Тематическое планирование Окружающий мир
календарно-тематическое планирование по окружающему миру на тему

Кравченко Надежда Александровна

   Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: - формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; - духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

   Основными задачами реализации содержания курса являются: формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc318 КБ

Предварительный просмотр:


I. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные

У обучающегося будут сформированы:

— более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка;

— умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;

— доброжелательное отношение друг к другу как к носителям разных этнических, конфессиональных и общероссийских культурных ценностей, представленных в форме обрядов и обычаев традиционного календаря разных народов России и в форме праздников общегражданского календаря;

— целостный взгляд на мир через знакомство с разнообразием природы в годовом цикле сезонов;

— представление о разнообразии календарных традиций народов России и о гармоничном единстве жизни человека и природы в течение года;

— представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в разнообразных культурных формах сезонного труда и праздничных обычаев людей в течение года;

— представление о навыках адаптации в мире через осознание ритмичности природного времени в годовом цикле и единства жизни человека и природы в течение года;

— внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;

— представление о социальной роли ученика (понимание и принятие норм и правил школьной жизни, в том числе организации и подготовки общих праздничных событий в течение  года);

— познавательные мотивы учебной деятельности;

— представление о личной ответственности за свои поступки через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям в меняющихся природных и социальных условиях жизни в течение года;

— эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, выразительных средств русского (и родного) языка, созерцания звёздного неба, изменений в природе в разные времена года;

— этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий;

— представление об этических нормах через формулирование норм экологической этики;

— этические чувства на основе знакомства с календарными праздниками в культурах народов России, с традициями отношения к природным объектам (например, берёзе и пр.)

в культуре разных народов России;

— потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через соблюдение правил поведения на уроке;

— выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, в том числе в процессе освоения сезонных игр народов России, стремление прислушиваться к мнению одноклассников, в том числе при обсуждении вопросов организации и проведения календарных праздников по традициям народов своего края;

— установка на здоровый образ жизни через формулирование и соблюдение правил здорового образа жизни в разные времена года, в том числе с опорой на лучшие сезонные традиции здорового образа жизни народов своего края

        

Метапредметные

Регулятивные

Обучающийся научится:

— понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

— сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);

— выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

— планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);

— планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;

— фиксировать в конце урока удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим

успехам / неуспехам;

— оценивать правильность выполнения заданий, используя шкалы оценивания, предложенные учителем;

— соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;

— контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные

Обучающийся научится:

— понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;

— находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

— использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;

— понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;

— анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;

— классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

— сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);

— осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;

— устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

— строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

— проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;

— моделировать различные явления природы (смена дня и ночи, смена времён года).

Коммуникативные

Обучающийся научится:

— включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

— формулировать ответы на вопросы;

— слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

— договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

— высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);

— поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

— признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

— употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

— понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;

— строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

— готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;

— составлять небольшие рассказы на заданную тему.

Предметные результаты

 Обучающийся научится:

— называть, находить и показывать субъект Российской Федерации, в котором находится город (село) и школа, где учатся дети;

— называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе;

— определять стороны горизонта;

— находить на глобусе океаны и материки;

— перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения, определять количество дней в неделе, называть дни недели, выстраивать их последовательность;

— перечислять времена года в правильной последовательности;

— измерять температуру;

— кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике;

— находить признаки явлений природы в разные времена года и называть особенности жизни людей в эти времена года, которые отразились в старинных названиях месяцев;

— называть осенние, зимние, весенние и летние погодные и природные явления в неживой природе;

— узнавать вечнозелёные хвойные растения средней полосы России;

— перечислять цветы, которые видели в цветниках города (села) или в собственном саду осенью, весной;

— отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых;

— определять, чем отличаются насекомые от паукообразных;

— различать перелётных и зимующих птиц;

— приводить примеры невидимых нитей в осеннем, зимнем, весеннем лесу;

— соблюдать правила здорового образа жизни в осенний, зимний, весенний и летний периоды;

— перечислять правила охраны природы в разные времена года;

— определять даты зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего солнцеворота (25 декабря);

— находить на звёздном небе зимой ковши Большой и Малой Медведицы и Полярную звезду;

— называть несколько лекарственных растений и определять, какие их части используют для лечения;

— характеризовать зимние праздники и традиции проводов зимы в культуре народов своего края;

— называть дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления (таяние снега, ледоход, половодье, первые грозы);

— находить созвездия Кассиопеи и Льва на звёздном небе.

II. Содержание учебного предмета

(68часов)

Вселенная, время, календарь (16ч.)

Мы – союз народов России. Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории.

Мы – жители Вселенной. Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли.

Наш космический корабль – Земля.  Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. 

Время  Настоящее, прошлое, будущее. Единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Часы – прибор для измерения времени. Старинные и современные часы. Разнообразие современных часов.

Сутки и неделя. Месяц и год. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Месяц и год как единицы измерения времени. Изменение облика Луны, его научное и мифопоэтическое объяснение. Последовательность месяцев в году. Старинный способ определения количества дней в каждом месяце.

Времена года. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Погода. Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Календарь — хранитель времени, страж памяти. Календарь как явление культуры. Наблюдение за небесными телами — основа измерения времени и создания календаря. Современные и старинные названия месяцев и дней недели.

Праздники для всех. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона.  

Народный календарь Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.

Экологический календарь. Что такое экология. Экологический календарь — проявление культуры высокоразвитого общества, осознавшего уникальность природы Земли. Даты экологического календаря.

Контрольное тестирование по разделу «Вселенная, время, календарь».

За страницами учебника.

Осенняя прогулка (экскурсия)  Организация путешествия в ближайший городской парк для наблюдения за природой; беседы на темы «Предания народов моего края о возникновении и устройстве Вселенной», «Волшебные сказки народов моего края с образами чудесных животных и растений.

Осень (18ч.)

Осенние месяцы. Времена года, их особенности (на основе наблюдений)

Осень в неживой природе. Неживая и живая природа

Народные праздники в пору осеннего равноденствия. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками.

Звездное небо осенью. Звёзды и планеты

Трава у нашего дома. Растения, их разнообразие. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям

Старинная женская работа. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство

Деревья и кустарники осенью. Деревья, кустарники, травы

Чудесные цветники осенью. Растения, их разнообразие

Грибы. Грибы: съедобные и ядовитые

Шестиногие и восьминогие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их различия

Птичьи секреты. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их различия

Как разные животные готовятся к зиме. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища)

Невидимые нити в осеннем лесу. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений

Осенний труд. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство

Будь здоров! Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека

Охрана природы осенью. Правила поведения в природе. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы

Контрольное тестирование по разделу «Осень».

За страницами учебника.

                                                                Зима (15ч.)

Зимние месяцы. Времена года, их особенности (на основе наблюдений)

Зима – время науки и сказок. Сказки народов России и мира – школа мудрости и добра.

Зима в неживой природе. Неживая и живая природа

Звездное небо зимой. Звёзды и планеты.

Зима в мире растений. Зимняя прогулка (экскурсия) Деревья, кустарники, травы.  Зимние экскурсии для наблюдения за жизнью природы своего края; подготовка и проведение зимних праздников по традициям народов своего края

Зимние праздники. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками

Растения в домашней аптечке. Растения, их разнообразие

Зимняя жизнь птиц и зверей. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их различия. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным

Невидимые нити в зимнем лесу. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений

В феврале зима с весной встречаются впервой. Праздники и памятные даты своего региона

Зимний труд. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство

Будь здоров! Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека

Охрана природы зимой. Правила поведения в природе. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы

Контрольное тестирование по разделу «Зима».

Весна и лето (19ч.)

Весенние месяцы. Времена года, их особенности (на основе наблюдений)

Весна в неживой природе. Неживая и живая природа

Весна – утро года. Народные традиции встречи весны. Образ птицы – любимое украшение весенних праздников у многих народов. Весенний новый год в культуре народов России и мира.

Звездное небо весной. Звёзды и планеты

Весеннее пробуждение растений. Растения, их разнообразие

Чудесные цветники весной. Растения, их разнообразие

Весна в мире насекомых. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их различия.

Весна в мире птиц и зверей. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их различия

Невидимые нити в весеннем лесу. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений

Весенний труд. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство

Старинные весенние праздники. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками

Будь здоров! Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека

Охрана природы весной. Правила поведения в природе. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы

Контрольное тестирование по разделу «Весна».

Лето красное. Времена года, их особенности (на основе наблюдений)

Летние праздники и труд. Значение труда в жизни человека и общества. Праздники и памятные даты своего региона.

Повторение изученного за год. За страницами учебника.


III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

п/п

Дата

Тема урока

Кол

во

ча

сов

Основные виды

деятельности обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

и личностные УУД

Окружающий мир 1 часть.

Вселенная, время, календарь (16 ч).

1

Мы — союз народов России.

1

Называть, находить и показывать на карте Россию, субъект РФ, в котором находится город (село) и школа. Называть некоторые его природные и историко-культурные достопримечательности. Соотносить святыни России и своего края с традиционными религиями. Определять самое важное и интересное в культуре своего народа.

Обучающийся научится:

— называть, находить и показывать субъект Российской Федерации, в котором находится город (село) и школа, где учатся

дети;

Личностные: 

Формирование основ

 российской гражданской идентичности, чувства

 гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей национальной

 принадлежности;

Формирование

уважительного отношения

 к истории и культуре

 других народов.

Регулятивные: 

1. определять цель

учебной деятельности при: работе с компасом;

термометром

2. Составлять план

(алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем

 и одноклассниками при работе с компасом;

 термометром

 3.Контролировать способ (алгоритм) решения

и результат учебной

 задачи по ранее

составленному плану при работе с компасом; термометром

4. Сравнивать свои  

ответы с тем, что

 изображено на фотографиях учебника ( с образцом)

Познавательные: 

-умение ориентироваться

 в учебнике, поиск

 и выделение необходимой информации;

сравнивать, как менялись предметы домашнего

обихода, как развивалось производство;

- установить связь между названиями естественного спутника Земли и единицей измерения времени «месяц»;

- сравнить фотографии двух пейзажей с Луной в разных фазах, называют эти фазы, определив, «стареет» или «растет» Луна.

Коммуникативные:

участвовать в диалоге,

слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;

- искать правильный

 ответ на вопрос о причинах смены дня и ночи, и обсуждают ее;

- оформлять свои

 мысли в устной

 речи (составлять рассказ

 по картинкам).

Регулятивные:

-выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);

Познавательные:

-понимать

содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;

- анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;

-классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

-сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);

2

Мы — жители Вселенной.

1

Определять по рисунку и моделям форму Солнца, Земли, Луны. Анализировать схему в учебнике и рассказывать по ней о движении Земли и Луны в космическом пространстве. Определять по схеме в учебнике число планет Солнечной системы, их названия и порядок

расположения, сравнивать размеры планет. Перечислять небесные тела в порядке увеличения их размеров, осуществлять самопроверку. Узнавать небесные тела по описанию

- называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе;

3,4

Наш космический корабль — Земля.

Практическая работа с компасом.

2

По своим представлениям рисовать Землю — наш космический корабль. Находить на фотографиях в учебнике и на

местности линию горизонта. Анализировать схему в учебнике и устанавливать способ определения сторон горизонта по Солнцу. Определять по схеме способ обозначения сторон гори зонта, применять его, заполняя схемы в рабочей тетради. Находить на глобусе океаны и материки, определять их названия и число; находить на глобусе нашу страну, определять материк, на котором она расположена; осуществлять самопроверку.

Практическая работа в группе: изучить устройство компаса; определить стороны горизонта (действуя по инструкции); зафиксировать результаты определения, расставляя таблички.

— определять стороны горизонта;

— находить на глобусе океаны и материки;

5

Время. Практическая работа

1

По рисункам учебника определять настоящее, прошлое и будущее, выделять приметы времени. Предлагать рисунки-символы, обозначающие настоящее, прошлое и будущее, обосновывать своё решение. По фотографиям в учебнике определять временные характеристики изображённых событий. Располагать единицы измерения времени в порядке их увеличения (уменьшения). Практическая работа в группе: изучать устройство часов, определять время по часам, моделировать время на часах.

— перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения, определять количество дней в неделе, называть дни недели, выстраивать их последовательность;

6

Сутки и неделя.

1

По схеме в учебнике объяснять причину смены дня и ночи. Моделировать смену дня и ночи

с помощью схемы-аппликации. Участвовать в дидактических играх «Сутки», «День-ночь». Придумывать сказочное объяснение смены дня и ночи, иллюстрировать его рисунком. Находить в творчестве народов своего края мифы, сказки, загадки о смене дня и ночи. Определять количество дней в неделе. Называть дни недели, выстраивать их последовательность. Работать со взрослыми: написать рассказ об

интересном событии в семье, происходившем в воскресенье.

— иметь представление о связи естественных единиц измерения времени «сутки», «неделя» с движением Земли вокруг оси и сменой дня и ночи, получат возможность давать научное объяснение смены дня и ночи, научатся  называть дни недели и выстраивать их последовательность.

7

Месяц и год

1

Прослеживать по схеме изменение облика Луны в течение месяца и объяснять причины этого явления; моделировать смену лунных

фаз в виде схемы-аппликации.

Устанавливать связь между названием естественного спутника Земли и единицей измерения времени (месяц). Придумывать сказочное объяснение изменению облика Луны, иллюстрировать его рисунком. Отгадывать народные загадки, в том числе народов своего края, о Луне и соотносить  образы загадок с лунными фразами.

— иметь представление о связи естественных единиц

 измерения времени «месяц» и «год» с наблюдением людей за движением Луны вокруг Земли, получат возможность давать научное объяснение изменению внешнего вида Луны в течение месяца, используя схему, выстраивать правильную последовательность месяцев года.

8

Времена года.

Проверочная работа.

1

Перечислять времена года в правильной последовательности, называть (опираясь на годовой круг в учебнике) месяцы каждого сезона, предлагать для каждого времени года рисунки- символы.

По схеме устанавливать связь сезонных изменений в природе с движением Земли вокруг Солнца и наклоном земной оси. Объяснять причины смены времён года, моделировать их в виде схемы-аппликации. Придумывать сказочное объяснение смены времён года, иллюстрировать его рисунком.

Приводить примеры явлений в неживой и живой природе, в том числе сезонных. С помощью рисунков рассказывать о сезонных явлениях.

— научатся  объяснять смену времён года с помощью схемы, называть важнейшие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года,  перечислять времена года в правильной последовательности.

9

Анализ работ.

Погода

Практическая работа с термометром.

1

Конструировать определение понятия «погода», сравнивать предложенное определение с эталоном в учебнике. Рассказывать по иллюстрациям учебника и собственным наблюдениям о явлениях погоды. Узнавать явления погоды по фотографиям в рабочей тетради.

Учиться рисовать условные знаки погодных явлений

Практическая работа: изучить устройство термометра, сравнить различные виды термометров, освоить способы записи показаний термометра, измерить температуру воздуха, воды, своего тела, зафиксировать результаты измерений в таблице.

— научатся    конструировать, определять понятия «погода», различать виды термометров и пользоваться каждым из них, измерять температуру, записывать показания термометра, узнавать явления погоды по фотографиям.

10

Календарь — хранитель времени, страж памяти.

1

Сравнивать календари разных типов. Обсуждать правила пользования ими. Сравнивать даты начала нового года в православном, мусульманском, буддийском, иудейском календарях

— научатся  ориентироваться в сведениях, представленных на странице современного календаря, находить в календаре дату своего рождения и дни рождения своих близких, иметь представление о разнообразных видах и устройстве старинных и современных календарей.

11

Праздники для всех.

1

Определять различие между государственными праздниками России и международными праздниками. Характеризовать содержание общегражданских государственных праздников со-

временного российского календаря. Составлять устный рассказ о праздниках в своём городе (селе). Иллюстрировать рассказ фотографиями (компьютерной презентацией)

— получат возможность кратко характеризовать содержание общероссийских праздников современного российского календаря, составлять рассказ о праздниках в своём городе.

12

Народный календарь.

1

Соотносить народные приметы на погоду с ощущениями разных органов чувств и с наблюдениями за живой и неживой природой. Проверять народный прогноз на погоду по ближайшему дню-погодоуказателю. Сравнивать результат с прогнозом метеорологов.

— получат возможность узнать некоторые народные приметы, связанные с погодой, с ощущениями разных органов чувств и с наблюдениями за живой и неживой природой,

 наблюдать за поведением животных, изменениями в мире растений в помещении и на улице, в неживой природе.

13

Экологический календарь.

1

Высказывать предположения о том, что такое экология. Находить в тексте учебника определение экологии как науки.

Рассказывать по рисунку учебника о природе — нашем зелёном доме. Выражать своё отношение к природе в собственном рисунке. Работая в паре, вписывать в таблицу даты экологических дней (по материалам учебника), предлагать рисунки-символы к каждой дате.

— получат возможность узнать  некоторые народные приметы на погоду своего края,  предполагать, какая будет погода, наблюдая за определенными явлениями природы, которые служат основой для народных примет на погоду.

14,15

Контрольная работа по разделу «Вселенная, время, календарь».

Анализ контрольной работы. За страницами учебника

2

Самостоятельная работа

— показать уровень усвоения изученного материала по пройденному разделу.

16

Осенняя прогулка (экскурсия)

1

Экскурсия

Осень (18ч)

17(1)

Осенние месяцы.

1

Составлять на основе народной загадки схему круглого года с чередованием сезонов. Сопоставлять старинные (в том числе в языках народов своего края) и современные названия

осенних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями осенних месяцев и со значительными событиями в жизни людей. Характеризовать погодные явления осенних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского (и родного) языка.

 Закрепят чередование осенних месяцев,  научатся

 характеризовать погодные явления осенних месяцев по картинам художников, находить признаки осенних явлений природы и указания на особенности жизни людей в старинных названиях осенних месяцев.

Личностные: 

Формирование чувства гордости за свою Родину;

формирование ответственности за происходящее, потребности в добром поступке.

Регулятивные: 

1. определять цель учебной деятельности при: работе с атласом-определителем; при определении невидимых нитей в осеннем лесу

2. Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками при работе с атласом-определителем; при определении невидимых нитей в осеннем лесу

 3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану при работе с атласом-определителем

4. Сравнивать свои  ответы с тем, что изображено на фотографиях учебника ( с образцом)

Познавательные: наблюдение за погодой, за изменениями в окружающем мире;

- понимание зависимости осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности;

-сравнение, чем отличаются осенние дожди от летних;

-сравнение обрядов и обычаев характерных для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов;

-сравнение, что понимали под созвездиями древние и что называют созвездиями современные ученые;

- извлечение необходимой информации из текстов;

- установление причинно-следственных связей;

-сравнение фазы развития насекомых,  отличие  паукообразных  от насекомых;

- подведение под понятие;

Коммуникативные: 

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

- аргументация своего мнения и позиции;

- распределение операции между собой в группе;

-  умение отвечать «компетентно» на поставленные вопросы.

18(2)

Осень в неживой природе.

1

По своим наблюдениям рассказывать о погоде летом и осенью.

Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и осенними изменениями в природе.

Работая в паре, извлекать из текста учебника информацию об осенних явлениях в неживой

природе

Понять зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера её освещённости, узнают  названия осенних погодных и природных явлений в неживой природе

19(3)

Народные праздники в пору осеннего равноденствия.

1

Соотносить текст и иллюстрации учебника, выявлять и называть характерные атрибуты осенних народных праздников.

Работая в паре, обсуждать сходство и различия изучаемых праздников. Рассказывать об особенностях праздников земледельцев, охотников

и оленеводов.

Устанавливать связь народных праздников с осенними изменениями в природе.

Научатся  в обрядах и обычаях осеннего равноденствия различать особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов,  называть общее свойство праздников осеннего равноденствия у разных народов, определяя их главный нравственный смысл благодарность природе

20(4)

Звездное небо осенью.

Тест.

1

На основе наблюдений рассказывать о впечатлениях от созерцания звёздного неба. Сравнивать древние и современные представления о созвездиях. Анализировать схемы созвездий Большой Медведицы и Лебедя, соотносить схемы созвездий. Достраивать схемы созвездий в рабочей тетради, опираясь на иллюстрации учебника. Работая в паре, придумывать сказочное объяснение появлению на небе Большой Медведицы, иллюстрировать его рисунком.

Понять, что звёзды, как и Солнце – сгустки

 раскалённых газов, знать, что понимали под созвездиями древние, и что называют созвездиями современные учёные, познакомиться с созвездиями Большая Медведица и Лебедь и древнегреческими мифами о них.

21(5)

Трава у нашего дома.

1

Рассказывать по своим наблюдениям о состоянии травянистых растений осенью.

Устно описывать внешний вид наиболее распространённых травянистых растений (по иллюстрациям в учебнике и натуральным образцам). Отгадывать народную загадку о растениях, осуществлять самопроверку. Узнавать изученные растения на рисунках и в природе.

Понять причины пожелтения травы осенью, уметь  распознавать травы с помощью атласа-определителя, описывать внешний вид наиболее распространённых травянистых растений.

22(6)

Старинная женская работа.

1

Исследовать и сравнивать на ощупь лоскутки ткани из разных природных материалов — шерсти, хлопка, льна, называть эти ткани. Определять особенности льняной ткани,

по рисункам реконструировать последовательность трудовых операций в старинной работе

со льном.

Научатся  определять особенности льняной ткани,

называть последовательность трудовых операций со льном, соотносить эти операции с образами загадки.

23(7)

Деревья и кустарники осенью. Практическая работа

1

Сравнивать осеннюю окраску листьев деревьев и кустарников (по иллюстрациям в учебнике и

натуральным образцам). Работая в паре, узнавать изученные деревья и кустарники по листьям. Раскрашивать листья в соответствии с их осенней окраской. Сравнивать состояние лиственных и хвойных растений осенью. Узнавать изученные хвойные растения. Используя атлас-определитель, определять деревья и кустарники по плодам. Выражать своё отношение к неблаговидным поступкам людей в природе, формулировать соответствующие правила экологической этики.

Понять причины листопада, уметь сравнивать

состояние лиственных и хвойных растений осенью, узнавать изученные деревья и кустарники по листьям, определять деревья и кустарники по плодам, используя атлас-определитель.

24(8)

Чудесные цветники осенью.

1

Знакомиться с растениями цветника по материалам учебника и натуральным образцам. Оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия растений цветника, выделять наиболее понравившиеся растения, объяснять причины своих предпочтений. Определять растения школьного цветника (2—3 представителя) с помощью атласа-определителя. Узнавать изученные растения на фотографиях, рисунках и в природе. Различать реальные свойства растений и отражение их в культуре разных народов, проявлять уважение

Научатся узнавать  растения цветника по материалам учебника,  определять растения школьного цветника с помощью атласа-определителя, узнавать изученные растения на рисунках и в природе.

25(9)

Грибы.

Проверочная работа.

1

Сравнивать грибы по внешнему виду, с помощью схемы в учебнике узнавать и рассказывать о строении гриба, самостоятельно рисовать схему строения гриба, осуществлять самопроверку. Устанавливать связи грибов с растениями и животными. Различать схожие внешне съедобные и несъедобные грибы по характерным признакам. Приводить примеры съедобных и несъедобных грибов с помощью атласа-определителя.

Получат возможность  сравнивать грибы по внешнему виду,  устанавливать связи грибов с растениями и животными,  различать схожие внешне съедобные и несъедобные грибы по характерным признакам.

26(10)

Анализ работ.

Шестиногие и восьминогие

1

По своим наблюдениям отвечать на вопросы о насекомых и пауках.

По рисунку учебника рассказывать о разнообразии насекомых. Устно описывать паука-крестовика и его сеть. Узнавать изученных насекомых на рисунках

Получат возможность узнать отличительные особенности  насекомых от паукообразных, этапы развития бабочки и стрекозы.

27(11)

Птичьи секреты.

1

По своим наблюдениям отвечать на вопросы о птицах.

Выяснять по рисунку учебника, какие птицы относятся к перелётным, а какие — к зимующим. Узнавать на рисунке изученных птиц, классифицировать их по известным признакам (перелётные и зимующие). Приводить примеры перелётных и зимующих птиц

Научатся  различать перелётных и зимующих птиц, узнавать на рисунке изученных птиц и классифицировать их по известным признакам,

приводить примеры птиц, узнают причины, по которым перелётные птицы покидают родные края.

28(12)

Как разные животные готовятся к зиме.

1

Устанавливать связь между сезонными изменениями в природе и жизнью животных. Выявлять приспособительное значение спячки, линьки, запасания корма и других явлений в жизни животных.

По рисунку учебника сравнивать летнюю и осеннюю окраску меха белки и зайца, объяснять значение наблюдаемых изменений, раскрашивать рисунки в рабочей тетради с целью воспроизведения особенностей сезонной окраски зверьков.

Научатся  устанавливать связи между сезонными

изменениями в природе и жизнью животных.

29(13)

Невидимые нити в осеннем лесу.

 

1

Извлекать из текста и иллюстраций учебника

информацию о связях в природе.

Анализировать рисунок и схемы в учебнике, соотносить их между собой, сравнивать разные виды схем. Делать выводы: о значении

схем как способа изображения связей в окружающем мире, о возможности построения разных вариантов схем для отображения одних и тех же связей.

Получат возможность узнать о взаимосвязях между растениями и животными в осеннем лесу, научатся приводить примеры невидимых нитей в осеннем лесу.

Личностные: 

Формирование чувства гордости за свою Родину;

формирование ответственности за происходящее, потребности в добром поступке.

Регулятивные: 

1. определять цель учебной деятельности при: работе с атласом-определителем; при определении невидимых нитей в осеннем лесу

2. Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками при работе с атласом-определителем; при определении невидимых нитей в осеннем лесу

 3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану при работе с атласом-определителем

4. Сравнивать свои  ответы с тем, что изображено на фотографиях учебника ( с образцом)

30(14)

Осенний труд.

1

Сравнивать осенние работы в городах и сёлах в старину и сейчас. Соотносить их с особенностями в мире осенней живой и неживой природы, выявлять общее и различное. Конструировать алгоритм изготовления осенней куклы;

контролировать и корректировать своё поведение в ходе совместной работы

Получат возможность узнать некоторые виды работ, выполняемых осенью с культурными растениями и домашними животными, научатся  соотносить осенние работы с особенностями в мире осенней живой и неживой природы.

31(15)

Контрольная работа по разделу «Осень».

Будь здоров!

1

Применять изученные сведения для решения заданий в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. Выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу.

Формулировать правила здорового образа жизни осенью. Объяснять правила народных игр. Контролировать своё поведение по отношению к сверстникам в соответствии с правилами игры

 Научатся  соблюдать правила, предусмотренные игрой, выполнять правила здорового образа жизни в осенний период.

32(16)

Анализ контрольной работы.

Охрана природы осенью.

1

По материалам учебника знакомиться с правилами охраны природы осенью.

Работая в паре, анализировать рисунки учебника (условные знаки), с их помощью рассказывать о правилах охраны природы.

Обсуждать, в каких делах мы можем проявить свою любовь к природе.

Освоить правила сбора грибов, ягод, орехов, уметь выполнять правила поведения по отношению к перелётным и зимующим птицам, к животным парка и леса в предзимнюю пору.

33,34

(17,18)

Повторение и закрепление по разделу «Осень». За страницами учебника.

2

Использовать дополнительную литературу, Интернет для написания собственного рассказа.

Проектное задание: составить фоторассказ об осенней прогулке

Показать уровень усвоения материала по данному разделу, уметь анализировать свои ошибки.

                                                                                                                 Зима (15 ч.)                            

35(1)

Зимние месяцы.

1

Сопоставлять старинные и современные названия зимних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями зимних месяцев и с событиями в жизни людей. Характеризовать погодные явления зимних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского (и родного) языка

Получат возможность  сопоставлять старинные и современные названия зимних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями зимних месяцев и событиями в жизни людей, описывать  красоту зимней природы и произведений искусства, посвящённых этой теме.

Личностные: 

Формирование чувства

 гордости за свою Родину;

- осознание ответственности

за общее дело;

- следование в поведении

моральным нормам и этическим требованиям

Регулятивные: 

- контроль, коррекция, оценка;

- умение соотнести выполненное задание с образцом

Познавательные: 

Обобщение и систематизация наблюдений над зимними

природными явлениями;

 наблюдение за формой

 снежинок (подготовка

 к усвоению сведений о кристаллизации

замерзающей воды);

- моделирование

 и преобразование моделей;

- умение находить необходимую информацию  на вопросы

 рубрики «Подумаем!»;

- умение подводить итоги

урока по вопросам рубрики «Проверим себя»;

- подведение под понятие

Коммуникативные:

- умение высказывать свои

 мнения о том, как писатели и художники передают красоту окружающего мира.

 Называть самое главное, что понравилось на уроке;

-умение объяснить, чему учат народные сказки, как в них оцениваются такие качества

, как скупость, жадность,

хитрость;

- формирование и аргументация своего мнения при наблюдении

 за строением снежного пласта

 за жизнью деревьев, а также

 растений под снегом,

за зимующими птицами;

- умение договариваться

об условиях игры.

36(2)

Зима — время науки и сказок.

1

Сравнивать сказки разных народов, объяснять их смысл, формулировать их нравственное значение для современной жизни

Получат возможность объяснять смысл народных сказок, их нравственное значение для современной жизни.

37(3)

Зима в неживой природе.

1

По своим наблюдениям рассказывать о зимних изменениях в природе.

Устанавливать причинно-следственные связи

между положением Солнца и зимними изменениями в природе.

Работая в паре, извлекать из текста учебника информацию о зимних явлениях в неживой

природе и составлять в рабочей тетради список таких явлений.

Выражать своё отношение к красоте зимней природы.

Обобщат  и систематизируют  наблюдения над зимними природными явлениями, узнают  дату зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего

солнцеворота (25 декабря).

38(4)

Звездное небо зимой.

Тест.

1

Сравнивать схемы расположения ковша Большой Медведицы осенью и зимой, выявлять различия.

Сравнивать схемы созвездий Большой Медведицы и Малой Медведицы. Осваивать способ

нахождения на небе Полярной звезды, определять по Полярной звезде стороны горизонта.

Придумывать сказку о созвездии Малой Медведицы и Полярной звезде.

Научатся  находить на звёздном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведиц и Полярную звезду, ориентироваться по Полярной звезде.

39(5)

Зимняя прогулка (экскурсия)

1

Наблюдать за строением снежного пласта, за жизнью деревьев, растений под снегом, за зимующими птицами, соотносить приметы с природными явлениями.  

Ознакомить с сезонными изменениями в живой природе.

40(6)

Зима в мире растений.

1

По своим наблюдениям отвечать на вопросы о зимних изменениях в жизни растений.

Извлекать из текста учебника информацию о признаках, по которым можно узнать растения

зимой.

Используя атлас-определитель, распознавать деревья и кустарники по плодам, шишкам,

Получат возможность  распознавать деревья и кустарники по плодам, шишкам, силуэтам и другим признакам, используя атлас-определитель, определять растения, зимующие под снегом.

41(7)

Зимние праздники.

1

Отмечать на схеме годового круга дни зимнего солнцестояния и солнцеворота.

Различать общее и особенное в зимних праздниках, описывать картину Б. Кустодиева «Ёлочный торг».

Узнают особенности народных обычаев рождественского праздника в странах Запада и России.

42(8)

Растения в домашней аптечке. Практическая работа.

1

На основе собственного жизненного опыта отвечать на вопросы о лекарственных растениях.

По рисунку учебника узнавать названия наиболее распространённых лекарственных растений, находить среди них дерево, кустарник, травянистые растения.

Практическая работа в группах: рассматривать предложенные лекарственные растения и

изготовленное из них сырьё.

Получат возможность узнать  несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения.

43(9)

Зимняя жизнь птиц и зверей.

1

Работая в паре, извлекать из текста учебника информацию о приспособленности птиц к

условиям зимы. Находить изучаемых птиц на рисунках учебника.

Работая в группах, узнавать зимующих птиц по клювам. Устанавливать связь между строением клюва и особенностями питания птицы.

Обсуждать причины перемещения многих птиц в зимнее время к человеческому жилью и возможности помощи им со стороны человека.

Узнают  образ жизни и питания зимующих птиц;  зимний образ жизни зверей, не впадающих в спячку.

44(10)

Невидимые нити в зимнем лесу.

1

Извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе.

Работая в паре, анализировать рисунок и схему в учебнике, соотносить их между собой, прослеживать по схеме связи между елью и лесными животными.

Моделировать связи в зимнем лесу с помощью различных видов схем, в том числе работая в группе.

Знать  взаимосвязи между растениями и животными в зимнем лесу.

45(11)

В феврале зима с весной встречается впервой.

1

Характеризовать зимние праздники и традиции проводов зимы в культуре народов своего

края, инсценировать обход дворов на Масленицу по традициям своего края. Планировать реальное проведение зимних праздников народов своего края

Узнают,  что по старинному календарю многих народов мира февраль был не вторым, а последним, двенадцатым месяцем года.

46(12)

Зимний труд.

1

Инсценировать зимнюю мужскую и женскую работу в старину, соотносить с видами работ в настоящее время в городе (селе). Рассказывать о том, как надо заботиться о домашних растениях и животных зимой в родном доме

Получат возможность узнать  о видах зимнего труда в старину, о современных зимних работах в городе и селе, об особенностях ухода зимой за растениями и животными.

47(13)

Будь здоров!

1

Формулировать правила здорового образа  жизни зимой. Объяснять правила народных игр. Контролировать своё поведение по отношению к сверстникам в соответствии с правилами игры

Выполнять правила здорового образа жизни в зимний период; получат возможность  объяснить товарищу правила 2—3 народных игр, подходящих для зимы

48(14)

Охрана природы зимой.

1

По материалам учебника знакомиться с правилами охраны природы зимой.

Работая в паре, анализировать рисунки учебника (условные знаки), с их помощью рассказывать о правилах охраны природы. Обсуждать рассказ «Белый сказочный дворец» из книги «Великан на поляне», по своим наблюдениям описывать красоту зимней природы

Получат возможность узнать и соблюдать правила охраны природы в зимнем парке, сквере, лесу; соблюдать чистоту во время прогулки, узнают о некоторых представителях Красной книги России.

Личностные: 

Формирование чувства

 гордости за свою Родину;

- осознание ответственности

за общее дело;

- следование в поведении

моральным нормам и этическим требованиям

Регулятивные: 

- контроль, коррекция, оценка;

- умение соотнести выполненное задание с образцом

Познавательные: 

Обобщение и систематизация наблюдений над зимними

природными явлениями;

49(15)

Контрольная работа по разделу «Зима».

1

Применять изученные сведения для решения заданий в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. Выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу.

Показать уровень усвоения материала по данному разделу, уметь анализировать свои ошибки.

Весна и лето (19ч.)

50(1)

Анализ контрольной работы.

Весенние месяцы.

1

Сравнивать старинные и современные названия весенних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями весенних месяцев и с событиями в жизни людей.

Характеризовать погодные явления весенних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского (и родного) языка,

Научатся  находить  признаки весенних явлений природы в старинных названиях весенних месяцев; получат возможность понять причины потепления весной; узнают дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления.

Личностные: 

Формирование чувства

 гордости за свою Родину;

- осознание ответственности

за общее дело;

- следование в поведении

 моральным нормам и этическим требованиям;

- формирование чувства любви

 к природе, первоцветами и стремиться беречь их;

- умение контролировать

во время игры свое поведение по отношению к сверстникам,

 соблюдая правила,

 предусмотренные игрой;

- выполнение правил здорового

образа жизни в весенний период;

- формирование личной ответственности за происходящее, воспитание потребности в добром поступке.

Регулятивные: 

- контроль, коррекция, оценка;

- умение соотнести выполненное задание с образцом;

- самоконтроль во время

 прогулки в парке, лесу.

Познавательные: 

умение сравнивать положение

 Солнца зимой и весной - моделирование и преобразование моделей;

- умение подводить итоги урока

 по вопросам рубрики

«Проверим себя»;

- подведение под понятие;

- освоение технологии поиска информации (находят информацию

  в атласе-определителе);

- построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Коммуникативные:

- умение участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения

 на события, поступки

 

 

Личностные: 

Формирование чувства

 гордости за свою Родину;

- осознание ответственности

за общее дело;

- следование в поведении

 моральным нормам и этическим требованиям;

- формирование чувства любви

 к природе, первоцветами и стремиться беречь их;

- умение контролировать

во время игры свое поведение по отношению к сверстникам,

 соблюдая правила,

 предусмотренные игрой;

- выполнение правил здорового

образа жизни в весенний период;

- формирование личной ответственности за происходящее, воспитание потребности в добром поступке.

Регулятивные: 

- контроль, коррекция, оценка;

- умение соотнести выполненное задание с образцом;

- самоконтроль во время

 прогулки в парке, лесу.

Познавательные: 

- умение подводить итоги урока

 по вопросам рубрики

«Проверим себя»;

- подведение под понятие;

- освоение технологии поиска информации (находят информацию

  в атласе-определителе);

- построение логической цепи рассуждений, доказательство.

51(2)

Весна в неживой природе.

1

По своим наблюдениям рассказывать о весенних изменениях в природе.

Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и весенними изменениями в природе. Работая в паре, извлекать из текста учебника информацию о весенних явлениях в неживой природе.

Знать причинно-следственные связи между положением Солнца и весенними изменениями в природе.

52(3)

Весна — утро года.

1

Знакомиться по материалам учебника с народными традициями встречи весны, инсценировать характерные праздничные ритуалы в виде мини-спектаклей.

Рассматривать фотографии в рубрике «Заглянем в семейный альбом»

Продолжить работу по наблюдениям за погодой.

53(4)

Звездное небо весной.

1

Сравнивать схемы расположения ковшей Большой Медведицы и Малой Медведицы в разные сезоны, выявлять различия.

Осваивать способ нахождения на небе созвездия Кассиопеи, соотносить схему созвездия Кассиопеи со старинным рисунком.

Работая в паре, знакомиться с созвездием Льва, соотносить схему созвездия Льва со старинным рисунком. Достраивать схемы созвездий Кассиопеи и Льва в рабочей тетради.

Научатся  определять положение весной созвездий Большая и Малая Медведица,  находить созвездия Кассиопея и Лев на звёздном небе, определять с помощью атласа-определителя другие созвездия и их главные звёзды.

54(5)

Весенняя прогулка.  Старинные детские игры весной.

1

Знакомиться с правилами здорового образа жизни в весенний период; тренировать контролировать свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой; узнавать раннецветущие растения.  

Узнают   раннецветущие растения.

55(6)

Весеннее пробуждение растений.

Проверочная работа.

1

По своим наблюдениям рассказывать о весенних изменениях в жизни растений.

Знакомиться по материалам учебника с разнообразием раннецветущих растений, выявлять условия, необходимые для их цветения.

Знать  причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми.

56 (7)

Анализ работ.

Чудесные цветники весной.

1

Знакомиться с растениями цветника по материалам учебника и натуральным образцам.

Оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия растений цветника, выделять наиболее понравившиеся растения, объяснять причины своих предпочтений.

Узнать названия культурных растений весенних цветников, научатся  находить их в атласе-определителе,  различать реальные свойства растений и отражение их в культуре разных народов.

57(8)

Весна в мире насекомых.

1

Знакомиться по материалам учебника с весенними изменениями в жизни насекомых.

Узнавать изученных насекомых на рисунках и в природе. Оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия красивых насекомых. Обнаруживать взаимосвязи в мире насекомых, по схемам в учебнике рассказывать о них,

Узнать  о весенних изменениях в жизни насекомых, научатся определять взаимосвязи в мире насекомых, понимать полезность некоторых насекомых для человека.

58(9)

Весна в мире птиц и зверей.

1

По своим наблюдениям рассказывать о весенних изменениях в мире птиц и зверей.

Знакомиться по учебнику с жизнью птиц и зверей весной. С помощью текста учебника определять последовательность возвращения перелётных птиц из тёплых краёв, фиксировать её в рабочей тетради. Узнавать птиц на рисунке, осуществлять самопроверку с помощью атласа-определителя.

Узнать о весенних изменениях в жизни птиц и зверей, научатся определять последовательность возвращения перелётных птиц из тёплых краёв, уметь формулировать правила экологической этики.

59(10)

Невидимые нити в весеннем лесу.

Тест.

1

Извлекать из текста и иллюстраций учебника

информацию о связях в природе.

Анализировать рисунки и схемы в учебнике, соотносить их между собой, сравнивать разные виды схем, в том числе работая в паре.

Моделировать связи в весеннем лесу с помощью различных видов схем.

Знать  взаимосвязи между растениями и животными в весеннем лесу; уметь приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу.

60(11)

Анализ работ.

Весенний труд.

1

Инсценировать мужскую и женскую старинную весеннюю работу. Соотносить с видами

работы в настоящее время в городе (селе). Объяснять значение пословиц о важности весенних работ. Наблюдать за состоянием природы

Получат возможность различать особенности весеннего труда у женщин и мужчин в старину и соотносить их с видами работы в настоящее время,  проводить наблюдения за состоянием природы и сопоставлять их с народными приметами.

61(12)

Старинные весенние праздники.

1

Характеризовать весенние праздники в культуре народов России, в том числе своего края;

сравнивать традиции отношения к берёзе в культуре разных народов России; определять нравственный смысл легенд и песен о берёзе в культуре народов Севера

Получат возможность  характеризовать весенние праздники в культуре народов России, в том числе своего края,  определять нравственный смысл легенд и песен о берёзе в культуре народов России.

62(13)

Будь здоров!

1

Формулировать правила здорового образа жизни весной. Объяснять правила народных

игр. Контролировать своё поведение по отношению к сверстникам в соответствии с правилами игры

Получат возможность формулировать и выполнять правила здорового образа жизни весной, объяснять с помощью схемы правила 2-3 народных игр, подходящих для весны.

63(14)

Охрана природы весной.

1

По материалам учебника знакомиться с правилами охраны природы весной.

Работая в паре, анализировать рисунки учебника (условные знаки), с их помощью рассказывать о правилах охраны природы.

Обсуждать рассказ «Пожалейте берёзы» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики.

Знать  правила охраны природы весной, формулировать правила экологической этики, рассказывать о некоторых представителях Красной книги, о причинах сокращения их численности.

64(15)

Контрольная работа по разделу «Весна».

1

Применять изученные сведения для решения заданий в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. Выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу.

Показать уровень усвоения материала по разделу, уметь находить и анализировать ошибки.

65(16)

Анализ контрольной работы.

Лето красное.

1

Сравнивать старинные и современные названия весенних и летних месяцев (в том числе

в языках народов своего края). Соотносить внутренний смысл старинных названий месяцев (в том числе в языках народов своего края) с природными особенностями весенних и летних месяцев и событиями в жизни людей.

Характеризовать погодные явления весенних и летних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского (и родного) языка

Получат возможность находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев,

характеризовать погодные явления весенних и летних месяцев по картинам художников, объяснять смысл старинных летних присловий и обычаев

66(17)

Летние праздники и труд.

1

Соотносить летние праздники с видами работы в настоящее время в городе (селе). Сопоставлять между собой традиции празднования летнего нового года с особенностями новогоднего праздника осенью, зимой, весной в культуре народов России.

Научатся  соотносить летние праздники с видами работы в настоящее время в городе и селе, определять нравственный смысл календарных праздников в культуре народов России и мира.

Коммуникативные:

- умение участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения

 на события, поступки

67,68

(18,19)

Повторение изученного за год.

За страницами учебника.

2

Обобщать и систематизировать полученные знания в ходе викторины по изученным темам.  

Знать  материал, изученный в течение учебного года.


Примечание

Специальные условия системы оценивания для обучающихся с ОВЗ включают:

  1. особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;
  2. привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);
  3. присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
  4. адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР:

- упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;

- упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;

- в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;

  1. при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.);
  2. при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
  3. увеличение времени на выполнение заданий;
  4. возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;
  5. недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование. Окружающий мир. 2 класс

Планирование по УМК "Перспектива"...

Календарно-тематическое планирование, окружающий мир, 3 класс

Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира в 3 класе по учебнику А.А. Плешакова...

Тематическое планирование - Окружающий мир - 1 класс - Школа России

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе на­чальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчита­на на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 клас­сы — по 68ч (34 учебные ...

Тематическое планирование окружающий мир 3 класс А.А.Плешаков. УМК школа России

В программе представлена развёрнутая рабочая программа к учебнику А,А.Плешакова Окружающий мир в двух частях для 3 класса. УМК Школа России....

Календарно-тематическое планирование "Окружающий мир"

О.Т.Поглазова 2 класс по новому учебнику. Хорошо подходит под методичку...

Тематическое планирование Окружающий мир.

Планирование к учебнику Глазовой  О.Т. по программе Гармония для 3 класса...

Тематическое планирование Окружающий мир 2 класс.

Тематическое планировани к учебнику Глазовой О,Т. по программе "Гармония"...