоздика узкочашечная, василек, ветреница лесная, змееголовник, зубянка пятилистная, касатик боровой, купальница европейская, купена многоцветковая, медуница узколистная, рябчик шахматный, ятрышник;

 - степные: качим (перекати-поле), пион дикий, ковыль перистый, тюльпаны, пион тонколистный, адонис волжский (горицвет);

- луговые: алтей лекарственный, валериана, герань кроваво-красная, касатик сибирский, тюльпан дубравный, рябчик шахматовидный; - водные: аир обыкновенный, росянка, незабудка болотная, чилим (водяной орех), кувшинка белая, кубышка желтая, сальвиния;

- на меловом склоне: полынь меловая, астрагалы, копеечники, иссоп меловой, солнцецвет, левкой, лен, лапчатка донская, тимьян (чабрец), горные папоротники;

- древесные растения: груша и яблоня дикорастущие запрещены к вырубке

Физминутка.

V. Первичное закрепление новых знаний.

1) Игра «Проверь себя».

 Правила сохранения растений и животных.

Угрозой является чрезмерная, добыча животных, охота. Но есть еще причина - разрушение мест обитания животных. Вот, например, через глухой лес прокладывают дорогу. Начинают лес вырубать, машины работают, грохочут, люди шумят. Звери, птицы пугаются, и им нужно куда-то уходить. Они могут не успеть и детенышей вывести. Таким образом, гибнут не только животные, но и растения.

-Что надо делать, чтобы спасти исчезающие и редкие виды 
растений и животных?

  • Запретить охоту.
  • Запретить чрезмерную добычу животных.
  • Запретить разрушать места обитания животных.
  • Охранять заповедники.
  • Заботиться о размножении.

2) Экологические знаки. Работа в группах.

-А теперь мы познакомимся с Правилами друзей природы. Может быть, эти Правила и вам понравятся, и вы станете их выполнять.

На столе у вас лежат экологические знаки, а вы попытайтесь в группе по ним сформулировать правило.

Не будем срывать цветы. Пусть красивые растения остаются в природе!

Не будем ломать ветки деревьев и кустарников!

Не будем ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!

Не будем обижать лягушек и жаб!

Не будем ловить диких животных и уносить их домой!

VI. Итог урока.

- Ребята, что вы сегодня узнали на уроке?

- Какие выводы сделали для себя?

Охраняется Красной книгой сколько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий ради света грядущих зарниц.

Чтобы души не стали пусты, охраняются звери,

Охраняются змеи ,охраняются даже цветы.

VII. Рефлексия.

Работа в паре.

- У вас на парте лежат слова, которые относятся к теме нашего урока. Соберите, пожалуйста, из этих слов предложение и подведите итог урока:

Красная книга учит охранять и беречь природу!

- Будьте человечны! Это ваш первый долг.

Желаю всем удачи и успехов!




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Тундра", 4 класс.

Урок по окружающему миру , 4 класс, тема "Тундра"...

Урок по окружающему миру. Тема "Красная книга"

предмет окружающий мир. Тема "Красная книга". Открытый урок....

Урок окружающего мира Тема: «Красная книга. Красная книга республики Коми» 2 класс

Урок окружающего мира содержит презентацию, которая позволяет быстрее усвоить материал, лучше запомнить его содержание....

Урок окружающего мира Тема: «Красная книга. Красная книга республики Коми» 2 класс

Урок окружающего мира содержит презентацию, которая позволяет быстрее усвоить материал, лучше запомнить его содержание....

Конспект урока по окружающему миру. Тема "Грибы".2 класс. УМК "Перспектива"

Урок составлен в технологии деятельностного метода....

конспект урока по окружающему миру. Тема : "Профессии". 1 класс

Конспект урока по предмету Окружающий мир. 1 класс, неслышащие дети. Тема: Профессии....

Конспект урока по окружающему миру. Тема: Красная книга.2 класс. УМК "Школа России"

КОНСПЕКТ УРОКА по окружающему мируТема: Красная книгаЦели деятельности учителя: формирование представления учащихся о Красной книге и о причинах занесения в нее животных и растений.Планируемые результ...