Методическая разработка по теме: "Города России"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Ильина Елена Владимировна

Окружающий мир. 2 класс. УМК "Начальная школа XXI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл goroda_rossii_1.docx422.29 КБ
Файл karta_rossii.pptx2.95 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по окружающему миру во 2 «Б» классе.

Учитель начальных классов Ильина Е.В.

Тема урока: «Города России».

Тип урока: повторение, изучение и закрепление новых знаний

Цель урока: воспитывать интерес к предмету, чувство гордости за свою Родину

Педагогические задачи:

  • Дать краткую информацию о некоторых исторических личностях и живописных достопримечательностях городов России;
  • Расширять кругозор, обогащать словарный запас учащихся.
  • Развивать умение анализировать, обобщать, находить ассоциации и пользоваться ими;
  • Развивать умение организовать себя на выполнение поставленной задачи, вести познавательную деятельность в коллективе, умение сотрудничать;
  • Продолжить развивать умение устанавливать взаимосвязи между объектами и делать выводы;
  • Развивать коммуникативные способности;
  • Воспитать гуманную, творческую личность, бережно, ответственно относящуюся к истории своей страны;
  • Воспитать чувство гордости за свою страну.

Планируемые результаты

Предметные: понимают главную мысль; работают с диалогами;

Метапредметные:

познавательные: формулируют ответы на вопросы; осознано и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; строят рассуждения; выделяют существенную информацию из текста; готовят рассказ на заданную тему.

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют своё действие.

коммуникативные: осуществляют  коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия

Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и авторитетным мнением

Образовательные ресурсы: карточки с картинками ; портреты Петра I и Ю.Долгорукова; географическая карта России; карточка-билет; приложение №1;  первая часть учебника «Окружающий мир »

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формируемые способы деятельности

1

2

3

4

I.

Мотивация к учебной деятельности: 

-Давайте поздороваемся с гостями.

Составление плана урока:

1.! (знаем)

2. ? ( проблема)

3. Х (узнали новое)

II.

 Актуализация знаний: восстановление в памяти  полученных знаний о Санкт-Петербурге и Москве.

-Мне хочется начать урок со строк из стихотворения Ю. Юдина.                                                      Зимний дворец у Невы, посмотри!
Жили когда-то в нем наши цари.
Ну, а сейчас в нём огромный музей.
Здесь – "Эрмитаж", гордость Родины всей.

  • Формируют и аргументируют своё мнение по обсуждаемой теме.
  • Умеют оформлять свою мысль в устной речи.
  • Ориентируются в своей системе знаний.
  • Делают выводы в результате работы.
  • Формируют ответы на поставленные вопросы.

- О каком городе идёт речь в этом стихотворении?

(на доске открыть табличку с надписью                   « Санкт-Петербург»)

-Что обозначает название нашего города?

-О городе Санкт-Петербурге.

-Город Святого Петра.

На доске хаотично разбросаны: фотографии с изображенными на них достопримечательностями г. С-Пб и Москвы; даты основания городов; гербы этих городов и городов «золотого кольца»; фотографии Петра I и Юрия Долгорукова.

- Выберите карточки те, которые относятся к городу   Санкт-Петербургу.

- Итак, у нас с вами получился рассказ, который мы составили по фотографиям. Назовём его фоторассказ.

Ученик работает у доски. Выставляет карточки относящиеся к  г.Санкт-Петербургу.                                                          Герб С-Пб., портрет  Петра 1, дата основания Санкт-Петербурга( 1703), «Эрмитаж», «Петропавловская крепость»,  « Памятник Воинам Интернационалистам» который находится во Фрунзенском районе, в котором мы проживаем.

- Кто готов озвучить его?

Желающий ученик озвучивает получившийся рассказ о  г.Санкт-Петербурге.                                              

-Но на доске остались карточки которые не относится к городу Санкт-Петербургу. Какому городу принадлежат оставшиеся фотографии?                                                         (на доске открыть табличку с надписью «Москва»)

- Городу Москве.

-Кто готов составить фоторассказ о городе Москве  озвучив его?

Ученик работает у доски. Выставляет и озвучивает получившийся рассказ о г. Москве.

Герб Москвы; портрет  Юрия Долгорукова; дата основания г. Москвы (1147); карточки, на которых изображены: «Красная площадь», «Третьяковская галерея» «Дом правительства».

III.

Постановка проблемы.

Открытие новых знаний.

Физминутка

-Посмотрите на доску, что изображено на картинках которые остались на доске?

-Что значит герб?

Отвечают на вопросы учителя.

-Гербы.

-Гербы являются отличительными знаками городов.

  • Формируют и аргументируют своё мнение по обсуждаемой проблеме.
  • Адекватно воспринимают  информацию, полученную из рассказа учителя.
  • Умеют оформлять свою мысль в устной речи.
  • Ориентируются в своей системе знаний.
  • Делают выводы в результате работы.
  • Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнёру.
  • Формируют ответы на вопросы.

-На доске осталось 7 гербов, которые являются отличительными знаками других городов нашей страны.

- Кто догадался, с чем мы сегодня познакомимся?

-Цель нашего путешествия?

Отвечают на вопросы учителя.

-Цель урока, знакомство с городами России.

- Теперь я вижу, что здесь настоящие патриоты своей страны собрались.

 -Ну, что вы согласны больше узнать о своей родной стране – России?

- Посмотрите, ребята на карту географического положения России. Голубой и синий цвета  на карте обозначают водное пространство - моря, океаны, реки. А другие цвета – это суша.

- Розовым цветом обозначена на карте Россия.

- Обратите внимание, что территория нашего

государства одна из самых больших. Красной линией обозначена граница страны.

- А маленькими  точками – кружочками,

а правильнее пунсонами, обозначены города.                                                                            

-Россия велика и обширна, и на её территории расположено огромное количество населённых пунктов — города и деревни, сёла и посёлки…Всего насчитывается  1114 городов.  Они так же разнообразны, как и российская природа, и среди всех этих городов и городков сложно найти два одинаковых.

 -Москва-столица России.

-Санкт-Петербург самый красивый город на территории России.

Слушают рассказ учителя.

_-Я предлагаю вам отправиться в путешествие.

-На каком транспорте можно путешествовать?

-Кто управляет этим транспортом?

-Чем полезны эти профессии для общества?

-Самолёт, поезд, корабль и т.д.

-Пилот, машинист, капитан и т.д.

-Эти профессии служат для перевозки людей.

-Для того чтобы отправиться в путешествие, нам нужно купить билет на определённую дату.

-На  партах приготовлены для вас билеты.

Мы отправляемся путешествовать сегодня, отметьте эту дату в календаре на билете.

Отвечают на вопросы учителя.

Отмечают погоду в календаре наблюдений.

-Вы все дали правильный ответ. Молодцы! Но для того чтобы взять одежду, что мы должны знать?

-Отметьте  погоду в календаре на билете.

Отвечают на вопросы учителя.

Отмечают погоду в календаре наблюдений.

Самолет

Руки ставим мы вразлет: (руки в стороны)
Появился самолет. (полетели как самолеты)
Мах крылом туда-сюда, (наклоны влево-вправо)
Делай «раз» и делай «два». (повороты влево-вправо)
Раз и два, раз и два! (хлопаем в ладоши)
Руки в стороны держите, (руки в стороны)
Друг на друга посмотрите. (повороты влево-вправо)
Раз и два, раз и два! (прыжки на месте)
Опустили руки вниз, (опустили руки)
Самолётик, садись! (сели на места)

Выполняют физические упражнения.

-Теперь мы готовы и я предлагаю вам отправиться в путешествие по «Золотому кольцу России».

- Для этого мы поработаем в парах.  На партах лежат листы с заданием.

В место пропуска вставьте слова взятые из текста. Определите герб города.  (Приложение №2)

Каждая пара готовит сообщение о городе.

  • Работают с текстом в учебнике страницы 125-130.
  • На отдельных листочках (Приложение №2) заполняют пропуски в соответствии с текстом.
  • Выбирают герб к названию города.

-Покажите герб соответствующий названию вашему города.

-Прочитайте ваше сообщение о городе!

(на доске выставляется в виде кольца названия городов и гербы)

-Как вы понимаете выражение «Золотое кольцо России»?

Поочерёдно учащиеся отвечают.

IV.Итог урока. Рефлексия

-Урок подошёл к концу. Перечислите, что нового вы узнали на уроке.

Перечисляют.

Умеют проводить самооценку  на основе критерия успешной учебной деятельности

V. Домашнее задание.

-Приготовить сообщение о   городах  Ленинградской области.

Записывают задание на дом, задают вопросы.

Билет ученика 2 «Б» класса    

самолетик для детей картинка       Вылет: Санкт-Петербург                                                                   Прилёт: Ярославль

 ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу календарь на декабрь 2018                         

Билет ученицы 2 «Б» класса                       

самолетик для детей картинка       Вылет: Санкт-Петербург                                                                   Прилёт: Кострома

Картинки по запросу календарь на декабрь 2018                           

Билет ученицы 2 «Б» класса  

       ÑÐ°Ð¼Ð¾Ð»ÐµÑ‚ик для детей картинкаВылет: Санкт-Петербург                                                                   Прилёт:Переславль Залесский 

Картинки по запросу календарь на декабрь 2018                         

Билет ученика 2 «Б» класса  

       ÑÐ°Ð¼Ð¾Ð»ÐµÑ‚ик для детей картинкаВылет: Санкт-Петербург                                                                   Прилёт: Ростов Великий 

Картинки по запросу календарь на декабрь 2018


Приложение 1                            

 1.Соедини синим карандашом все картинки относящиеся к городу Санкт-Петербургу.

 2.К какому городу относятся остальные картинки? Напиши название города.

 3.Соедини красным карандашом  картинки с названием города.

Санкт-Петербург                                                                                        _____________________

1147          Похожее изображение                   Coat of Arms of Saint Petersburg (2003).svg

                 ÐŸÐ¾Ñ…ожее изображение                                                             ÐŸÐ¾Ñ…ожее изображение

                         ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу красная площадь                                       1703

Похожее изображение                      Картинки по запросу дом правительства рф                                 

 ÐŸÐ¾Ñ…ожее изображение                                                   ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу памятники в парке интернационалистов санкт-петербург фото


Приложение 2

  1. ( слайд 2)

  1. Прочитай текст в учебнике на странице 125.
  2. Вставь вместо пропусков нужные слова в соответствии с текстом.
  3. Определи герб города на странице 125.

     Начнем наше путешествие по Золотому кольцу России. Из Москвы мы отправимся в     ….         ….. .

Город возник около Троице-Сергиева монастыря в …веке, то есть 700 лет назад.

  1. (слайд 3)

  1. Прочитай текст в учебнике на странице 127.
  2. Вставь вместо пропусков нужные слова в соответствии с текстом.
  3. Определи герб города на странице 125.

    Далее мы попадаем в       ….          -      …..    . Любил его царь Пётр 1.Там на Плещеевом озере он построил первую в России флотилию.

       

  1. ( слайд 4)

  1. Прочитай текст в учебнике на странице 127.
  2. Вставь вместо пропусков нужные слова в соответствии с текстом.
  3. Определи герб города на странице 125.

   А теперь мы в …..     ………. .Город стоит на берегу озера Неро. Ростов старше многих других русских городов, он известен с …  года. Ростов почтительно называют Великим.  Бережно хранят ростовчане древние строения города. Среди них- кремль , которому более трёхсот лет.

  1.  ( слайд 5)

  1. Прочитай текст в учебнике на страницах 127-128.
  2. Вставь вместо пропусков нужные слова в соответствии с текстом.
  3. Определи герб города на странице 125.

От Ростова Великого недалеко до ………..-большого города на Волге. В нём тоже много старинных зданий, памятников архитектуры. Более трёхсот лет исполнилось знаменитой Ярославской школе зодчества и иконописи. Первый постоянный русский театр был открыт в Ярославле. Он носит имя своего основателя, актёра и режиссёра ……   ……. .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока : «Города России» 2 класс УМК « Начальная школа XXI века» ГБОУ школа №202 Фрунзенского района г орода Санкт-Петербурга Учитель начальных классов Ильина Е.В .

Слайд 3

Троице –Сергиева лавра в Сергиеве Посаде

Слайд 4

Переславль –Залесский . Музей « Ботик Петра»

Слайд 5

Ярославль Театр имени Фёдора Волкова

Слайд 6

К острома Ипатьевский монастырь

Слайд 7

Суздаль Музей -заповедник

Слайд 8

Владимир Успенский собор

Слайд 9

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела программы "Природа России"

УМК по Окружающему миру для обучения в 4 классе создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования, программы « Окружающий мир 1- 4 класс», А.А.Плешаков...

Методическая разработка тематического раздела "О России петь - что стремиться в храм" по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной. 3 класс.

Раздел программы "О России петь - что стремиться в храм" дает возможность бережно ввести учащихся в художественные образы духовной музыки, расширить представления о религиозных праздниках и традициях ...

Методическая разработка. Внеурочная деятельность. Культура России и родного края по теме:"Национальные костюмы и традиции культуры быта народов России."

В разработке помещён материал о национальных костюмах и традициях культуры быта народов среднего Поволжья....

Методическая разработка урока "Кубань - житница России"

Представлена методическая разработка урока для учащихся 2 -ых классов по теме "Кубань - житница России" + презентация....

Методическая разработка "Путешествие по Великой России"

Методическая разработка сценария внеклассного занятия для учащихся с ограниченными возможностями здоровья...

Методическая разработка "История религий в России"

Данная методическая разработка предназначена для использования на уроках ОРКСЭ (Модуль "Основы мировых религиозных культур"), во внеклассной деятельности. Разработка включает в себя  ур...