То, чем каждый должен дорожить!
классный час на тему

Кононова Александра Владимировна

Долг учителя-гражданина - воспитание чувства патриотизма у детей. Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании своего собственного «я», своей семьи, корней – того, что близко, знакомо и понятно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grazhdanin.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час: То, чем должен каждый дорожить.

Цель:

Дать определение гражданин.

Вызывать стремление к развитию личностных качеств гражданина.

Показать ценность семьи, отношений в коллективе, воспитывать любовь к Родине.

Формировать у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству.

Формировать у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству.

Ход классного часа:

Организационный момент

Скажем «Здравствуйте» руками!

Скажем «Здравствуйте» глазами!

Слово «Здравствуйте» произнесём –

Станет радостно кругом!

Вводная беседа. Гражданин.

Плач ребенка

-Человек родился? Человек родился. Человек! Получит свой первый документ – свидетельство о рождении и станет гражданином своей страны.

- Кто же такой гражданин?

- Вы уже отвечали на это вопрос. Давайте посмотрим ваши ответы.

- А теперь обратимся к толковому словарю Ожегова.

Гражданин

-Тогда у меня вопрос: гражданином рождаются или им становятся?

Работа по теме занятия

-Сегодня мы постараемся найти ответ на этот вопрос. Затронем важные, нужные, просто необходимые вопросы нашей повседневной жизни: в семье, в школе, в стране.

- Что для вас самое является самым дорогим? (семья)

Стихи о семье

Хорошо мы живём
Или плохо живём,
Есть одно, что всегда
И ласкает, и греет.
И конечно же это –
Родительский дом:
Ничего нет милей.
Ничего нет роднее.

В семейном кругу мы с вами растём,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаём,
Основа основ – родительский дом.

Там где дружная семья,
От счастья кружится голова!
Там где дружная семья,
Лица светятся улыбкой,
Словно звёздочки горят!
Там где дружная семья
Спорятся отлично все дела.
Там, где дружная семья
удач тропинка пролегла.

Волшебный символ жизни – семья,
В нём капелька Отчизны, в нём – я
В нём мама, папа, бабушка, сестра,
В нём мой любимый дедушка
Маленький квадратик двора.
В нём солнце. И берёзка, и дом,
В нём всё тепло смеётся кругом.

Любят тебя без особых причин

За то, что ты - внук,

За то, что ты - сын,

За то, что малыш,

За то, что растёшь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

- Какое красивое слово! Семья. Как греет душу это слово! Оно напоминает нам о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца, о нежности в блеске глаз наших бабушек, задумчивости и терпении мужественных дедушек. В семье тебя нарекли именем. В семье все чем - то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, нравом и характером. Но иногда бывает, дети не ценят своих родителей, все принимают как должное.

Чтение сказки

- Послушайте ненецкую сказку. (чтение по ролям)

Кукушка. Ненецкая  сказки

Вот что было. Жила на земле бедная женщина. Было у нее четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера.

Вернутся к себе в чум, целые сугробы снега на пимах натащат, а мать убирай. Одежу промочат, а мать - суши.Трудно было матери.

Вот один раз летом ловила мать рыбу на реке. Тяжело ей было, а дети ей не помогали.

От жизни такой, от работы тяжелой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовет, просит:

- Детки, воды мне дайте. Пересохло у меня горло. Принесите мне водички.

Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой.

Старший говорит:

- Я без пимов.

Другой говорит:

- Я без шапки.

Третий говорит:

- Я без одежи.

А четвертый и совсем не отвечает.

Сказала тогда мать:

- Близко от нас река, и без одежи можно за водой сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу!

Засмеялись дети, из чума выбежали. Долго играли, в чум к матери не заглядывали. Наконец захотел старший есть - заглянул в чум. Смотрит он, а мать посреди чума стоит. Стоит и малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берет мать доску, на которой шкуры скоблят, и доска та хвостом птичьим становится. Наперсток железный клювом ей стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума. Закричал старший сын:

- Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей!

Тут побежали дети за матерью, кричат ей:

- Мама, мы тебе водички принесли. Отвечает им мать:

- Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно. Теперь озерные воды передо мной. К вольным водам лечу я.

Бегут дети за матерью, зовут ее, ковшик с водой ей протягивают.

Меньшой сынок кричит:

- Мама, мама! Вернись домой! Водички на! Попей, мама!

Отвечает мать издали:

- Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я.

Так бежали за матерью дети много дней и ночей - по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след останется.

Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьет себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей. А по тундре с той самой поры красный мох стелется.

- Вот ребята, что может произойти, если не ценить то, что имеем, можем потерять своих близких, причинить им боль. А так ненецкий народ объяснил почему почему кукушка гнезда не вьет.

-Почитать родителей – значит: в детстве - их слушать. В молодости-с ними советоваться, в зрелом возрасте – о них заботиться.

- Кто уже знает первый ответ на наш вопрос? (семья)

- Как вы думаете, какие качества необходимы человеку, чтобы в семье жить в согласии?

Забота

Доброта

Честность

Доброжелательность

Терпение

Трудолюбие

- В школе мы с вами тоже как одна семья, ведь вместе мы проводим много времен, делим радости и неудач пополам.

- Что, по вашему мнению, лучше для человека: иметь много приятелей или одного верного друга?

-        В давние времена, когда люди жили маленькими селениями, во главе стоял князь. Чтобы защитить своё селение от врагов, набирал он себе верных, храбрых и мужественных людей в своё войско, которое называлось ДРУЖИНОЙ. Каждого воина потом стали называть другом. Прошли века и теперь ДРУГОМ называют самого верного и надежного человека, который всегда разделит с тобой и радость, и горе, и придёт к тебе на помощь.

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет,

А если и споткнется вдруг,

То встать ему поможет друг!

Всегда в беде надежный друг

Ему протянет руку.

- Послушайте рассказ, запомните совет папы.

Летом семья Димы переехала в большой новый дом. Первое время Дима чувствовал себя очень одиноким, ведь у него в новом дворе не было ни друзей, ни знакомых. Он был мальчиком нерешительным и не мог ни с кем познакомиться, потому что боялся заговорить первым. Выходя во двор, Дима издалека наблюдал за тем, как другие дети играют в разные игры, но сам не решался к ним присоединиться. Он целыми днями сидел дома и печально смотрел в окно на то, как другие дети играют во дворе. Когда родители предлагали сыну пойти погулять, он всегда пытался найти какую-нибудь причину, чтобы отказаться. То он говорил, что ещё не сделал уроки, то говорил, что собирается посмотреть телевизор или почитать книжку, то делал вид, что устал и хочет отдохнуть.

Однажды отец обнял сына за плечи и сказал:
   – Я понимаю, сынок, что переезд – это серьёзная вещь, и что тебе трудно привыкать к новому месту и к новым людям. Все твои старые друзья остались в старом дворе, и теперь тебе нужно завести новых друзей.
   – Но со мной никто не хочет дружить! – возразил Дима.
   – А мне кажется, сын, что ты забыл, мудрую поговорку: «
Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным»

– А что это значит? – поинтересовался мальчик.
   – Это значит, что если ты хочешь иметь друзей, то тебе самому нужно быть дружелюбным.
– Папа, расскажи, как быть дружелюбным? – попросил Дима отца.
   – Быть дружелюбным – значит быть приветливым, первым улыбаться и здороваться при встрече с другими мальчиками и девочками, делиться с ними своими игрушками и конфетами, предлагать им свою помощь и быть готовым поддержать их в трудную минуту.
   – Первым подходить и здороваться? – испуганно повторил Дима.
   – Да, сынок.
   – А если они не ответят? А если засмеются или прогонят меня?
   – Ну и что? – улыбнулся отец, – А ты всё равно будь дружелюбным.

– Хорошо, я попробую… – нерешительно согласился с отцом Дима.
   – Молодец, сын! – обрадовался отец, – Когда пойдёшь гулять, возьми с собой конфеты. Я думаю, вряд ли кто из ребят откажется от конфет!

Дима оделся и пошёл на улицу с твёрдым желанием завести новых друзей. А родители из окна видели, как он вышел во двор и, подойдя к группе ребят, поздоровался с ними и угостил их конфетами. Несколько минут спустя он уже играл в футбол с мальчишками во дворе. С этого дня Дима больше никогда не жаловался на то, что у него нет друзей.
   Так мальчик убедился в правоте  пословицы «
Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным».

– А сейчас, ребята, в группах обсудите ситуации: “Как бы я поступил?”.

1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать.

2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

3. Твой друг получает плохие отметки за четверть, твои действия.

4. Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.

5. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.

- Давайте вспомним еще раз правила дружбы, если оно нравится и вы его принимает  - хлопаем в ладоши.
1. Помогай другу в беде.
2. Умей с другом разделить радость.
3. Не смейся над недостатками друга.
4. Останови друга, если он делает что-то плохое.
5. Умей принять помощь, совет.
6. Не обманывай друга.
7. Не предавай друга.
8. Относись к другу как к себе.
9. Умей признавать свои ошибки.
- Ни одного правила не отвергли, если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями. А это прекрасно!

- Кто уже догадался, каким будет второй ответ на наш вопрос? (дружба)

- Так какими качествами должен обладать настоящий друг?

Дружелюбие

Взаимовыручка

Доброжелательность

Отзывчивость

Смелость

Вежливость

- Давайте отдохнем. Называется игра «Покажи мне мир природы». А играть будем так. Я буду называть слова и действия, а вы мне их показывать. Вам понятно? Итак:

— Высокие красивые деревья;

— Сильный ветер качает деревья;

— Бабочки полетели и присели;

— Снег идет;

— Листья желтые закружились;

Если скажут слово « Родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

Золотая целина….

Родина бывает разная,

Но у всех она одна.

- Назовите свою Родину. (Россия), у кого будет другой ответ? (Лесной)

- Оба ответа верные, ведь кроме страны, в которой живет человек, есть малая Родина – его родной город.

слайды +песня

- Наш город молодой, мы любим его за тихие улочки, чистоту и уют, за новые красивые дома, за учреждения, где встречаются, учатся, общаются друзья. Наш город известен знаменитыми людьми, которые его восхваляют и приносят пользу всей нашей стране.

- Благодаря кому стал таким наш город? (людям, которые трудились на благо родного города).

- Конечно, все жители нашего города трудятся для того, чтобы приносить пользу окружающим. У кого родители трудятся на комбинате? В садике? В школе? В магазине? Маленькая польза городу складывается в большую пользу стране – Родине.

- А как нравится гостям нашего города зелёный наряд уютных улиц, и это тоже благодаря труду человека. А что вы можете сделать, чтобы сохранить наш город? (не мусорить, не вредить природе,…)

- Мне бы хотелось, чтобы все по-настоящему любили и берегли природные сокровища – леса, поля, реки, дары природы и живых её обитателей.

-Послушаем совет Кати:

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их – не счесть

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучайте птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

- Природа – наше богатство; сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и наш долг. Давайте вдумаемся в слова писателя М. Пришвина:

« Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – леса, луга, степи, горы. А человеку нужна Родина – будем охранять природу, значит, будем охранять Родину.

- Какое качество человека добавим?

Ответственность

Итог

- Человек родился. Гражданин. Неужели он уже обладает этими качествами? (нет они приобретаются в течение всей жизни)

-Кого же мы можем назвать гражданином? Человек (перечисляем качества), трудится на благо Родины.

- Поднимите руку, кто вырастет настоящим гражданином своей Родины?

- Ребята, а вы знаете, что есть не просто звание гражданин, а «Почетный Гражданин»? и в 2010 год – год Учителя, мне бы хотелось назвать имен педагогов – кто за особые заслуги удостоен этого звания.

- Почитайте родителей, цените взаимоотношения между людьми, берегите природу, приносите пользу городу хорошей учёбой, успехами в спорте и тогда , я уверена, вас можно будет назвать достойными гражданами своей страны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье - это вершина, на которую каждый должен подняться сам.

Великие идеи не всегда быстро входят в реальную жизнь. Еще около 400 лет назад английский философ Ф.Бэкон отмечал, что первая обязанн...

Это каждый должен знать обязательно на "5" ПДД

Внеклассное мероприятие по правилам дорожного движения. Рассчитано на учеников 2–4-х классов. Данное мероприятие было разработано с целью привлечения внимания учащихся к изучению правил дорожного движ...

«Каждый должен знать правила дорожного движения»

«Каждый должен знать правила дорожного движения»...

это каждый должен знать

Материал по правилам дорожного движения....

«Каждый должен беречь природу!»

laquo;Каждый должен беречь природу»...

Памятка "Каждый должен знать ПДД"

Правила дорожного движения...