Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему:
    Конспект учебного занятия во 2 классе по русскому языку УМК «2100» Тема: «Звук /Й/ и способы обозначение его на письме».

    Конспект учебного занятия во 2 классе по русскому языку УМК «2100»

    Тема: «Звук /Й/ и способы обозначение его на письме».

    Цели урока:

    ·         Активизация знаний учащихся о способах обозначения звука ,] на письме.

    ·         Расширение и углубление знаний детей о способах обозначения звука ,]  на письме.

    ·         Развитие мыслительной деятельности учащихся.

    ·         Совершенствование коммуникативных умений учащихся.                                                                                                                                                                                                 

    ·         Формирование коммуникативных навыков и воспитание целеустремленности, организованности, положительного отношения к учебе.

    Задачи урока:

    ·         Открыть совместно с учащимися способы обозначения ,]  на письме.

    ·         Развивать умение анализировать языковой материал, делать выводы и обобщения.

    ·         Включить каждого ученика в активную деятельность, дать каждому учащемуся (независимо от способностей) возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний, оценить свои достижения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon uchitel_goda.doc66 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект учебного занятия во 2 классе по русскому языку УМК «2100»

    Тема: «Звук /Й/ и способы обозначение его на письме».

    Цели урока:

    • Активизация знаний учащихся о способах обозначения звука ,] на письме.
    • Расширение и углубление знаний детей о способах обозначения звука ,]  на письме.
    • Развитие мыслительной деятельности учащихся.
    • Совершенствование коммуникативных умений учащихся.                                                                                                                                                                                                
    • Формирование коммуникативных навыков и воспитание целеустремленности, организованности, положительного отношения к учебе.

    Задачи урока:

    • Открыть совместно с учащимися способы обозначения ,]  на письме.
    • Развивать умение анализировать языковой материал, делать выводы и обобщения.
    • Включить каждого ученика в активную деятельность, дать каждому учащемуся (независимо от способностей) возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний, оценить свои достижения.

    1. Орг. момент.

    Проверь, Дружок,

    Готов ли ты начать урок?

    Всё ль на месте,

    Всё ль в порядке?

    Книжки, ручки и тетрадки

    Проверили? Садитесь.

    Начинаем урок.

    Урок у нас ответственный и важный.

    В добрый путь, друзья!

    В пути мы будем вместе вы ученики 2 «А» класса и я, зовут меня Лариса Владимировна. А сопровождать нас будет коми герой. Как его зовут – это маленькая тайна.

    Постановка проблемы.

    Но этот герой предлагает выполнить вот такое задание.

    Карточка лежит у вас на столах.

    …гурт                 ма…к                 …нот

    …блоко               сем…я                …ог

    урожа…             …жик                  олен…

    Проверка коллективно.

    - Почему, ребята, ответы отличаются? ( Нам не хватает знаний, что – то мы ещё не изучили.

    Значит что – то новое нам надо сегодня узнать. А что именно, нам поможет коми – герой. Его зовут /Йиркоп/. Слышали такое имя?

    - Какой звук стоит в начале слова?   (Звук й)

    - Как обозначим звук на письме?

    - Давайте попробуем определить тему урока из выше сказанного.

    Тема: Звук /Й/ и его обозначение на письме.

    - А, как вы думаете, сколько способов обозначения звука[ Й] на письме?

    - Опять  разные ответы.

    Цель; расширить и активизировать знания о способах обозначения [Й] на письме.

    - А надо ли нам это узнавать. Пусть себе остаётся неизвестным? (Надо, чтобы быть грамотными)

    Актуализация знаний.

    - Предлагаю вам отправиться в экспедицию вместе с Йиркопом в удивительный мир русскому языка и разгадать одну из  тайн про хитрый зук [Й]..

    -Кто слышал слово «экспедиция» и может объяснить его значение?

    - А где можно уточнить значение слова?                              (в словаре)

    - Но словарей много: орфографический, словарь – антонимов…..

    - Нам понадобится толковый словарь. Что значит толковый (толковать, растолковывать, объяснять)

    - Я выписала определение слова «экспедиция» из словаря В.И. Даля от латинского «отправка  вдаль, поездка с целью исследования»

    А девизом нашего исследования будет коми пословица.

    Весной проспишь, …………….

    - Кто – знает окончание пословицы? Достигнув цели исследования, мы узнаем и вторую половину пословицы.

    Вернёмся к нашим карточкам

    1.- Какой самый простой и известный способ обозначения /Й/?

    (Бука и краткое)

    - Назовите такие слова. Молодцы.

    - А кто может назвать словарные слова, где пишется буква «и краткое»?

    Откройте тетрадочки, запишите число …… и слова «классная работа».

    Продиктуем друг другу несколько слов.

    • Записываем слова на доске и в тетради.

    1. – В каких словах отчетливо слышен звук  [Й] и у нас не возникает вопросов.

    Яблоко, маяк, ёжик.

    - Звук мы слышим, а буквы не видим. Куда спрятался [Й]?

    - (Когда в начале слова или после гласной мы слышим звукосочетания …….., то пишутся йотированные буквы Е,Ё,Ю,Я.

    -  Тогда у меня опять непонимание. В словах йогурт и йог тоже звукосочетание…. Но бука ё не написана, почему?

    ( Слова йогурт и йога –  слышим звукосочетания, но они заимствованные из другого языка и их пишут так, как принято в том языке, поэтому они начинаются с буквы Й) таких слов в русском языке не очень много, если вам интересно, то можно дома продолжить исследование и найти такие слова.

    - А где можно их отыскать? (в словаре, но уже орфографическом)

    • Йиркап – герой вымских преданий, легендарный коми – охотник. Однажды на берегу озера он стал свидетелем драки ворса и васа. Йиркап  помог лешему, и он в благодарность посоветовал Йиркапу найти своё дерево, сделать из него лыжи. Эти лыжи обладали необыкновенной скоростью. А подробнее вы сможете прочитать в книге «Коми легенды и предания» составитель В.Г. Рочев.

    • Наш герой предлагает нам отдохнуть.

    Динамическая пауза.

    Я называю слова. Если в слове звук /Й/ находится в начале слова, то хлопок над головой, если /Й/ - в середине слова, то хлопок перед собой если в конце – внизу.

    Майка, юла, зелёный, йод, зайка, цветной, ёлка, игра.

     Исследователи должны быть не только шустрыми, но внимательными. Игра «стрелка»

    Пока мы с вами играли, Йиркоп со дна морского достал вот такую запись

    • На доске записаны слова

    Олени – оленьи

    Семя - семья

    - Что интересного заметили?

    - Почему написали разделительный Ь?

    - Можете сейчас объяснить?

    • Действия в зависимости от ответов детей.

    Да. Пишется после согласной перед гласными е ё ю я, если в слове слышится /Й/

    Да. Пишется после согласной перед гласной е ё ю я.

    Да. В слове слышится /Й/

    Нет, не можем объяснить.

    - Какая интересная гипотеза. Давайте её проверим.

    Для этого понаблюдаем за написанием и звучанием.

    - Почему тогда в словах первого столбика нет разделительного знака?

    - но, например, в слове яблоко  или маяк тоже слышится /Й/?

    карточка

    Стр 118 правило.

    Совпадает ли наш вывод с выводом учебника?

    - Мы с вами сделали более точный вывод. Молодцы!

    карточка

    карточка

     - Предлагаю вам провести исследование. Для этого у вас на столах лежат карточки . Прочитайте, какое задание вам предложено. Работать будем по группам.

    Карточка.

    • Проанализируйте слова.
    • Сравните произношение с написанием из предложенных вариантов.
    • Выберите правильное высказывание.
    1. Разделительный мягкий знак пишется перед всеми йотированными гласными.
    2. Разделительный мягкий знак пишется после согласных букв перед гласными е, ё, ю, я, и.
    3. Разделительный мягкий знак пишется после согласных букв перед гласными е, ё, ю, я, и, если слышится /Й/

    - Получили новое знание? С какой целью узнавали, что будем  с новым знанием делать?

    (будем закреплять, применять на практике)

    Дифференцированное задание.

    1. Спиши слова, подчеркни разделительный мягкий знак.

    Полью из лейки, гроздья рябины, оленьи рога.

     

    2. Прочитайте, спишите, вставьте, где нужно разделительный мягкий знак.

    Ноч…ю, солов…и, вою…ют, руж…ё, в…юнок.

    3. Прочитайте, измените слово, записав в форме множественного числа.

    Воробей - ……………

    Лист - ………………

    Ручей - ………………

    Девочка - ……………

    - Кто выбрал первое задание? (второе, третье?)

    • Проверка задания коллективно.

    Наше экспедиция подходит к завершению, а вместе с ним и исследование.

    - Что было объектом исследования?

     - Какая цель исследования перед нами стояла в начале нашего занятия?

    - Достигли ли мы этой цели?

    - Какую работу выполняли для того, чтобы узнать?

    Рефлексия.

    У вас на столах цветочки двух цветов.

    Если вам урок понравился, и вы знаете способы обозначения звука /Й/ на письме и можете рассказать товарищу, то красный.

    Если вы поняли, но пока сомневаетесь – белый.

    Посмотрите, какая яркая цветочная поляна у нас появилась впредверии праздника 8 марта.

    …гурт             ма…к             …нот

    …блоко           сем…я           …ог

    урожа…          …жик             олен…и

       

    …гурт              ма…к               …нот

    …блоко           сем…я              …ог

    урожа…           …жик              олен…и

       

    …гурт           ма…к             …нот

    …блоко        сем…я            …ог

    урожа…        …жик            олен…и

       

    …гурт           ма…к              …нот

    …блоко        сем…я             …ог

    урожа…        …жик              олен…и

       

    …гурт           ма…к             …нот

    …блоко        сем…я            …ог

    урожа…        …жик             олен…и

       

    …гурт           ма…к              …нот

    …блоко        сем…я             …ог

    урожа…        …жик             олен…и

       

    …огурт          ма…к              …нот

    …блоко        сем…я             …ог

    урожа…        …жик              олен…и

       

    …огурт           ма…к             …нот

    …блоко          сем…я             …ог

    урожа…          …жик              олен…и

       

    …огурт         ма…к              …нот

    …блоко        сем…я             …ог

    урожа…        …жик              олен…и

       

    …огурт           ма…к              …нот

    …блоко          сем…я             …ог

    урожа…          …жик              олен…и

       

    …огурт          ма…к              …нот

    …блоко         сем…я             …ог

    урожа…        …жик              олен…и

       

    …огурт           ма…к              …нот

    …блоко          сем…я             …ог

    урожа…          …жик              олен…и

       

    …огурт           ма…к              …нот

    …блоко          сем…я             …ог

    урожа…          …жик              олен…и

       

    …огурт          ма…к              …нот

    …блоко         сем…я             …ог

    урожа…         …жик              олен…и  

    …огурт           ма…к              …нот

    …блоко          сем…я             …ог

    урожа…          …жик              олен…и

       

    …огурт           ма…к              …нот

    …блоко          сем…я             …ог

    урожа…          …жик              олен…и

       

    БУКВА

    ЗВУКИ

    СЛОВА

    ТЕКСТЫ

    ПРЕДЛОЖЕН

    ИЯ

    БУКВОЙ     «Й»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого урока во втором классе по русскому языку с использованием разноуровневой технологии обучения на тему: «Большая буква в кличках животных».

    Урок по русскому языку во 2  классе школы VIII вида по учебнику Н.М. Барской. Данный урок был построен с использованием разноуровневой технологии обучения. В данном уроке также применялись здоров...

    Конспект открытого урока во 2 классе по русскому языку по системе Занкова. Тема : «Глагол. Орфографическая работа».

    Разрешите  представить вам презентацию к уроку русского языка по теме «Глагол» -2 класс. Я работаю по  системе развивающего обучения Л.В. Занкова .Работа создана в среде Microsoft PowerPoint...

    Рабочая программа и тематическое планирование во 2 классе по русскому языку. Программе УМК "Школа России."

    Рабочая  программа и тематическое планирование во 2 классе по русскому языку.  Программе УМК  "Школа России."...

    План-конспект урока русского языка во 2 классе по системе Л.В. Занкова. Тема: "Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения".

    Представленный урок разработан в соответствии с календарно-тематическим планированием. Построен с учётом дидактических принципов системы развивающего обучения Л.В. Занкова и психологических особенност...

    Конспект открытого урока для 2 класса по русскому языку УМК "Перспектива"

    Конспект открытого урока для 2 класса по русскому языку УМК "Перспектива"...

    Конспект урока во 2 классе по русскому языку "Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласными"

    Конспект урока во 2 классе по русскому языку "Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным"....

    Технологическая карта внеурочного учебного занятия во 2 классе по курсу «Удивительный мир слов» на тему "Слова одинаковые, но разные"

    Данное внеурочное занятие актуально тем, что направлено на развитие языковой интуиции и ориентирования обучающихся в пространстве языка и речи, развитие устойчивого познавательного интереса к русскому...