Конспект Образовательно - игровой ситуации ребенок открывает мир природы в подготовительной группе «Путешествие капельки»
план-конспект по окружающему миру

 

ЦЕЛЬ: Формирование представления о круговороте воды в природе. Развитие умения самостоятельного устанавливаемого причинно - следственных связей.

Задачи: Ознакомление детей о состоянии воды в разное время года: зимой, весной, летом, осенью. Объяснить, как образуется дождь, снег. Закрепление навыка работы с разными видами бумаги, умение складывать лист, в разных направлениях. Научить ребят показывать явления природы ее «настроение» с помощью музыки и пластических движений.

Продолжение работы по расширению кругозора детей.

Технология: ИКТ, коммуникационная, игровая, здоровьесберегающая, технология проблемного обучения.

Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, двигательная активность.

Материал: глобус, слайды времен года, стаканы с пресной и соленой водой, поднос, губка, тонированный и разделенный на четыре части лист  акварельной бумаги. Белая и цветная бумага, белые салфетки, подставки для кисточек, клей, ножницы, клеенка.

ХОД ОИС:

Вступительная беседа воспитателя:  Проходите дети, я вас очень рада видеть. Давайте для хорошего настроения подарим друг другу самую добрую, солнечную улыбку. Молодцы ребята!

-А вот о чем мы будем говорить сегодня. Догадайтесь сами.

-Загадывание загадки: стоит шар на окошке, на одной ножке, у него можно все узнать, любую точка мира загадать. Он все сразу же покажет. Правда вряд ли он расскажет. Реки, горы и моря - это все мои друзья? (глобус).

Предлагаю рассмотреть глобус, объясняю, что это модель нашей Земли, нашего общего дома.

Вопросы к детям:

-Какую форму имеет глобус? (круглую)

-Что обозначено на глобусе желтым цветом? (суша)

-Голубым цветом? (океаны, моря)

Опыт 1:

Воспитатель: Вода в морях и океанах не такая, как в реках и озерах. Чем она  отличается нам поможет разобраться опыт:

Предлагаю детям рассмотреть, что находится на подносах (стаканчики с водой).

Вопрос к детям: Что можно сказать о воде, какая она? (прозрачная, чистая).

Предлагаю детям попробовать воду выяснить, есть ли у нее вкус.

Объясняю детям, что в одном стаканчике находится соленая вода (морская), а в другом – безвкусная - пресная, (речная, озерная вода). Пьем мы пресную воду, но на нашей планете ее очень мало.

Как вы думаете. Должны ли мы ее беречь? А как?  (ответы детей: закрывать краны, не засорять водоемы и т д).

Предлагаю рассмотреть воду в стаканчиках и налить  небольшое количество жидкости на поднос.

- Из чего состоит вода? (из маленьких капелек).

Эти капельки - известные путешественницы.  Вместе с одной из них, мы отправимся в путешествие по временам года.

(Показываю детям изображение веселой бумажной капельки) И так в путь:

Первая остановка путешествия:

1слайд (осенняя природа).

Вопросы к детям:

- Какое время года изображено? (ответы детей).

Ребенок загадывает загадку:

- Крупно, дробно зачастило

  И всю землю напоило? (дождь).

Вопросы к детям:

- Где можно встретиться с капелькой воды осенью? (в дожде).

- А каким бывает осенний дождь? (грустный,  печальный, серый, холодный).

- А где еще мы можем обнаружить капельку воды? (в озере, в реке, которые к этому времени еще не замерзли).

Вторая остановка:

2слайд  (зимний пейзаж).

Вопросы к детям:

- Какое время года  изображено? (ответ детей).

- Почему вы так думаете? (ответы детей)

- А можно увидеть капельку зимой?

- Какой она становится?

Об  этом вам помогут узнать загадки:

(Загадки загадывают дети)

-Что за звездочки сквозные

На платье и рукаве

Все сквозные, вырезные

А возьмешь - вода в руке? (снежинка)

Вопрос к детям:

-Что произойдет со снежинкой, когда она попадет на ладошку?

(ответ детей: тает, превращается воду. Тат как ладошка теплая).

Следующая загадка:

- Прозрачен как стекло,

  Но не вставишь в окно? (лед)

Молодцы!

А эту сможете отгадать?

-Без дел мне не сидится

Я пошутить люблю,

Вам брови и ресницы

Я мигом набелю?  (иней).

Здорово!

 

А эту?

Удивительный художник

На окошках побывал

Удивительный художник

Нам окно разрисовал

Пальмы, папоротники, клены

На окошках лес густой

Только белый, не зеленый

Лес чудесный, не простой? (морозные узоры)

(все загадки загадывают дети)

Воспитатель: Лед, снег, иней, морозные узоры - это тоже наша знакомая капелька. Но вот солнышко пригрело и капелька отправилась дальше. Лед - это твердая вода.

Третья остановка:

3слайд (весенняя природа).

Вопросы к детям:

- Какое время года изображено?

- Почему вы так решили?  (ответы детей)

Ребенок  загадывает загадку:

- С крыши белый гвоздь торчит,

Солнце взойдет и гвоздь упадет?  (сосулька)

Значит сосулька - это твердая вода.

Четвертая остановка:

4слайд (летний пейзаж).

Вопросы к детям:

- Какое время года изображено?

- Где мы в природе встречаемся с водой летом? (ответы детей):

Капелька попадает в море или реку. Летом может и град. Льет дождь. Рано утром появляется роса.  Молодцы, все говорите верно.

Обобщающий рассказ воспитателя:

Итак,  в результате путешествия стало понятно, что капелька в течение года выглядит по разному. Она словно играет с нами, хочет обмануть, превращаясь то в капельку тумана или росы, то в большую градину, или иголочку инея, то в морозный узор на окне, или в прозрачную холодную сосульку. Но лучше всего мы знаем капельку дождя.

А как получается дождь?    (из туч)

А тучи?

Тогда слушайте дальше:

Мы уже знаем, что на нашей планете много воды - это помогайте мне - правильно: реки, озера, моря, океаны. Солнце нагревает их. Капелька под лучами солнышка испаряется - становится прозрачным и невидимым паром. Этот теплый пар вместе с теплым воздухом поднимается над землей все выше и выше. Там на высоте, всегда холодно. Теплый пар встречается с холодным воздухом, и из него образуются крохотные, как пыль, капельки воды. Они собираются в большое облако. Ветер подхватывает облака и разносит их по свету. Облака плывут над землей. Случается так, что в туче собирается слишком много капелек, им всем уже не хватает места, а сама туча становится тяжелой. Вот тогда-то на земле начинается дождик, и мы бежим за зонтами.

Из мелких капелек получатся «моросящий» дождик. Чаще всего он бывает осенью. Веселые ливни с крупными теплыми каплями выпадают весной или теплым летом. А снежные тучи образуются, как и дождевые, только высоко   в небе пар замерзает и превращается в крохотные ледяные кристаллики. Кристаллики соединяются в красивые шестиугольные звездочки - снежинки. Миллионы снежинок собираются в снеговую тучу. Ветер уносит ее далеко от того места, где испарилась вода из океана и где в воздухе родились снежные звездочки. Снежинки - звездочки медленно опускаются на землю: идет снегопад.

Опыт 2:

Предлагаю детям «создать» дождь. На столах у детей подносы с фигурными голубыми и белыми чуть влажными губками.

Вопрос к детям: На что похожи эти губки? 

Правильно на легкие облака.

Предлагаю представить детям, что губка – это пушистое легкое облако. Сверху она сухая, внутри влажная, нужно сжать ее. Что произошло? Почему из «облака» не идет дождь? Капелек мало, добавляем  в наше «облако» немного воды из стаканчика. Что случится с нашими «облаками» если их сжать?  Дети проводят опыт. Теперь из губки – облака  идет дождь. Какой он? Тихий, моросящий, как осенью. А теперь выльем всю оставшуюся воду на губку и сожмем ее. Что получилось? Какой дождь идет теперь? (сильный). Вот и в природе в разное время года дождь бывает разным: сильным, или слабым, тихим или шумным.

 Физминутка: под музыку П.И.Чайковского «Времена года».

Посмотрите на свои руки. Они умеют многое рассказать даже сказку, но без слов

  1. Выглянуло солнце  (поднять руки вверх и посмотреть на них).
  2. Следом за ним появилась тучка (нарисовать ее круговыми движениями рук снизу вверх).
  3. Из тучки закапали капельки (изобразить их поочередно каждой рукой).
  4. Капелек было так много, что на земле образовались лужи (сделать полукруг сначала левой, потом правой рукой.)
  5. Полили капельки землю, и на ней начали расти цветы (проводя поочередно каждой рукой снизу вверх, показать как вырастает один цветок, потом другой).
  6. Смотрят наши цветы на солнце.
  7. Прилетели к цветкам бабочки (положить скрещенные кисти рук друг на друга и легко махать ладошками, как крыльями).
  8. Из-за тучки выглянуло солнышко.
  9. Солнышко осветило всю землю (дети рисуют поочередно круги).

Предлагаю детям с помощью бумаги изобразить состояние капельки в разное время года. Еще раз вспоминаем, где и в каком виде можно встретить воду летом, весной, осенью, зимой. В работе используется бумага разных оттенков: синего, серого, белого цветов.

Воспитатель: Летом вода может быть в виде капельки дождя. Какое настроение у летней капельки? (веселое настроение, поэтому полоска бумаги голубого цвета).

Меняется ли настроение. Капельки осенью? (она становится грустной, хмурой. Значит,  ее можно  сделать темно - синей или фиолетовой).

Зимой капелька превращается в снежинку. Из чего можно сделать снежинку? (салфеток)

Весной, когда пригрело солнышко, на карнизах появляются сосульки. Их несложно сделать: сложить салфетку гармошкой.

Задание детям:

Детям предлагается сделать по 2-3капельки летнего и осеннего дождя, снежинку и сосульку.

Работа детей, индивидуальная с затрудняющимися.

По завершении работы прошу детей отложить свои поделки в сторону и обратить внимание на лежащий лист бумаги. Вертикальная и горизонтальная линии делят его пополам.

Вопрос к детям:  На сколько частей поделен лист? (на четыре)

Каждый квадрат имеет свой цвет, или свое время года.

Вопросы к детям:

Какое время  года отражает зеленый цвет (весну).

Каким лучше цветом обозначить лето? (красным, много цветов, жарко пригревает солнце).

Осень? (оранжевый, желтый цвет листьев)

Какого цвета зима? (синяя, зимой холодно).

Дети прикрепляют свои капельки, сосульки, снежинки - в цветные квадраты так, чтобы состояние воды соответствовало времени года.  Все работы выставляются на мольберт и сравниваются.

Рефлексия;  Наше путешествие закончилось! А что вам понравилось делать ? А, что понравилось Владу,  Диме, Гарику, Любе? Что нового вы узнали? Какое задание было самым трудным? А какое легким? А давайте ваши работы разместим на стенде, а вечером покажем родителям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка  -  детский сад №7 г. Курганинска

муниципального образования Курганинский район

Конспект

Образовательно - игровой ситуации

ребенок открывает мир природы

в подготовительной группе

«Путешествие капельки»

Воспитатель: Дорофеева Т.П.

2018 уч.год

ЦЕЛЬ: Формирование представления о круговороте воды в природе. Развитие умения самостоятельного устанавливаемого причинно - следственных связей.

Задачи: Ознакомление детей о состоянии воды в разное время года: зимой, весной, летом, осенью. Объяснить, как образуется дождь, снег. Закрепление навыка работы с разными видами бумаги, умение складывать лист, в разных направлениях. Научить ребят показывать явления природы ее «настроение» с помощью музыки и пластических движений.

Продолжение работы по расширению кругозора детей.

Технология: ИКТ, коммуникационная, игровая, здоровьесберегающая, технология проблемного обучения.

Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, двигательная активность.

Материал: глобус, слайды времен года, стаканы с пресной и соленой водой, поднос, губка, тонированный и разделенный на четыре части лист  акварельной бумаги. Белая и цветная бумага, белые салфетки, подставки для кисточек, клей, ножницы, клеенка.

ХОД ОИС:

Вступительная беседа воспитателя:  Проходите дети, я вас очень рада видеть. Давайте для хорошего настроения подарим друг другу самую добрую, солнечную улыбку. Молодцы ребята!

-А вот о чем мы будем говорить сегодня. Догадайтесь сами.

-Загадывание загадки: стоит шар на окошке, на одной ножке, у него можно все узнать, любую точка мира загадать. Он все сразу же покажет. Правда вряд ли он расскажет. Реки, горы и моря - это все мои друзья? (глобус).

Предлагаю рассмотреть глобус, объясняю, что это модель нашей Земли, нашего общего дома.

Вопросы к детям:

-Какую форму имеет глобус? (круглую)

-Что обозначено на глобусе желтым цветом? (суша)

-Голубым цветом? (океаны, моря)

Опыт 1:

Воспитатель: Вода в морях и океанах не такая, как в реках и озерах. Чем она  отличается нам поможет разобраться опыт:

Предлагаю детям рассмотреть, что находится на подносах (стаканчики с водой).

Вопрос к детям: Что можно сказать о воде, какая она? (прозрачная, чистая).

Предлагаю детям попробовать воду выяснить, есть ли у нее вкус.

Объясняю детям, что в одном стаканчике находится соленая вода (морская), а в другом – безвкусная - пресная, (речная, озерная вода). Пьем мы пресную воду, но на нашей планете ее очень мало.

Как вы думаете. Должны ли мы ее беречь? А как?  (ответы детей: закрывать краны, не засорять водоемы и т д).

Предлагаю рассмотреть воду в стаканчиках и налить  небольшое количество жидкости на поднос.

- Из чего состоит вода? (из маленьких капелек).

Эти капельки - известные путешественницы.  Вместе с одной из них, мы отправимся в путешествие по временам года.

(Показываю детям изображение веселой бумажной капельки) И так в путь:

Первая остановка путешествия:

1слайд (осенняя природа).

Вопросы к детям:

- Какое время года изображено? (ответы детей).

Ребенок загадывает загадку:

- Крупно, дробно зачастило

  И всю землю напоило? (дождь).

Вопросы к детям:

- Где можно встретиться с капелькой воды осенью? (в дожде).

- А каким бывает осенний дождь? (грустный,  печальный, серый, холодный).

- А где еще мы можем обнаружить капельку воды? (в озере, в реке, которые к этому времени еще не замерзли).

Вторая остановка:

2слайд  (зимний пейзаж).

Вопросы к детям:

- Какое время года  изображено? (ответ детей).

- Почему вы так думаете? (ответы детей)

- А можно увидеть капельку зимой?

- Какой она становится?

Об  этом вам помогут узнать загадки:

(Загадки загадывают дети)

-Что за звездочки сквозные

На платье и рукаве

Все сквозные, вырезные

А возьмешь - вода в руке? (снежинка)

Вопрос к детям:

-Что произойдет со снежинкой, когда она попадет на ладошку?

(ответ детей: тает, превращается воду. Тат как ладошка теплая).

Следующая загадка:

- Прозрачен как стекло,

  Но не вставишь в окно? (лед)

Молодцы!

А эту сможете отгадать?

-Без дел мне не сидится

Я пошутить люблю,

Вам брови и ресницы

Я мигом набелю?  (иней).

Здорово!

А эту?

Удивительный художник

На окошках побывал

Удивительный художник

Нам окно разрисовал

Пальмы, папоротники, клены

На окошках лес густой

Только белый, не зеленый

Лес чудесный, не простой? (морозные узоры)

(все загадки загадывают дети)

Воспитатель: Лед, снег, иней, морозные узоры - это тоже наша знакомая капелька. Но вот солнышко пригрело и капелька отправилась дальше. Лед - это твердая вода.

Третья остановка:

3слайд (весенняя природа).

Вопросы к детям:

- Какое время года изображено?

- Почему вы так решили?  (ответы детей)

Ребенок  загадывает загадку:

- С крыши белый гвоздь торчит,

Солнце взойдет и гвоздь упадет?  (сосулька)

Значит сосулька - это твердая вода.

Четвертая остановка:

4слайд (летний пейзаж).

Вопросы к детям:

- Какое время года изображено?

- Где мы в природе встречаемся с водой летом? (ответы детей):

Капелька попадает в море или реку. Летом может и град. Льет дождь. Рано утром появляется роса.  Молодцы, все говорите верно.

Обобщающий рассказ воспитателя:

Итак,  в результате путешествия стало понятно, что капелька в течение года выглядит по разному. Она словно играет с нами, хочет обмануть, превращаясь то в капельку тумана или росы, то в большую градину, или иголочку инея, то в морозный узор на окне, или в прозрачную холодную сосульку. Но лучше всего мы знаем капельку дождя.

А как получается дождь?    (из туч)

А тучи?

Тогда слушайте дальше:

Мы уже знаем, что на нашей планете много воды - это помогайте мне - правильно: реки, озера, моря, океаны. Солнце нагревает их. Капелька под лучами солнышка испаряется - становится прозрачным и невидимым паром. Этот теплый пар вместе с теплым воздухом поднимается над землей все выше и выше. Там на высоте, всегда холодно. Теплый пар встречается с холодным воздухом, и из него образуются крохотные, как пыль, капельки воды. Они собираются в большое облако. Ветер подхватывает облака и разносит их по свету. Облака плывут над землей. Случается так, что в туче собирается слишком много капелек, им всем уже не хватает места, а сама туча становится тяжелой. Вот тогда-то на земле начинается дождик, и мы бежим за зонтами.

Из мелких капелек получатся «моросящий» дождик. Чаще всего он бывает осенью. Веселые ливни с крупными теплыми каплями выпадают весной или теплым летом. А снежные тучи образуются, как и дождевые, только высоко   в небе пар замерзает и превращается в крохотные ледяные кристаллики. Кристаллики соединяются в красивые шестиугольные звездочки - снежинки. Миллионы снежинок собираются в снеговую тучу. Ветер уносит ее далеко от того места, где испарилась вода из океана и где в воздухе родились снежные звездочки. Снежинки - звездочки медленно опускаются на землю: идет снегопад.

Опыт 2:

Предлагаю детям «создать» дождь. На столах у детей подносы с фигурными голубыми и белыми чуть влажными губками.

Вопрос к детям: На что похожи эти губки?  

Правильно на легкие облака.

Предлагаю представить детям, что губка – это пушистое легкое облако. Сверху она сухая, внутри влажная, нужно сжать ее. Что произошло? Почему из «облака» не идет дождь? Капелек мало, добавляем  в наше «облако» немного воды из стаканчика. Что случится с нашими «облаками» если их сжать?  Дети проводят опыт. Теперь из губки – облака  идет дождь. Какой он? Тихий, моросящий, как осенью. А теперь выльем всю оставшуюся воду на губку и сожмем ее. Что получилось? Какой дождь идет теперь? (сильный). Вот и в природе в разное время года дождь бывает разным: сильным, или слабым, тихим или шумным.

 Физминутка: под музыку П.И.Чайковского «Времена года».

Посмотрите на свои руки. Они умеют многое рассказать даже сказку, но без слов

  1. Выглянуло солнце  (поднять руки вверх и посмотреть на них).
  2. Следом за ним появилась тучка (нарисовать ее круговыми движениями рук снизу вверх).
  3. Из тучки закапали капельки (изобразить их поочередно каждой рукой).
  4. Капелек было так много, что на земле образовались лужи (сделать полукруг сначала левой, потом правой рукой.)
  5. Полили капельки землю, и на ней начали расти цветы (проводя поочередно каждой рукой снизу вверх, показать как вырастает один цветок, потом другой).
  6. Смотрят наши цветы на солнце.
  7. Прилетели к цветкам бабочки (положить скрещенные кисти рук друг на друга и легко махать ладошками, как крыльями).
  8. Из-за тучки выглянуло солнышко.
  9. Солнышко осветило всю землю (дети рисуют поочередно круги).

Предлагаю детям с помощью бумаги изобразить состояние капельки в разное время года. Еще раз вспоминаем, где и в каком виде можно встретить воду летом, весной, осенью, зимой. В работе используется бумага разных оттенков: синего, серого, белого цветов.

Воспитатель: Летом вода может быть в виде капельки дождя. Какое настроение у летней капельки? (веселое настроение, поэтому полоска бумаги голубого цвета).

Меняется ли настроение. Капельки осенью? (она становится грустной, хмурой. Значит,  ее можно  сделать темно - синей или фиолетовой).

Зимой капелька превращается в снежинку. Из чего можно сделать снежинку? (салфеток)

Весной, когда пригрело солнышко, на карнизах появляются сосульки. Их несложно сделать: сложить салфетку гармошкой.

Задание детям:

Детям предлагается сделать по 2-3капельки летнего и осеннего дождя, снежинку и сосульку.

Работа детей, индивидуальная с затрудняющимися.

По завершении работы прошу детей отложить свои поделки в сторону и обратить внимание на лежащий лист бумаги. Вертикальная и горизонтальная линии делят его пополам.

Вопрос к детям:  На сколько частей поделен лист? (на четыре)

Каждый квадрат имеет свой цвет, или свое время года.

Вопросы к детям:

Какое время  года отражает зеленый цвет (весну).

Каким лучше цветом обозначить лето? (красным, много цветов, жарко пригревает солнце).

Осень? (оранжевый, желтый цвет листьев)

Какого цвета зима? (синяя, зимой холодно).

Дети прикрепляют свои капельки, сосульки, снежинки - в цветные квадраты так, чтобы состояние воды соответствовало времени года.  Все работы выставляются на мольберт и сравниваются.

Рефлексия;  Наше путешествие закончилось! А что вам понравилось делать ? А, что понравилось Владу,  Диме, Гарику, Любе? Что нового вы узнали? Какое задание было самым трудным? А какое легким? А давайте ваши работы разместим на стенде, а вечером покажем родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по математике в подготовительной группе "Путешествие по реке"

конспект занятия для подготовительной группы....

НОД по формированию элементарных математических представлений с детьми подготовительной группы «Путешествие в страну математики»

Программное содержание:-Закреплять представления детей о последовательности дней недели с помощью  эталонов цвета (игры В.В.Воскобовича «Собери неделю»);-продолжать учить конструировать цифры по ...

Конспект Интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну математику».

КонспектИнтегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну математику».подготовила и разработала: Скобелина Татьяна Степановна, воспитатель МБОУ «НШДС» г. Усинска, республики Ком...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. « Путешествие в Книжное Царство - Мудрое Государство»

Обобщение у дошкольников знаний и умений , полученных на занятиях по обучению грамоте....

Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Путешествие в мир природы"

Обобщить знания детей о природе в игровой форме по ФЭМП, окружающему миру, развитию речи...