Учебное занятие по окружающему миру "Водные богатства", 2 класс
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)

Каргалова Надежда Николаевна

-Если на карту Земли посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть.

Странный вопрос возникает тогда:

Планета должна называться …“Вода”?”

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vodnie_bogatstva_2klass.docx23.24 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №7

Технологическая карта учебного занятия

Учителя:Каргалова Надежда Николаевна

Тема: Водные богатства

Класс: 2б

Предмет: окружающий мир

Основные технологические приёмы: поиск ответов на вопросы, кластер, ответы на вопросы, работа в группах, организация «точки удивления»

Цель учебного занятия: познакомить с разнообразием водоёмов планеты: океанами, морями, озёрами, реками, каналами, прудами, водохранилищами; с частями реки, красотой водоёмов, рассказать о богатстве водоёмов.

Планируемые результаты

Предметные результаты:

-формирование умения  различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию.

- Формировать понятие река и её части.

2. Формировать понятия значимости рек в жизни.

3. Формирование умение работать с толковым словарем.

Формирование  умения работать в паре с графической информацией: анализировать схему частей реки, рассказывать о реке по схеме; формулировать выводы из изученного материала, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания; осуществлять оценку и самооценку.

Метапредметные результаты:

Регулятивные.

1. Осознавать задачу, принимать её; стремление к успешному её решению.

2. Планировать свои действия.

3. Контролировать и оценивать свою работу.

Коммуникативные.

1. Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, высказывать свою точку зрения.

2. Оказывать взаимопомощь, взаимоконтроль.

Познавательные.

1. Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях.

Личностные.

1. Формирование положительных отношений к учению.

Оборудование:

1.Учебник: А. А. Плешаков «Мир вокруг нас»,  2 класс, часть 2, М.,Просвещение, 2011 г.

2. А. А. Плешаков  Окружающий мир. Рабочая тетрадь,2 класс, часть 2, М.,Просвещение, 2011 г.

3. Глобус.

4. Мультимедийный проектор, РС.

Этапы учебной ситуации

1.Постанвка учебной задачи.

Сундук. Здесь самое ценное для человека. Без этого он не сможет прожить и несколько дней.

Загадка:

Послушайте стихотворение, потом ответите на вопросы.

-Если на карту Земли посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть.

Странный вопрос возникает тогда:

Планета должна называться …“Вода”?”

Вода

-А в чём богатство воды и в чём её ценность?

- Нужно бережно относиться к водоёмам. Не загрязнять их. Чистой воды на Земле осталось очень мало. Вода самая удивительное и полное тайн вещество. Наш организм в основном состоит из воды, она содержится в крови. Человек несколько дней может прожить без еды, но без воды не обойдется.

богатства  ли  это  или  нет?»  Вывешиваю  цель  на  доску.

Что  нужно  узнать  в  этом  противоречии?  (происхождение)

( с какой  целью  создают  водоемы?)

В  чем  сомнения?  (Это  части  реки  или  нет)  

Работа  над  1  поставленной  целью.

Итак, у  нас  получилось  с  вами  4  задачи  на  урок.  Я  предлагаю  выяснить,  почему  водные  богатства  и  что  входит  в  это  понятие.

Просмотр  видео  ролика  или  чтение  стихотворений.

Я  прочитаю  вам  стихотворения,  а  вы  найдите  доказательства  того,  что  вода  -  это  БОГАТСТВО.

Богатство

1.Изобилие у человека или общества нематериальных и материальных ценностей (таких как деньги, средства производства, недвижимость или личное имущество), превышающее жизненные потребности человека (достаток)

2.Обилие материальных ценностей

Берегите воду

Вода — это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.

Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить.

Не менее, впрочем, полезна вода
Которая в виде замерзшего льда.
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарит.

Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончится может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.

Что такое вода? Стихи о воде для детей

Что такое вода? Это струйка из крана,
Это волны и шторм на морях-океанах.
В запотевшей бутылке напиток в руке,
И в ключе, и в колодце, и в ручейке.

Да, бывает вода в состоянии разном.
В жидком, твердом она. Даже в газообразном.
Мы не видим ее или не замечаем.
Но, когда ее нет, тяжело ощущаем.

3. Мотивация учебной деятельности

- Посмотрите на глобус. Какие цвета вы видите на нём? (- Синего. )

- Оттенков какого цвета больше всего? Почему? (Синий цвет обозначает водоёмы, вода занимает 70% поверхности земного шара, а суша — только 30%)

- Можно ли воду на земле назвать богатством? Почему?( - На земле мало чистой воды.)

- А что такое вода?

Кластер

Вода

Океан море река ручей родник пруд озеро

-Как можем назать одним словом, всё что вы назвали?

-Водоёмы

- Можно назвать богатством Земли водоёмы?(- Да, они содержат запасы воды)

Итак,  почему   реки, моря, озера, океаны,  пруды,  водохранилища  являются  водным  богатством?  (Потому,  что  на  земле  остается  мало  запасов  пресной  воды,  а  потребность  в  ней  увеличивается.) Мы  нашли  ответ  на  первый  вопрос. Ребята ,как  нужно  сохранить  воду  -  наше  богатство.  Я  предлагаю  фразы,  в  которых  не  хватает  слов  в  конце  хорошо  - плохо.

 

Строительство очистных сооружений  это…

Не разбрасывать мусор в воде и по берегам водоёмов…

Контролировать качество воды

Не уничтожать животный мир рек

Закрывать крепче кран

Сделать провоз нефтепродуктов более безопасным

Не купаться

Ловить больше рыбы

- Попробуйте разделить на две группы, представленные на доске  водоёмы.

- На какие группы можно разделить водоёмы?

Вы встретились с затруднением

Выявление места и причины затруднения.

- Какое задание вы должны были выполнить? (Разделить водоёмы на  две группы.)

- Почему не смогли выполнить? (Мы не знаем…)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Какую цель поставите для себя? (Узнать  ....)

Каким источником информации можно воспользоваться? (учебником)

- На какие группы можно разделить водоёмы?

Естественные и искусственные.

(Обсуждается в парах. Делят водоёмы на две группы. Дают ответ и обосновывают выбор. Проверяют правильность своего выбора

Искусственные водоёмы, созданы человеком. Для чего люди это делают?

По телевизору вы, наверное видели, как по рекам и морям идут морские суда и перевозят грузы. Перевозки по реке обходятся гораздо дешевле, чем на поезде или самолёте. Бывает так, что реки текут близко друг от друга, но попасть из одной в другую нельзя. Тогда человек должен перегрузить всё в поезд или самолёт и перевезти на другую реку. Это сложно и дорого, люди нашли выход. Между реками стали прорывать каналы и наполнять их водой. Получились искусственные реки, по которым можно попасть из одной реки в другую.

Для чего нужны пруды?

Люди выкапывают большие ямы или используют овраги, которые заполняют водой.  (купаться, отдыхать; для накопления и хранения воды, разведения рыбы и водоплавающей птицы, для санитарных и спортивных потребностей, для пожарной службы).

Водохранилище сооружают для накопления и хранения воды, которую используют в народном хозяйстве.

Физминутка.(игра муха)

Вспомните стороны горизонта и следуйте моим командам.

Север – тянемся вверх, юг – приседаем, запад – тянемся влево, восток – вправо.

А знаете ли вы, как образуется река?  Где она начинается? Куда течёт?

Текут ручьи из разных мест, объединяются и постепенно сливаются в одну большую полноводную реку. Началом реки может быть ручей или родник, бьющий из под земли. Впадает река в другую реку, в озеро или море.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Как называют начало реки?

Как называют место, где река впадает в другую реку, озеро или море?

Как называют углубления, по которому течёт река?

Работа со схемой

- Назовите реки России.

- Как вы думаете, почему текут реки? (Поверхность Земли неровная и реки текут из более высокого места в низкое.)

- Рассмотрите фотографии и скажите, какое течение может быть у рек?

- Почему, как вы думаете? (Горные и равнинные реки.)

- У каждой реки выделяют некоторые части.

-  Найдите об этом в учебнике на странице 83.

-  Назовите части реки.

Сейчас мы будем учиться определять, где правый берег, а где левый. Я буду показывать стрелку, обозначающую направление течения реки, а вы показывать, поднимая руки, где правый берег, а где левый.

- В нашем родном крае тоже есть реки. Какие?

-  А теперь подумайте, чем отличается река от озера?

- Итак, река – это постоянный водоток. А озеро – это  водоем со стоячей водой.

-  Отправляемся на экскурсию на реку….Обь.

- Расскажут нам о ней …(……….)

- У вас на столах есть  схемы. Нарисуйте на этих схемах стрелки, показав с их помощью течение реки Обь. А в кружках подпишите цифры, расположив их так:

1. Исток реки Обь.

2. Притоки

3.Устье реки Обь

-Покажите направление течения реки Обь.

С помощью учебника составь схему: Значение водных богатств в природе и жизни человека:

Водные богатства

1.Транспорт: пассажирский и грузовой  

2.Хозяйственное значение: водоснабжение, сельское хозяйство

3.Отдых: прогулки, туризм, плавание.

4.Эстетика: красота природы.

-Используя схему, расскажите о значении водных богатств.

- Обсудите в парах, группе : Какие экологические проблемы выражены знаками. Сформулируйте. Меры охраны природы, которые помогут решению проблем.

1.Загрязнение водных ресурсов производственными отходами.

2. Загрязнение водных ресурсов мусором и продуктами жизнедеятельности человека.

3.Попадание вместе с грунтовыми водами в реки и озёра химических веществ, например, удобрений и ядохимикатов с полей.

4.Загрязнение воды бензином и машинным маслом при мойке автомобилей в реках.

Мы много говорили о водных богатствах страны, и, говоря о них, нельзя не сказать об экологии, о защите  и сохранении этих богатств.(слайд16 – обращение Путина)

Природа распорядилась так, что все крупнейшие запасы пресной воды  сосредоточены в России. Но пользуемся мы, россияне, своими ресурсами расточительно и неэффективно.  

      Основная задача, стоящая перед Россией – сохранить и приумножить природные богатства, разумно распорядиться этим бесценным даром природы.

      Свой вклад должен внести каждый, от Президента до первоклассника. Для этого надо просто бережно относиться к воде, не загрязнять водоёмы и территорию вокруг них, принимать  участие в экологических мероприятиях.

Что можем для этого делать мы? (не оставлять мусор, не ломать растения, растущие по берегам, не мыть машины в воде и на берегу)

А сейчас давайте проверим, как вы запомнили, что мы говорили на уроке

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Наш урок подошёл к концу. А это значит, пора подвести итог.

- Оцените свою работу на уроке, используя лесенку успеха.

- Я рада, что у вас сегодня многое получилось. Согласно со многими оценками, которые вы себе дали. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия по окружающему миру по теме «Мы заняты разным делом»

Место и роль урока в изучаемой теме: это второй урок в теме «Мы заняты разным делом» и четвертая тема в разделе «Современное человечество», но эта тема начата изучаться в первой части учебника «Окружа...

Учебное занятие по окружающему миру, 1 класс

Учебное занятие по окружающему миру "Мы в селе"....

Конспект учебного занятия по окружающему миру, 2 класс

Тема: Наука для жизни. растения в домашней аптечке.Цель:  Предметные результаты:-сформировать знания о многообразии лекарственных растений и способах их применения человеком;- продолжить знакомст...

Учебное занятие по окружающему миру 4 класс

Тема: "Жизнь древних славян."...

Технологическая карта учебного занятия по окружающему миру, 4 класс "У Чёрного моря"

Данный урок по предмету «Окружающий мир» УМК «Школа России» изучается в системе уроков по разделу «Природа России».Тема урока: У Чёрного моряЦель урока: формировани...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (4 КЛАСС).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (4 КЛАСС)....