Конспект урока по окружающему миру. Тема: Красная книга. 2 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Знакомство с Красной книгой Воронежской области.
Красная книга Воронежской области была утверждена постановлением областной администрации в июле 2008 года в целях охраны и учёта на территории области редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира. Сейчас в Воронежской области около 17 тысяч видов животных и растений, 850 из них редкие, требующие особой охраны из-за своей малочисленности и угрозы исчезновения именно на территории региона. Первое издание Красной книги Воронежской области вышло в свет в 2011 году в 2-ух томах и на электронных носителях. Краcная книга нашего края прошла экспертизу во Всероссийском научно-исследовательском институте охраны природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_krasnaya_kniga.docx | 30.79 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Лозовская СОШ»
Конспект урока по окружающему миру
Подготовила
Пахомова В.В.Л
учитель начальных классов
Тема: Красная книга. 2 класс.
Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)
Цель: дать знания о Красной книге, о причинах занесения животных и растений в Красную книгу, дать знания о Красной книге Воронежской области, формировать навыки бережного отношения к природе.
Формируемые УУД:
Личностные УУД:
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
(Регулятивные УУД).
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в группе, в паре, формулировать собственное мнение и позицию.
(Коммуникативные УУД).
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (
Познавательные УУД).
Предметные:
-Понимать значение «Красная книга»,
-Знать некоторые причины занесения животных и растений в Красную книгу.
-Уметь анализировать ситуации и давать оценку поступкам людей по отношению к природе.
-Уметь вести себя в природе.
Ход урока
- Организационный момент.
Эмоциональный настрой
- У меня хорошее настроение, а у вас?
- Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно.
Включаю запись пения птиц.
- Представьте, что вы пришли в лес. Весело щебечут птицы, ласково светит
солнце. Вам тепло, уютно, голова ясная, вы всё замечаете, вам интересно.
- Актуализация знаний.
-Ребята, вы часто бывали в лесу?
- Что вы там делали?
- Кто из вас рвал цветы на память и увозил домой?
- А как еще можно сохранить память о своей поездке на природу?
- На адрес школы пришла посылка. Давайте посмотрим. А что в ней? (Красная книга) . Ребята, что такое Красная книга?
1.Просмотр фильма «Родничок».
- Ребята, о какой книге шла речь в видео-послании?
- Почему ее так назвали? (Красный цвет обозначает опасность, внимание)
- А как вы думаете, почему туда заносят виды растений? (Они исчезают, их становится с каждым годом все меньше).
- А кто догадался, какая тема нашего урока? Давайте мы ее прочитаем.
- Какие цели урока поставим перед собой?
III. Работа по теме урока.
-Давайте познакомимся с Красной книги, полистаем ее странички.
1)Работа по презентации. Знакомство с Красной книгой.
Красная книга - это список редких и исчезающих животных и растений. Международная Красная книга была издана в 1966 году в необычном виде. Цвет переплёта книги красный. Он, как сигнал светофора, предупреждает: “Стоп! Трогать животных и растения нельзя! Это опасно для их жизни! Остановись, ты разрушаешь свой дом!”
Страницы у Красной книги разноцветные. Это сделано не для украшения. По цвету страницы можно определить, в каком положении находится то или иное растение или животное.
- На красных страницах записаны исчезающие растения и животные, которых мало, но ещё можно встретить.
- На жёлтых страницах занесены животные и растения, число которых быстро уменьшается.
- На белых страницах помещены вообще редкие виды на Земле, численность которых всегда была невелика.
- На серых страницах занесены животные и растения, до сих пор мало изученные.
- На зелёных страницах записаны восстановленные виды животных и растений, которых удалось спасти от вымирания.
- На чёрных страницах находятся исчезнувшие виды, которых мы больше не увидим.
-Красная книга России издана в двух томах. В первый том вошли исчезнувшие и исчезающие виды растения, во втором том – животные.
2) Знакомство с Красной книгой Воронежской области.
Красная книга Воронежской области была утверждена постановлением областной администрации в июле 2008 года в целях охраны и учёта на территории области редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира. Сейчас в Воронежской области около 17 тысяч видов животных и растений, 850 из них редкие, требующие особой охраны из-за своей малочисленности и угрозы исчезновения именно на территории региона. Первое издание Красной книги Воронежской области вышло в свет в 2011 году в 2-ух томах и на электронных носителях. Краcная книга нашего края прошла экспертизу во Всероссийском научно-исследовательском институте охраны природы.
В Красную книгу Воронежской области занесены редкие и находящиеся под угрозой исчезновения животные – 384 вида и растения, грибы и лишайники – 373 вида. В книге приведены: название вида, его фотография или рисунок, ареал обитания на территории области, краткое описание биологических особенностей вида, категория редкости, сведения о численности и причины, приводящие к сокращению или исчезновению вида, а также необходимые меры и условия для его восстановления и охраны. В соответствии с требованиями Красной книги Российской Федерации в книге Воронежской области устанавливаются следующие категории редкости . «Под цифрой «0» значатся виды, которые на наших территориях не обнаруживали больше 50 лет. Среди них, например, кумжа – разновидность красной рыбы. Раньше она мигрировала по Дону и откладывала здесь икру. Водились у нас и осётр – до Задонска доходил, и севрюга, и белуга. Однако лет сорок назад построили Цимлянскую плотину, и больше эти ценные сорта рыб не могли пройти в Дон.
Русский осётр в последний раз был пойман в Дону у села Старая Калитва Россошанского района в 1958 году. Больше эту рыбу в наших краях не видели. Исчезли из наших краёв и некоторые крупные животные, например, бурый медведь, в нашей области последний раз его видели в позапрошлом веке. Сейчас косолапого можно встретить только у соседей, в Тамбовской области. Одной из причин гибели животных можно считать браконьерство. Из-за него страдают не только обитатели водного царства, но и млекопитающие. Например, водяная крыса — выхухоль, которая постоянно запутывается в сетях или обжигается об электроудочки.
Тетерев – ещё в начале XX века их было много, а вот уже к 50 – 60-м годам птица исчезла (причины – хозяйственное освоение и сокращение берёзовых лесов, ягодников). Чёрный аист, начиная с 1972 года, биологи в разных районах несколько раз видели одну или пару птичек. Их число крайне мало из-за браконьерства, вырубки лесов, осушения болот Стремительно сокращается численность хищных птиц – орлов, беркутов, ястребов, сов. Всё меньше у нас крупных степных птиц – стрепетов, дроф. А ведь ещё в начале прошлого века у нас на юге даже пеликаны жили! Степная гадюка – найдены единичные особи. Например, в посёлке Костомарово – 4 змеи. Число сокращается из-за освоения степей и агрессии людей, хотя эта змея малоопасна для человека.
Представителей флоры в нашей области в семь с лишним раз меньше, чем фауны. Зато какие! Вы, например, знаете, что в Воронежской области растёт несколько видов орхидей? (Два из них, кстати, можно встретить на левом берегу Воронежа возле водохранилища.) Они, конечно, мельче и не такие яркие, как тропические, но тоже очень красивые цветы. А на болотах в Усманском бору можно найти заросли таких сибирских ягод, как клюква и черника. Голубика – её находили в окрестностях посёлка Бор в Усманском бору ещё в довоенное время. После 40-х годов ягода пропала. Василёк боровой растёт в Бобровском районе на реке Битюг. Численность крайне мала — василёк не выдерживает конкуренции с сорняками.
Некоторые виды животных биологи пытаются восстанавливать сами. Полвека назад в наших краях водилась красивая бабочка «аполлон», потом она исчезла. Но недавно студенты биофака позаимствовали бабочку у соседей: наведались в Тамбов, наловили насекомых, привезли к нам и выпустили. Теперь надеются, что красавцы «аполлоны» вновь приживутся. Степная цикада и шмель исчезли больше полувека назад, их остались единицы, вероятно, из-за сокращения степных территорий.
Растения, занесённые в Красную книгу Воронежской области. Пион тонколистный, колокольчик алтайский, голубика, Копеечник меловой Полынь широколистная, Василёк боровой.
В Красную книгу занесено уже несколько видов ковылей. Ковыль – это индикатор степных участков: если его количество сокращается, значит, степь исчезает. А это опасно для сотен других видов растений и животных. Биологи говорят, что для сохранения исчезающих видов надо создавать в области больше охраняемых районов, где они бы беспрепятственно росли и размножались. А то ведь как бы наша степь в будущем не превратилась в пустыню.10
Птицы, занесённые в Красную книгу Воронежской области. Усатая синица, Степной жаворонок, Дрофа ,Степной орёл ,Филин.
Сделав маленький экскурс по страницам Красной книги Воронежской области, просто диву даёшься, сколько необычных растений и животных водилось и водится в наших краях. Листая страницы Красной книги, каждый житель нашего края научится узнавать редкие и исчезающие виды в природе, места их обитания, что в свою очередь, подарит обитателям нашей планеты новых хранителей и защитников. В наших силах сделать так, чтобы Красная книга не пополнялась!
В наши дни, когда экологическую проблему относят к разряду глобальных, очень важно с помощью Красной книги обратить внимание человека на природу его малой родины – на неповторимый животный и растительный мир, пробудить в нём желание беречь её и нести ответственность за сохранение того, что было ДО НАС, пришло К НАМ и теперь надеется выжить, сберечься, преумножиться ДЛЯ БУДУЩЕЙ ЖИЗНИ. Животные, птицы, растения – это дети природы, которая трудилась над ними миллионы лет, именно поэтому, а не по нашей прихоти, они должны жить.
3)Работа по учебнику.
Чтение текста учебника с..
Просмотр исчезнувших и исчезающих животных по презентации.
-Почему эти животные стали редкими?
* браконьерство
* охота
* вырубка лесов
* осушение водоёмов среда обитания, питание
* загрязнение водоёмов
* нарушение покоя
* несчастные случаи
-Что нужно делать, чтобы эти животные не исчезли с лица Земли?
Физминутка.
V. Продолжение работы по теме урока.
1) Знакомство с растениями и насекомыми Красной книги.
Работа по учебнику на с.
- Каковы же причины исчезновения растений?
- Что нужно делать, чтобы эти растения не исчезли?
2) Знакомство с растениями Красной книгой Верхнемамонского района.
Давайте мы посмотрим растения нашего Верхнемамонского района:
-лесные: пролеска сибирская (подснежник), ландыш майский, черемуха, прострел раскрытый, первоцвет, фиалки, колокольчики, гвоздика узкочашечная, василек, ветреница лесная, змееголовник, зубянка пятилистная, касатик боровой, купальница европейская, купена многоцветковая, медуница узколистная, рябчик шахматный, ятрышник;
- степные: качим (перекати-поле), пион дикий, ковыль перистый, тюльпаны, пион тонколистный, адонис волжский (горицвет);
- луговые: алтей лекарственный, валериана, герань кроваво-красная, касатик сибирский, тюльпан дубравный, рябчик шахматовидный; - водные: аир обыкновенный, росянка, незабудка болотная, чилим (водяной орех), кувшинка белая, кубышка желтая, сальвиния;
- на меловом склоне: полынь меловая, астрагалы, копеечники, иссоп меловой, солнцецвет, левкой, лен, лапчатка донская, тимьян (чабрец), горные папоротники;
- древесные растения: груша и яблоня дикорастущие запрещены к вырубке
Физминутка.
V. Первичное закрепление новых знаний.
1) Игра «Проверь себя».
Правила сохранения растений и животных.
Угрозой является чрезмерная, добыча животных, охота. Но есть еще причина - разрушение мест обитания животных. Вот, например, через глухой лес прокладывают дорогу. Начинают лес вырубать, машины работают, грохочут, люди шумят. Звери, птицы пугаются, и им нужно куда-то уходить. Они могут не успеть и детенышей вывести. Таким образом, гибнут не только животные, но и растения.
-Что надо делать, чтобы спасти исчезающие и редкие виды
растений и животных?
- Запретить охоту.
- Запретить чрезмерную добычу животных.
- Запретить разрушать места обитания животных.
- Охранять заповедники.
- Заботиться о размножении.
2) Экологические знаки. Работа в группах.
-А теперь мы познакомимся с Правилами друзей природы. Может быть, эти Правила и вам понравятся, и вы станете их выполнять.
На столе у вас лежат экологические знаки, а вы попытайтесь в группе по ним сформулировать правило.
Не будем срывать цветы. Пусть красивые растения остаются в природе!
Не будем ломать ветки деревьев и кустарников!
Не будем ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!
Не будем обижать лягушек и жаб!
Не будем ловить диких животных и уносить их домой!
VI. Итог урока.
- Ребята, что вы сегодня узнали на уроке?
- Какие выводы сделали для себя?
Охраняется Красной книгой сколько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий ради света грядущих зарниц.
Чтобы души не стали пусты, охраняются звери,
Охраняются змеи ,охраняются даже цветы.
VII. Рефлексия.
Работа в паре.
- У вас на парте лежат слова, которые относятся к теме нашего урока. Соберите, пожалуйста, из этих слов предложение и подведите итог урока:
Красная книга учит охранять и беречь природу!
- Будьте человечны! Это ваш первый долг.
Желаю всем удачи и успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Тундра", 4 класс.
Урок по окружающему миру , 4 класс, тема "Тундра"...
Урок по окружающему миру. Тема "Красная книга"
предмет окружающий мир. Тема "Красная книга". Открытый урок....
Урок окружающего мира Тема: «Красная книга. Красная книга республики Коми» 2 класс
Урок окружающего мира содержит презентацию, которая позволяет быстрее усвоить материал, лучше запомнить его содержание....
Урок окружающего мира Тема: «Красная книга. Красная книга республики Коми» 2 класс
Урок окружающего мира содержит презентацию, которая позволяет быстрее усвоить материал, лучше запомнить его содержание....
Конспект урока по окружающему миру. Тема "Грибы".2 класс. УМК "Перспектива"
Урок составлен в технологии деятельностного метода....
конспект урока по окружающему миру. Тема : "Профессии". 1 класс
Конспект урока по предмету Окружающий мир. 1 класс, неслышащие дети. Тема: Профессии....
Конспект урока по окружающему миру. Тема: Красная книга.2 класс. УМК "Школа России"
КОНСПЕКТ УРОКА по окружающему мируТема: Красная книгаЦели деятельности учителя: формирование представления учащихся о Красной книге и о причинах занесения в нее животных и растений.Планируемые результ...