Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс)

Хохрякова Алёна Александровна

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального общего образования по окружающему миру, авторской программы Плешакова А.А. "Окружающий мир", УМК "Школа России".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального общего образования по окружающему миру, авторской программы Плешакова А.А «Окружающий мир», УМК «Школа России».

Цели и задачи

Курс окружающего мира направлен на достижение следующих целей:

-формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Описание места учебного предмета

В соответствии с учебным планом на 2018-2019 учебный год на изучение предмета «Окружающий мир» во 2 классе отводится 2 часа в неделю, то есть 68 часов в год. Курс рассчитан на 34 учебные недели.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение выпускниками 2 класса определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные  результаты

•          Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

•          Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

•          Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения

•          В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные  результаты

Регулятивные УУД:

•          Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

•          Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем

•          Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

•          Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

•          Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

•          Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

•          Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

•          Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях

•          Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

•          Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

•          Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

•          Слушать и понимать речь других.

•          Выразительно читать и пересказывать текст.

•          Вступать в беседу на уроке и в жизни.

•          Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметные  результаты

•          связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;

•          наблюдать за погодой и описывать её;

•          уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;

•          пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;

•          различать изученные группы растений и животных;

•          приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.

•          оценивать правильность поведения людей в природе;

В результате изучения предмета к концу года

Второклассник научится:

  • различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; дикорастущие и культурные растения; деревья, кустарники, травы; диких и домашних животных; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;
  • сравнивать объекты живой и неживой природы, объекты природы и предметы, созданные человеком, на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
  • проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
  • использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
  • использовать различные справочные издания (атлас-определитель «От земли до неба», «Зеленые страницы», «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики», атлас карт) для поиска необходимой информации;
  • использовать готовые модели (глобус, карта, план, муляжи) для объяснения явлений или выявления свойств объектов, изучения основных форм земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоёмов; части реки;
  • использовать приборы (компас) для определения основных сторон горизонта;
  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;
  • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
  • различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы, Санкт-Петербурга, родного края и некоторых других городов России; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, Санкт-Петербург, свой регион и его главный город, некоторые другие города России, страны мира;
  • используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.);
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;
  • соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.

Второклассник получит возможность научиться:

  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;
  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
  • выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.
  • Тематическое планирование составлено в соответствии с первым (исходным) вариантом Примерной программы начального общего образования, разработанной на основе Концепции стандарта второго поколения.
  • Базовый вариант тематического планирования не только обеспечивает достаточную для продолжения образования предметную подготовку, но и расширяет представления обучающихся об отношениях и закономерностях окружающего мира

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Где мы живем (4 ч)

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Удмуртия на карте России. Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

Экскурсия: Что нас окружает?

Природа (20 ч)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Природа Удмуртии.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения. Удмуртия – край родников.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними. Растения Удмуртии.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Животные Удмуртии.

Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические  связи  между растениями  и  животными: растения – пища   и   укрытие   для   животных;   животные – распространители  плодов  и  семян растений  (изучается по усмотрению учителя).

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

Красная книга России и Удмуртии: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.

Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.

Жизнь города и села (10 ч)

Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).

Промышленные предприятия Удмуртии. Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и   т. д. (по выбору учителя). Наследие удмуртского народа.

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). Проект «Профессии жителей д. Пирогово».

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.

Здоровье и безопасность (9ч)

Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.

Общение (7 ч)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Практическая работа: Отработка основных правил этикета.

Путешествия (18 ч)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.

Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).

Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.

Тематическое планирование.

Наименование темы, раздела  уроков.

Всего часов

Где мы живём. (4 ч)

 Родная страна. Удмуртия на карте России.

Город и село. Проект «Родная деревня».

Природа и рукотворный мир.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём».

«Природа»   (20 ч)

Неживая и живая природа. Природа Удмуртии.

Явления природы. Как измеряют температуру?

Что такое погода?

В гости к осени.

Неживая природа осенью. Живая природа осенью. Перелётные птицы.

Звёздное небо.

Заглянем в кладовые Земли.

Про воздух и про воду. Удмуртия – край родников.

Про воздух и про воду. Вода в жизни человека.

Какие бывают растения. Растения Удмуртии.

Какие бывают животные. Животные Удмуртии.

Невидимые нити в природе: взаимосвязь растительного и животного мира.

Дикорастущие и культурные растения. Итоговый тест за 1 четверть.

Дикие и домашние животные.

Комнатные растения.

Животные живого уголка.

Про кошек и собак.

Красная книга. Красная книга Удмуртии.

Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту».

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа».

 «Жизнь города и села» 10 (ч)

Что такое экономика? Удмуртия трудовая.

Из чего что сделано?

Как построить дом.

Какой бывает транспорт.

Культура и образование. Наследие удмуртского народа.

Все профессии важны. Проект «Профессии жителей д. Пирогово».

Проверим себя и свои достижения по разделу «Жизнь города и села». Итоговый тест за 2 четверть.

В гости к зиме.

В гости к зиме.

Презентации проектов: «Родная деревня», «Красная книга, или возьмём под защиту», «Профессии жителей д. Пирогово».

«Здоровье и безопасность» 9 (ч)

Строение тела человека.

Если хочешь быть здоров.

Берегись автомобиля!

Школа пешехода.

Домашние опасности.

Пожар!

На воде и в лесу.

Опасные незнакомцы.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность».

 «Общение» 7 (ч)

Наша дружная семья. Традиции в удмуртской семье.

 Проект «Родословная».

В школе. Итоговый тест за 3 четверть.

Правила вежливости.

Ты и твои друзья.

 Мы – зрители и пассажиры.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение».

 «Путешествия» 18 (ч)

Посмотрите вокруг.

Ориентирование на местности.

Ориентирование на местности.

Формы земной поверхности.

Водные богатства. Путешествие по рекам и водоёмам родного края.

В гости к весне.

В гости к весне.

Россия на карте. Физическая карта Удмуртии.

Проект «Города России». Проект «Города Удмуртии».

Путешествие по Москве.

Московский Кремль.

Город на Неве.

Путешествие по планете.

Путешествие по материкам.

Страны мира. Проект «Страны мира».

Впереди лето. Удмуртские народные игры. Итоговый тест за 4 четверть.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». Итоговый тест за год.

Презентации проектов «Родословная», «Города России», «Города Удмуртии», «Страны мира».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "ШКОЛА РОССИИ" 3класс

СОДЕРЖИТ: РАЗДЕЛЫ, ТЕМЫ, ХАРАКТЕРИСТИКУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ....

календарно-тематический план по технологии для 3 класса Школа-России

Общая характеристика учебного предмета    Начальное технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом ...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс....