Учебное занятие по окружающему миру 4 класс
презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) на тему

Степанюк Светлана Васильевна

Тема: "Жизнь древних славян."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл multimedia_urok_stepanyuk.pptx713.62 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное БЮДЖЕТНОЕ общеобразовательное учреждение « Излучинская общеобразовательная средняя школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» Учебное занятие по окружающему миру 4 класс Разработала: учитель начальных классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Излучинская образовательная средняя школа №1с углубленным изучением отдельных предметов» Степанюк С.В. Излучинск 2014г.

Слайд 2

Тема: Жизнь древних славян . Тип учебного занятия : изучение нового материала. Методы обучения : ИКТ, словесный, частично-поисковый, практический, наглядный. Цель урока: Сформировать у учащихся представление о жизни древних славян. Совершенствовать умение работать по карте и на интерактивной доске. Развивать устную речь , умение работать в группе. Воспитывать любовь к Родине через познание истории своего народа. Задачи урока: Образовательные: формировать представление о жизни древних славян; познакомить с внешним видом, бытом , верованием славян. Развивающие: развивать внимание, память, устную речь, логическое мышление, умение работать с картой; Воспитательные: воспитывать интерес к истории своего народа, к предмету.

Слайд 3

Метапредметные УУД Познавательные самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера; устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные определять, формулировать учебную задачу на урок в диалоге с учителем, с одноклассниками и самостоятельно; контролировать и оценивать процессы и результаты деятельности. Коммуникативные определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимопроверку; обосновывать высказанные суждения; осознанно и произвольно строить речь и уметь задавать вопросы. Личностные проявлять интерес к истории своего народа, к предмету ,

Слайд 4

Оборудование Учебно-методическое обеспечение: Учебник « Мир вокруг нас», 4 кл ./ А.А.Плешаков,Е.А.Крючкова - М.: Просвящение , 2005г. Необходимое оборудование и материалы для урока: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска ; презентация в формате Microsoft Office Power Point ; карта «Расселение древних славян»,контурные карты; толковые словари русского языка С.И.Ожегова,справочное пособие «Полный школьный курс», энциклопедия «Всё обо всём»; карточки для работы по группам, маршрут урока(поэтапная самооценка); клей, цветные карандаши.

Слайд 5

Технологии: приёмы технологии активизации и интенсификации интеллектуальной деятельности; разноуровневая дифференциация.

Слайд 6

Этапы занятия: Организационный момент – 1 мин. Повторение изученного материала.– 5 мин. Сообщение темы и цели урока.– 2 мин. Изучение новой темы–17 мин. Физкультминутка – 1 мин. Работа в группах– 6 мин. Закрепление, проверка полученных знаний– 7 мин. Рефлексия – 4 мин. Информация о домашнем задании – 2 мин.

Слайд 7

№ Содержание учебного материала Вид работы 1 Организационный момент Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки, проверить организацию обучающихся . - Ребята, на уроке вы будете выполнять задания, давать полные ответы, внимательно слушать вопросы учителя и ответы товарищей, помогать друг другу в сложных ситуациях, в течение урока сами будете оценивать свою работу на маршрутных листах. Сядьте правильно, проверьте готовность учебных принадлежностей к уроку. Фронтальная работа Слайд№1 Организация рабочего места. Ход урока

Слайд 8

№ Содержание учебного материала Вид работы 2 Повторение изученного материала . Ц ель : актуализировать мыслительные операции необходимые для восприятия нового материала. - Мы закончили изучать раздел «Странички всемирной истории». Используя ленту времени, выстроим цепочку времени, истории человечества. Давайте вспомним, в каких эпохах мы побывали? (лента времени) Первая эпоха – Первобытная история; вторая – Мир древности ; третья –Средние века, четвёртая -Новое время; пятая – Новейшее время. Назовите предположительные отрезки времени каждой эпохи. Вывод : Какие знания нам помогли правильно определить отрезки времени каждой эпохи? На прошлом уроке, вы получили задание «Найти значение слов: предки, современники, потомки.» Фронтальная работа Слайд № 2. Слайд №3. Ход урока

Слайд 9

№ Содержание учебного материала Вид работы Объясните значение этих слов: Предки –это люди, которые жили перед нами. Современники – это люди, которые живут с нами в одно время, например, в настоящее время. Потомки – это люди, которые будут жить после нас. Выберите истинное высказывание . Наши предки живут в далёком будущем. Наши потомки жили в далёком прошлом. Наши предки жили в далёком прошлом. Вывод : Умение пользоваться словарём. - Почему опять зашёл разговор о прошлом? Как вы думаете? - Да, мы сегодня действительно вернёмся в прошлое, чтобы начать изучать большой раздел «История Отечества», а вот к какому народу мы отправляемся, необходимо разгадать кроссворд, в котором спрятано его название. Работа со словарём в группе. Мозговой штурм. Ход урока

Слайд 10

№ Содержание учебного материала Вид работы Кроссворд . Наука, которая изучает человека в прошлом. Имя богини-покровительницы этой науки. Большое животное, на которое охотились древние люди. Отрезок времени в сто лет. Страна, которая подарила миру Олимпийские игры. Название учебного предмета, на котором будем читать исторические тексты. Наука , которую иногда называют «наукой лопаты». Слайд №4. Ход урока

Слайд 11

№ Содержание учебного материала Вид работы 3 Сообщение темы и цели урока. Цель : создать условия для восприятия нового материала. Прочтите ключевое слово (славяне). Какая будет тема урока? Славяне- крупнейшая в Европе группа родственных народов. Прежде чем отправиться в прошлое, нам нужно составить план изучения жизни славян. Перед вами вопросительные слова, используя их составьте вопросы по данной теме. Где …(жили древние славяне?) Чем….. (занимались древние славяне?) Во что верили ….(древние славяне?) Практическая работа Слайд №5 Составление кластера на экране и в группах (учащиеся пишут вопросы и наклеивают на лист) Ход урока

Слайд 12

№ Содержание учебного материала Вид работы 4 Изучение новой темы. Цель : сформировать представление о жизни древних славян; познакомить с внешним видом, бытом , верованием славян. Если заглянем в прошлое на 1500лет назад, то обнаружим на огромном пространстве Восточной Европы бескрайние дремучие леса, топкие болота, полноводные реки и мелкие речки. Историки считают, что государство у наших предков появилось в IX веке. А как они жили до этого времени? Где жили? Чем занимались? Во что верили? На эти вопросы нам предстоит ответить сегодня на уроке. Перед вами на столе лежат письменные исторические источники. Прочитайте текст №1, библейскую легенду о расселении людей на земле из летописи Нестора. Подчеркните названия племён в тексте. (Каждому ученику карточка №1) Название, каких племён вы встретили в тексте? (поляне, древляне, дреговичи, полчане, словени , северяне) Рассказ учителя. Слайд №6. Индивидуальная работа по тексту. Карточка №1 (отрывок из Повести временных лет, в котором говорится о расселении славянских племён.) Ход урока

Слайд 13

№ Содержание учебного материала Вид работы 4.1 4.2 Работа с картой . Цель : формировать умение пользоваться картой, извлекать из неё нужную информацию . - Рассмотрите карту(с. 35 учебник ) -Посмотрите на условные обозначения и скажите: На какие три объединения делятся славяне? (Восточные славяне, западные славяне, южные славяне ). -К какой из этих объединений относятся племена, которые вы нашли в тексте.? Вывод: С помощью карты мы узнали о расселении славян. Работа с контурной картой. Цель: умение точно наносить объекты ориентируясь по линиям градусной сетки, по рекам и береговой линии. Раскрасьте на контурной карте территорию, которую заселили восточные славяне . По берегам каких рек поселились восточные славяне . Подпишите название рек так, как показано на карте в учебнике.(Печатными буквами по направлению течения реки). -Ребята, кто справился с заданием? Кому было трудно ориентироваться по карте? Поменяйтесь картами и проверьте друг у друга. Фронтальная работа. Практическая работа с картой . Практическая работа с контурной картой. Слайд №7. Взаимопроверка. Ход урока

Слайд 14

№ Содержание учебного материала Вид работы - Как вы думаете, предки какого народа жили по берегам реки Волги, Дона ?(Русские) -Что может вам сказать географическое понятие «Киев»?(Столица Украины) Какой народ населяет эту территорию? (Украинцы) Севернее Украины находится какое государство?(Беларусь).Как назовём народ, который живёт на территории этого государства?(Белорусы). Вывод: Восточные славяне были предками …(русских, украинцев и белорусов) Ответы на вопросы. Слайд 8 Ход урока

Слайд 15

№ Содержание учебного материала Вид работы 5. Физическая минутка : - Ребята мы отправимся в лес , в котором жили восточные славяне. Руки подняли и помахали Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули- Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем- Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем- Крылья сложили назад. Слайд №9. Ход урока

Слайд 16

№ Содержание учебного материала Вид работы 6. Работа в группах. ( Информационные карты у каждой группы, работа с учебником и дополнительным материалом). (1 группа) Поселение. Славяне жили в небольших поселениях, обнесённых частоколом. Жилищами им служили деревянные избы, крытые соломой или древесной корой. Печи в таких избах топились «по-чёрному». Труб у них не было, и дым от сгоревших дров выходил на улицу через окно и двери. Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Вокруг своих поселений они копали глубокие ямы, ставили частокол. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Бревна надо было обжигать гладко, врыть глубоко, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго. Учащиеся определяют отвечающих в своей группе, готовятся к ответу. Слайд №10. Слайд11. Ход урока

Слайд 17

№ Содержание учебного материала Вид работы Одежда славян-мужчин состояла из длинной рубахи, сотканной из льна и украшенной вышивкой, штанов, пояса и кожаной обуви. Она представляла собой нечто вроде сапожек на мягкой кожаной подошве или просто куска кожи, обернутого вокруг ноги и укрепленного веревкой. Разумеется, летом обходились вовсе без обуви. Одежда женщин включала длинное платье из льняной материи, также изукрашенное вышивками. Украшения из металлов, стекла, янтаря и полудрагоценных камней (височные кольца, перстни, гривны, бусы, привески) одевались только в торжественных случаях – во время праздников и свадебных обрядов. Вывод: Жили славяне племенами.Племя восточных славян занимало наибольшее пространство. Слайд №12. Ход урока

Слайд 18

№ Содержание учебного материала Вид работы ( 2группа)Занятие славян . Главным занятием славян было земледелие. Обычно сеяли рожь, пшеницу, ячмень, просо. Заниматься земледелием в густых, непроходимых лесах было тяжело. Прежде чем посеять зерно, нужно было вырубить деревья, выкорчевать пни и сжечь их. Только после этого поле становилось пригодным для пашни. После нескольких урожаев земля истощалась, и приходилось расчищать от леса новый участок. Всё это требовало огромных усилий. Благодаря упорному труду славяне постепенно осваивали большие пространства, превращая непроходимые леса и болота в плодородные нивы. Помимо земледелия, славяне разводили домашний скот – коров, лошадей, овец, а также занимались охотой, рыболовством, собирали в лесах мёд диких пчёл. Называлось это бортничество. Почти в каждом их поселении были искусные мастера, занимавшиеся изготовлением орудий труда и оружия из железа. Жизнь людей в те далёкие времена была полна лишений и опасностей. В любой момент можно было ожидать внезапного нападения. Славяне почти никогда не расставались с оружием. Порой они даже пахали вооруженные. Храбрые воины пользовались большим почётом в племени. Славянам часто приходилось защищать родную землю. Ходили они и в дальние военные походы, из которых возвращались с большой добычей. Вывод: Славяне занимались земледелием,бортничеством, рыболовством и разведением домашнего скота. Были храбрые воины. Слайд № 13. Слайд №14. Ход урока

Слайд 19

№ Содержание учебного материала Вид работы (3 группа) Язычество. До крещения Руси славяне были язычниками. Язычники – это люди, верящие во множество богов. Такие люди назывались языками, то есть говорящие на разных языках, – отсюда и само слово «язычество». Славяне верили, что окружающий мир населён множеством сверхъестественных существ: сильных и слабых, добрых и злых, суровых и шаловливых. Природные явления: ветер, дождь, гром, молния – славяне считали проявлением гнева или, наоборот, милости богов. Особенно почитали славяне землю – мать всего живого, и солнце – источник тепла и света. Богам часто приносили обильные жертвы в надежде, что они помогут вырастить хороший урожай, удачно продать товар или одержать победу в военном походе. Место, где происходило поклонение и принесение жертв, у славян называлось капищем. Наряду с высшими божествами почитались и духи – низшие божества; почитали и природу: священные камни и деревья, особенно дуб. Вывод: Наши предки жили в дружбе с природой. Они поклонялись силам природы ,представляя их в виде живых существ- богов. Слайд №15. Слайд №16. Ход урока

Слайд 20

№ Содержание учебного материала Вид работы Духи, божества природы. Родной привычный для них мир, славяне населяли самыми фантастическими существами. Верили, что дом охраняет домовой. Сообщения о домовом, лешем, водяном ( Доклады учащихся). Домовой - это душа дома, покровитель строения и живущих в нем людей. Домовой устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. По нраву он вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей. Живущий рядом с человеком Домовой - самый добрый из `малых` божеств. Слайд №17. Ход урока

Слайд 21

№ Содержание учебного материала Вид работы Леший` на старославянском языке означает `лесной дух`. Внешность Лешего переменчива. Он может предстать великаном, выше самых высоких деревьев, а может спрятаться за маленьким кустиком. Леший похож на человека, только одежда у него запахнута, наоборот, на правую сторону. Волосы у Лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей, а глаза как два изумруда - горят зеленым огнем. Леший может обойти вокруг неосторожного человека, и тот долго будет метаться внутри волшебного круга, не в силах переступить замкнутую черту. Но Леший, как и вся живая природа, умеет воздавать добром за добро. А нужно ему только одно: чтобы человек, входя в лес, уважал лесные законы, не причинял лесу вреда. Водным божеством был Водяной - мифический обитатель рек, озер и ручьев. Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна. Такие ключи назывались ` гремячими ` и это сохранилось в названии многих источников. - Слайд №18. Ход урока

Слайд 22

№ Содержание учебного материала Вид работы 6. Учитель: Чтобы боги были к людям благосклонны, славяне устраивали в их честь праздники. Многие из них сохранились до наших дней. Как вы думаете ,какие это праздники? Закрепление, проверка полученных знаний. Тест: (4 учащихся выполняют задание теста. ) 1.Русские, украинцы, белорусы произошли от: а) восточных славян; б) западных славян; в) южных славян. 2. Древние славяне жили: а) в одиночку; б) семьями; в) племенами. 3. Богом грома и молнии у древних славян был: а) Зевс; б) Перун; в) Марс. 4. Свои дома славяне строили: а) из камня; б) кирпича ; в) столбов деревьев. 5. Славяне носили одежду из: а) льна и шерсти ; б) хлопка; в) шёлка. Самопроверка по контрольной карточке. 1 а, 2 в, 3 б, 4 в, 5 а. Фронтальный опрос. Слайд №19. Разноуровневая дифференциация. Оценивание учащихся. Ход урока

Слайд 23

№ Содержание учебного материала Вид работы 4 человека . Определить части поселения славян 4 человека Задание по карточке «Найди неверное высказывание» 4 человека Заполните таблицу, распределив слова в столбики. 4 человека Соедини стрелками занятие и его продукт деятельности. 4 человека Заполнить таблицу сравнения. Дети восточных славян и дети современного мира. Индивидуальная работа или в парах взаимопомощи . Ход урока

Слайд 24

№ Содержание учебного материала Вид работы Проверка по слайдам. Итог. - Кто такие восточные славяне? С чем были связаны жизнь, занятия, верования славян? Вывод: Восточные славяне (предки русских, украинцев и белорусов) – древние жители Восточной Европы. Их жизнь, занятия, верования были тесно связаны с природой. Слайд № 20-24. Ход урока

Слайд 25

№ Содержание учебного материала Вид работы 8. 9. Рефлексия. Я повторил…. узнал…….. задумался……. удивился……. Домашняя работа. с.34-39 читать. Доделать контурные карты, приготовить их на проверку. 1ряд – составить план текста «Жизнь древних славян», раскрывающий название. 2 ряд – найти в тексте учебника ключевые слова, с помощью которых можно рассказать о занятиях восточных славян. 3 ряд - изготовить макет дома славян или славянского поселка. Фронтальная работа. Слайд № 25. Слайд №26. Ход урока

Слайд 26

Класс сформирован с первого класса. Класс состоит из 28 человек. 17 мальчиков и 11 девочек. Учащиеся по темпераменту все разные. 4 класс занимается по общеобразовательной программе. Класс по окружающему миру подготовлен на хорошем уровне. 47 % учащихся класса могут работать на творческом уровне в течение всего урока, но примерно 30% учащихся могут работать только на репродуктивном уровне. Данный урок разработан на основе традиционной программы учебно-методического комплекса «Школа России», учебник «Окружающий мир» (Авторы: А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова ) Урок по теме «Жизнь древних славян» занимает важное место в разделе «Страницы истории Отечества» окружающего мира. В разделе это первая тема. Этот раздел учебника поможет учащимся узнать о важных событиях истории России. Полученные знания на этом уроке позволят понять материал о становлении Древней Руси следующего урока. Самоанализ учебного занятия в 4 классе по теме «Жизнь древних славян»

Слайд 27

На уроке решались следующие цели: Сформировать у учащихся представление о жизни древних славян. Совершенствовать умение работать по карте и на интерактивной доске. Развивать устную речь , умение работать в группе. Воспитывать любовь к Родине через познание истории своего народа. Задачи урока: Образовательные: формировать представление о жизни древних славян; познакомить с внешним видом, бытом , верованием славян. Развивающие: развивать внимание, память, устную речь, логическое мышление, умение работать с картой; Воспитательные: воспитывать интерес к истории своего народа, к предмету. Для достижения данных целей и задач был подобран соответствующий материал. Структура построения урока выдержана с учетом логики процесса занятия изучения и первичного закрепления знаний Организационный момент – 1 мин. Повторение изученного материала.– 5 мин. Сообщение темы и цели урока.– 2 мин. Изучение новой темы–17 мин. Физкультминутка – 1 мин. Работа в группах– 6 мин. Закрепление, проверка полученных знаний– 7 мин. Рефлексия – 4 мин. Информация о домашнем задании – 2 мин. Самоанализ учебного занятия в 4 классе по теме «Жизнь древних славян»

Слайд 28

Самоанализ учебного занятия Считаю, что структура урока рациональна и соответствует типу урока. Логический переход от одного этапа к другому продуман; связки уместны и оправданы. В целом, на уроке время на этапы распределено рационально. Главное было определено в начале, ребята осуществляют указанные учителем операции (решают поставленную проблему, выдвигают свои гипотезы, и в результате определяют тему урока и приходят к формулированию цели урока).Самостоятельно формулируя цель, учащиеся ясно видят, что должны освоить в течение урока и к какому результату должны прийти. Использовался частично-поисковый метод при «добывании новых знаний».Учащиеся под руководством учителя рассуждали, решали возникающие познавательные вопросы, анализировали, обобщали, делали вывод, тем самым формировали осознанные знания.

Слайд 29

На уроке четко был виден деятельностный принцип , так как большую часть урока обучающиеся работали самостоятельно и осознанно, что позволило успешно решать задачи урока. В течении урока шла активизация учебной и познавательной деятельности обучающихся. Этому способствовали такие методы как : частично-поисковый; словесный; практический; иллюстративный. В течение всего урока поддерживала интерес у обучающихся к обучению. Работоспособность в течение всего урока поддерживалась с помощью выполнения различных заданий, работы с интерактивной доской, различных видов опроса, применения физминуток , а также рефлексии. На уроке была хорошая атмосфера, обучающиеся принимали активное участие на всех этапах урока. Самоанализ учебного занятия

Слайд 30

Мультимедийная презентация - позволила активизировать зрительную память. Применение ИКТ на уроках усилило положительную мотивацию обучения Проверка знаний с помощью интерактивной доски позволила сэкономить время на выполнение задания и его проверку. Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в учебный процесс на уроке являлись: создание положительных эмоциональных ситуаций; работа в парах; проблемное обучение. Здоровьесберегающая работа заключалась в смене видов деятельности, равномерной нагрузкой на всех обучающихся, также тем, что при подготовке к уроку были учтены возрастные и индивидуальные особенности обучающихся: высокий интерес к изучению предмета, развитые на достаточном уровне умения и навыки, хорошие потенциальные возможности к творческой деятельности, достаточно высокая мотивация, которая стимулировалась похвалой за активность, самостоятельность, созданием благоприятного климата, проведением физической минутки. Самоанализ учебного занятия

Слайд 31

Я думаю, что цель и задачи урока были достигнуты путём совместного сотрудничества. Считаю, что урок был интересным для учащихся, так как были разнообразные формы работы, и смена видов деятельности. Планирую проводить уроки с мультимедийной поддержкой, потому что такие уроки эмоциональны для учеников, служат развитию воображения, внимания, мышления и повышают познавательный интерес к предмету. Самоанализ учебного занятия

Слайд 32

ФОТОКОЛЛАЖ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3. Санитарно-гигиенические нормы учебных занятий в 1 классе Родительское собрание

Презентация к родительскому собранию на тему "Санитарно-гигиенические нормы учебных занятий в 1 классе"...

Методическая разработка учебного занятия в 3 классе по экологической проблематике

Данная разработка будет полезна учителям начальных классов для уроков окружающего мира. Цель: ознакомление учеников с проблемой охраны природы....

Конспект учебного занятия во 2 классе по русскому языку УМК «2100» Тема: «Звук /Й/ и способы обозначение его на письме».

Конспект учебного занятия во 2 классе по русскому языку УМК «2100»Тема: «Звук /Й/ и способы обозначение его на письме».Цели урока:·         Активизация знаний у...

Методическая разработка учебного занятия .Математика 1 класс

Предмет математика                          Класс  1 «Б»...

Технологическая карта внеурочного учебного занятия во 2 классе по курсу «Удивительный мир слов» на тему "Слова одинаковые, но разные"

Данное внеурочное занятие актуально тем, что направлено на развитие языковой интуиции и ориентирования обучающихся в пространстве языка и речи, развитие устойчивого познавательного интереса к русскому...

Методические рекомендации по организации учебного занятия в инклюзивном классе

Большинство учителей не готовы к инклюзивному обучению детей с ОВЗ, поскольку долгое время проблема специального образования рассматривалась в отрыве от проблем массовой общеобразовательной школы.Осно...