Конспект урока "Домашние опасности" ("Школа России, 2 класс")
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Чиркова Анастасия Сергеевна

Цели деятельности учителя:

        - формирование знаний учащихся о домашних опасностях,  изучение правил техники безопасности, формирование мотивов к безопасному поведению в доме.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 13 февраля 2018г., вторник

Школа: МАОУ СОШ №148

Класс: 2 «г»

Кабинет: 203

Время: 17:10-17:50

ФИО учителя: Симинихина Ю.А.

ФИ студента: Гурьянова А.

ФИО методиста: Кемм О.А.

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема: «Домашние опасности»

Цели деятельности учителя:

- формирование знаний учащихся о домашних опасностях, изучение правил техники безопасности, формирование мотивов к безопасному поведению в доме.

        

Планируемые  результаты

Предметные:

  • осознавать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в быту;
  • уметь объяснять потенциальную опасность бытовых предметов.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование: программа: учебник: Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс (2 часть, «Школа России»), рабочие тетради, презентация.

№ п/п

ЭТАПЫ УРОКА

Методы и приемы

Хронометраж

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ФОРМИРУЕМЫЕ

УУД


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1.

Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

2 мин

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

- Меня зовут Анастасия Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

- Чтобы хорошо учиться,

Нужно каждый день трудиться.

С ленью нам не по пути,

К знаньям будем мы идти.

- Ребята, давайте настроимся на хорошую  работу.

Приветствуют учителя

Слушают учителя

Показывают готовность к уроку

Р: выработка учебной мотивации, установление  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

2.

Актуализация знаний и мотивация

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

Наглядный: демонстрация

Словесный: слово учителя

3 мин

- Вспомните, какую тему вы изучали на прошлом уроке?

- Какие вы знаете сигналы светофора?

- А что они обозначают?

- А сейчас давайте выполним небольшой тест.

1. Куда нужно смотреть, когда переходишь улицу?

А) сначала налево, а посередине дороги направо;

Б) сначала направо, а посередине дороги налево;

В) сначала осмотреть всю дорогу, затем посмотреть налево, а посередине дороги – направо.

2. Что означает красный сигнал светофора?

А) «Внимание!»;

Б) «Светофор сломан»;

В) «Движение запрещено».

- Ребята, повторив правила дорожного движения, мы будем чувствовать себя в большей безопасности на улицах нашего города.

- На прошлом уроке мы изучали тему: «Берегись автомобиля».

- Я знаю красный, жёлтый и зелёный сигналы светофора.

- Красный цвет хорошо виден и днём и ночью. Это тревожный цвет, он напоминает нам об опасности.  Жёлтый – это цвет предупреждения. Зелёный цвет – можно переходить дорогу.

Выполняют задание

- Правильный ответ под буквой В.

- Правильный ответ под буквой В.

Слушают учителя

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

П: анализ объектов с целью выделения признаков

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: выдвижение гипотез и их обоснование

3.

Постановка учебной задачи

Практический: выполнение упражнения

Наглядный: демонстрация

Словесный:

учебный диалог

Наглядный: демонстрация

Словесный: учебный диалог

3 мин

- А сейчас послушайте внимательно загадку и назовите мне отгадку:

Окна, крыша, дверь, труба.

Все вы входите туда (дом).

- Совершенно верно, это дом.

- Ребята, расшифруйте слово.

Анаграмма: ПСНОТИОАС.

- Мы говорим о том, что дома мы себя будем чувствовать в полной безопасности, а у нас получилось слово ОПАСНОСТЬ.

- Можно ли, находясь дома, чувствовать себя в полной безопасности?

- А почему?

- Совершенно верно, дома нас подстерегают домашние опасности.

- Догадались, какая тема нашего урока?

- Конечно, тема нашего урока «Домашние опасности».  

- Мы повторяли опасности на дорогах, а сегодня вы узнаете, какие опасности подстерегают нас дома.

- Какие цели мы поставим перед собой на этот урок? 

- Совершенно верно.

Слушают загадку

- Я думаю, это дом.

- У меня получилось слово «опасности».

Слушают учителя

- Я думаю, что нельзя чувствовать себя в полной безопасности, находясь дома.

- Потому что дома нас подстерегают домашние опасности.

- Тема нашего урока «Домашние опасности».

Слушают учителя

- Мы узнаем основные правила безопасного поведения в быту, будем учиться предвидеть опасную ситуацию и не допускать её.

П: выдвижение гипотез и их обоснование

П: построение логической цепочки рассуждений

Р: целеполагание

Р: планирование

4.

Открытие детьми нового знания

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Наглядный: демонстрация

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Словесный: слово учителя

Наглядный: демонстрация

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

Словесный: слово учителя

Словесный: слово учителя

Словесный: слово учителя

Словесный: слово учителя

Словесный: слово учителя

Динамическая пауза

Практический: выполнение физических упражнений

10 мин

2 мин

- Я предлагаю вам совершить путешествие по квартире.

- Давайте будем переходить из одного помещения в другое и смотреть вокруг себя.

- Отгадайте загадку:

Видит пламя народ,

А тушить не идёт.

- С помощью чего зажигают плиту и печку?

- А где должны храниться спички?

- Мы с вами на кухне. Какие ещё предметы в этом помещении опасны?

- Все эти приборы электрические. Чем они опасны?

- Чем опасны сковорода и ковш?

- А ещё, чтобы не обжечься, нужно обязательно взять кухонное полотенце или специальную рукавичку.

- Чем опасны ножи, вилки, ножницы? Как их надо ставить?

- А вот уксус. В малых количествах его добавляют для консервирования овощей. А в больших количествах это вещество опасно для здоровья. Чаще всего попадание уксуса в большом количестве в организм ведёт к отравлению, а бывает, и к смерти. Брать его нельзя.

- Чаще всего именно на кухне находится медицинская аптечка. Там лежат лекарства. Как надо пользоваться лекарствами?

- Лекарства должны брать только взрослые. Они покупают то, что выписывает врач. Лекарствами можно смертельно отравиться. Даже обычные витамины будут вредить здоровью, если их есть в неограниченном количестве.
- А теперь пройдем в ванную комнату. Мы видим стиральный порошок, средство для чистки сантехники, различные моющие средства.

- Какую опасность они могут представлять?  

- Пройдем в комнату. Что здесь представляет опасность?

- Какие вы знаете правила обращения с ними?

- Хочешь влезть на стул или табурет, проверь, устойчив ли он, иначе можно упасть.

- Отгадайте загадку:

Я из дома на порог
Лишь один шагнул шажок,
Нет пути передо мной.

Я и дома - и не дома, 
Между небом и землей.
Отгадайте-ка друзья,
Где же я?

- Совершенно верно, в многоэтажных домах есть балконы. Как надо вести себя на балконе?

- На какие группы можно разделить все домашние опасности?

- Ребята, а теперь давайте сформулируем правила безопасности дома.

1) Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.

Дом в порядке содержи,

вилки, ножницы, ножи,
И иголки, и булавки

ты на место положи!
2) Не засовывай руку в стиральную машину во время работы. Руку может затянуть внутрь и искалечить. Ни в коем случае не открывай дверцу. Можно  ошпариться кипятком.

Не суй в розетку пальчик - ни девочка, ни мальчик!
Прочь от машины руки, когда стираешь брюки!
3. Уходя из дома и даже из комнаты, обязательно выключи телевизор, магнитофон, утюг и другие электроприборы.

Прежде чем пойдёте на свидание,

Чтобы навестить своих подруг,

Сделайте домашнее задание

И не забудьте выключить утюг!

4. Не тяни за электрический провод руками.

5. Ни в коем случае не подходи к оголённым проводам и не дотрагивайся до них.

6. Ни в коем случае не пробуй никакие лекарства. Во-первых, это невкусно, а во-вторых, лекарство может оказаться ядом, если принимать его не по назначению.

Химикаты - это яд, и не только для ребят!
Аккуратней надо быть, чтоб себя не отравить!

- Молодцы!

- Сейчас мы  с вами немного отдохнём. Встаём все.

На болоте две подружки, (основная стойка)

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались, (имитируют процесс умывания)

Полотенцем растирались. (имитируют процесс растирания — правую и левую руки согнуть в локтях и отвести слегка назад (за спину))

Ножками топали, (ходьба на месте)

Ручками хлопали. (дети хлопают в ладоши)

Вправо, влево наклонялись. (наклон вправо, наклон влево)

И обратно возвращались.

И тихонечко сели на свои места.

Слушают учителя

Выполняют задание

- Я думаю, это газовая плита.

- С помощью спичек.

- В недоступном для детей месте.

Отвечают на вопрос

- Опасными приборами на кухне являются: чайник, мясорубка, соковыжималка, кофемолка, микроволновая печь, мультиварка и т.д.

- Электрические приборы очень опасны, их нельзя трогать мокрыми руками, нельзя засовывать пальцы в крутящиеся детали и нужно вовремя выключать из розетки

- На плите их длинные ручки слишком выступают, ручки надо повернуть так, чтобы не опрокинуть сковороду и ковш.

- Ими можно пораниться, поэтому ставить их надо ручками вверх, а лезвиями вниз.

- Нельзя брать лекарства без разрешения взрослых.

Слушают учителя

Слушают учителя

- Эти средства могут вызвать аллергию, отравление, ожог кожи. Их трогать нельзя!

- В комнате есть различные электрические приборы.

- Надо вовремя выключать их из розетки и не допустить пожара, не совать пальцы в розетку.

Выполняют задание

Слушают загадку

- Я думаю, это балкон.

- Нельзя свешиваться с балкона и высовываться из окна, иначе можно упасть вниз.

- Я бы разделил домашние опасности на три группы: острые вещи и предметы, электроприборы и предметы бытовой химии.

Формулируют правила вместе с учителем

Слушают учителя

Формулируют правила вместе с учителем

Слушают учителя

Формулируют правила вместе с учителем

Слушают учителя

Формулируют правила вместе с учителем

Слушают учителя

Формулируют правила вместе с учителем

Слушают учителя

Выполняют задание

Выполняют физические упражнения

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: построение логической цепочки рассуждений

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: построение логической цепочки рассуждений

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: выдвижение гипотез и их обоснование

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: построение логической цепочки рассуждений

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

5.

Первичное закрепление

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

5 мин

- А сейчас давайте выполним задание № 2 в рабочей тетради.

- Это задание придумал для вас очень наблюдательный пёс Рыжик.

- Давайте посмотрим и определим, на каких рисунках предметы поставлены правильно, а на каких нет? Неправильное зачеркните красным карандашом. Объясните своё решение устно.

Выполняют задание

Слушают учителя

- На первом нижнем рисунке предметы поставлены правильно. Мы говорили, что острые предметы должны стоять вниз лезвиями. На втором верхнем предметы поставлены правильно.

Сковородка и ковш должны стоять так, чтобы их длинные ручки не мешали, иначе их можно опрокинуть и обжечься. А шнур от утюга не должен свисать с гладильной доски. Его случайно можно задеть и он упадёт.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: доказательство

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: слово учителя

Практический: выполнение упражнения

5 мин

- А сейчас вы поработаете самостоятельно.

- Открывайте упр. 1 на стр. 12.

- Вам необходимо соединить линиями предметы и опасности, которые они могут принести.

- Кому не понятно задание?

- Приступайте к работе.

- Заканчиваем. А теперь проведите взаимную проверку работы с соседом по парте.

- Молодцы!

Слушают учителя

Выполняют задание

 

- Нам понятно задание

Выполняют задание

Проводят взаимную проверку

П: самостоятельное создание способов решения проблем

К: управление поведением партнёра

7.

Включение в систему знаний, повторение

Практический: выполнение упражнения

Наглядный: демонстрация

 

Словесный: учебный диалог

5 мин

- Закончите предложения.

  • В жилом помещении опасными могут быть…
  • При включении и выключении электроприборов, надо…
  • Выходя из дома, надо…
  • К  оголённым электрическим проводам…
  • Принимай лекарства…
  • На балконе…

- А сейчас ответьте мне, пожалуйста, на вопросы.

1. Какую опасность представляют окно и балкон?

2. Как нужно обращаться с электроприборами?

3. Как избежать ожогов?

4. Как обращаться с домашней аптечкой?

5.  Почему утюг надо брать только за ручку?

6. Какое вещество на кухне очень опасно?

Выполняют задание

Отвечают на вопросы

 - В жилом помещении опасными могут быть острые предметы, электроприборы и бытовая химия.

- При включении и выключении электроприборов, надо браться за вилку, а не за провод.

- Выходя из дома, надо выключать все электроприборы из розеток.

- К оголённым электрическим проводам нельзя подходить и тем более трогать их.

- Принимай лекарства только по назначению врача или под контролем родителей.

- На балконе нельзя свешиваться с балкона и высовываться из окна, иначе можно упасть вниз.

1. На балконе нельзя свешиваться с балкона и высовываться из окна, иначе можно упасть вниз.

2. Надо вовремя выключать их из розетки и не допустить пожара, не совать пальцы в розетку.

3. Быть аккуратным. Не прикасаться к горячим предметам, не трогать оголённые провода, не совать пальцы в розетку.

4. Использовать лекарства из аптечки только по назначению врача или под контролем родителей.

5. Утюг можно брать только за ручку, потому что вся остальная его часть может быть очень горячей.

6. На кухне очень опасен уксус, он может вызвать отравление.  

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: выстраивание  логической цепочки рассуждений, доказательство

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

8.

Рефлексия деятельности

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог 

Практический: выполнение задания

Наглядный: демонстрация

Словесный: учебный диалог

5 мин

- А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание. Дома вы придумаете и нарисуете 2-3 условных знака для домашних опасностей. Задание будете выполнять на листочках формата А4.

- Кому не понятно задание?

- Итак, подведем итоги нашей работы на уроке.

- Над какой темой мы работали?

- А были ли достигнуты цели, которые мы ставили перед собой в начале урока?

- Какое задание вызвало затруднение, какое вам больше понравилось?  

- А сейчас давайте выставим отметки за урок. Подсчитайте, пожалуйста, свои жетоны и назовите мне свою фамилию и  количество.

- Ребята, перед вами фразы, которые вам необходимо дополнить.

  • Сегодня я узнал…
  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Было интересно узнать, что…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось...

– Вы сегодня замечательно потрудились.

– Какое настроение у вас в конце урока?

– Я рада, что в классе сегодня царила рабочая атмосфера, вы были активны и усидчивы.

Записывают домашнее задание

- Мы работали над темой: «Домашние опасности».

Выполняют задание

Дополняют фразы

Отвечают на вопросы

Р: оценка

Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

1. Куда нужно смотреть, когда переходишь улицу? А) сначала налево, а посередине дороги направо; Б) сначала направо, а посередине дороги налево; В) сначала осмотреть всю дорогу, затем посмотреть налево, а посередине дороги – направо.

Слайд 3

1. Куда нужно смотреть, когда переходишь улицу? А) сначала налево, а посередине дороги направо; Б) сначала направо, а посередине дороги налево; В) сначала осмотреть всю дорогу, затем посмотреть налево, а посередине дороги – направо.

Слайд 4

2. Что означает красный сигнал светофора? А) «Внимание!»; Б) «Светофор сломан»; В ) «Движение запрещено».

Слайд 5

2. Что означает красный сигнал светофора? А) «Внимание!»; Б) «Светофор сломан»; В ) «Движение запрещено».

Слайд 6

ПСНОТИОАС

Слайд 7

ОПАСНОСТИ

Слайд 8

Тема урока

Слайд 9

Тема урока: «Домашние опасности »

Слайд 13

Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Не засовывай руку в стиральную машину во время работы. Уходя из дома и даже из комнаты, обязательно выключи телевизор, магнитофон, утюг и другие электроприборы. Не тяни за электрический провод руками. Ни в коем случае не подходи к оголённым проводам и не дотрагивайся до них. Ни в коем случае не пробуй никакие лекарства.

Слайд 15

В жилом помещении опасными могут быть… При включении и выключении электроприборов, надо… Выходя из дома, надо… К оголённым электрическим проводам… Принимай лекарства… На балконе…

Слайд 16

Придумать и нарисовать 3 условных знака для домашних опасностей на листах формата А4.

Слайд 17

Сегодня я узнал… Было трудно… Я понял, что… Я научился… Я смог… Было интересно узнать, что…



Предварительный просмотр:

Правила  безопасности и  поведения

Не трогай спички

C:\Users\Алексей и Наталья\Downloads\памятка3.jpg

Не суйте пальцы в розетку

C:\Users\Алексей и Наталья\Downloads\памятка3.jpg

Не суйте ничего в розетку

C:\Users\Алексей и Наталья\Downloads\памятка3.jpg

Не забывайте выключать воду

C:\Users\Алексей и Наталья\Downloads\памятка3.jpg

Осторожно, кипяток

C:\Users\Алексей и Наталья\Downloads\памятка3.jpg

Не играйте с острыми предметами

C:\Users\Алексей и Наталья\Downloads\памятка3.jpg

Правила  безопасности и  поведения

Не трогай спички

C:\Users\Алексей и Наталья\Downloads\памятка3.jpg

Не суйте пальцы в розетку

C:\Users\Алексей и Наталья\Downloads\памятка3.jpg

Не суйте ничего в розетку

C:\Users\Алексей и Наталья\Downloads\памятка3.jpg

Не забывайте выключать воду

C:\Users\Алексей и Наталья\Downloads\памятка3.jpg

Осторожно, кипяток

C:\Users\Алексей и Наталья\Downloads\памятка3.jpg

Не играйте с острыми предметами

C:\Users\Алексей и Наталья\Downloads\памятка3.jpg

Правила  безопасности и  поведения

Не трогай спички

C:\Users\Алексей и Наталья\Downloads\памятка3.jpg

Не суйте пальцы в розетку

C:\Users\Алексей и Наталья\Downloads\памятка3.jpg

Не суйте ничего в розетку

C:\Users\Алексей и Наталья\Downloads\памятка3.jpg

Не забывайте выключать воду

C:\Users\Алексей и Наталья\Downloads\памятка3.jpg

Осторожно, кипяток

C:\Users\Алексей и Наталья\Downloads\памятка3.jpg

Не играйте с острыми предметами

C:\Users\Алексей и Наталья\Downloads\памятка3.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока УМК"Школа России" 3 кл тема "Доли"

изучение материала по теме "Доли,дроби" в 3 классе.Материал сложный и интересный....

План-конспект урока по окружающему миру «Что такое хвоинки?» УМК «Школа России» Класс: 1

Цель:         Познакомить учащихся с многообразием хвойных растений,  научить  по  хвое  определять  породу  дерева.        ...

План-конспект урока по математике ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ «ВВЕРХУ», «ВНИЗУ», «СЛЕВА», «СПРАВА» УМК «Школа России» Класс: 1

ЦЕЛЬ: Выяснить, на каком уровне сформированы пространственные отношения «вверху», «внизу», слева», «справа»; развивать навык определения местоположения предметов (вверх, вниз, слева, справа); про...

Слово и его значение. 4 класс. Конспект урока. УМК Школа России

Конспект урока русского языка по теме "Слово и его значение" в 4 классе....

Конспект урока по окружающему миру "Что вокруг нас может быть опасным?" Школа России 1 класс

Структура урока «Открытие нового знания» КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: Что вокруг нас может быть опасным? Цели деятельности учителя: Научить детей видеть опасность со с...