Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Коптева Ольга Ефимовна

Рабочая программа по окружающему миру

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_klass_ok._mir.docx59.24 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по окружающему миру

4 класс


Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом авторской программы

А.А. Плешакова, с использованием УМК «Окружающий мир» А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой, входящего в состав образовательной системы «Перспектива».

Программа разработана в соответствии с ООП НОО и Учебным планом МАОУ НОШ № 53.

Согласно учебному плану школы на изучение окружающего мира в начальной школе отводится 232 часа, из них в 4-м классе - 64 часа.

Вариативная часть программы представлена внутрипредметным модулем «Экология для младших школьников» - 10 часов.

1. Планируемые результаты освоения программы

Содержание программы обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты

К концу обучения в 4 классе ученик  научится:

1. Понимать особую роль России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

2. Уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

3. Осознавать целостность окружающего мира, освоит основы экологической грамотности, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, нормы здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде.

4. Доступным способом изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

5. Навыкам установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.

6. Распознавать природные зоны России.

7. Определять историческое время и хронологию.

8. Читать карту, находить объекты на карте.

9.  Находить необходимые сведения в словаре, справочнике, путеводителе.

10. Классифицировать объекты окружающего мира.

Ученик получит возможность научиться:

  • Строить проект: определять его цель, план, результат, его связь с решением жизненно важных проблем ,представлять результаты.
  • Собирать информацию в справочной литературе, интернет-источниках
  • Высказывать мотивированные суждения по теме,
  • Характеризовать способы изучения окружающего мира,

      Ставить вопросы по теме и содержанию экскурсии  в соответствии с личными интересами,

  • Участвовать в посильных общественных делах и праздниках,

 наблюдать, творческие работы.

Основные требования к предметным результатам обучающихся с ОВЗ по адаптированной программе

 Учащиеся должны знать:

  • названия наиболее распространенных в данной местности растений и животных, подлежащих особой охране;
  • сезонные изменения в природе своей местности;
  • полезные ископаемые, имеющие большое значение в хозяйстве родного края;
  • основные виды труда людей по использованию природы родного края;
  • о труде людей по охране природы своего края;
  • названия важнейших органов человека;
  • способы сохранения и укрепления здоровья.

Учащиеся должны уметь:

  • читать простейший план местности;
  • пользоваться простейшим лабораторным оборудованием и приборами (лупой, термометром, компасом);
  • называть и показывать основные, изображения на физической карте (для начальной школы);
  • рассказывать об изменении природы нашей страны с севера на юг (на основе сравнительных таблиц природных зон);
  • выполнять основные правила гигиены человека;
  • ухаживать за растениями, птицами, другими животными, имеющимися на пришкольном участке.

2. Содержание программы

Основные задачи реализации содержания: формирование уважительного отношения к семье, поселку, городу, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни; осознание целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем; формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Мы – граждане единого Отечества (9ч)

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Профессии людей. Разделение труда в обществе — основа личного и общественного благосостояния. Типы человеческих сообществ. Основные занятия людей и орудия труда в старину. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Правила безопасного поведения. Правила поведения на дороге, в транспорте, на железнодорожных путях.

Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Внешний облик человека и его внутренний мир. Лучшие человеческие качества и культура. Искусство и его значение в жизни человека. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Образ идеального человека в культуре России и мира. Оценка человеческих свойств и качеств в культуре народов России и мира. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

        По родным просторам (13ч + 10ч в.м.)

Карта, полезные ископаемые, крупнейшие водоёмы, озёра. Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (пустыня, тундра, леса, степи). Климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон. Охрана природы.

Внутрипредметный модуль «Экология для младших школьников»

Целями внутрипредметного модуля являются:

  • развитие интереса к окружающему миру как к учебному предмету;
  • пробуждать потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного края,
  • расширение представлений о целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

         Что такое экология; растения и животные ближайшего природного окружения; живые существа, которые находятся под угрозой; способы охраны природы; роль неживой природы в жизни живого; жизнь в почве; разнообразие живой природы; экологические связи в живой природе; охраняемые растения и животные; связь между состоянием природы и здоровьем человека; экологические катастрофы; итоги работы.

Содержание модуля:

  1. Полезные ископаемые Калининградской области. Бережное отношение к полезным ископаемым.
  2. Реки и озёра. Значение рек и озёр в жизни людей. Особенности и значение главной реки своего края – Преголи.
  3. Балтийское море – море моего края. Значение морей в жизни людей.
  4. Экологические связи в зоне арктических пустынь. Правила экологической этики.
  5. Экологические связи в тундровом сообществе. Правила экологической этики.
  6. Экологические связи в лесных сообществах. Правила экологической этики.
  7. Экологические связи в степном сообществе. Правила экологической этики.
  8. Экологические связи в пустынном сообществе. Правила экологической этики.
  9. Редкие и исчезающие виды растений и животных Калининградской области. Участие в природоохранной деятельности
  10. Национальный парк «Куршская Коса». Вклад в охрану природы страны.

Путешествие по реке времени(23ч.)

Особенности устной памяти о далеком времени; традиции счета исторического времени и схематичное представление хронологии; роль археологии в изучении прошлого; «Повесть временных лет» - древнерусская летопись; истоки древней Руси; наследница Киевской Руси; Москва – преемница Владимира; начало московского царства; подвижники Руси и землепроходцы; начало Российской империи; Отечественная война 1812 года; Российская империя в 19 веке; золотой век театра и музыки; рассвет изобразительного искусства и литературы; Великая Отечественная война; после великой войны; достижения  1950-1970гг.

Мы строим будущее России(5ч.)

Современная Россия; продовольственная безопасность страны; умная сила России; социальная ответственность граждан – залог благополучия России; современная культурная жизнь России.

Резервные уроки (3ч)

Экскурсии:

Очно – заочное посещение заповедников и национальных парков в разных краях России.

Посещение достопримечательностей и святынь своего края, города, посёлка.

Очно – заочные экскурсии по городам Золотого кольца России.

Экскурсии на промышленные предприятия своего края и знакомство с применением новых научных разработок для их развития.

Практические работы:

Основные приемы чтения карты России и карты мира: масштаб, условные знаки, природные объекты, природные зоны России.

Изучение образцов полезных ископаемых.

Организация поисково-исследовательской работы по истории и культуре своего края.

                                                   3 .Тематическое  планирование

№ п/п

Тема

Кол. часов

Виды деятельности

Мы – граждане единого Отечества  (9 ч)

1

1.

Общество – это мы

1

Систематизировать представления о необходимости объединения людей в сообщества. Приводить примеры распределения обязанностей и разделения труда в сообществах наших предков и в современных обществах, выявлять общее и различное. Характеризовать общие цели и интересы различных сообществ и общественных групп; определять сообщества, в  которые человек входит в течение жизни. Сопоставлять понятия «гражданин» и «соотечественник», выявлять общее и различное.

Систематизировать представления о российском народе; называть объединяющие факторы, приводить примеры этих факторов из реальной жизни своего  края как  проявление общенациональной  российской солидарности; характеризовать государственную символику России; оформлять Календарь памятных дат

Различать права и обязанности  приводить конкретные примеры свобод, гарантируемых гражданам России ее конституцией; устанавливать соответствие статей конституции РФ и нравственных правил отечественной и мировой культуры; употреблять специальную лексику Конституции.

2

2

Российский народ

1

3

3

Конституция России

1

4

4

Государственное устройство России

1

5

5

Российский союз равных. Практическая работа

1

6

6

Государственная граница России

1

7

7

Учебный проект «Путешествие за границу России»

1

8

8

Сокровища России и их хранители

1

9

9

Творческий союз

1

По родным просторам  13ч +10ч в.м.

10

1

Карта – наш экскурсовод

1

Сравнивать масштаб физической карты России и карты мира, объяснять разницу. Работая в паре, изучать условные знаки физической карты России, выделять среди них уже известные. Рассказывать по физической карте о нашей стране. Находить на физической карте России природные объекты, изображенные на фотографиях в учебнике. Анализировать текст учебника, различать информацию, которую можно получить с помощью карты, и ту, которая содержится только в тексте

Находить на физической карте России равнины и горы, представленные на фотографиях в учебнике. Учиться показывать равнины и горы на карте. Характеризовать крупнейшие равнины и горы России. Сравнивать формы земной поверхности: холм и гору, балку и овраг. Моделировать формы земной поверхности, используя пластилин. В ходе коллективного обсуждения выявлятьсвязь между особенностями земной поверхности и хозяйственной деятельностью людей, их обычаями, традициями. На основе наблюдений кратко характеризовать поверхность своего края.

Работая в парах, изучать полезные ископаемые разных регионов России (по физической карте), рассказывать о них, соотносить условные знаки и фотографии образцов полезных ископаемых.

В ходе практической работы изучать  образцы полезных ископаемых, описывать их по приведенному в учебнике плану, извлекать информацию из разных источников, в том числе из атласа – определителя.

Сравнивать нефть и природный газ, использовать с этой целью информацию из текста учебника.

Высказывать обоснованные суждения о необходимости бережного использования полезных ископаемых.

Раскрывать значение рек в жизни людей.

Составлять схему «Части реки», использовать с этой целью информацию из текста учебника, осуществлять самопроверку. Работая в паре, находить на физической карте России реки, представленные  на фотографиях в учебнике. Учиться показывать реки на карте.

Анализировать таблицу «Протяженность рек России», сравнивать реки по протяженности, перечислять их в порядке уменьшения (увеличения) протяженности.

Характеризовать крупнейшие  и наиболее известные реки России.

Обсуждать особенности и значение главной реки своего края, выражать свое отношение к ней. Кратко характеризовать реку своего края.

Раскрывать значение озёр в жизни людей.

Работая в паре, находить на физической карте России озёра, представленные  на фотографиях в учебнике.

Учиться показывать озёра на карте.

Анализировать таблицу «Глубина озёр России»,

сравнивать озёра по протяженности,

перечислять их в порядке уменьшения (увеличения) глубины.

Характеризовать крупнейшие  и наиболее известные озёра России.

Обсуждать свои впечатления от пребывания на озере.  

Кратко характеризовать реку своего края.

Различать озёра и моря по существенному признаку (море – часть океана).

Раскрывать значение морей в жизни людей.  Работая в паре, находить на физической карте России моря, упомянутые в тексте и представленные  на фотографиях в учебнике. Учиться показывать моря на карте.

Соотносить моря с океанами, прослеживать по карте связь Балтийского, Чёрного и Азовского морей с Атлантическим океаном.

Сравнивать Белое и Чёрное моря (на основании информации в учебнике).

Обсуждать свои впечатления от пребывания на море.  

Кратко характеризовать море своего края.

Работая в паре, сравнивать карту природных зон России и физическую карту России, выявлять значение цветовых обозначений на карте природных зон. Определять по карте природные зоны России, рассказывать о них по карте. Анализировать схему нагревания поверхности земли солнечными лучами, на ее основе объяснять причины смены природных зон с севера на юг. Узнавать природные зоны по фотографиям характерных природных объектов, осуществлять самопроверку. Перечислять основные природные зоны России в правильной последовательности.

Находить на карте природных зон России арктические пустыни, рассказывать по карте об этой зоне, учиться показывать ее на карте.

Устанавливать причинно – следственные связи между положением солнца и природными условиями зоны арктических пустынь. Работая  в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром зоны арктических пустынь.

Выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни, осуществлять самопроверку по тексту учебника.

Читать и обсуждать рассказ «Союз гриба и водоросли» из книги «Зеленые страницы».

Соотносить особенности хозяйственной жизни с характерными чертами природных зон обитания каждого народа; анализировать, как отражается ландшафт, растительный и животный мир родного края в загадках, пословицах, сказках, преданиях, местных названиях; моделировать ситуацию межкультурной коммуникации на основе использования этих произведений.

По образцу учебника рассказывать о древних занятиях одного из народов России с использованием материалов устного изобразительно – прикладного народного творчества и дополнительных источников информации.

Различать особенности бытового уклада, основных занятий и обычаев кочевого и оседлого образа жизни; показывать на карте места традиционного проживания некоторых народов России.

Работая в группах, знакомиться по материалам учебника (карта, текст, таблица) с заповедниками и национальными парками России, обитающими в разных природных зонах. Выполнять задания в рабочей тетради. Готовить сообщение классу, презентовать его. Коллективно обсуждать сообщения, подготовленные группами учащихся, делать выводы по теме урока. Читать и обсуждать рассказ «В пещере» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики. Рассказывать о заповедниках и национальных парках своего края, оценивать их вклад в охрану природы страны.

11

2

В поисках подземных кладовых. Практическая работа «Изучение полезных ископаемых»

1

12

3

Внутрипредметный модуль «Экология для младших школьников» Полезные ископаемые Калининградской области. Бережное отношение к полезным ископаемым

1

13

4

Наши реки

1

14

5

Озёра – краса России

1

15

6

Внутрипредметный модуль «Экология для младших школьников». Реки и озёра. Значение рек и озёр в жизни людей. Особенности и значение главной реки своего края - Преголи

1

16

7

Внутрипредметный модуль «Экология для младших школьников». Балтийское море – море моего края. Значение морей в жизни людей

1

17

8

С севера на юг. Практическая работа

1

18

19

В ледяной пустыне

1

19

10

Внутрипредметный модуль «Экология для младших школьников».  Экологические связи в зоне арктических пустынь. Правила экологической этики

1

20

11

В холодной тундре

1

21

12

Внутрипредметный модуль «Экология для младших школьников».  Экологические связи в тундровом сообществе. Правила экологической этики

1

22

13

Среди лесов

1

23

14

 Внутрипредметный модуль «Экология для младших школьников».  Экологические связи в лесных сообществах. Правила экологической этики

1

24

15

 В широкой степи

1

25

16

Внутрипредметный модуль «Экология для младших школьников».  Экологические связи в степном сообществе. Правила экологической этики

1

26

17

В жаркой пустыне

1

27

18

Внутрипредметный модуль «Экология для младших школьников».  Экологические связи в пустынном сообществе. Правила экологической этики

1

28

19

У тёплого моря

1

29

20

Учебный проект. Мы – дети родной земли. В содружестве с природой.

1

30

21

Как сберечь природу России. По страницам Красной книги. Практическая работа

1

31

22

Внутрипредметный модуль «Экология для младших школьников».  Редкие и исчезающие виды растений и животных Калининградской области. Участие в природоохранной деятельности

1

32

23

Учебный проект.  Внутрипредметный модуль «Экология для младших школьников».  

Национальный парк «Куршская Коса». Вклад в охрану природы страны. 

1

Путешествие по Реке времени (24 ч)

33

1

В путь по Реке времени

1

На основе устных рассказов о недавнем прошлом своего края определять их значимость для сохранения народной памяти. Различать в них поэтический вымысел и реальную историческую основу. Характеризовать народную оценку события по сюжету устного произведения.

Различать два значения понятия истории.

Обозначать на схеме «Река времени» даты жизни людей и события истории.

Определять по дате век события.

Называть имена отца истории и родоначальника древнерусского летописания.

Описывать внешний вид археологических находок по изображениям в учебнике и в местном музее; отмечать их возраст на схеме; узнавать, соотносятся ли эти находки с письменными источниками; сравнивать образ оленя в сказках, преданиях и в искусстве скифов, древних народов Сибири. Рассказывать о роли российских археологов в мировой и отечественной исторической науке.

Показывать на исторической карте места обитания разных племен; объяснять значения названий славянских племен; характеризовать внешний вид женских украшений по изображениям в учебнике и в местном музее; сравнивать их и находить общее и различное.

Показывать на карте древние торговые пути; рассказывать о берестяных грамотах; показывать на карте древние русские города. Обозначать на схеме «Река времени» век их первого упоминания в летописи; рассказывать о роли Великого Новгорода и Киева в истории Древней Руси; называть имена родоначальника правящей княжеской династии и его родича, объединившего северный и южный центры Древнерусского государства.

Обосновывать роль  Великого Новгорода и Киева как двух истоков  древнерусского государства.

Составлять схему родственных отношений княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого; объяснять значение преемственности в их государственных поступках; обозначать век (дату) крещения Руси на схеме «Река времени»; характеризовать последствия для истории и культуры России выбора князя Владимира.

Узнавать архитектурный облик соборов Святой Софии в Константинополе, Киеве, великом Новгороде.

Обсуждать проблему выбора и его последствий. Приводить примеры проявления духовно – нравственных ориентиров христианства в жизни современного российского общества, в нормах и идеалах межличностных отношений его граждан.

Характеризовать созидательную деятельность страны в 50 – 70-е гг. XX в.;

приводить примеры достижений  в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте за этот период, в том числе в своем крае;

рассказывать о земляках – тружениках второй половины  XX в., в том числе о членах своей семьи.  

34

2

Путешествие с архиологами

1

35

3

В путь по страницам летописи

1

36

4

Истоки Древней Руси

1

37

5

Мудрый выбор

1

38

6

Наследница Киевской Руси

1

39

7

Москва – преемница Владимира

1

40

8

Начало Московского царства

1

41

9

Подвижники Руси и землепроходцы. Практическая работа

1

42

10

На пути к единству

1

43

11

Начало Российской империи

1

44

12

«Жизнь - Отечеству, честь – никому!»

1

45

13

Отечественная война 1812 года

1

46

14

Великий путь

1

47

15

Учебный проект «Золотой век театра и музыки»

1

48

16

Расцвет изобразительного искусства и литературы

1

49

17

В поисках справедливости. Век бед и побед.

1

50

18

Контрольная работа за 3 четверть. Тест

1

51

19

«Вставай, страна огромная!»

1

52

20

Трудовой фронт России

1

53

21

 «Нет в России семьи такой…». «Мы помним».

1

54

22

После Великой войны.

1

55

23

Достижения 1950 – 1970-х  гг.

1

56

24

Контрольная работа по теме «Путешествие по реке Времени.»

1

Мы строим будущее России (5ч)

57

1

Современная Россия. Проверочная работа

1

Характеризовать особенности жизни страны во второй половине 80 – 90-х гг. XX в. и в первое десятилетие  XXI в.; приводить примеры преобразований, в том числе в своем крае.

Аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее Отечества на примерах деятельности своих сверстников,  в том числе в своем крае.

Оценивать уровень личных достижений и ставить достойные цели на будущее.

Высказывать доказательное суждение о взаимной зависимости между собственным благом и процветанием России.

58

2

Здоровье России. Хороша честь, когда есть, что есть

1

59

3

Умная сила России

1

60

4

Светлая душа России.

1

61

5

Начни с себя!

1

Резервные уроки (3ч)

62

1

Резервный урок №1. Административная контрольная работа за  2 четверть.

1

Тест.

63

2

Резервный урок №2.

ВПР

1

64

3

Резервный урок №3. Промежуточная аттестация.

1

Тест.

Итого

64ч

4. Формы контроля знаний:

  • текущий контроль: фронтальный устный опрос, индивидуальный опрос, самостоятельная или проверочная работа, практическая работа, проектная работа, самоконтроль, взаимоконтроль, сообщение;
  • тематический контроль: самостоятельная или проверочная работа, практическая работа, проектная работа;
  • промежуточный  контроль: контрольная работа за 2 четверть. Тест.
  • итоговый контроль: промежуточная аттестация. Тест.

5. Учебно-методическое и материально-техническое  обеспечение программы

1. Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2 частях.
2. Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь.  4 класс. В 2 частях.

3. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель

4. Плешаков А. А. «Зелёные страницы».

5. Плешаков А. А.«Великан на поляне».

6. Окружающий мир. Методическое пособие с поурочными разработками. 4 класс /М.Ю. Новицкая, Н.М. Белянкова, Ю.В.Саркисян.

  1. Список  литературы
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Издательство «Просвещение»
  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях.
    Издательство «Просвещение»
  3. Сборник рабочих программ. УМК«Перспектива». Издательство «Просвещение»
  4. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ № 53
  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС. Издательство «Просвещение»
  6. Ковалева Г.С.  Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования.
  7. Ковалева Г. С.  Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2-х частях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...