«Отличительные особенности хвойных деревьев»
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс) на тему

Конспект экскурсии на тему:

«Отличительные особенности хвойных деревьев»

Цель: создание организационных и содержательных условий для формирования представления о хвойных деревьях и отличий между ними в ходе экскурсии.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon makurova_o.a.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект экскурсии на тему:

«Отличительные особенности хвойных деревьев»

Исполнитель: Макурова О.А.
Учитель начальных классов.

г. Екатеринбург

-2014-


Тема: «Отличительные особенности хвойных деревьев».

Цель: создание организационных и содержательных условий для формирования представления о хвойных деревьях и отличий между ними в ходе экскурсии.

Задачи:

  1. Раскрытие понятия хвойные деревья.
  2. Развитие навыков  общения в процессе выполнения  заданий в парах.
  3. Содействовать осознанию различия между сосной и елью в процессе их сравнительного анализа.

Принципы: психологической комфортности, деятельности, целостности.

Продукт деятельности: рисунки веток сосны и ели, таблица сравнения их между собой

Технологическая карта

Тема: «Отличительные особенности хвойных деревьев.»

Этап внеклассного занятия. Задача

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

  1. Подготовка к экскурсии.

Задача: подготовка детей к экскурсии.

Подготовка к экскурсии. Памятка.

Здравствуйте ребята. Завтра мы с вами пойдем в лес. Для этого нам нужно вспомнить правила поведения в лесу. Так как мы идем с вами на короткое время что мы берем с собой?

 Какие еще правила вы можете вспомнить?

Отвечают на поставленные вопросы.

  1. Берем с собой только воду!
  2. Весь мусор уносим с собой!
  3. За учителем идем по парам!
  4. Не убегаем далеко!
  5. Слушаем задания внимательно!
  6. Не отрываем ветки деревьев!

Регулятивные: настраиваются на экскурсию.

  1. Организационно-мотивационный.

Задача: подготовка учащихся к работе.

Создание положительной мотивации на внеклассное занятие.

-Добрый день, дорогие ребята.  Сегодня мы обсудим очень важную тему.

Приветствуют учителя.

Регулятивные: настраиваются на внеклассное занятие.

  1. Вступительная часть.

Задача: ознакомление с темой экскурсии, постановка проблемы.

Формулирует задание, которое создает противоречие и приводит к проблеме.

Мы находимся в лесу. И здесь есть хвойные и лиственные деревья. Как вы думаете что такое лиственные и что такое хвойные деревья? Какие есть различия между хвойными деревьями?

Выявляют, проговаривают, осознают проблему.

Ответы детей: не знаем.

Ответы детей: не знаем.

Регулятивные:  проговаривают и осознают проблему «Кого можно назвать настоящим другом?» 

  1. Основная часть.

Задачи:

  • Раскрытие понятия хвойные и лиственные деревья.
  • Нахождение отличий между елью и сосной
  • Развитие навыков дружеского общения.
  • Содействовать осознанию важности истинных друзей в жизни человека.

Организация работы по решению проблемы.

-Для того, чтобы решить проблемный вопрос мы выясним:

1. Что такое хвойные и лиственные деревья?

2. Какие есть хвойные деревья?

3. Найти отличительные особенности хвойных деревьев между собой?

Что такое лиственные деревья

Правильно ребята! Те деревья у которых есть листья — лиственные деревья. А что же такое хвойные деревья?

Ребята хвойные деревья — это деревья у которых вместо листьев хвоя! А что такое хвоя? Как вы думаете что мы сегодня узнаем в ходе нашей экскурсии?

Верно ребята. А что бы узнать что это такое назовите мне дерево, название которого начинается на гласный звук.

Да это елка, но правильно она называется ель.

А теперь назовите мне дерево, название которого начинается на согласный, глухой, твердый звук.

А что такое хвоя?

Верно ребята молодцы! Но ведь они очень похожи! Как же нам их различать?

Что бы решить эту задачу нам нужно разделится на пары, найти веточку сосны и веточку ели! Внимание: нельзя рвать их с деревьев. Искать нужно только на земле!

Теперь когда вы нашли веточки, сравните их по следующему плану который я вам сейчас раздам. В этих листочках написано какие характеристики мы будем сравнивать между собой. Если это больше ставьте знак больше в столбике, который соответствует этой ветке. Если меньше, то знак меньше. Сначала сравним размер хвоинок. У кого они больше? Верно значит там где у нас написана сосна ставим знак больше. А там где ель? Верно! Знак меньше.

Посмотрите сколько растет хвоинок на одной ножке. У сосны сколько? Ставим около сосны цифру 2. А у ели? Верно на против ели ставим цифру 1.

Сравним толщину веток. У кого толще? Верно у сосны. Ставим на против сосны знак больше. А напротив ели какой знак поставим? Верно меньше.

Теперь посмотрим на эти деревья. Какое дерево выше? Верно сосна. Ставим рядом с сосной знак больше. А с елью? Меньше.

А теперь сравним расположение веток. Как они расположены у сосны? На против сосны мы ставим знак вверх. А у ели?  На против ели ставим знак равно.

Какой вывод мы мужем сделать в ходе экскурсии?

Вернемся в класс.

Давайте зарисуем ветки ели и ветки сосны.

Решают проблему, выполняя работу по намеченному плану.

Ответы детей: лиственные — те у которых есть листья.

Ответы детей: о хвойных деревьях.

Ответы детей: то что заменяет деревьям листья.

Ответы детей: Елка.

Ответы детей: Сосна.

Ответы детей: у сосны. Меньше.

Ответы детей: 2. 1

Ответы детей: у сосны. Меньше.

Ответы детей: сосна. Меньше.

У сосны они расположены на верху.

У ели они расположены по всей длине ствола.

Вывод: Лиственный деревья — деревья у которых есть листва. Хвойные деревья — у которых есть хвоя. Хвоя — то что заменяет деревьям листву. Сосна больше ели.

Регулятивные: учатся решать проблему, используя план.

Познавательные: ищут и выделяют необходимую информацию для решения проблемы. Делают вывод по проблеме.

Познавательные: знакомятся с понятием хвойные и лиственные деревья.

Личностные: осознают важность целевых установок.

Познавательные: узнают отличительные особенности сосны и ели.

Коммуникативные: овладевают способами общения в парах.

  1. Заключительная часть.

Задача: обобщение и выводы по теме.

Организация подведения итогов.

-Какую проблему мы решали внеклассном занятии?

Какой вывод мы можем сделать?

Каких результатов мы достигли?

Помогают учителю подвести итоги. Обобщение и самоанализ.

Ответы детей: что такое хвойные и лиственные деревья?

Вывод: Лиственные — те у которых листва. Хвойные — те у которых хвоя.

Ответы детей:

  • Мы узнали что хвоинки у сосны больше хвоинок ели
  • что у сосны из ножки растет 2 хвоинки, а у ели — одна.
  • Что у сосны ветки толще, чем у ели.
  • Что сосна выше ели
  • что у сосны ветки расположены вверху, а у ели равномерно распределены по всему стволу.

Познавательные: делают вывод по проблеме.


Приложение 1

Что сравниваем

Сосна

Ель

Размер хвоинок

Количество хвоинок на ножке

Толщина веток

Высота

Расположение веток


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Хвойные деревья"

Презентация знакомит учащихся с особенностями хвойных деревьев, а также их использованием в хозяйстве. Презентацию можно использовать на уроках по изучению окружающего мира в 1-2 классах....

У р о к технологии в 3 классе на тему: « Работа с разным материалом. Аппликация из иголок хвойных деревьев»

       Урок расширяет знания учащихся о значении хвойных деревьев             в жизни человека. ...

Конспект урока окружающего мира "Хвойные деревья", 1 класс, "Начальная школа XXIвека"

Конспект урока и презентация по теме "Хвойные деревья", 1 класс, УМК "Начальная школа ХХI века"...

урок окружающего мира в 1 классе по теме "Хвойные деревья"

Урок " открытия нового знания". Данный урок предполагает осознанное вхождениеучащегося в пространство учебной деятельности по " открытию" нового знания....

окружающий мир 1 класс "Хвойные деревья"

Тип урока урок-наблюдение. На уроке дети рассматривают ветки хвойных деревьев и делают выводы...

Хвойные деревья Кемеровской области

Данное пособие включает в себя разработку урока окружающего мира в 4 классе по теме: «Хвойные деревья  Кемеровской области», методические рекомендации, дидактический и занимательный материал.Пред...

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе "Особенности хвойных растений: узнавание, краткое описание. Хвойные растения нашего края. Что такое хвоинки?"

Данный урок был разработан по УМК "Школа России" и представлен на городской конкурс для учителей начальной школы "Новое качество урока. Работаем по ФГОС" в Санкт-Петербурге.По резу...