Здоровье - это вершина, на которую каждый должен подняться сам.
материал по теме

            Великие идеи не всегда быстро входят в реальную жизнь. Еще около 400 лет назад английский философ Ф.Бэкон отмечал, что первая обязанность медицины — сохранение здоровья, вторая — лечение болезней. Медицина всегда декларирована по сути, она является наукой о болезнях,  о здоровье — менее всего.

         Нельзя в наше время считать себя культурным человеком, не умея ориентироваться в своем самочувствии, функционировании своего организма, не умея сознательно воздействовать на его функции средствами физической культуры, природными факторами.

       Каждый человек может овладеть искусством быть здоровым. Только не надо жалеть на это ни времени, ни усилий. И все окупиться сторицей.

Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от их здоровья. Здоровье - важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма. Ничто так не радует родителей, как здоровый ребёнок, его нормальное физическое и умственное развитие. Но  здоровье само собой не приходит, его нужно формировать, прививая детям

навыки гигиены.

     В  специальной (коррекционной) школе часто приходится сталкиваться с заболеваниями, не приводящими к длительной изоляции ребёнка, причём число их постоянно растёт. Согласно многочисленным исследованиям за последние годы здоровье школьников значительно ухудшилось.

     Внимательно просматривая классные журналы,  столкнулась с такой проблемой: «Листы здоровья» учащихся начальных  классов полностью исписаны диагнозами различных патологий и отклонений.

       Меня  обеспокоила такая ситуация в начальной школе  и при выполнении данной работы целью, поставленной передо  мной, стало: выяснение не только причин  хронических заболеваний младших школьников, но и попытка нахождения выхода из сложившейся ситуации при помощи мер по профилактике заболеваемости  и  укрепления их здоровья детей.

         Изучив документы и выделив основные причины заболеваемости  у детей, предположила, что, составив информационный справочник по использованию упражнений для предотвращения ослабления зрения, нарушения осанки, плоскостопия у обучающихся,  смогу  помочь  в правильном выборе мер, направленных на оздоровление детского организма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 14_statya_zdorove.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровье - это вершина,  на которую каждый должен подняться сам.

Из опыта работы заместителя директора по УВР в начальной школе  Залашковой О.Н.,

специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа- интернат№11, г. Междуреченск, Кемеровская область.

            Великие идеи не всегда быстро входят в реальную жизнь. Еще около 400 лет назад английский философ Ф.Бэкон отмечал, что первая обязанность медицины — сохранение здоровья, вторая — лечение болезней. Медицина всегда декларирована по сути, она является наукой о болезнях,  о здоровье — менее всего.

         Нельзя в наше время считать себя культурным человеком, не умея ориентироваться в своем самочувствии, функционировании своего организма, не умея сознательно воздействовать на его функции средствами физической культуры, природными факторами.

       Каждый человек может овладеть искусством быть здоровым. Только не надо жалеть на это ни времени, ни усилий. И все окупиться сторицей.

Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от их здоровья. Здоровье - важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма. Ничто так не радует родителей, как здоровый ребёнок, его нормальное физическое и умственное развитие. Но  здоровье само собой не приходит, его нужно формировать, прививая детям

навыки гигиены.

     В  специальной (коррекционной) школе часто приходится сталкиваться с заболеваниями, не приводящими к длительной изоляции ребёнка, причём число их постоянно растёт. Согласно многочисленным исследованиям за последние годы здоровье школьников значительно ухудшилось.

     Внимательно просматривая классные журналы,  столкнулась с такой проблемой: «Листы здоровья» учащихся начальных  классов полностью исписаны диагнозами различных патологий и отклонений.

       Меня  обеспокоила такая ситуация в начальной школе  и при выполнении данной работы целью, поставленной передо  мной, стало: выяснение не только причин  хронических заболеваний младших школьников, но и попытка нахождения выхода из сложившейся ситуации при помощи мер по профилактике заболеваемости  и  укрепления их здоровья детей.

         Изучив документы и выделив основные причины заболеваемости  у детей, предположила, что, составив информационный справочник по использованию упражнений для предотвращения ослабления зрения, нарушения осанки, плоскостопия у обучающихся,  смогу  помочь  в правильном выборе мер, направленных на оздоровление детского организма. Данный справочник может быть использован как педагогами, так и их родителями,  медиками школы и воспитателями.

Передо мной стояла следующая задача:

1.   Изучить и проанализировать имеющуюся по данной теме литературу.

2.   Получить информацию школьного врача по заболеваемости учащихся 1-4 классов за период с  2002 — 2006 учебные года.

3.   Провести анализ полученных данных.

4. Предложить учащимся, их родителям и педагогам мероприятия по устранению факторов, влияющих на рост заболеваемости и направленных на профилактику и укрепление здоровья подростков.

5. Создать информационный справочник «Методика профилактики  заболеваний  школьников», в который включить ряд упражнений при зрительном утомлении, ослаблении зрения, нарушений осанки, плоскостопия, а также мер профилактики при заболеваниях сердечно — сосудистой, нервной и эндокринной систем, заболеваниях желудочно-кишечного тракта и др.

      В настоящее время Всемирной организацией здравоохранения здоровье определяется состоянием полного телесного, душевного и социального благополучия.

      Организм человека считается здоровым, если его жизнедеятельность уравновешивается с окружающей средой. В поддержании равновесия жизненных процессов организма с внешней средой огромную роль играет состояние нервной системы и его сопротивляемость к воздействию различных факторов. Когда нарушается равновесие организма с внешней средой, возникает заболевание, которое и приводит к выраженным физиологическим и морфологическим сдвига.

          Необходимость изучать состояние здоровья детей обусловлена тем, что здоровье формируется в детстве. Здоровье, сформированное в период роста и развития организма детей и подростков, в значительной степени определяет продолжительность жизни взрослого человека. Во многом организация гигиенических условий обучения, воспитания и труда т.е. создание условий внешней среды зависит от педагогов.

Здоровье зависит:

 на 50 % и более от социальных условий и образа жизни;

 на 20 — 25 % - от уровня загрязнения среды обитания;

 до 20 % на него оказывают влияние генетические факторы;

 на 8 — 10 % - от  уровня здравоохранения.

Информационную справку по нашему городу и начальной школе.

• Средний доход работающих на промышленных предприятиях достиг в

2006 году — 3666 рублей;

• В бюджетной сфере (например, учителей ) — 2300 рублей;

Прожиточный минимум на 1 квартал 2006 года:

• Для трудоспособного населения составляет 2850 рублей;

• Для пенсионеров — 1176 рублей;

• Для детей - 1744 рубля.

Судя по социальному паспорту обучающихся  всего в  школе- интернате:

неполных семей —  66;

опекаемых -  8;

а многодетных семей (3 ребенка в семье) — 15;

а малообеспеченных — 48

Выдержки из доклада о состоянии окружающей среды в

Кемеровской области в 2006 r.

      Междуреченский район расположен в юго-восточной части Кемеровской

области и занимает площадь 6987,54 тыс. га. Площадь территории, занимаемой городом, составляет 33,536 тыс. га. Численность населения района на 01.01.2006 года - 107,2 тысяч человек, из них 104,4 тысяч человек проживает непосредственно в г. Междуреченске.

Атмосферный воздух

На территории района осуществляют свою деятельность 61 предприятие,

контролируемое по выбросам загрязняющих веществ, в том числе:

• промышленные — 19

• автомобильного, ж/д транспорта, дорожного хозяйства — 14

• другие (УКиТС, строительные, пищевой промышленности, культуры

и др.) - 28.

Из них 56 предприятий и организаций загрязняют атмосферный воздух

непосредственно в городской черте, на небольшой площади в 335,36 км .

На учете стоят 829 стационарных источников, загрязняющих атмосферу,

из них:

• 419 организованных: котельные, АБЗ, деревообрабатывающие станки,

горны кузниц, сварочные посты, трубы-сушилки обогатительных фабрик и т.д.;

• 410 неорганизованных: породные отвалы, склады угля, буровзрывные

работы, погрузочно-разгрузочные работы и т.д.)

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу города от стационарных

и передвижных источников в 2000 году составили 84,255 тыс. т (что на

40,149 тыс. т больше, чем в 1999 г.), из них:

• твердые-11,174 (13,3%)

• диоксид серы -1,436 (1,7%)

• оксид углерода - 15,600 (18,5%)

• оксид азота -17,274 (20,5%)

• углеводороды - 38,711 (45,9%)

• прочие газообразные -0,002 (0,002%)

• летучие органические соединения (ЛОС) - 0,058(0,07%).

Промышленными предприятиями города выбрасывается 46 загрязняющих

веществ, из них порядка 25 относится к канцерогенным и высокотоксичным

(бенз(а)пирен, соединения металлов, фториды, цианиды, широкий спектр углеводородов, включая летучие органические соединения).

Стационарные источники выбросов

От стационарных источников в атмосферу поступило в 2006 году 55,571

тыс. тонн загрязняющих веществ (66% от общего объема выбросов по г. Междуреченску), в том числе:

• твердые- 10,849

• диоксид серы -1,279

• оксид углерода - 5,328

• оксид азота -1,944

• углеводороды - 36,111

• ЛОС - 0,058

• прочие газообразные -0,002

Основной вклад в выбросы от стационарных источников вносят предприятия:

• топливной промышленности-86,15%

• жилищно-коммунального хозяйства - 8,46%

• транспорта и дорожного хозяйства-2,1%.

Из 419 организованных источников выбросов оснащены пылегазоочистными установками (ПГУ) - 154, или 35,8%.

В целом по городу уловлено 31,628 тыс. т загрязняющих веществ, что

составляет 84,6% из поступивших на очистные сооружения загрязняющих

веществ, предприятий города.

По сравнению с 2005 г. объем валовых выбросов в 2006 году увеличился на 35,840 тыс. тонн в связи с учетом выбросов метана 3AO «Распадская».

Статистическую отчетность по форме 2-ТП (воздух) представили 61

предприятие.

Передвижные источники выбросов.

Вклад транспорта в загрязнение атмосферы составляет 28,684 тыс .тонн

загрязняющих веществ или 34% от валового объема выбросов по г. Междуреченску.

Из них:

• автомобильный - 11,380 (39,7%)

• железнодорожный - 13,285 (46,3%)

• карьерный-4,019 (14,0%).

В выбросах от транспорта основная доля вредных веществ приходится на:

• оксиды азота - 15,33 (53,5%)

• оксид углерода - 10,272 (35,8%)

• углеводороды-2,6 (9,1%)

• сажу, свинец-0,325 (1,1%)

• сернистый ангидрид -0,1574(0,5%)

Объем выбросов от передвижных источников увеличился на 4,309 тыс.

тонн преимущественно за счет выбросов от карьерного транспорта (+4,019

тыс. тонн), которые до 2000 года не учитывались, выбросов от авто-

мобильного и железнодорожного транспорта (+0,29 тыс. тонн)

           Проанализировав  данные медицинского школьного журнала о патологиях и заболеваниях учащихся 1-4 классов  с 2002 г. по 2006 г.

Сравнив данные таблицы, отмечаем рост нарушения осанки учащихся в

два раза в течение трех лет.   Если учесть, что в 2001-02году  у      50  учащихся наблюдалось нарушение осанки, то в 2005-06 появилась более прогрессивная форма этого заболевания — сколиоз у   7 учащихся. У 4      из  учеников  сколиоз отмечался 1-ой степени, у   3 - уже 2-ой.

С учетом изменения контингента учащихся в 2005-06году, фиксируем

увеличение количества учеников с ослабленным зрением от 35%   до  45%   .

Институт гигиены детей и подростков разработал схему комплексной оценки состояния здоровья детей. Согласно этой схеме все дети и подростки общеобразовательных и специальных ( коррекционных) школ разделяются на пять групп здоровья:

I группа — здоровые с нормальным физическим и психическим развитием;

II группа — здоровые с функциональными и некоторыми морфологическими отклонениями, функциональными отклонениями после перенесенных заболеваний, страдающие частыми острыми заболеваниями и

имеющие нарушения зрения средних степеней;

Ш группа — больные хроническими заболеваниями в компенсированном состоянии;

IV группа — больные хроническими заболеваниями, затрудняющими

приспособление к труду;

V группа — инвалиды 1-ой и 2-ой групп.

Особого внимания заслуживает II группа здоровья, наиболее многочисленная во всех возрастах. У детей этой группы снижены функциональные возможности. Это необходимо знать и учитывать при организации и дозировании учебной и трудовой деятельности таких учащихся.

При несоблюдении режимных моментов и увеличении учебной нагрузки в  у  школьников может ухудшиться состояние здоровья. Важно отметить, что почти у половины таких школьников развивающиеся хронические заболевания тесно связаны с ранее выявленными функциональными нарушениями. Учащиеся, прежде входящие во II-ую группу здоровья, с возрастом могут оказаться в Ш-ей и IV-ой группах.

             Учеба в школе является значительной физической и эмоциональной нагрузкой. После 3-4-го уроков наблюдается снижение умственной и физической работоспособности детей, что выражается в ослаблении внимания и увеличении числа ошибок при выполнении учебных заданий, нарушается ритмичность работы, точность и координация движений.

Утомление — временное состояние организма и существует целая система мероприятий для его снятия и предупреждения. Давно установлено, что восстановление сил быстрее происходит при смене деятельности, переключении с умственной на физическую работу и наоборот. Так, например, с этой целью во время уроков проводятся физкультминутки и физкультпаузы, организуются подвижные перемены.

В связи с этим предлагаю:

1. Комплекс упражнений на коррекцию осанки и плоскостопия содержащий

порядка 20-и заданий для применения учащимися дома.

2. Упражнения для проведения физкультминуток на уроках.

3. Комплекс упражнений по профилактике зрительного утомления и развития зрительных способностей, ряд моторных упражнений.

4. Увеличение объёма двигательной активности за счёт проведения внешкольных физкультурно-оздоровительных мероприятий и оптимизации, на основе этого, здоровья и работоспособности. Это будет во многом способствовать решению задач гармонического развития личности.

К сожалению двигательная активность детей разного возраста находится на очень низком уровне.

Среднесуточный её объём у большинства школьников, например, ниже гигиенических норм на 30 — 35 %. . Два урока физкультуры в школе компенсируют всего 11 % необходимой двигательной  активности.

Малая двигательная активность, высококалорийное питание в конечном

итоге приводят к избыточному весу детей. Это далеко не безобидное явление. При ожирении значительно ухудшается способность сердечно-

сосудистой системы приспосабливаться к новым условиям, замедляется период восстановления после выполнения физических нагрузок, нарушается

функция сердечной мышцы. Избыточная масса тела создаёт дополнительную

нагрузку на двигательный аппарат, что, в свою очередь, приводит к формированию   Х-образной формы ног, которая встречается у 70 % таких детей. С увеличением степени ожирения повышается процент уплощенных

( в ср. на 13,8 % ) и плоских ( 18,2 %) стоп, особенно это показательно для детей старшего возраста.

У школьников, мало двигающихся, значительно снижается иммунитет, в результате чего они чаще болеют простудными заболеваниями, отмечаются повышенная утомляемость и низкая физическая работоспособность.

Почти у половины таких детей — близорукость, а у четверти — повышенное

артериальное давление.

 Ожирением в  1-4 классах страдает  только  1 ребенок .

       Радует то,  что в  школе организовано полноценное питание:

1.  Оно содержит все необходимые для организма вещества (белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины и воду,  достаточное количествах и определённых соотношениях).

2. Разнообразно, состоит  из продуктов растительного и животного

происхождения (т.к. однообразная пища понижает аппетит, вызывает отвращение к еде и может привести к истощению организма).

3. Доброкачественное (не содержит  вредных примесей и болезнетворных микробов).

4. Достаточно  по объёму и калорийности, вызывает  чувство сытости.

Заключение

В своей работе  попыталась поднять вопрос о заболеваемости учащихся 1-4 классов  нашей школы. Но эта проблема, оказывается, не узкая, как это может показаться. Она беспокоит не только самих учеников, их родителей и некоторых педагогов, но и Госсовет России, вицепремьера В. Матвиенко и президента страны В.В. Путина.

Так, в начале февраля 2002г., в Москве прошло заседание Госсовета,

посвящённое здоровью нации.

Проблема развития спорта в России непосредственно связана со здоровьем нации и качеством жизни населения. Серьёзная обеспокоенность власти состоянием физкультуры и спорта в стране вполне обосновано. В последние годы было не до этого, и сегодня Россия пожинает горькие плоды

После 10 лет запустения Российских спортивных  площадок запас физического здоровья нации на исходе.

В последние два года увеличилась заболеваемость. В то время как Запад бежал от инфаркта и бросал курить, стадионы в России превращались в

рынки, рос бытовой алкоголизм, армия курильщиков увеличивалась. И уже

каждый 7 житель страны о 14 до 60 лет познакомился с наркотиками. Растёт

смертность. Рождаемость падает. Словом, если так пойдёт дальше, через 10

лет Россия рискует превратиться в страну пенсионеров и больных.

Чтобы исправить положение, Правительство подготовило государственную концепцию развития физкультуры и спорта. Среди намеченных мер и финансирование массового спорта, и создание фабрик по производству спортинвентаря, и увеличение уроков физкультуры в школах. А также широкая популяризация спорта. Конечная цель этих мер, как выразилась вицепремьер В. Матвиенко, создание в России «культа здорового образа жизни».

Изменяются условия и темп нашей жизни. Ускоренно развивается экономика, наука, техника, создается новая экономическая, психологическая и социальная среда, в которой живет современный человек. Конечно же, эта

среда непосредственно влияет на здоровье людей, на возможности профилактики и лечение различных заболеваний. Печальная истина: молодые люди стали чаще болеть. Медики применяют даже новый термин — «омолаживание заболеваний». Среди молодежи распространено ложное представление: болезни, мол, приходят в старости, когда активная жизнь уже позади. Поэтому большинство молодых людей часто не заботится о поддержании и укреплении собственного здоровья.

       И здесь важно вспомнить древнюю мудрость, которая гласит, что подорвать здоровье намного легче, чем потом добиваться  его восстановления.

Здоровье — действительно та вершина, на которую каждый должен подняться сам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Это каждый должен знать обязательно на "5" ПДД

Внеклассное мероприятие по правилам дорожного движения. Рассчитано на учеников 2–4-х классов. Данное мероприятие было разработано с целью привлечения внимания учащихся к изучению правил дорожного движ...

То, чем каждый должен дорожить!

Долг учителя-гражданина - воспитание чувства патриотизма у детей. Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании своего собственного «я», своей семьи, корней ...

«Каждый должен знать правила дорожного движения»

«Каждый должен знать правила дорожного движения»...

это каждый должен знать

Материал по правилам дорожного движения....

«Каждый должен беречь природу!»

laquo;Каждый должен беречь природу»...

Памятка "Каждый должен знать ПДД"

Правила дорожного движения...