Тема урока: "Природа России". 1 класс, дисциплина "Окружающий мир", программа "Перспектива".
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)

Валентина Владимировна Васильева

Познакомить учащихся 1 класса с природными особенностями России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Конспект урока «Природа России» в 1 классе по учебному материалу «Окружающий мир» по программе «Перспектива».

Цель: познакомить учащихся 1 класса с природными особенностями России.

Задачи:

  1. Развивать умение ставить перед собой задачи на урок;
  2. Отрабатывать навыки работы с картой:
  • показывать границы России,
  • выделять пояса России,
  • узнавать животных представителей, растительный мир, реки России.
  1. Развивать умение расшифровывать карту, понимать условные обозначения;
  2. Исследовать, чем богата природа России;
  3. Воспитывать сотрудничество, внимание к ответам одноклассников;
  4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Планируемые универсальные (и/или предметные) учебные действия:

Познавательные:

  1. умение определять понятие;
  2. умение находить нужную информацию в различных источниках, анализировать, обобщать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с  собственным опытом и знаниями.

Регулятивные:

  1. формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приемов;
  2. умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии  с поставленной задачей и условиями её реализации;
  3. умение планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) свои действия;
  4. умение оценивать результаты решения поставленной задачи.

Коммуникативные:

  1. умение вступать в учебное  сотрудничество с учителем, одноклассниками;
  2. умение вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.

Личностные:

  1. принятие социальной роли обучающегося, положительное отношение к процессу  учения, к приобретению знаний и умений;
  2. формирование готовности к саморазвитию, стремление преодолевать возникающие затруднения.

Тип урока -  урок-дискуссия

Основной метод обучения: обсуждение с целью обобщения, систематизации, закрепления полученной учебной информации.

Основной структурный элемент урока: диалог.

Дополнительные структурные элементы урока: обмен информацией и её коллективный анализ; обмен репликами; наблюдение; формулирование выводов.

Анализ уровня овладения учебным материалом и интереса учащихся к теме: рефлексия.

Оборудование:  

  1. учебник А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая «Окружающий мир» 1 класс 2 часть;
  2. презентация на тему «Природа России»;
  3. мультимедийный проектор;
  4. видеоролик «Природа России» и «10 самых красив рек в России».


Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Организация начала урока.

Начать урок я бы хотела с вопроса, итак, внимание:

Какими интересными открытиями стал для вас предыдущий урок  по окружающему миру?

Что вы узнали из него?

Какими знаниями вы бы могли поделиться с теми, кто не изучать эту тему?

Хорошо…

Внимание учеников переключается на карту России.

Ребята посмотрите, какая большая у нас страна (обводятся границы России), вот ее границы, наша страна необъятная и богатая.

Ответы учеников.

Наблюдение учеников при работе с картой.

Личностные УУД

- осмысление внутренней позиции на уровне положительного отношения к уроку.

Регулятивные УУД:

- самоорганизация;

- определение и формирование  цели  деятельности на уроке

2.

Мотивация к учебной деятельности.

Посмотри,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое, 
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и лиса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года.
Это всё вокруг… 
(природа)

Сегодня вас ожидает необычная тема урока, а для того, чтобы узнать, о чем мы с вами будем сегодня разговаривать, я предлагаю вам посмотреть фильм о путешествии туриста и сыщика.

«Природа России» - видеоролик на 3 мин.

После просмотра видеоролика ученикам задается вопрос:

Вы посмотрели фильм, как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке?

Глядя на слова, написанные на доске (природа, страна, Россия) составьте тему урока. Молодцы.

Учащиеся отгадывают загадку.

Активизация на работу с темой урока при просмотре видеоролика учащимися.

Ответы на вопросы со стороны учеников.

Личностные УУД:

- прогнозирование  своих результатов на данном этапе;

- осмысление внутренней позиции на уровне положительного отношения к уроку.

Познавательные УУД:

- развитие мыслительных операций.

3.

Актуализация занятия.

Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Природа России» - открывается первый слайд презентации.

И как вы уже догадались, помогать нам будут наши неутомимые путешественники сыщик и турист.

Ребята вы видите на экране картинки (слайд № 1) посмотрите на них, как вы думаете, что особенного в природе нашей страны? И чтобы вы хотели узнать от меня об особенностях природы нашей страны?

Работа учеников с материалом первого слайда презентации и ответы на поставленные вопросы.

Личностные УУД:

- прогнозирование  своих результатов на данном этапе.

Познавательные УУД:

- развитие мыслительных операций.

4.

Физминутка.

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнем мы на привале…

Руки вверх и руки вбок,

Наклонились, разогнулись!

И на месте прыг да скок!

Раз-два-три-четыре-пять!

А теперь бежим вприпрыжку.

Молодцы вы ребятишки!

Выполнение физических упражнений учениками.

5.

Основной ход работы (иллюстрируемым и текстовым материалом презентации).

Демонстрация второго слайда презентации.

Ребята обратите внимание, что природа нашей страны она разнообразна и определенным образом разделена по цвету. Как вы думаете, зачем на карте природы нашей страны имеются разделения по цветовой гамме?

Хорошо…

Разделения по цветовой гамме зависит от климата, от обитателей животного мира, от особенностей строения рельефа Земли. Кто может сказать, что такое климат? …рельеф? И кого мы называем обитателями Земли?

Хорошо…

В свою очередь цветовая гамма отвечает за природную зону России, смотрите, какие они бывают:

- Арктическая пустыня (Крайний север);

- Тундра и лесотундра;

- Тайга;

- Смешанные леса;

- Широколиственные леса;

- Лесостепи и степи;

- Полупустыни;

- Субтропические и муссонные леса.

Сколько у нас получилось природных зон России (11)

Молодцы…

Давайте теперь рассмотрим подробнее каждую зону России.

Переключение на третий слайд презентации.

Посмотрите на иллюстрации, и скажите мне какая природа на крайнем севере?

Да природе крайнего севера свойственны лютая зима, каменистая почва, мхи и лишайники, белые ночи в зимний период и т.д.

Переключение на четвертый слайд презентации, а затем пятый.

Посмотрите на иллюстрации и скажите, кто обитает на территории крайнего севера?

(белые медведи, песец, киты, касатки, тюлени – белек – детёныш тюленя, моржи, туканы, ястребиные совы, чайки – поморники, нарвал с необычными длинными зубами)

А теперь мы свами спускаемся чуть ниже по природной зоне и попадаем на территорию тундры и лесотундры.

Переключение на шестой слайд презентации.

Посмотрите на картинки скажите, чем отличается природа Тундры от природы Крайнего севера?

Хорошо…

А теперь обратите внимание, что появляется в природе лесотундры?

Да тундра отличается болотистой местностью наличием большого количества мха и т.д. тогда как лесотундра это болотисто – лесистая местность с мхом на каменистой почве, трава как правило не высокая, поэтому и называется лесотундрой, что появляется лес, что не характерно тундре и тем более крайнему северу.

Как вы думаете, кто проживает в этой местности?

Переключение на седьмой слайд презентации.

Смотрите, нам уже знакомы некоторые представители животного мира, назовите их глядя на экран?  (песец, полярная или ястребиная сова, поморник). А кто появился еще? (куропатка, северный олень, лемминг)

Хорошо…

Наши путешественники сыщик и турист на этом не остановились, вы помните, из видеоролика они пошли дальше, проделав долгий путь, они попали в следующую природную зону, которая называется – Тайга.

Переключение на восьмой слайд презентации.

Посмотрите на иллюстрации, какой стала природа? Чем она отличается от предыдущих природных зон?

Да тайга славиться непроходимыми лесами, холодными и глубокими озерами, горами и холмами, непроходимыми тропами.

Переключение на девятый слайд презентации.

Давайте посмотрим, кто живет среди густых лесов хвойного происхождения, назовите их?

(ель  - у нее не листья, а хвоя), (волк, лиса, бурый медведь, лось, рыси, соболь, белки и т.д.)

Но вот климат становится теплее, появляется разнообразие в лесах нашей страны.

Переключение на десятый слайд презентации.

Что вы видите на картинках? Кроме уже знакомой нам ели, какие деревья появляются?

Да в лесу появляются березы, из трав папоротники, в лесу не только ель, но и сосны, метами трава может достигать половина человеческого роста, а местами каменисто мховая и т.д. – такой лес называют смешенный.

Переключение на одиннадцатый слайд презентации.

А теперь для вас загадка: посмотрите на картинку, от вас в лесу спрятались его обитатели, найдите и назовите их, многие вам уже известны из предыдущих слайдов.

(олень, лось, дятел, заяц, крот, кукушка)

Наши путешественники сыщик и турист обнаружили, что чем дальше они идут в более теплые края природа приобретает более разнообразный вид, на смену смешанному лесу приходит широколиственный.

Переключение на двенадцатый слайд презентации.

Как вы думаете, почему леса называются широколиственные, вам подскажут следующие иллюстрации, посмотрите на них?

Да появляются могучие дубы, изящные клены, раскидистые рябины, низкие и средние кустарники с широкой листвой, почва землянисто – глиняная, богатая перегноем (опавшая прошлогодняя листва, служащая для удобрения почвы) и т.д.

Кто же живет в смешанных и широколистных лесах, некоторых обитателей этих лесов вы уже называли, итак, это?

Переключение на тринадцатый и четырнадцатый слайды презентации.

(соболь, дятел, бабочки, снегири, рыси, белки, ястребы и соколы, лоси бурые медведи, ежи, волки, зайцы, зубр, кабан и т.д.) вы обратили внимание на то, что многие животные, обитающие в этих лесах, обитают и в тайге и тундре, можете назвать их?

Молодцы…

Физминутка.

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнем мы на привале…

Руки вверх и руки вбок,

Наклонились, разогнулись!

И на месте прыг да скок!

Раз-два-три-четыре-пять!

А теперь бежим вприпрыжку.

Молодцы вы ребятишки!

Вот и дошли наши путешественники до Центральной России (на карте это вот здесь). Посмотрите на иллюстрации, какой стала природа? Что появилось, чего нет?

Лес уступил место простору, полям, лугам, свободному ветру, разноцветию и т.д.

А кто же живет на таких обширных просторах, плодородной черноземной земле?

Переключение на шестнадцатый слайд презентации.

(куропатка, олени, зайцы – русаки, лисы, тетерев – глухарь, ястребы и соколы, полевки и т.д.)

Посмотрите многим обитателям хорошо живется и в лесу и с лесисто – степной зоне, некоторые виды животных появляются с появлением разновидностей пищи, а некоторые остаются в своем ореале (месте обитания – киты, касатки, северные олени, чайки и т.д.)

Переключение на семнадцатый слайд презентации.

Ребята обратите внимание, какой стала природа на следующих картинках? Что совсем исчезло?

Нет деревьев, да в степи нет деревьев, сухой ветер, тут и там низкорослый кустарник, нет лесов, краски желто – зеленые, а в период цветения степей – весной насыщенные разноцветием и т.д.

Кто же обитает в степи?

Переключение на восемнадцатый слайд презентации.

(сайгак – разновидность оленьей породы парнокопытной, корсак – маленькая степная лила с большими ушами, суслики, сурки, дрофа и т.д.)

Переключение на девятнадцатый слайд презентации.

Как – то стало совсем жарко нашим путникам, песок в обуви, песок в глазах, ветер завывает, солнце припекает, где мы оказались, кто мне скажет?

Да, это полупустыня.

Какая она? Чего мы не видим на картинках? Что появилось в природе?

Почему данная природная зона называется полупустыней?

Деревья сменяются травой, постепенно трава уступает место пескам, барханам и дюнам и т.д.

Кто же может выжить в столь жарком климате?

Переключение на двадцатый слайд презентации.

(шакалы, куланы, сайгаки) А где же бурый медведь, где рысь? Почему они не могут жить в полупустыне?

Ну а теперь заберемся повыше и попадем в субтропический и муссонный лес полные с одной стороны влаги, а с другой продуваемых и влажных лесных ветров.

Переключение на двадцать первый слайд презентации.

Посмотрите на картинки, вы видите дубы, березы? Нет… А что вы видите, как преобразился лес?

Кто же может здесь жить?

Переключение на двадцать второй  и двадцать третий слайды презентации.

Мы опять можем наблюдать морских жителей, рядом море.

Вы молодцы ребята!

Активизация на работу с темой урока при просмотре второго слайда презентации и ответы учащихся на поставленные вопросы.

Ответы на поставленные вопросы вступление учащимися в диалоговую форму общения при просмотре каждого из последующих слайдов презентации.

Отгадывание загадки интерактивного характера, выполнение учащимися поисковых действий.

Ответы на поставленные вопросы вступление учащимися в диалоговую форму общения при просмотре каждого из последующих слайдов презентации.

Выполнение учащимися физических упражнений.

Ответы на поставленные вопросы вступление учащимися в диалоговую форму общения при просмотре каждого из последующих слайдов презентации.

Регулятивные:

- принятие целей урока, готовность к анализу и обсуждению иллюстрируемого материала;

- контролирование своей деятельности по ходу выполнения задания.

- самостоятельное отслеживание за ответами других учеников.

Познавательные:

- поиск фактов и суждений.

Коммуникативные:

- умение аргументировать своё предложение.

- умение вести диалог, вступать в диалог.

- умение слушать и отвечать на вопросы, задавать вопросы по материалу урока.

Познавательные:

- строить логическую цепь рассуждений.

- удовлетворение интереса по теме урока, поиск фактов, суждений, аргументов.

6.

Завершение урока.

Подведение итогов.

Сколько природных зон существует в России?

Чем они отличаются друг от друга?

С какими видами животных, птиц, млекопитающих мы сегодня познакомились?

Что нового вы для себя сегодня почерпнули? О чем вы бы рассказали другим из нашего сегодняшнего урока?

Спасибо.

Ответы учащихся на поставленные вопросы.

Личностные УУД:

- осмысление внутренней позиции на уровне положительного отношения к уроку.

Регулятивные:

- самостоятельное отслеживание за ответами других учеников.

Коммуникативные УУД:

- отвечать на поставленные вопросы полным предложением.

Познавательные УУД:

- развивать мыслительную деятельность.

7.

Домашнее задание.

Рабочая тетрадь, стр. 32 – 32. По желанию на дополнительную звездочку: в домашних условиях используя различные информационные источники, познакомьтесь с названиями и посмотрите иллюстрации 10 самых красивых рек России.

Самостоятельное выполнение в домашних условиях рекомендуемого задания.



Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 Конспект урока «Природа России» в 1 классе по учебному материалу «Окружающий мир» по программе «Перспектива».

Цель: познакомить учащихся 1 класса с природными особенностями России.

Задачи:

  1. Развивать умение ставить перед собой задачи на урок;
  2. Отрабатывать навыки работы с картой:
  • показывать границы России,
  • выделять пояса России,
  • узнавать животных представителей, растительный мир, реки России.
  1. Развивать умение расшифровывать карту, понимать условные обозначения;
  2. Исследовать, чем богата природа России;
  3. Воспитывать сотрудничество, внимание к ответам одноклассников;
  4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Планируемые универсальные (и/или предметные) учебные действия:

Познавательные:

  1. умение определять понятие;
  2. умение находить нужную информацию в различных источниках, анализировать, обобщать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с  собственным опытом и знаниями.

Регулятивные:

  1. формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приемов;
  2. умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии  с поставленной задачей и условиями её реализации;
  3. умение планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) свои действия;
  4. умение оценивать результаты решения поставленной задачи.

Коммуникативные:

  1. умение вступать в учебное  сотрудничество с учителем, одноклассниками;
  2. умение вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.

Личностные:

  1. принятие социальной роли обучающегося, положительное отношение к процессу  учения, к приобретению знаний и умений;
  2. формирование готовности к саморазвитию, стремление преодолевать возникающие затруднения.

Тип урока -  урок-дискуссия

Основной метод обучения: обсуждение с целью обобщения, систематизации, закрепления полученной учебной информации.

Основной структурный элемент урока: диалог.

Дополнительные структурные элементы урока: обмен информацией и её коллективный анализ; обмен репликами; наблюдение; формулирование выводов.

Анализ уровня овладения учебным материалом и интереса учащихся к теме: рефлексия.

Оборудование:  

  1. учебник А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая «Окружающий мир» 1 класс 2 часть;
  2. презентация на тему «Природа России»;
  3. мультимедийный проектор;
  4. видеоролик «Природа России» и «10 самых красив рек в России».


Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Организация начала урока.

Начать урок я бы хотела с вопроса, итак, внимание:

Какими интересными открытиями стал для вас предыдущий урок  по окружающему миру?

Что вы узнали из него?

Какими знаниями вы бы могли поделиться с теми, кто не изучать эту тему?

Хорошо…

Внимание учеников переключается на карту России.

Ребята посмотрите, какая большая у нас страна (обводятся границы России), вот ее границы, наша страна необъятная и богатая.

Ответы учеников.

Наблюдение учеников при работе с картой.

Личностные УУД

- осмысление внутренней позиции на уровне положительного отношения к уроку.

Регулятивные УУД:

- самоорганизация;

- определение и формирование  цели  деятельности на уроке

2.

Мотивация к учебной деятельности.

Посмотри,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое, 
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и лиса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года.
Это всё вокруг… 
(природа)

Сегодня вас ожидает необычная тема урока, а для того, чтобы узнать, о чем мы с вами будем сегодня разговаривать, я предлагаю вам посмотреть фильм о путешествии туриста и сыщика.

«Природа России» - видеоролик на 3 мин.

После просмотра видеоролика ученикам задается вопрос:

Вы посмотрели фильм, как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке?

Глядя на слова, написанные на доске (природа, страна, Россия) составьте тему урока. Молодцы.

Учащиеся отгадывают загадку.

Активизация на работу с темой урока при просмотре видеоролика учащимися.

Ответы на вопросы со стороны учеников.

Личностные УУД:

- прогнозирование  своих результатов на данном этапе;

- осмысление внутренней позиции на уровне положительного отношения к уроку.

Познавательные УУД:

- развитие мыслительных операций.

3.

Актуализация занятия.

Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Природа России» - открывается первый слайд презентации.

И как вы уже догадались, помогать нам будут наши неутомимые путешественники сыщик и турист.

Ребята вы видите на экране картинки (слайд № 1) посмотрите на них, как вы думаете, что особенного в природе нашей страны? И чтобы вы хотели узнать от меня об особенностях природы нашей страны?

Работа учеников с материалом первого слайда презентации и ответы на поставленные вопросы.

Личностные УУД:

- прогнозирование  своих результатов на данном этапе.

Познавательные УУД:

- развитие мыслительных операций.

4.

Физминутка.

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнем мы на привале…

Руки вверх и руки вбок,

Наклонились, разогнулись!

И на месте прыг да скок!

Раз-два-три-четыре-пять!

А теперь бежим вприпрыжку.

Молодцы вы ребятишки!

Выполнение физических упражнений учениками.

5.

Основной ход работы (иллюстрируемым и текстовым материалом презентации).

Демонстрация второго слайда презентации.

Ребята обратите внимание, что природа нашей страны она разнообразна и определенным образом разделена по цвету. Как вы думаете, зачем на карте природы нашей страны имеются разделения по цветовой гамме?

Хорошо…

Разделения по цветовой гамме зависит от климата, от обитателей животного мира, от особенностей строения рельефа Земли. Кто может сказать, что такое климат? …рельеф? И кого мы называем обитателями Земли?

Хорошо…

В свою очередь цветовая гамма отвечает за природную зону России, смотрите, какие они бывают:

- Арктическая пустыня (Крайний север);

- Тундра и лесотундра;

- Тайга;

- Смешанные леса;

- Широколиственные леса;

- Лесостепи и степи;

- Полупустыни;

- Субтропические и муссонные леса.

Сколько у нас получилось природных зон России (11)

Молодцы…

Давайте теперь рассмотрим подробнее каждую зону России.

Переключение на третий слайд презентации.

Посмотрите на иллюстрации, и скажите мне какая природа на крайнем севере?

Да природе крайнего севера свойственны лютая зима, каменистая почва, мхи и лишайники, белые ночи в зимний период и т.д.

Переключение на четвертый слайд презентации, а затем пятый.

Посмотрите на иллюстрации и скажите, кто обитает на территории крайнего севера?

(белые медведи, песец, киты, касатки, тюлени – белек – детёныш тюленя, моржи, туканы, ястребиные совы, чайки – поморники, нарвал с необычными длинными зубами)

А теперь мы свами спускаемся чуть ниже по природной зоне и попадаем на территорию тундры и лесотундры.

Переключение на шестой слайд презентации.

Посмотрите на картинки скажите, чем отличается природа Тундры от природы Крайнего севера?

Хорошо…

А теперь обратите внимание, что появляется в природе лесотундры?

Да тундра отличается болотистой местностью наличием большого количества мха и т.д. тогда как лесотундра это болотисто – лесистая местность с мхом на каменистой почве, трава как правило не высокая, поэтому и называется лесотундрой, что появляется лес, что не характерно тундре и тем более крайнему северу.

Как вы думаете, кто проживает в этой местности?

Переключение на седьмой слайд презентации.

Смотрите, нам уже знакомы некоторые представители животного мира, назовите их глядя на экран?  (песец, полярная или ястребиная сова, поморник). А кто появился еще? (куропатка, северный олень, лемминг)

Хорошо…

Наши путешественники сыщик и турист на этом не остановились, вы помните, из видеоролика они пошли дальше, проделав долгий путь, они попали в следующую природную зону, которая называется – Тайга.

Переключение на восьмой слайд презентации.

Посмотрите на иллюстрации, какой стала природа? Чем она отличается от предыдущих природных зон?

Да тайга славиться непроходимыми лесами, холодными и глубокими озерами, горами и холмами, непроходимыми тропами.

Переключение на девятый слайд презентации.

Давайте посмотрим, кто живет среди густых лесов хвойного происхождения, назовите их?

(ель  - у нее не листья, а хвоя), (волк, лиса, бурый медведь, лось, рыси, соболь, белки и т.д.)

Но вот климат становится теплее, появляется разнообразие в лесах нашей страны.

Переключение на десятый слайд презентации.

Что вы видите на картинках? Кроме уже знакомой нам ели, какие деревья появляются?

Да в лесу появляются березы, из трав папоротники, в лесу не только ель, но и сосны, метами трава может достигать половина человеческого роста, а местами каменисто мховая и т.д. – такой лес называют смешенный.

Переключение на одиннадцатый слайд презентации.

А теперь для вас загадка: посмотрите на картинку, от вас в лесу спрятались его обитатели, найдите и назовите их, многие вам уже известны из предыдущих слайдов.

(олень, лось, дятел, заяц, крот, кукушка)

Наши путешественники сыщик и турист обнаружили, что чем дальше они идут в более теплые края природа приобретает более разнообразный вид, на смену смешанному лесу приходит широколиственный.

Переключение на двенадцатый слайд презентации.

Как вы думаете, почему леса называются широколиственные, вам подскажут следующие иллюстрации, посмотрите на них?

Да появляются могучие дубы, изящные клены, раскидистые рябины, низкие и средние кустарники с широкой листвой, почва землянисто – глиняная, богатая перегноем (опавшая прошлогодняя листва, служащая для удобрения почвы) и т.д.

Кто же живет в смешанных и широколистных лесах, некоторых обитателей этих лесов вы уже называли, итак, это?

Переключение на тринадцатый и четырнадцатый слайды презентации.

(соболь, дятел, бабочки, снегири, рыси, белки, ястребы и соколы, лоси бурые медведи, ежи, волки, зайцы, зубр, кабан и т.д.) вы обратили внимание на то, что многие животные, обитающие в этих лесах, обитают и в тайге и тундре, можете назвать их?

Молодцы…

Физминутка.

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнем мы на привале…

Руки вверх и руки вбок,

Наклонились, разогнулись!

И на месте прыг да скок!

Раз-два-три-четыре-пять!

А теперь бежим вприпрыжку.

Молодцы вы ребятишки!

Вот и дошли наши путешественники до Центральной России (на карте это вот здесь). Посмотрите на иллюстрации, какой стала природа? Что появилось, чего нет?

Лес уступил место простору, полям, лугам, свободному ветру, разноцветию и т.д.

А кто же живет на таких обширных просторах, плодородной черноземной земле?

Переключение на шестнадцатый слайд презентации.

(куропатка, олени, зайцы – русаки, лисы, тетерев – глухарь, ястребы и соколы, полевки и т.д.)

Посмотрите многим обитателям хорошо живется и в лесу и с лесисто – степной зоне, некоторые виды животных появляются с появлением разновидностей пищи, а некоторые остаются в своем ореале (месте обитания – киты, касатки, северные олени, чайки и т.д.)

Переключение на семнадцатый слайд презентации.

Ребята обратите внимание, какой стала природа на следующих картинках? Что совсем исчезло?

Нет деревьев, да в степи нет деревьев, сухой ветер, тут и там низкорослый кустарник, нет лесов, краски желто – зеленые, а в период цветения степей – весной насыщенные разноцветием и т.д.

Кто же обитает в степи?

Переключение на восемнадцатый слайд презентации.

(сайгак – разновидность оленьей породы парнокопытной, корсак – маленькая степная лила с большими ушами, суслики, сурки, дрофа и т.д.)

Переключение на девятнадцатый слайд презентации.

Как – то стало совсем жарко нашим путникам, песок в обуви, песок в глазах, ветер завывает, солнце припекает, где мы оказались, кто мне скажет?

Да, это полупустыня.

Какая она? Чего мы не видим на картинках? Что появилось в природе?

Почему данная природная зона называется полупустыней?

Деревья сменяются травой, постепенно трава уступает место пескам, барханам и дюнам и т.д.

Кто же может выжить в столь жарком климате?

Переключение на двадцатый слайд презентации.

(шакалы, куланы, сайгаки) А где же бурый медведь, где рысь? Почему они не могут жить в полупустыне?

Ну а теперь заберемся повыше и попадем в субтропический и муссонный лес полные с одной стороны влаги, а с другой продуваемых и влажных лесных ветров.

Переключение на двадцать первый слайд презентации.

Посмотрите на картинки, вы видите дубы, березы? Нет… А что вы видите, как преобразился лес?

Кто же может здесь жить?

Переключение на двадцать второй  и двадцать третий слайды презентации.

Мы опять можем наблюдать морских жителей, рядом море.

Вы молодцы ребята!

Активизация на работу с темой урока при просмотре второго слайда презентации и ответы учащихся на поставленные вопросы.

Ответы на поставленные вопросы вступление учащимися в диалоговую форму общения при просмотре каждого из последующих слайдов презентации.

Отгадывание загадки интерактивного характера, выполнение учащимися поисковых действий.

Ответы на поставленные вопросы вступление учащимися в диалоговую форму общения при просмотре каждого из последующих слайдов презентации.

Выполнение учащимися физических упражнений.

Ответы на поставленные вопросы вступление учащимися в диалоговую форму общения при просмотре каждого из последующих слайдов презентации.

Регулятивные:

- принятие целей урока, готовность к анализу и обсуждению иллюстрируемого материала;

- контролирование своей деятельности по ходу выполнения задания.

- самостоятельное отслеживание за ответами других учеников.

Познавательные:

- поиск фактов и суждений.

Коммуникативные:

- умение аргументировать своё предложение.

- умение вести диалог, вступать в диалог.

- умение слушать и отвечать на вопросы, задавать вопросы по материалу урока.

Познавательные:

- строить логическую цепь рассуждений.

- удовлетворение интереса по теме урока, поиск фактов, суждений, аргументов.

6.

Завершение урока.

Подведение итогов.

Сколько природных зон существует в России?

Чем они отличаются друг от друга?

С какими видами животных, птиц, млекопитающих мы сегодня познакомились?

Что нового вы для себя сегодня почерпнули? О чем вы бы рассказали другим из нашего сегодняшнего урока?

Спасибо.

Ответы учащихся на поставленные вопросы.

Личностные УУД:

- осмысление внутренней позиции на уровне положительного отношения к уроку.

Регулятивные:

- самостоятельное отслеживание за ответами других учеников.

Коммуникативные УУД:

- отвечать на поставленные вопросы полным предложением.

Познавательные УУД:

- развивать мыслительную деятельность.

7.

Домашнее задание.

Рабочая тетрадь, стр. 32 – 32. По желанию на дополнительную звездочку: в домашних условиях используя различные информационные источники, познакомьтесь с названиями и посмотрите иллюстрации 10 самых красивых рек России.

Самостоятельное выполнение в домашних условиях рекомендуемого задания.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "Природа в доме" Система учебников "Перспектива" 1 класс Тип урока: ОНЗ

Конспект урока по окружающему миру для 1 класса с учетом ФГОС НОО второго поколения.Урок построен в ТДМ ( технологии деятельностного метода обучения), включает в себя практическую работу, работу в пар...

Фрагмент интегрированного урока «окружающего мира» с уроком «обучения грамоте» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Природы милое творенье… Царица цветов. Чтение слов с буквой Ц».

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Технологическая карта урока по литературному чтению. 2 класс. Тема урока: «ПРИРОДА – ЛЮБИМАЯ И ЖИВАЯ».

Предмет: литературное чтение. Начальные классы.Тип: урок "открытия"нового знанияЖанр урока: интегрированныйВид урока: урок-размышление...

Конспект Урока литературного чтения в рамках краеведческого курса «Морянка» в 4 классе. Тема урока: Природа родного края в произведениях Фёдора Александровича Абрамова.

laquo;Морянка» краеведческий курс.Раздел «Родом из поморской славной стороны». Биографические сведения о Ф.А. Абрамове. Анализ  рассказов о природе родного края. Изобразительны...

разработка урока по окружающему миру. Тема урока: «Природа в классе». «Перспектива»

Цель урока: : познакомить учащихся с наиболее распространенными комнатными растениями; учить распознавать комнатные растения в классе....

Конспект урока окружающий мир 3 класс УМК "Школа России", тема урока : "Природа в опасности"

Урок окружающего мира  с формирующим оцениванием.Тема : "Природа в опасности!" УМК "Школа России"3 классРабота на уроке работа начинается с актуализации опорных знаний, д...