Урок окружающего мира во 2 классе по теме " Красная книга".
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

Очень важно, чтобы учащиеся знали и любили родную природу,заботились об охране редких растений и животных. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira_vo_2_klasse..doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Красная книга.

Цели урока: Познакомить детей с Красной книгой;

расширить и углубить знания детей о животных и растениях, встречающихся в нашей местности;

воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

1.        Красная книга;

2.        Рисунки животных и растений, о которых пойдет речь на уроке;

Ход урока

I. Организационный момент…

II. Проверка домашнего задания

Начнём урок с мини-выставки рисунков домашних питомцев, которые нарисовали ребята дома. Двое-трое учеников рассказывают о своих домашних животных.

III. Сообщение темы и целей урока. 

VI. Введение в тему

Сегодня мы будем говорить о Красной книге. Это книга не со всем обычная. Цвет переплета у этой книги - красный.

  - Как вы думаете, что символизирует красный цвет? (Это сигнал тревоги, опасности, предупреждения.)

Правильно. Он, как красный сигнал светофора, предупре ждает: «Осторожно! Может случиться беда».

В этой книге перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. И, если мы не защитим растения и живот ных,  попавших в Красную книгу, они погибнут. Спасение их не возможно без специальных мер: запрета охоты, охраны в заповед никах, забота об их размножении.

IV. Знакомство с животными и растениями Красной книги

Ученики рассматривают иллюстраци и в учебнике на с. 8 3.

-        Давайте познакомимся с некоторыми редкими животны ми, которые занесены в Красную книгу.

Учитель показывает картинки.

Полосатая гиена - очень редкий ночной зверь. Обитает в пус тынных местах Средней Азии и в Закавказье. Питается чем придет ся, ловит черепах, а летом приходит на бахчи, где ест арбузы и дыни.

Амурский тигр сохранился только в густой дальневосточной тай ге, где охотится на кабанов и оленей.

Курильский тюлень - обитатель далеких Курильских островов. Как и другие тюлени, питается различной  рыбой.

Куланы. Стада куланов  пасутся сейчас только в заповедниках Туркмении. Сейчас кулана расселяют в новые места.

Пятнистый олень. Раньше жил только в дальневосточной тайге. Сейчас расселяется во многих местах.

Джейраны обитают в пустынях Средней Азии, Казахстана, в Азербайджане. Сейчас эту красивую антилопу разводят в специальных питомниках.

Кроме крупных животных, в Красную книгу занесены и птицы: белый журавль, розовая чайка, сокол сапсан, и насекомые: пчела плотник, дровосек реликтовый.

-        Почему некоторых животных остается очень мало на земле или они совсем исчезают?

Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько бы ни брать у нее, все снова само собой восстановится. И просчитались. Некото рых животных совсем истребили, а некоторые находятся под угро зой исчезновения. Это означает, что их мало, они тоже могут по гибнуть, если их не охранять, не помогать им.

В начале века практически истребили таких огромных живот ных, как зубры. Они водились в лесах Белоруссии. Остались только звери, которые жили в зоопарках, - 48 штук. Надо было срочно спасать зубров. Их выпустили в заповедник - Беловежскую пущу. Подкармливали зимой, следили, чтобы звери не болели. Тщательно охраняли, особенно молодняк. Зубров спасли, но ведь прошло около80лет.

Рассказать о спасении зубров (см. Приложение).

Угрозой является чрезмерная, добыча животных, охота. Но есть еще причина - разрушение мест обитания животных. Вот, напри мер, через глухой лес прокладывают дорогу. Начинают лес выру бать, машины работают, грохочут, люди шумят. Звери, птицы пуга ются, и им нужно куда-то уходить. Они могут не успеть и детены шей вывести.

Таким образом, гибнут не только животные, но и растения.

-        Прочитайте о растениях, занесенных в Красную книгу (с. 82-83).

V. Обобщение.

В нашей стране Красная книга вышла в 1978 году. Она называлась Красная книга СССР. Сначала все сведения о редких и исчезающих видах животных и растений уместились в одном томе. Но позже выяс нилось, что в защите нуждается значительно большее число видов. Поэтому второе издание Красной книги СССР вышло в 1984 году в двух томах. В них о каждом животном и растении кратко, но точно сказано все: насколько бедственно его положение, в каких краях встречается, в каких лесах обитает, по каким причинам исчезает Но главное -что надо сделать, чтобы уберечь от вымирания.

VI.  Работа по учебнику (с. 88-89)

Узнав о Красной книге, Сережа и Надя решили составить свою Красную книгу.

. - Рассмотрите иллюстрации (с. 88-89) и попробуйте назвать эти растения и животных.

 - А сейчас каждый из вас выберет какое-нибудь животное или растение, которое встречалось тебе в природе. Что ты можешь о нем рассказать? Что ты можешь для его охраны? Например:

«Красивый цветок - ландыш. У него широкие продолговатые листья, на которых видны прожилки. В листьях прячутся тоненькие стебельки с цветочками нежно-белого цвета, напоминающие бу бенчики, у них нежный запах. Когда ландыши отцветают, вместо цветов появляются маленькие красные горошины.

Свежие цветы настаивают и получают ландышевые капли. Из стебельков добывают эфирные масла. Поэтому аромат многих духов похож на запах цветков ландыша.

.Но он может стать и опасным для человека и животного. У чело века при отравлении им появляется тошнота, рвота, судороги.

Ландыш живет 21 год, а цветет всего 2-3 раза. Поэтому его надо беречь и зря не рвать.

VIII. Итог урока        ;

Подводя итог урока, дети делают вывод, что необходимо не только знать животных и растения, которые входят в Красную кни гу и охранять их, но и бережно относиться ко всем растениям и жи вотным, защищать их.

Домашнее задание

Прочитать материал учебника с. 84—85, с. 90—91;

Придумать и зарисовать знаки правил поведения в лесу.

Приложение к уроку

Возвращение зубра

Зубр — единственный дикий вид подсемейства бычьих Европы, уцелевших до наших дней. В недалеком прошлом для большинства народов зубр служил не только объектом охоты. Этот мощный и красивый зверь олицетворял силы природы, имел традиционное культовое значение, ему поклонялись как одному из символов род ной земли. Развитие цивилизации привело к исчезновению лесных массивов  и исчезновению зубров уже в XI веке, сначала в Англии и  Швеции; а затем и в других государствах.

К XVII веку они сохранились лишь в пяти пунктах: на Кавказе, в Беловежье, в Восточной Пруссии, Купреевской Пуще, Трансильвании.

К 1919 году дикие литовские, или беловежские зубры были  истреблены в своем последнем прибежище - Беловежской Пуще.
Кавказский зубр обитал в очень труднодоступных местах, но и эту популяцию достали спустя 8 лет. Таким образом, исчезновение зубра в дикой природе связано с развитием способа природопользования, а также с ухудшением мест обитания, интенсивной вырубкой   лесов.        

В естественной природе зубр может жить в широколиственных и смешанных лесах с обилием полян и лугов, избегая заболоченных угодий, поедая сотни видов трав и десятки видов древесно-кустарниковых растений, включая и ядовитые.

Потребовалось около семидесяти лет разведения — сначала в зоопарках и питомниках, затем небольшими группами в природе с тем, чтобы численность зубров увеличилась с 12-ти животных-основателей до 3000 особей.

Купальница европейская

Весной во влажных местах можно встретить золотисто-желтые цветы. Этот цветок в Удмуртии называют италмасом, а научное название его - купальница европейская.        

Цветок этот назван купальницей за то, что растет обычно в очень влажных местах, любит воду, любимые места — берега рек, болотистые места, на лесных опуш ках, любит «купаться  в воде.

Удмурты назвали этот цветок италмасом. По имени красавицы Италмас, которая, как рассказывает легенда, обернулась цветком купальницы, чтобы не попасть в руки злому колдуну.  Удмурты до сих пор называют золотые тугие цветы на лугу италмасами. Цветок — словно златовласая девушка в ярком зеленом платье. Этот цветок так любим в удмурском народе, что считается символом Удмуртии.

У купальницы цветы крупные, круглые, многочисленные лепе стки плотно, прижаты друг к другу и загнуты внутрь, образуют бу тон. Бутон постепенно раскрывает свои лепестки навстречу солнцу. Стебель прочный, плотный, прямой, маловетвистый. Листья про долговатые, с зубчатыми краями.

Купальница как золотое ожерелье среди свежей весенней зелени. Они редко растут в одиночку. Чаще всего они растут рядом друг с другом, образуя яркий желтый ковер.

Купальница стала редким растением, она занесена в Красную книгу. Люди безжалостно рвут эти цветы, не жалея корней.

А вот отрывок из стихотворения удмуртского поэта Г. Ходырева «Луговой цветок»:

Майским солнцем рожден,

Под весенним дождем

Ты ласкаешь и радуешь глаз.

Вечной жизни тебе        

На удмуртской земле,

Луговой огонек италмас.

Бабочка «Адмирал»

Кое-где бабочку «адмирала» называют «вулканом». Довольно точное название. По черному фону крыльев - огненно-красные полосы. Как при  извержении вулкана, черная лава и красный огонь. Но все-таки чаще употребляют название «адмирал». И не только у нас, но и  у немцев, и у французов, и у других народов.

Не  знаю какой мундир носят сейчас адмиралы (настоящие, а не бабочки) в этих странах, но раньше у них он был черный с красны ми лампасами. Отсюда и пошло имя бабочки.

Впрочем, «адмирал» интересен не только своим названием, но и тем, что он великий путешественник.

Каждую весну, примерно в мае, тысячи черно-красных бабочек прилетают к нам из южных стран. Как хватает у них сил после труд ной дороги отложить яйца, уму непостижимо. Но они их отклады вают. И вскоре на крапиве уже кормятся черноватые гусеницы с желтыми полосками по бокам и с множеством торчащих во все сто роны длинных желтоватых шипиков. Мы этих гусениц редко ви дим: кому придет охота шарить в жгучих зарослях? А гусеница опле тает паутиной крапивный лист, сидит на нем, как в домике, и жует, жует, жует... Во второй половине лета над дорожками парков, по лесным опушкам уже порхают новые «адмиралы». Ближе к осени они, как перелетные птицы, отправляются на юг.
Летят не стаями, а поодиночке. Хотя, как уверяют знающие люди, могут объединяться в стаи, когда нужно, преодолевать горы;
Наверное, и над морями летят вместе. Во всяком случае, однажды над Каспийским морем видели множество «адмиралов». И видели еще, какое опасное это дело для
 бабочек - путешествия. Там, на Каспии, во время этого перелета погибло четыре с половиной миллиона бабочек!        

Впрочем, не все наши «адмиралы» улетают. Часть их остается. Эти домоседы прячутся в щели, в дупла деревьев, в опавшую листву, в разные другие тихие уголки. И там, впав в оцепенение, дожидаются  весны. Но зима сурова. И весной из укрытий выходят лишь немногие счастливцы, сумевшие пережить холода.

У бабочек, порхающих над цветками, как видно, совсем не беззаботная жизнь. У непоседливого «адмирала» особенно.        

Пауки

Люди не любят пауков. Прикоснувшись к пауку случайно; пугаются, брезгливо отдергивают руку и презрительно морщатся. Что ж, может, пауки и некрасивы. Но поверь, только для тех, кто смотрит на них свысока и очень невнимательно. Да, они вроде бы «разбойники» — плетут смертоносные сети для мух и комаров. Но именно паучий аппетит  защищает нас от непомерного размножения этих вездесущих насекомых. Именно паучий аппетит не дает всевозможным клещам и улиткам, тлям и шелкопрядам, расплодившись, опустошать поля, сады, леса. Конечно, пауки не одни вершат это важное дело. Жуки жужелицы отыскивают мелкую живность в прошлогодней листве. Стрекозы ловят на лесных опушках комаров и мух. Божьи коровки охотятся на тлей. Но: все насекомые-хищники, вместе взятые, поедают опасных насекомых меньше, чем одни только пауки! Во всяком случае, есть такое  мнение ученых, подтвержденное расчетами.

Самые известные наши пауки, конечно- же, крестовики. Они мастерят и самые известные сети, похожие на колеса. Их прозва ли так, потому что на темной спинке виден белый рисунок в виде креста.

К сожалению, ребята, проходя по лесу, часто нарочно обрывают паучьи сети, а увидев где-нибудь на дорожке бегущего паука, ста раются его раздавить. Не надо! Пауки - это звено огромного и сложного животного мира, частью которого являемся мы сами. "Все в этом мире заслуживает уважения. И пауки в том числе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Растения Кузбасса, занесённые в Красную книгу"

Тип урока: урок усвоения новых знаний.Тема урока: Растения Кузбасса, занесённые в Красную книгу. Цель урока: ознакомить с многообразием растений Кузбасса, занесённых в Красную книгу.Задачи урока:...

Урок по окружающему миру 4 класс по теме "Красная книга России"

Тема: Красная книга России Цели урока:рассказать о существовании Красной книги, содержащей сведения о редких, исчезающих растениях России;учить осуществлять поиск информации в учебниках, сп...

Разработка урока по окружающему миру 2 класс по теме : " Красная книга России"

В данном конспекте урока представлена методическая разработка по завершающей и обобщающей теме "Животные России " во 2  классе по учебнику А.А. Плешакова "Окружающий мир 2 класс"...

Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.

Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть»,  «мораль»...

Интегрированный урок окружающий мир и музыка по теме «Красная книга»

В ходе урока учащиеся познакомятся  с Красной книгой России, обобщат предсталение о факторах, угрожающих живой природе.  ...


 

Комментарии

Интересный материал для изучения.