Занятие кружка "Экология для младших школьников"
опыты и эксперименты по окружающему миру (3 класс)

Пушкаш Елена Павловна

Занятие кружка "Экология для младших школьников" по теме "Удивительные свойства воды"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия 25.94 КБ
Файл Презентация 1.23 МБ

Предварительный просмотр:

Разработка занятия внеурочной деятельности ФГОС НОО

 «Экология для младших школьников» (социальное направление)

 для учащихся 3 классов по теме «Удивительные свойства воды»

 учителя начальных классов МБОУ СОШ №2 Пушкаш Е. П.

Тема: Удивительные свойства воды

Цель: выявление свойств воды через постановку опытов.

Задачи:

Выявить в ходе проведения опытов, следующие свойства воды:

-вода принимает форму сосуда;

- вода является растворителем некоторых веществ;

- вода текуча;

- влияние температуры воды на скорость растворения веществ;

- испарение воды,

- способы очистки воды.

Воспитывать бережное отношение к воде как к жизненно важному ресурсу.

Формировать:

личностные УУД:

- готовность и способность к саморазвитию;

- ценностное отношение к природному миру, учебно-познавательная мотивация учебной деятельности;

-навыки сотрудничества в учебной ситуации.

познавательные УУД:

- умение работать с текстом;

- умение работать с таблицей и заполнять её полученными данными;

- анализ;

- сравнение;

- установление причинно-следственных связей.

коммуникативные УУД:

- умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- умение определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

регулятивные УУД:

- умение устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

- умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

Форма проведения: занятие кружка.

Форма деятельности: работа в малых группах.

Оборудование: наборы для проведения опытов для каждой группы учащихся, карточки с заданиями, фотографии воды в природе.

Ход занятия

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, дорогие ребята. Очень рада видеть вас сегодня на нашем занятии кружка «Экология для младших школьников».

- Посмотрите за окно – замечательная погода. Светит солнышко. Давайте возьмем это солнечное настроение на сегодняшнее занятие. Нарисуем солнышко в воздухе, подержим его в руках и улыбнемся.

2.Актуализация знаний

     - Отгадайте загадки.

  1. Над лесами, городами,
    Над просторами полей
    Проплывают караваны
    Небывалых кораблей.
    Держат путь вокруг земли
    Эти чудо корабли.
    (Облака)

    2. Меня ждали, 
    Меня звали,
    Показался — убежали.
    (Дождь)

    3. Утром бусы засверкали,
    Всю траву собой заткали.
    А пошли искать их днем
    Ищем, ищем – не найдем.
    (Роса) 

4. Бел, как мел,

С неба прилетел,

Всю зиму пролежал,

В землю убежал.

(Снег)

5. В огне не горит, в воде не тонет. (Лёд)

6. Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу. (Вода)

- Что общего у всех этих объектов природы?

3.  Знакомство с темой занятия.

- Тема нашего сегодняшнего занятия  «Удивительные свойства воды»

- А что вы уже знаете о свойствах воды?

- не имеет цвета

- не имеет вкуса

- не имеет запаха

- вода прозрачная

- вода растворитель

- с помощью фильтра можно очистить грязную воду

- при нагревании вода расширяется, а при охлаждении сжимается.

- Какими условными знаками можно обозначить некоторые свойства воды?

- На нашем сегодняшнем занятии перед нами откроется ещё одна страничка знаний. Предлагаю организовать на время научный центр, а работать будут исследовательские лаборатории. Вы сегодня не ученики, а  исследователи.

- Как вы думаете, что будет предметом исследования?

4. Повторение правил работы в группе.

- Давайте распределим обязанности, в группе будут (на перевернутых бейджиках выберите себе роли):

- лаборант (проведение опытов);

- ученый (Следит за работой экспериментаторов по плану )

- эксперт (объявляет результаты исследования)

В группе должны быть организатор, секретарь, консультанты.

Работать должны все.

Каждый может высказать своё мнение.

Один говорит, остальные слушают.

Обсуждается каждая версия.

В группе согласуется общее решение.

Группа работает, не мешая другим.

Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.

Знаки для работы в группе.

  1. Просим тишины!
  2. Просим помощи!
  3. Эврика!

5.Повторение правил проведения опытов:

1. Опыты проводятся учащимися только в присутствии учителя.

2. При работе с различными веществами набирать их пластмассовыми ложечками.

3. Вовремя проведения опытов внимательно следить за происходящим, не вскакивать с мест, не кричать, не мешать другим группам.

4. После проведения опытов привести в порядок рабочее место, убрать оборудование.

6. Исследовательская деятельность учащихся.

Опыт 1. Текучесть воды.

- Предположите, что произойдёт, если из пипетки выпустить воду на поверхность стола?

Оборудование: вода, пипетка.

  1. Наберите воду в пипетку.
  2. 2. Выпустите её на поверхность стола.
  3. Зафиксируйте результат.
  4. Сделайте вывод.

Опыт 2. Какую форму имеет вода?

- Назовите предметы  вокруг вас, какую они имеют форму?

Оборудование: вода, различные сосуды.

  1. Перелейте воду в разные сосуды поочерёдно.
  2. Зафиксируйте результат.
  3. Сделайте вывод.

Физминутка «Вода - не вода»

- Я буду вам называть слова. Если вы услышите слово, которое обозначает то, что содержит воду, вы прыгаете. Если слово обозначает любой другой объект, приседаете.

Стакан, чай, море, ручей, ванна, дождь, корабль, сосулька, болото, песок, озеро, град зонтик, лужа, фонтан, соль, суп, тарелка.

- Продолжаем наши опыты!

Опыт 3. Куда девается вода?

- Куда исчезают лужи? Почему высыхает бельё, которое постирали?

- Чтобы ответить на эти вопросы, проведём опыт.

Оборудование: вода, губка.

  1. Намочите губку в воде.
  2. Потрите влажной губкой доску в классе.
  3. Наблюдайте, что происходит с доской.
  4. Сделайте вывод.

Опыт 4. Тонет ли лёд в воде?

- Тонет ли лёд в воде?

Оборудование: сосуд с водой, кубики льда.

  1. Бросьте кубик льда в сосуд с водой.
  2. Зафиксируйте результат.
  3. Сделайте вывод.

Опыт 5. Растворение веществ в холодной и горячей воде?

- Как вы думаете, влияет ли температура воды на скорость растворения веществ?

Оборудование: холодная и горячая вода, сахар.

  1. Возьмите стакан с холодной  и горячей водой.
  2. Одновременно бросьте в воду  сахар.
  3. Пронаблюдайте за скоростью растворения сахара в холодной и горячей воде.
  4. Сделайте вывод.

7. Обсуждение результатов исследования

         - Какие  же выводы  мы делаем, исходя их этих опытов?

Ребята выходят перед классом и рассказывают о том, к каким выводам пришли. Класс помогает с ответом, если необходимо.

8. Закрепление.

- Уважаемые исследователи! Вы проделали огромную работу - ставили опыты, наблюдали, совещались, высказывали предположения и как результат - открытые нами свойства воды.

- Какими свойствами она обладает?

 - Итак, где же в природе мы можем увидеть воду?

- Вода играет очень большую роль на нашей планете. А какую, вы узнаете, правильно отгадав кроссворд.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

1.Одно из состояний воды (жидкость)

2. И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет (иней)

3. Одно из состояний воды (газ)

4. Огромная волна, возникающая в результате подводных землетрясений (цунами)

5. Шумит он в поле и саду, а в дом не попадет.

    И никуда я не пойду, покуда он идет (дождь)

Ключевое слово – жизнь.

- Действительно, вода входит в состав организмов, растворяет полезные вещества и выводит из организма ненужные и вредные, поддерживает красоту на планете – ведь без воды мы бы не увидели ни радуги, ни зелени растений, ни услышали бы пения птиц.

- Нуждается ли вода в нашей защите?

Вода – это жизнь. А люди загрязняют её отходами заводов и фабрик. Как вы думаете, правильно ли они поступают? Что может произойти? Что должны делать люди, чтобы вода в водоёмах была чистая?

Безбрежная ширь океанов и тихая заводь пруда,

Струя водопада и брызги фонтана, все это – только вода.

Высокие гребни, вздымая, бушует морская волна

И топит, как будто играя, большие морские суда.

В кружево будто одеты деревья, кусты, провода,

И кажется сказкой сказкою это, а в сущности только вода.

9. Рефлексия.

- Итак, ребята, наше занятие подходит к концу. У вас на столах лежат карточки «Продолжи фразу», прочитайте предложения выберите одну  фразу и продолжите ее устно.

Продолжи фразу

  • Занятие понравилось, потому что…
  • На занятии я понял, что…
  • Мне было интересно узнать…
  • Мне было скучно, потому что…
  • Я бы хотел еще узнать…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Занятие кружка «Экология для младших школьников»

Слайд 2

Вода

Слайд 3

Удивительные свойства ВОДЫ

Слайд 4

Правила работы в группе Работать должны все Каждый может высказать своё мнение Один говорит, остальные слушают В группе согласуется общее решение Группа работает, не мешая другим Эксперт группы защищает согласованное решение

Слайд 5

Правила проведения опытов 1. Опыты проводятся только в присутствии учителя. 2. При работе с различными веществами набирать их пластмассовыми ложечками. 3. Вовремя проведения опытов внимательно следить за происходящим, не вскакивать с мест, не кричать. 4. После проведения опытов привести в порядок рабочее место, убрать оборудование.

Слайд 6

Знаки работы в группе Просим тишины! Просим помощи! Эврика!

Слайд 7

Ж И Д Ь К Т С О И Н Е Й Г А З Ц У Н А И М Д О Ж Д Ь

Слайд 8

Нуждается ли вода в нашей защите ? ? ?

Слайд 9

Продолжи фразу Занятие понравилось, потому что… На занятии я понял, что… Мне было интересно узнать… Мне было скучно, потому что… Я бы хотел еще узнать…

Слайд 10

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка занятий исследовательской деятельности младших школьников

Реализация программы "Формирование личностных УУД в условиях перехода на ФГОС нового поколения" предполагает создание открытого социального пространства,когда каждый педагог родитель разделя...

Разработка занятий исследовательской деятельности младших школьников

Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом учавствуют в различных исследвательских и с большим интересом учавствуют в различных исследовательских делах. Успе...

Учебное занятие- викторина для младших школьников посвященное дню космонавтики "Путешествие по космическим просторам".

Знакомство учащихся младших классов с историей развития космоса; формирование представления о месте человека во Вселенной; знакомство с историей развития космонавтики в нашей стране....

Сценарий занятия "Здоровье" для младших школьников

Развитие у учащихся бережного отношения к зроровью....

Практическое занятие с родителями младших школьников "Особенности взаимоотношений с ребенком младшего школьного возраста"

На занятии рассматриваются  особенности взаимодействия родителей с младшими школьниками, трудности, с которыми сталкиваются родители в повседневной жизни и  способы выхода из этих ситуаций. ...

занятие-презентация для младших школьников "День Земли"

занятие-презентация предлагает виртуальную экскурсию по природным зонам Адтайского края, растениям и животным нашей малой Родины. Важное значение имеет разговор о поведении в степи, в лесу...

Внеклассное занятие "Экологическое воспитание младших школьников"

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная прич...