"Ты- бесспорно вершина, мой брат,человек..."
проект по окружающему миру (4 класс) по теме

Цветова Елена Анатольевна

Пректная работа по окружающему миру. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_o_pozharah.docx60.64 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                           

Тема учебного проекта:

«Влияние пожаров на животный и растительный мир леса.»

Творческое название:

«Ты  - бесспорно вершина природы,

мой брат, человек…»

2012 -2013 учебный год

Ростовская область

I.1. Цель проекта:

формирование экологического сознания у младших школьников .
I.3.Задачи проекта:  

-  познакомить с растительным и животным миром лесов Ростовской области

-  учить детей оценивать воздействие человека на природу;

-  формировать у детей экологически грамотное поведение в природе;
-  воспитывать познавательный интерес.

I.4. Объект исследования:  взаимоотношения  между   животным и растительным  миром  леса и человеком.

I.5. Предмет исследования:   «Правила поведения человека в лесу»

I.6. Гипотеза:  Если  первоклассников  один  раз в неделю  в игровой форме знакомить с жителями леса, то уже через полгода они запомнят их, а также поймут, почему нельзя разводить в лесу костры и не позволят этого делать своим родителям.

I.7.Участники проекта:  учащиеся 1-х классов

I.8. Сроки реализации:  03.09.2011 – 03 02.2012

I.9. Форма работы:  чтение стихов и рассказов, экскурсии в зелёную зону,  просмотр мультфильмов о природе, прослушивание музыкальных произведений, заочное путешествие в зимний лес, экологическая игра «Лукошко грибника», устный журнал «Зелёный наряд нашей планеты», игра «В гостях у главного лесничего», КВН «Пернатые друзья».

Оглавление.

I.1. Актуальность проблемы.                                                                   4 – 5 стр.

I.2  Внеклассная работа по экологическому воспитанию.                  

а) виды и формы работы;                                                                            5-6 стр.

б) «а как быть с малышами?»                                                                      6-7 стр.

II. Основная часть. ( пропагандистская работа по охране природы).

II.1.Этапы правоохранительной работы;

а) прогнозирующее анкетирование (как дети ведут себя на природе?)     7- 10стр.

б) значение леса в жизни человека;                                                               11-13 стр.

в) лесные богатства нашей области;                                                             13-16 стр.

г) « Почему в области становится меньше лесов?»                                      16–17 стр.

д) «Что делать?»                                                                                          18-22 стр.

III. Вывод.

Литература.                                                                                               2-23 стр.

I.1. Мы живем в быстро развивающемся мире.  Технические возможности человека изменять природную среду, достигнув своей высшей точки в эпоху научно - технической революции, постоянно увеличиваются. Рост могущества человека ведет к увеличению отрицательных для природы  и, в конечном счете, опасных для существования человека последствий его деятельности, значение которых только сейчас начинает осознаваться.

Человек постоянно перестраивает свое окружение, забывая при этом о том, что существование человеческой цивилизации и дальнейшее ее развитие возможно только при условии формирования качественно новых взаимоотношений в системе "Человек – природа". Ведь в природе, как и в человеческом обществе все взаимосвязано и взаимозависимо: урон,  нанесенный в одном месте, непременно сказывается на всех звеньях природной цепочки.  К сожалению, лишь небольшое количество людей могут предвидеть последствия своих действий. Поэтому, кроме полезного результата (если он проявляется), возникает множество побочных, «отравляющих» людям жизнь. Например, парниковый эффект, кислотные дожди, разрушение озонового слоя, загрязнение рек, водоёмов и морей, ухудшение состояния почв и т.п

Таким образом, экологические знания в настоящее время приобретают особую актуальность. Также становится ясно, что экологическое образование и просвещение должны начинаться как можно раньше и представлять собой взаимодействие гуманитарной, естественнонаучной и технической составляющих. Надо научить детей не только  безумно любить природу, но и сознательно уважать и ценить её. Не враждовать с природой и не бороться, а научиться жить с ней в ладу.

Эти отношения могут быть сформированы только путем воспитания в семье, но и экологического образования в учреждениях. И от того, насколько успешно удастся привить детям правильные принципы, умения и навыки поведения в природе, зависит будущее человечества.

Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Экологически образованная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос об их правомерности. Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание, и станут убеждениями этого человека.

Изучение экологических связей, способствует повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе. Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание школьников.

I.2.Экологическое воспитание школьников происходит только при условии взаимосвязи различных типов и видов внеклассной деятельности. Разнообразная деятельность дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям оберегать природу.

а) Одним из видов внеклассной работы, способствующей формированию  экологического сознания школьников, является  кружковая работа в школе. Через работу кружка можно показать актуальность и значение экологических знаний, воздействие человека на окружающую среду, загрязнение природной среды и необходимость её сохранения, трансформацию природных сообществ человеком, снижение биоразнообразия на планете, важность сохранения окружающей природы для будущих поколений.

В содержании программы кружка предусмотрена деятельность, предоставляющая широкие возможности для саморазвития учащихся, выполнения ими социально значимых проектов и реального улучшения экологического состояния своего окружения.

Среди других форм работы можно назвать экологические чтения, интеллектуальные творческие игры, встречи с интересными людьми разных профессий, работу в школьном  экосаду, проведение наблюдений, постановку опытов, изготовление изделий из природного материала, занятия флористикой, просмотр фильмов о природе, прослушивание музыкальных произведений. Благодаря разнообразным формам и методам работы происходит обогащение нравственного опыта детей, воспитание положительных качеств личности, формирование этических и эстетических чувств, воспитывается бережное отношение к природе, стремление изменить мир к лучшему.

Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.

Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

б) Ну а как же быть с малышами? Как донести до их сознания столь важные вопросы? Когда  я  спросила у первоклассников, что они любят больше всего, то  между мороженым и катанием на роликах они назвали мультики. Все прекрасно знают, что  мультики - это увлекательное погружение в волшебный мир, яркие впечатления и восторженность перед раскрытием новых чудес.

Многие психологи считают, что герои любимых мультфильмов для ребенка – довольно эффективное воспитательное средство, т. к. является не просто своего рода примером для подражания, но вторым по значимости авторитетом после родителей. Герои с экранов активно воздействуют на детское воображение, демонстрируя, как следует себя вести в той или иной ситуации, учат справедливости.

Дети очень часто имитируют поведение и манеру речи мультяшных героев. Мультфильмы влияют на формирование личности ребенка, поэтому к выбору мультфильмов стоит относиться очень серьезно. Выбирать нужно такие, которые сеют разумное, вечное, доброе, учат справедливости и умению сочувствовать другим. Пересмотрев  много разных мультфильмов о природе, я пришла к выводу, что соответствуют данным требованиям только  «советские»  мультфильмы. Ведь  только в них создается добрая картина мира. Вот  некоторые из них: «Жихарка», «Иван Царевич и Серый Волк», «Новогодняя ночь», «Однажды в лесу», «Лесной концерт», «Медвежонок на дороге», «Серебряное копытце», «Дед Мороз и Серый волк», «Зимняя сказка», «Мышонок Пик», «Удивительная бочка»,  «Подушка для солнышка»,  «Ореховый прутик», «Высокая горка», «Грибок теремок»,  «Хвосты»,  «Мешок яблок». И ещё много-много других … 

Через мультики ребёнок усваивает модели поведения, способы действий, учится тому, как можно добиться своего. Лучшими отечественными  мультфильмами  являются маленькие притчи, в которых под короткой занимательной историей спрятан глубокий духовный смысл. Причём многие  мультфильмы  не просто показывают «положительных» кукол и зверей, но и дают программу воспитания в себе качеств настоящего человека. Они учат осмысливать происходящее, заставляют переживать за героев, помогать, уважать родителей, дружить друг с другом, делать добро и т.п.

Просмотр мультфильмов даёт возможность ребёнку увидеть красоту природы, герои  мультика учат любить и беречь её, ведь она – это «организм в котором также протекает жизнь». Также показывается то, что нужно помогать природе: ухаживать за растениями, животными. Дети видят то, что если герои мультика хорошо относятся к природе, то и она не забывает о них: угощает вкусными овощами и фруктами, защищает от дождя и т.п.

И тогда я решила, что, если данный способ знакомства с окружающим миром  использовать с первоклассниками, то уже к концу года  можно  быть уверенным в том, что основы для  воспитания экологически грамотной личности заложены.

II.1.Всем известно, что в курсе изучения природы можно выделить три уровня.

Первый уровень: объекты природы рассматриваются в  отдельности, без акцентирования внимания на связях между ними.

Второй уровень: объекты природы рассматриваются в их взаимной связи. Например, изучается, чем питаются различные животные, строятся цепи питания.

Третий уровень: рассматриваются уже не просто предметы природы, а результаты их взаимодействия.

В моём  случае можно выделить следующие уровни:

Первый уровень:  рассмотреть всех жителей леса Ростовской области, с которыми могут встретиться первоклассники.

Второй уровень:  выяснить, каково значение этих жителей для человека и окружающего мира.

Третий уровень: рассмотреть изменения, которые  происходят с жителями леса после общения с человеком.

А) Эксперимент был  проведён в  2011 - 2012учебном году в г.Гуково в МБОУ СОШ № 24. Были взяты ученики 1-х классов: экспериментальный 1"А" класс (25 человек) классный руководитель А.А.Тиунова  и контрольный - 1"Б" класс (26 человек) классный руководитель  О.И.Михнева.  На первом этапе работы в первых числах сентября (I констатирующий эксперимент) было выявлено состояние экологической воспитанности у учащихся двух классов при помощи анкетирования.

Далее приводятся ответы учащихся 1"А" класса на вопросы специально разработанной анкеты.

Вопросы

Ответы

1. Нравится ли тебе бывать в природе?

1. Нравится (26 человек) .

2. Что ты больше всего любишь делать, приходя в природу?

 

 

 

 

1. Ловить рыбу (3 человека) .

2. Собирать грибы и ягоды (6 человек) .

3. Купаться (7 человек) .

4. Разводить костер, жарить шашлыки (8 человек) .

5. Делать из веток шалаш (1 человек) .

6. Играть на траве в футбол (3 человека) .

Эту анкету сравнила с анкетой,  проводимой в 1"Б" классе.

Вопросы

Ответы

1. Нравится ли тебе бывать в природе?

1. Нравится (26 человек).

2. Что ты больше всего любишь делать, приходя в природу?

 

 

 

 

1. Ловить рыбу (3человека).

2. Собирать грибы и ягоды (7 человек).

3. Купаться (9 человек).

4. Разводить костер, жарить шашлыки (2 человека).

5. Делать из веток шалаш (1 человек).

6. Играть на траве в футбол (4 человека).

Проанализировав  результаты двух анкет, я сделала вывод, что дети в 1 «Б» классе обладают большей экологической воспитанностью. Они любуются природой, не собирают лесные цветы, не ломают ветви на шалаш, но все-таки позволяют себе разводить костры.

В дальнейшей работе я постараюсь  внушить им, что этого делать нельзя. По остальным вопросам анкеты результаты почти одинаковы. И отсюда следует вывод, что представление учащихся о бережном отношении к природе и ее богатстве, о помощи животным и растениям, об охране природы и правилах поведения в природе очень несовершенны, неглубоки и имеются далеко не у всех учащихся.

Б) В результате опроса перед нами встала задача - формировать у учащихся основы экологических знаний.

Для этого в экспериментальном классе мы в игровой форме с помощью загадок пригласили детей в лес. Ведь именно загадка - проверенный веками и народным опытом самый занимательный способ обучения детей и знакомства их с окружающим миром,  потому что в каждой детской загадке сосредоточена мудрость и любовь многих поколений взрослых. Познавать мир через загадки намного интереснее, чем по сухим школьным учебникам или мудрёным объяснениям взрослых - неспроста наши дети так любят их разгадывать. Загадки я искала в интернете. [ Приложение №1 ]  

Главная цель нашего путешествия заключалась в том, чтобы не только узнать о значении леса для человека, но  и поближе познакомиться с лесными жителями. Информацию для детей я находила в различных справочниках .  

Леса, в том числе посаженные людьми, покрывают около трети поверхности суши. Это широкий пояс тайги в Северном полушарии, смешанные и лиственные леса умеренного пояса, вечнозеленые субтропические и влажные тропические леса. Большая часть лесов приходится на тропики; тайга и лесотундра составляют 32 %, смешанные и лиственные леса умеренного пояса - 17%. На планете 30% хвойных и 70% лиственных лесов.

Лесной покров оказывает воздействие на все компоненты биосферы, играет огромную средообразующую роль. Леса влияют на газовый баланс и состав атмосферы, водный и тепловой режим земной поверхности, подземный и поверхностный сток, формируют и сохраняют почвенный покров, регулируют численность и разнообразие животного мира. Лесной покров взаимосвязан с климатом: он уменьшает силу ветра, смягчает высокие и низкие температуры, аккумулирует влагу.

Лес широко используется в разных отраслях народного хозяйства. Ни одна отрасль не может развиваться без применения лесных материалов. Лес служит источником различных химических веществ, получаемых при переработке древесины, коры, хвои. Из этого универсального сырья можно изготовить свыше 15-20 тыс. изделий и продуктов. Почти половина всей потребляемой в мире древесины пока расходуется на топливо, а треть идет на производство строительных материалов.

Лес поставляет техническое и лекарственное сырье, пищевые продукты, живицу и т.д. Дефицит древесины уже остро ощущается во многих промышленно развитых странах.

В последние десятилетия все большее внимание уделяется санитарно-гигиенической, бальнеологической и рекреационной роли лесов. В некоторых регионах мира «несырьевые» функции леса отодвинули на второй план значение лесных территорий как лесозаготовительной базы. В России леса тоже стали широко использоваться как несырьевой ресурс. Это зеленые зоны городов, природные или национальные парки, курортные зоны

 Древесные насаждения в городах поглощают из воздуха избыток диоксида углерода и восстанавливают в нем необходимый для жизни кислород. Они служат хорошим фильтром - в парках количество пыли бывает в десятки раз меньше, чем на улицах города. Листья и цветы деревьев выделяют фитонциды, многие из которых обезвреживают городской воздух, убивают вредные микроорганизмы, задерживают развитие возбудителей инфекций, предупреждая распространение инфекционных заболеваний. Зеленые насаждения хорошо поглощают звуки, способствуют борьбе с шумом.

Неоценимо психологическое воздействие леса на человека. Благотворна роль лесных звуков и шумов на эмоции, психику. Голоса природы, ее древнейший язык-пение птиц и шелест листвы. Но и визуально красоты леса способны изменить душевное состояние человека. Разрабатываются научные основы эстетической ценности лесного ландшафта, чтобы использовать их в лесоустройстве рекреационных зон.

А. П. Чехов писал, что леса украшают землю. Они учат человека понимать прекрасное и внушают ему величавое настроение. Каждый, кто любовался чудными картинами березовой или сосновой рощи, кто наслаждался сенью и ароматом пахнущих смолою зеленых исполинов, кто ходил по лесным тропам с корзиною или ружьем за плечами под утренний щебет лесных птиц или предавался вечерним лирическим раздумьям, слушая трель соловья или грустное кукование кукушки, тот не может не полюбить лес. Его любят и старый и малый.

Для того, чтобы наше знакомство с лесом проходило более увлечённо, я обратилась к искусству.  Ведь природа России  весьма разнообразна и уникальна и изучать её необходимо с разных сторон.

     Природа – … Не слепок, не бездушный лик –

   В ней есть душа, в ней есть свобода,

  В ней есть любовь, в ней есть язык… - писал величайший русский поэт Ф.И.Тютчев. Воспели в своих стихах и помогли представить всю её красоту во все времена года, в любое время суток  замечательные русские поэты: Жуковский В.А., Пушкин А.С., Фет А.А., Некрасов Н.А., Никитин И.С. и другие.

В своё время Иван Иванович Шишкин сказал такие слова: "Надеюсь, придет время, когда вся русская природа живая и одухотворенная, взглянет с холстов русских художников" . И вот уже  весь мир и мы вместе с ним смогли  увидеть русскую природу  и в картинах художников - пейзажистов: И.Шишкин, А.Куинджи, И.Остроухов, И.Левитан, В.Поленов, Г.Мясоедов, А.Герасимов, А.Саврасов, В.Никонов и многие другие живописцы. На многих полотнах художников, как и в стихотворениях поэтов, ребята смогли почувствовать единение человека с природой. Постепенно им становилось понятно, что человек не может жить без природы. [Приложение №2  ]

Сопровождались наши «заочные путешествия» зачаровывающей музыкой великих  композиторов Э.Григ «Утро в лесу», Чайковский «В сосновом лесу», Салтыков-Щедрин «О лесе»? Бетховен «Лунная соната».

После того, как знакомство с лесными жителями прошло успешно, мы плавно перешли к нашей области, а затем и  городу.

Чтобы можно было представить,  какая экологическая обстановка сложилась в нашей области, мне пришлось проштудировать «Экологический вестник Дона 2012 года», из которого я получила следующую информацию.

В).Ростовская область относится к малолесным регионам России. Лесистость территории области всего лишь 2,5%, тогда как по Южному федеральному округу она составляет более 10%. Наибольшие площади лесов сосредоточены в центральной и северной зонах области.

Все леса области отнесены к защитным лесам, основное их назначение - выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных функций. 

Леса, расположенные в балках, называются байрачными. Состоят они из дуба, ясеня, кленов, вязов, липы, осины, груши, яблони, а также кустарников: черноклена, калины, крушины, бересклета, бирючины, бузины. По опушкам растут терн, шиповник, боярышник и прочие.

Пойменные леса по составу древесных пород сходны с байрачными. По более сырым местам растут осина, осокорь, ольха и ивы.

В Приазовье по берегам рек  растут заросли ив, а в балках тёрн.

Большое внимание на Дону уделяется искусственному лесоразведению. Несколько лесничеств, лесхозов и более трех десятков лесозащитных станций области создают новые леса и лесополосы на песчаных массивах, берегах водохранилищ, на склонах оврагов и балок. Деревья берегут поля от губительных суховеев, помогают накапливать влагу в почве, укрепляют берега рек и водоемов, склоны балок и оврагов, останавливают движение песков.

За последние годы многое сделано и по созданию государственных лесных полос, которые проходят в нашей области по берегам Дона (от Воронежа до Ростова) и Северного Донца (от Белгорода до слияния с Доном). Третья полоса идет по водоразделу двух притоков Дона - Хопра и Медведицы - от Пензы до Каменска.

Лесные насаждения области несут большую рекреационную нагрузку - на тысячу жителей приходится всего лишь 55 га.

Общий запас лесных насаждений составляет 19,28 млн. куб. м, ежегодный средний прирост на 1 га - 2,1 куб. м. Лесные массивы расположены крайне неравномерно.

ПОКАЗАТЕЛИ ПЛОЩАДИ ЛЕСОВ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ЗЕМЛЯХ

ЛЕСНОГО ФОНДА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Миллерово        

408,0  

г. Волгодонск        

972,0  

г. Красный Сулин    

1328,0  

г. Гуково            

37,0  

г. Зверево          

149,0  

г.  Новошахтинск    

1556,0  

г. Шахты            

1621,0  

г. Ростов-на-Дону    

3440,0  

г. Аксай            

207,0  

г. Батайск          

102,0  

г. Азов              

456,0  

г. Таганрог          

62,0  

г. Сальск            

291,0  

г. Пролетарск        

9,0  

г. Донецк            

1151,0  

г. Каменск-Шахтинский

2126,0  

Итого                

13915,0

Из этой таблицы видно, что в нашем родном Гуково меньше всего ( за исключением г.Пролетарска) площадь лесов, несмотря на сложную экологическую обстановку.

В 2010 году в соответствии с положениями Лесного кодекса Российской Федерации, Водного кодекса Российской Федерации и приказов Рослесхоза от 11.05.2010 № 184, 1от08.11.20 1 0 № 426 и от 19.10.2010 № 391 «Об отнесении лесов на территории Ростовской области к ценным лесам и установлении их границ» установлены новые категории защитных лесов.

С учетом особенностей правового режима защитных лесов в лесах Ростовской области выделены следующие категории защитных лесов

Леса, расположенные в водоохранных зонах:

-леса, расположенные в водоохранных зонах - 6,7% от общей площади земель лесного фонда. Эти леса предотвращают загрязнение, засорение, заиление водных объектов и истощение их вод.

Леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов:

леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источники питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения - 0,4 % от общей площади земельного фонда. Эти леса создают санитарное благополучие для водных источников, главным образом питьевой воды, обеспечивают перевод поверхностного стока в грунтовый, препятствуют развитию процессов эрозии, защищают водоемы от заиления и загрязнения, уменьшают излишнее испарение воды;

защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федераци (1,8%). Защитные полосы лесов защищают дороги от снежных заносов и эрозионных воздействий воды и ветра.

Лесопарковые зоны (1,6%).

Леса указанной категории защитных лесов подчинены единой цели - наиболее полного удовлетворения санитарно-гигиенических и эстетически требований населения Ростовской области. Перед лесами зеленой зоны и лесопарками поставлены задачи создания здоровых условий с красивыми и удобными местами массовой отдыха для населения области.

Ценные леса:

государственные защитные лесные полосы - 2,7 % от общей площади земель влажного фонда. Выделение данной категории защитных лесов соответствует целям сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных  и иных полезных функций лесов;

противоэрозионные леса - 18,2%. Целевое назначение лесов этой категории - защита полей и других сельхозугодий от ветровой и водной эрозии почв, улучшение микроклимата прилегающих к лесам сельскохозяйственных угодий. Выделение этой категории защитных лесов соответствует целям сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов;

леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах - 52,1 %. Леса на лесостепных и степных территориях, имеющие важное значение для защиты окружающей среды;

леса, имеющие научное или историческое значение, - 1,6 %, в этих лесах возможно осуществление экспериментальной или теоретической деятельности, направленной на получение новых знаний об экологической системе леса, проведение прикладных научных исследований, направленных, преимущественно, на применение этих знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач в области использования,  oxpaны,  защиты и воспроизводства лесов;

нерестоохранные полосы лесов (7,8 %). Категория образована из бывшей категории защитности «Запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых  рыб».

г) В настоящее время все леса области  находятся в довольно бедственном положении. Согласно официальным данным средняя обеспеченность лесничеств Ростовской области автомобилями – 48%, тракторами – 36%, лесокультурной и лесохозяйственной техникой – 40%. При этом износ имеющейся техники составляет 100%.

Находясь в таком сложном положении лесничествам с трудом удаётся в последнее время сократить количество непотушенных вовремя лесных пожаров. Несмотря на действующий в области запрет подобных мер «очистки» и «уборки» сельхозугодий, они активно использовались на территории области все последнее десятилетие, приводя к гибели иногда по несколько сотен квадратных метров лесонасаждений за раз.

Показатели

Годы

2007

2008

2009

2010

2011

 Количество лесных пожаров

82

70

69

35

24

В том числе крупных

10

2

1

5

1

                               

За пожароопасный период 2011 года на землях лесного фонда Ростовской области произошло 24 лесных пожара, из них 1 крупный. Площадь, пройденная огнем, составим 2330 га, в том числе площадь крупного пожара составила 2279,4 га. Лесному хозяйству области нанесен ущерб в 102 млн рублей, а затраты на тушение составили более 10 млн. рублей.

В сравнении с 2010 годом количество лесных пожаров сократилось на 31 % (на 11 пожаров), вместе с тем площадь увеличилась на 23 % (на 430 га).

Причинами возникновения большинства лесных пожаров остается «человеческий фактор». А условиями, способствующими перерастанию пожаров в

категорию «крупный», - недостаточное противопожарное обустройство лесного фонда.

Познакомившись с данной информацией, первоклассник  сделали только один вывод: так как обычные жители городов и сел не могут участвовать в посадке лесов, то они просто обязаны, а школьники в первую очередь, охранять леса от пожаров, бережно относиться к природным богатствам края. Лес - народное богатство, и каждый должен любить и беречь его.

После самостоятельно сделанного детьми вывода, я каждый день читала  им рассказы, стихи, смотрели  мультфильмы, в которых главные герои – лесные жители – попадали в различные ситуации.  После просмотра фильма или прочтения книги  дети под моим руководством  выясняли, какова роль данного лесного жителя в своём сообществе и как бы изменилась наша жизнь и жизнь всего «лесного братства», если бы этого героя не было. Главный акцент был сделан на то, что часто лесные жители (а это и взрослые, и малыши) страдают от лесных пожаров. Каждое занятие заканчивалось конкурсом рисунков о том жителе леса, который был главным героем мультфильма.

Спустя полгода между двумя классами прошёл конкурс рисунков на тему: «Как нельзя вести себя в лесу»? В начале конкурса я прочитала первоклассникам стихотворение Роберта Рождественского  «Монолог Царя зверей»

В катакомбах музея

пылятся пастушья свирель,

бивень мамонта,

зуб кашалота и

прочие цацки...

Человек!

Ты послушай Царя

терпеливых зверей.

И прости, что слова мои

будут звучать

не по-царски.

Я --

последний из львов.

Но пускай за меня говорят --

лань

в объятьях капкана,

ползучего смога

громадность.

И дельфинья семья,

за которой

неделю подряд

с вертолета охотился ты,

чтоб развеяться малость.

Пусть тебе повстречается голубь,

хлебнувший отрав,

муравейник сожженный,

разрытые норы барсучьи,

оглушенная семга,

дрожащий от страха

жираф,

и подстреленный лебедь,

и чайки -- по горло в мазуте.

Пусть они голосят,

вопрошая карающий век.

Пусть они стороною обходят

любую машину...

Ты --

бесспорно -- вершина природы,

мой брат, человек.

Только

где и когда ты встречал

без подножья вершину?

Ты командуешь миром.

Пророчишь.

Стоишь у руля.

Ты -- хозяин.

Мы спорить с тобой

не хотим и не можем.

Но без нас --

ты представь! --

разве будет землею

земля?

Но без нас --

ты пойми! --

разве море

останется морем?

Будут жить на бетонном безмолвье

одни слизняки.

Океан разольется

огромной протухшею лужей!

Я тебя не пугаю.

Но очень уж сети крепки.

И растет скорострельность

твоих замечательных

ружей.

Все твое на планете!

А нашего --

нет ничего.

Так устроена жизнь.

Мы уже лишь на чучела сгожи.

Зоопарки твои превосходны.

Да жаль одного:

мы в твоих зоопарках

давно на себя

не похожи...

Так устроена жизнь.

Мы поладить с тобой

не смогли.

Нашу поступь неслышную

тихие сумерки спрячут.

Мы уходим в историю

этой печальной земли.

Человечьи детеныши

вспомнят о нас.

И заплачут...

Мы -

пушистые глыбы тепла.

Мы -

живое зверье.

Может, правда, что день ото дня

мир

становится злее?..

Вот глядит на тебя

Поредевшее царство мое.

Не мигая глядит.

И почти ни о чем не жалея.

И совсем ничего не прося.

Ни за что не коря.

Видно, в хоботы, ласты и когти

судьба не дается...

Я

с седеющей гривы

срываю

корону Царя!

И реву от бессилья...

А что мне еще остается?

   А потом, прежде чем рисовать, предложила вспомнить всё, о чём  мы говорили с ними в течение полугода и прислушаться к своему сердцу. Рисунки были разного содержания, но большинство моих учеников  изобразили  пылающий костёр в лесу, наполненном  разными животными, и зачеркнули его большим красным крестом.

III.Вывод. Вот так незаметно, играя, первоклассники запомнили одно из главных правил поведения в природе. Уверена, что при очередном посещении своего излюбленного «зелёного» уголка они сумеют убедить своих родителей не разводить костра.

Литература

. Твардовский А. « О родине большой и малой». -  Москва, 1963,- с. 98.

2. М.М.Константинов, Ю.Б.Челидзе  Экологические основы природопользования.-

3. Беляева В.С. и Василевская С.Д. Изучаем природу родного края (Из опыта работы). Москва, «Просвещение», 1971.

4. Миноранский В.А., Казадаев А.А. Редкие и исчезающие виды животных Ростовской области. Методическое пособие для учителя. Ростов-на - Дону: Изд-во облИУУ, 1995.

5. Природа донского края. Научно-популярные статьи и очерки. Ростов, Кн. изд-во, 1975.

6. Памятники донской природы: Местонахождение, характеристика и режимы охраны. – Ростов: Кн. изд-во, 1982.

7. Степаненко Л.Г. Ростовская область: Растительное убранство. Ростов-н/Д.: ООО «Багир», 2003.

8. Степаненко Л.Г. Ростовская область: Географические описания природы. Учебное пособие по географии. Ростов- н/Д.: ООО «Багир», 2005.

9. Т.А.Смагина, М.И.Кизицкий, В.С.Кутилин, В.М.Лиходед, Ю.Н.Меринов, А.А.Гайдаш. Природа, население и хозяйство Ростовской области. Ч. 1. Ч. 2: Учебное пособие/– Ростов-н/Д.: Изд-во облИУУ, 1995.

10. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

11. Колесников С.И. Экология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

12. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

13. Брылова С.А., Грабчак Л.Г., Комащенко В.И. – Охрана окружающей среды. – М.: Высшая школа, 2004.

14. «Природные ресурсы Ростовской области». Ростов-на-Дону. 2003 г.

15. http://nsportal.ru/ap/literaturnoe-tvorchestvo/library/ekologicheskaya-skazka-0

16. http://rosinka.ucoz.ru/index/skazka_quot_pro_pozhar_quot/0-42

17.http://www.razumniki.ru/stihi_na_vse_sluchai39.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по программе "К вершинам музыкального искусства". Авторы:М.С. Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И. Нехаева.

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию тематическое планирование по музыке, по программе "К вершинам музыкального искусства", для 1 класса, УМК "Гармония". Тематическое планирование выполнено с ...

Индивидуальная карта мониторинга техники чтения "Покори вершину!"

Карта позволяет отслеживать индивидуальные достижения учащихся при освоении техники чтения. При проверки техники чтения учитель (или родитель) в нижнем поле указывает дату проверки, а ребёнок зак...

По ступенькам на вершину чтения

Разместив эти ступени на классном стенде, ученики могут отслеживать свое продвижение. Каждый ребенок приклепляет свой флажок на нужную ступень после проверки техники чтения....

М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…» урок литературного чтения в з классе

Цели урока: ознакомить учащихся с биографией и  творчеством М.Ю.Лермонтова; подготовить детей к выразительному чтению лирического стихотворения; способствовать пониманию учащимися текста литерату...

Здоровье - это вершина, на которую каждый должен подняться сам.

Великие идеи не всегда быстро входят в реальную жизнь. Еще около 400 лет назад английский философ Ф.Бэкон отмечал, что первая обязанн...

У каждого возраста свои вершины.

В статье автор размышляет о причинах взлётов и падений учащихся в учебной деятельности....

Приложение к технологической карте Граф. Вершины и ребра графа

Приложение (карточки для самостоятельной работы)...