Урок окружающего мира в 4 классе "Звездное небо - великая книга природы"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Цветкова Светлана Ромальдовна

Открытый урок в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvezdnoe_nebo_-_velikaya_kniga_prirody.docx135.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Звездное небо – великая книга природы

 Цели урока: способствовать обогащению  представлений учащихся о звездах, созвездиях.

Задачи:

 Образовательные: дать учащимся представление о звездах, познакомить с созвездиями как участками звездного неба.

Развивающие: содействовать развитию познавательной активности, формированию умения выделять главное из информации учителя и  учебника; формированию способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации; умения делать сравнение, обобщение, выводы; умения работать и взаимодействовать в парах.

Воспитательные: способствовать расширению  кругозора учащихся, развивать желание познавать новое.

Оборудование:  компьютер,

                             мультимедийный проектор,

                             презентация к уроку,

                             учебник «Окружающий мир», 4 класс, 1 часть, авт. А.А.Плешаков

                             атлас-определитель «От земли до неба», авт. А.А.Плешаков

                             толковый словарь С.И.Ожегова

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Сообщение темы и целей урока Слайд 1 (пустой)

- Ребята, я вас приглашаю вас совершить космическое путешествие.

- А какую большую тему мы с вами изучаем? (Земля и человечество)

- Сегодня мы узнаем много нового о звездах, о созвездиях.

Тема нашего урока: «Звездное небо – великая книга природы».

Кто сумеет ее прочесть, перед тем откроются несметные сокровища окружающего нас Космоса. Слайд 2 (Прочитайте эпиграф про себя, читаем вслух)

-  Ребята, и в конце урока вы попробуете ответить на вопрос: почему звездное небо – великая книга природы и какие сокровища там спрятаны?

- Чтобы достигнуть целей, мы переместимся из нашего класса в космос.

 - А когда мы говорим о космосе, что вы представляете? (ответы детей) Слайд 3

- Это огромное пространство без конца и края, которое окружает нашу планету. В этом пространстве движутся огромные звездные скопления, вокруг них движутся планеты.

- Ребята, а какие планеты вам известны? (ответы)

- Сколько их? (9)

- Что образуют между собой эти планеты? (Солнечную систему)

- А мы живем на какой планете? (Земля)

- Как выдумаете, а из космоса видна наша планета? (голубой шар) Слайд 4(Земля из космоса)

- Я – капитан на космическом корабле. И как у каждого капитана, у меня есть помощники, которые будут помогать на уроке.

- Прошу всех надеть воображаемые «скафандры» космонавтов. Пристегнуть «ремни».

- Во время перемещения в пространстве дышим спокойно и ровно. Закрыли глаза.

 5, 4, 3, 2, 1… пуск. Открываем глаза, глубокий вдох и выдох. Ну, вот мы с вами оказались в космосе.

- Что нас окружает? (ответы детей) Слайд 5 (звездное небо)

III. Проверка домашнего задания

- Чтобы дальше двигаться и узнать что-то новое, мы должны вспомнить, что изучали на прошлом уроке.

- На дом было задано подготовить краткое сообщение о любой планете Солнечной системы.

(заслушиваются сообщения детей, 3-4 человека) Слайды 6, 7, 8, 9

Меркурий

Венера

Марс

Юпитер

- Некоторым ребятам я дам карточки трех цветов: желтая – простой уровень (на оценку «3»); зеленая – средний уровень (на оценку «4») и красная – сложный уровень (на оценку «5»). Выберите одну любую карточку и выполните задания. Подпишите и сдайте, когда выполните.

Слайд 10 (звездное небо)

IV. Изучение нового материала

- Сегодня мы узнаем, какими могут быть звезды, а поможет нам ученый, который изучает небесные объекты. Кто это? (Астроном)

- А какие небесные объекты изучает астроном? (звезды, планеты, спутники, кометы)

- Ребята, с помощью какого прибора он их изучает? (телескоп)

- Ребята, кто знает имя первого астронома, использовавшего в своих исследованиях телескоп?

Слайд 11

-  Совершенно верно. Галилео Галилей – великий  итальянский ученый, который сделал много открытий:  пятна на Солнце, четыре спутника Юпитера и многое другое.

- Звездное небо, какое огромное количество звезд, и какие они разные! Когда можно увидеть звезды на небе? (ночью,  на безоблачном небе) Слайд 12

- А что же такое звезда? (небесное тело)

- Прочитайте, что написано в толковом словаре о звезде.

(Звезда – небесное тело (раскаленный газовый шар), ночью видимое как светящаяся точка).

- Ребята, а как вы думаете, почему звезды светятся? (Звезды светятся, потому что они горячие)

- С Земли звезды кажутся нам маленькими точками, а на самом деле они разные не только по размеру, но и по цвету.

- От чего зависит цвет звезд? (от температуры) Слайд 13

- Красные – сравнительно холодные, желтые – горячие, есть белые звезды, голубые – они самые горячие, потому и самые яркие.

- Приведите пример желтой звезды (Солнце)

- Что мы знаем о Солнце? (ответы детей)

- Молодцы!

Слайд 14

- Встречаются звезды гиганты и карлики. Звезда-гигант имеет низкую температуру поверхности (около 5000), а карлики более высокую температуру.

- Как вы думаете, Солнце – звезда-карлик или звезда-гигант? (ответы детей)

- Солнце относится к нормальным звездам, но еще его называют  желтым карликом.

- Существуют еще  двойные звезды. Слайд 15

- Как вы думаете, почему их так назвали? (Ответы)

- Это   группы из двух звезд, в которых звезды удерживаются близко друг к другу благодаря взаимному притяжению согласно закону всемирного тяготения. Главная звезда – желтая, а спутник – белая или голубая звезда. Слайд 16

- Звездное небо – небольшая часть безграничного космоса. Земляне всех поколений всегда смотрели на него с любопытством и тревогой.

- Как вы думаете, почему: с любопытством и в то же время с тревогой? (ответы детей)

- Так выглядит  «Млечный путь». Слайд 17

- Гигантская звёздная система, в которой находится Солнечная система, а также огромное количество звёзд.

- Как вы думаете, сколько звезд может находиться в Млечном пути? (ответы детей)

- Она состоит из 200 миллиардов звезд!

Помощник капитана (подготовленный ребенок)

- Название  «Млечный Путь» или по-другому Галактика происходит от греческого слова и обозначает молоко. Согласно древнегреческой легенде, Зевс решил сделать своего сына Геракла бессмертным, и для этого подложил его спящей жене Гере, чтобы Геракл выпил божественного молока. Гера, проснувшись, увидела, что кормит не своего ребёнка, и оттолкнула его от себя. Брызнувшая из груди богини струя молока превратилась в Млечный Путь.        

Слайд 18 (скопление звезд)

- А что можно сказать о расположении звезд? (ответы детей)

-  Посмотрите на экран. Что вы видите?

- Вы верно заметили, что существуют места скопления звезд. Люди разделили небо на 88 участков. Эти участки назвали созвездиями и дали этим «звездным фигурам» имена героев мифов и легенд, сказочных существ.

- Вот послушайте одну легенду. Подумайте, о каком созвездии идет речь.

Помощник капитана

- Жила прелестная богиня охоты. Любила она танцевать и наряжаться при этом в шкуру медведя. У нее были подруги. Одна из них нарушила клятву, и тогда богиня охоты превратила ее в медведицу. Охотник хотел убить медведицу, но за нее вступился самый главный бог Зевс: взял ее за хвост и закинул на небо. Так как медведица была тяжелая, то хвост вытянулся.

- О каком созвездии была легенда? (Большая медведица)

- А на что похоже это созвездие? (ковш) Слайд 19

- А кто-нибудь из вас видел на небе это созвездие?

- А кто знает, какое созвездие находится рядом с созвездием Большая медведица? (Малая медведица) Слайд 20

- Какая яркая звезда находится в созвездии Малая медведица? (Полярная звезда)

- На какую сторону горизонта указывает Полярная звезда? (Север)

- Кому она помогает? (морякам, путешественникам)

- Как помогает?

- Находится на конце ручки ковша.

- Ребята, а какие созвездия вам еще известны? (Ответы детей)

- А вы знаете, кто вы по знаку зодиака? (Ответы)

- Знаки зодиака – это тоже созвездия. Слайд 21

- Зодиа́к (зодиакальный круг). Начальной точкой зодиакального круга принято считать точку весеннего равноденствия.

- Кто помнит, когда день весеннего равноденствия? (21 марта)

- Что происходит в эти сутки? (день равен ночи)

- Именно от этого дня и идет отсчет зодиака.

- Поэтому первым знаком идет Овен. Овнами являются те люди, которые рождены в период с 21 марта по 19 апреля.

- На сколько частей делится зодиакальный круг?

- Зодиакальный круг делится на 12 равных частей, каждая обозначается знаком зодиака, символом соответствующего зодиакального созвездия. 

- Отстегните ремни – пора выполнить разминку космонавта

V. Физкультминутка   Слайд 22 (пустой)

Над Землёю ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звёзды:
Рядом кажутся они.
Можно взять перо Павлина,
Тронуть стрелки на Часах,
Покататься на Дельфине,
Покачаться на Весах.
Над Землёю ночью поздней,
Если бросить в небо взгляд,
Ты увидишь, словно гроздья,
Там созвездия висят.

Руки вверх, в стороны вниз
потянулись руки вверх
руки в кулачки сжимать
Руки перед глазами
ноги вместе, руки вверх, покачаться
наклон вниз, руки машут тик-так
присесть руки вперед
Ноги на ширине плеч, руки в стороны покачаться
руки вниз, поднять голову вверх

потянулись вверх, руки вверх
Руками берем созвездия

Этап продолжения работы над новым материалом.        

- Посмотрите на экран: вот еще некоторые созвездия.

- В каждом созвездии есть более яркая звезда, которая выделяется из всех. У этой звезды есть свое имя.

(Просмотр слайдов с комментированием) Слайд 23

- Созвездие Орион,  выше созвездие Телец, здесь скопление звёзд - Плеяды.  

- Проверьте зоркость вашего зрения: сколько звезд вы отчетливо различаете в Плеядах? (Если шесть  — у вас отличное зрение)

Слайд 24

- Посмотрим на  созвездие Большой Пёс.  Немногие знают, что всеми любимое слово «каникулы» произошло от  латинского слова «каникула», или «собачка».

- Какая звезда в созвездии самая яркая? (Сириус)

- Ребята,  Сириус - самая яркая звезда всего звездного неба.

Слайд 25

- Созвездие Волопас. Волопас – землепашец, погоняющий 7 впряженных в плуг волов (7 звезд Большой Медведицы), или охотник, преследующий ее. Яркая звезда Арктур означает «сторож медведя». Это созвездие видно на всей территории России.

Слайд 26 (звездное небо)

- Ребята, конечно, это далеко не все созвездия, но если вы некоторые сможете  отыскать на небе, значит уже хорошо.

- А давайте составим памятку «Как наблюдать звезды» (дети называют)

- Откройте учебники на стр. 17  и прочитайте про себя  «Как наблюдать звездное небо?» (Чтение про себя)

Чтение вслух Памятки

VI. Закрепление изученного материала

- Ребята, я хочу проверить, как вы запомнили созвездия и яркие звезды. Вам дана карточка, на которой изображены созвездия и обозначены самые яркие звезды этих созвездий.

- Как называются эти созвездия и звезды?

 

- Поднимите руки, кто выполнил задание. Молодцы!

Слайд 27

- Смотрим на экран и проверяем. У кого так же ставьте себе пятерки!

- Теперь на второй карточке небольшой тест. Подчеркните правильный ответ.

- Поднимите руки: кто справился с заданием!

- Поменяйтесь карточками с соседом. Проверяем по экрану. Ставим оценки!

Слайд 28

- Поднимите руки: кто выполнил задание без ошибок?

- Молодцы!

VII. Итог урока:

Слайд29 тема урока

- Ребята, в начале урока я задала вопрос, на который мы сейчас попробуем ответить. Вопрос: почему звездное небо – великая книга природы, и какие сокровища там спрятаны?

- Прочитайте,  какой ответ дан на этот вопрос в учебнике. Прочитайте про себя, на с.21.

- Читаем вслух.

- Ребята, наше путешествие подходит к концу. Оно было очень насыщенным и интересным.

- Что нового вы узнали?

- Отстегнули ремни.

VII. Домашнее задание

- Найдите в энциклопедии или атласе-определителе созвездие - ваш знак зодиака и нарисуйте в тетради. Найдите легенду об этом знаке и подготовьте сообщение

Приложение 1

Проверка домашнего задания

Желтая карточка (легкий уровень) на оценку «3»

Планеты Солнечной системы

1.Планеты Солнечной системы изучают:

а) географы;                       б) химики;                  в) астрономы.

2.Вокруг Солнца вращаются планеты. Их…

а) 7;                   б) 9;                         в) 11

3.Плутон – это…

а) самая большая планета Солнечной системы;     б) самая маленькая планета Солнечной системы;

                                                      в) планета, равная по величине планете Земля.

4.Относительно Солнца планеты расположены так:

а) Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Плутон, Сатурн, Уран, Юпитер;

б) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Нептун, Плутон, Сатурн, Юпитер, Уран;

в) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

5.Есть ли у Земли естественные спутники?

А) есть, один;                        б) нет;                  в) есть, два.

_____________________________________________________________________________________

Зеленая карточка (средний уровень) на оценку «4»

Угадай планету

  1. На этой планете такая жара, что там оказаться опасно, друзья ________________________
  2. Эту планету холод сковал, теплом ее солнечный луч не достал _______________________
  3. Эта планета гордится собой, поскольку считается самой большой! ____________________
  4. Природа ее красотой наградила, и жизнь нам планета эта подарила ___________________
  5. А что за планета зеленого цвета? Имя морского царя ей дано, об этом известно людям давно __________________

_____________________________________________________________________________________

Красная карточка (повышенная сложность: на оценку «5»)

  1. Какова величина Солнца? _______________________________________________________
  2. Почему Луна светится? _________________________________________________________
  3. Сколько спутников у Марса? ____________________________________________________
  4. Из чего состоят кольца Сатурна? _________________________________________________
  5. Почему Нептун зеленый? ________________________________________________________

Приложение 2

Закрепление изученного материала

  1. Определи созвездия и звезды

  1. Тест
  1. Ученый, который изучает небесные тела?

а) географ;                           б) астроном;                        в) историк.

  1. Звезда – это…

а) газовый шар;               б) планета;                в) каменные глыбы

  1. Назовите самую яркую звезду всего звездного неба?

А)  Полярная звезда;                  б) Сириус;                   в) Арктур

  1. Галактика, в которой мы живем, называется…

А) туманность Андромеды;         б) Млечный путь.

  1. Полярная звезда всегда находится на …

А) юге;              б) севере;              в) западе;                    г) востоке.

Туманность Андромеды – ближайшая к Млечному пути Галактика

Приложение3

                                                                                                           Закладка-звезда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру 4 класс Звездное небо - Великая книга Природы

Звездное небо - Великая книга ПриродыЦели: сформировать представление о звездах, познакомить с созвездиями как участками звездного неба; учить находить со­звездия на звездной карте и в ночном небе...

Конспект урока по окружающему миру, 4 класс "Звёздное небо-великая книга природы "

Данный материал предназначен для учителей начальных классов в помощь при проведении урока по окружающему миру "Звёздное небо - великая книга природы ", УМК "Школа России" Плешаков ...

Конспект урока по окружающему миру по теме -Звездное небо - Великая книга Природы

Конспект урока по окружающему миру по теме -Звездное небо - Великая книга Природы (4 класс)...

Урок окружающего мира 4 класс Звездное небо-великая книга природы

Конспект урока разработан в соответствии с ФГОС НОО. В конспекте представлены новые образовательные технологии, формы и методы....

Технологическая карта урока окружающего мира " Звездное небо - Великая Книга Природы" ( 3 класс) , УМК "Школа России"

Цель урока: формирование у обучающихся представления о звездах, созвездиях как участками звездного неба.Задачи урока:Дидактические:1.Дать представление о звездах и созвездиях.2.Познакомить обучающихся...

Технологическая карта урока по окружающему миру, УМК "Школа России", 3 класс, тема: "Звёздное небо – Великая книга Природы"

Цель урока: формирование у обучающихся представления о звёздах, созвездиях как участков звёздного небаЗадачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с правилами наблюдения звёздного неба, ...