Урок окружающего мира 4 класс Звездное небо-великая книга природы
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Сафронова Ирина Владимировна

Конспект урока разработан в соответствии с ФГОС НОО. В конспекте представлены новые образовательные технологии, формы и методы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект урока по окружающему миру в 4 классе

по программе «Школа России» (автор учебника А.А. Плешаков)

        Тема урока: ЗВЕЗДНОЕ НЕБО – ВЕЛИКАЯ КНИГА ПРИРОДЫ

Цель: познакомить со звездным небом, с историей названия созвездий.

Задачи:  Расширить представления учеников о звёздах, созвездиях. Познакомить детей с понятиями: астроном, звезда, созвездие. Познакомить со звездным небом, с историей созвездий.

Реализовывать технологию проблемного и деятельностного метода на уроке.

Развивать кругозор обучающихся, образное и ассоциативное мышление, фантазию.

Оборудование:

Ход урока

  1. Организационно-мотивационный момент

-Ребята, сегодня на уроке мы с вами отправимся в увлекательное путешествие, поэтому садитесь поудобнее и будьте предельно внимательными. Путешественникам надо быть внимательными, так как в пути их могут  ждать, как интересные открытия, так и  опасности.

- Сейчас проверим, готовы ли вы к путешествию. Я вам покажу слайд с предметными картинками. Ваша задача запомнить, какие предметы изображены. Слайд с картинками будет показан 30секунд.

-Внимание на экран!(Слайд 2)

- Посмотрите на следующий слайд и проверьте, все ли предметы на месте.

(Слайд 3)

- Какого предмета не хватает? Как вы думаете, это случайность, что не хватает звезды? О чем пойдет речь на нашем уроке?

II. Актуализация знаний

- Но прежде, чем мы разгадаем нашу следующую тайну, давайте актуализируем наши знания.

Работа в парах

-Посмотрите на знак, который я держу в руках. Найдите конверт с таким же значком. Достаньте карточку №1. Что же вам предстоит сделать?

- Нужно соединить небесные тела со словами, обозначающими их природу. Приступайте, на выполнение задания у вас – 1 минута.

Задание 1. Природа небесных тел.

Звезда 

http://festival.1september.ru/articles/589243/img1.jpg

Спутник 

http://festival.1september.ru/articles/589243/img2.jpg

Планета 

http://festival.1september.ru/articles/589243/img3.jpg

После выполнения задания проводится проверка. Ученики называют свои варианты ответов, а затем проверяют по эталону. (Слайд 4)

- Итак, Солнце – это звезда. А что же такое звезда? (Это небесное тело –раскаленный огненный шар, состоящий главным образом из водорода и гелия. Некоторые звезды во много раз больше Солнца.)(Слайд 5) 

- Верно. И вот сейчас мы вспомним размеры звёзд.  Достаньте из конверта карточку№2. Что вам нужно будет сделать?

- Итак, возьмите бланки с заданиями. Расположите звёзды в порядке возрастания, узнайте их по цвету и размеру и подпишите названия. Приступайте, на выполнение этого задания вам – 1 минуту.

Задание 2. «Узнай звезду».

Сириус 

http://festival.1september.ru/articles/589243/img4.jpg

Регул 

http://festival.1september.ru/articles/589243/img5.jpg

Альдебаран 

http://festival.1september.ru/articles/589243/img6.jpg

Солнце 

http://festival.1september.ru/articles/589243/img7.jpg

- После выполнения задания проводится проверка. Ученики называют свои варианты ответов, а затем проверяют по эталону. (Слайд 6) 

- Молодцы! Звёзды отличаются размерами: есть звёзды-гиганты и звёзды-карлики. Наше Солнце – самая маленькая звёзда. Так почему оно светит днём, а звёзды ночью и кажутся нам маленькими светящимися точками? (Ответы учеников.)

- Действительно, ребята, Солнце не просто светит нам днём, а создаёт этот день! А звёзды есть на небе в любое время суток. Но в течение дня незаметно мерцание более далёких звёзд. А вот ночью, когда солнца на небе нет, становятся видны другие звёзды. А сколько же их на небе? (Предположения учеников.)

- Звёзды уже давно подсчитаны. А какая же наука занимается их изучением?

- Сформулируйте, что же такое АСТРОНОМИЯ.

- Слово астрономия происходит от двух греческих слов:

АСТРОНОМИЯ: «астрон» - звезда и «номос» - закон.

А вот толкование этого слова в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова:

АСТРОНОМИЯ – наука о космических телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом.

- Кто занимается изучением космических тел и Вселенной?

- Кто такие астрономы?

Астрономы - люди, занимающиеся изучением звезд.

- А кто знает имя первого астронома, использовавшего в своих исследованиях телескоп?(Слайд 7)

- Правильно. Это Галилео Галилей- итальянский ученый, великий физик, механик и астроном. Он стал одним из основателей точного естествознания, открыл пятна на Солнце, четыре спутника Юпитера, рельефность поверхности Луны, звездный состав Млечного Пути.

III. Самоопределение деятельности

- А кто знает, как раньше называли астрономов? (Звездочеты)

Если вы помните, то звездочеты всегда были мудрецами и советниками короля.

-Я вам предлагаю побыть в роли астрономов и проявить свою мудрость и смекалку. Попробуйте разгадать следующую нашу тайну и расшифруйте название темы нашего урока.

-Внимание на слайд. (Слайд 8-9)

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\звездное небо картинка.jpg C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\великая книга.jpgC:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Копия природа.jpg

-Кто догадался, какова тема нашего урока?

-Правильно! ЗВЕЗДНОЕ НЕБО – ВЕЛИКАЯ КНИГА ПРИРОДЫ.

-Какую цель мы поставим? (Расширить знания о звездах и созвездиях)

- Какие задачи нам предстоит решить на уроке?

1.научиться различать созвездия

2. Познакомиться с картой звезд

IV. Открытие нового знания

  1. Знакомство с картой звездного неба

- Посмотрите на экран. (Слайд 10-11).  Как вы думаете, что это?

- Правильно, это карта звездного неба.  Как вы считаете, нужна ли нам карта звездного неба? А кому, по – вашему мнению, нужно уметь пользоваться такой картой?(Морякам, рыболовам…)

- Астрономические знания необходимы были людям и в Древнем Египте, и в Вавилоне, и в Индии, и в Китае, везде, где люди жили, сеяли, собирали урожай, где они занимались охотой, рыболовством, скотоводством, совершали путешествия через пустыни и моря. Всем им необходимо было ориентироваться во времени и в пространстве. В то время не было еще хороших карт, а компас был известен только в Древнем Китае. Небо же было почти всегда ясным, и звезды могли всегда направлять путешественника к его местоназначению. (Учитель открывает слайды с фотографиями учёных, внёсших большой вклад в развитие астрономии.)

 

2. Работа с текстом в технике «Инсерт».Работа в группах

-Ребята, возьмите листы с текстом. Сейчас вам необходимо будет поработать с текстом, используя технику «инсерт». Возьмите карандаши и приступайте к работе. Для выполнения этого задания вам дается 5 минут. Внимательно читайте, сведения, содержащиеся в тексте, понадобятся вам в дальнейшем для выполнения заданий.

- попробуйте описать разные виды звёзд.

Задание для 1 группы: определить виды звёзд по их температуре.

Задание для 2 группы: определить виды звёзд по их размерам.

Задание для 3 группы: рассказать о двойных звёздах и звёздах-пульсарах.

- Вообще “наряды” звезд зависят от их температуры. Красные звезды – сравнительно холодные, желтые – горячие (например, звезда Солнце). У белых звезд температура на поверхности составляет 10 тысяч градусов. Голубые звезды – самые яркие, их температура на поверхности – 30 тысяч градусов.

- Также звезды различаются и по величине. Многие звезды Вселенной гораздо больше, чем наше Солнце. Их называют голубыми гигантами. Самые крупные звезды больше Солнца в сотни раз. Звезды, уступающие по размерам Солнцу, называютсякрасными карликами, а самые маленькие – белыми карликами.

Слайд 12,13, 14, 15)(виды звёзд с описанием появляются по клику мышки)

Пульсар — это маленькая вращающаяся звезда. На поверхности звезды есть участок, который излучает пучок радиоволн. Наши радиотелескопы принимают это излучение тогда, когда источник повернут в сторону Земли. Двойная звезда – это система двух звёзд, в которой главная звезда – жёлтая, а спутник – белый или голубой

Слайд 16. Ученые подсчитали, что наша галактика “Млечный путь” состоит из 200 миллионов звезд.

Слайд 17Существуют места скопления звезд. Наиболее яркие, заметные на темном небе звезды древние ученые объединили в созвездия. Все звезды, видимые с Земли, входят в 88 таких созвездий. Каждая “звездная фигура” получила свое имя. Созвездия носят имена героев мифов и легенд, сказочных существ

- Кто может сформулировать, что такое созвездие? (Слайд 18)

3.Физкультурная минутка.

«Полёт на луну».

Полетели на Луну – (Встать возле парты.)
Руку в сторону одну. (Правую руку поднять в сторону.)
А вторую вверх подняли, (Левую руку – вверх.)
Словно крылья замахали. (Обе руки – в стороны, махи руками 6-8 раз.)
Подскочили высоко – (Прыгнуть как можно выше вверх.)
Вот Луна, недалеко!
Потянулись – вот она! (Встать на месте, руки вверх, потянуться).
На ладонях вся ЛУНА! (Сложить ладони в форме чаши.)
 

VI. Практическая деятельность(первичное закрепление)

1.Работа в группах . Работа по атласу-определителю (с.210, 6 абзац)

Составление Кластера «Как наблюдать звездное небо»

- Посмотрите на знак, который у меня в руках. Найдите конверт с таким же значком, достаньте задание. Вам необходимо прочитать 6 абзац в атласе на стр. 210 и составить Кластер на тему «Как наблюдать звездное небо». Приступайте. На выполнение задания вам дается 3 минуты.(Слайд 19)

- Посмотрите, на что похож ваш кластер?

-Правильно. Кластер похож на созвездие.

2. Работа в группах  по атласу – определителю

- Найдите в атласе-определителе созвездие, в виде которого получился ваш кластер. (Касиопея)(Слайд 20)

-Что вы можете рассказать об этом созвездии?

-Спасибо.

3. Работа в парах. Работа с текстом

- - Сейчас мы с вами совершим путешествие по Зодиаку.

- Что такое Зодиак? (Ученики находят ответ в тексте на листах.)(Слайд 21)

Наблюдая за Солнцем, люди заметили, что оно движется по определенному пути – поясу, который назвали “Зодиак”.Зодиак – участок неба, по которому Солнце совершает свое видимое годовое движение, проходя через 12 созвездий.  Созвездия Зодиака одни из самых древних. Пояс Зодиака разбит на 12 созвездий, ведь число 12 было священным у разных народов: у греков было 12 богов олимпийцев, герои и полубоги совершали по 12 подвигов. Давайте проследим путь солнца, узнаем, как называется каждое созвездие и как его люди представляли себе в древности. (Ученики называют созвездия по порядку.)

- А кто знает, сколько всего созвездий в Зодиаке?(Слайд 22)

 Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы. В каждом из этих созвездий Солнце бывает примерно месяц

4. Работа в группах. Защита мини-проектов

- Астрологи, наблюдая за движением планет, считают, что планеты влияют на характер людей, родившимся под определённым знаком зодиака. Также астрологи составляют предсказания, то есть гороскопы для каждого знака Зодиака. Но в них изображают знаки зодиака не в виде рисованных образов, а в виде графических символов.

-Кто-нибудь из вас знает, что такое гороскоп?

-Гороскоп - это таблица взаимного расположения планет и звёзд, служит для предсказания судьбы.

-Гороскоп делается на каждый знак зодиака.

-Кто знает свой знак зодиака, поднимите руки.

- В ходе изучения раздела, посвященного астрологии, вы готовили мини-проекты по зодиакальным созвездиям. Но сегодня в рамках урока мы сможем познакомиться лишь с некоторыми из них. Но не расстраивайтесь, ваша работа не останется без внимания. Защиту проектов мы продолжим на занятиях внеурочной деятельности.

- Назовите, какие же знаки представлены в ваших группах. (Козерог- Вероника, Рыбы – Настя М., Близнецы—Оксана, Весы- Саша Сизова)

- Оцените защиту проекта! (Знаками)

VII. Выставление отметок за урок

VIII. Рефлексия.

 - Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомились с картой звездного неба.

-Сейчас я предлагаю вам составить звездную карту нашего урока.

- Оцените свою работу на уроке и прикрепите звездочку.

Желтая- было легко и интересно

Голубая – было сложно, но интересно

Красная – было трудно, не интересно

IX.Домашнее задание

- Посмотрите на нашу карту. Звезды сложились в причудливые формы. Что же у нас получилось?

- Ребята, сейчас представители ваших групп вытянут карточку с изображением созвездия. Это и будет вашим домашним заданием- подготовить рассказ о данном созвездии

X. Итог урока

 - -Ребята, я вам хочу сказать, что сегодня на уроке вы блистали как звезды. Одни были яркими, другие мерцали чуть скромнее. Благодарю вас за работу, творчество и сотрудничество. Отдыхайте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" 3 класс

Конспект урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" 3 класс , автор учебника Плешаков А.А. УМК "Школа России"...

Конспект урока окружающего мира по теме "Самый маленький материк. Природа Австралии", 4 класс по Занкову

Тип урока: урок открытия нового знанияЦель урока: расширить представление об освоении мира и открытии новых земель, показать необычность растительного и животного мира Австралии.Предполагаемый результ...

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Неживая и живая природа" 2 класс

Материал расчитан для обучающихся 2 класса УМК "Школа России". Урок соответствует  требованиям ФГОС. В технологической карте прописаны планируемые УУД. В течении урока обучающиеся сами формулирую...

Открытый урок по окружающему миру 4 класс Звездное небо - Великая книга Природы

Звездное небо - Великая книга ПриродыЦели: сформировать представление о звездах, познакомить с созвездиями как участками звездного неба; учить находить со­звездия на звездной карте и в ночном небе...