Программа воспитания экологической культуры у детей младшего школьного возраста
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)

Евсеева Татьяна Леонидовна

Цель программы: повышение уровня развития экологической культуры детей через расширение взаимодействия с объектами окружающего мира.

Задачи программы:   

1.     Повысить уровень знаний детей об окружающей среде.

2.     Развивать необходимые умения и навыки по уходу за объектами живой природы, любознательность.

3.     Учить проявлять самостоятельность и инициативу в общении с природой.

4.     Формировать навык постановки элементарных опытов и умение делать вывод на основе полученных результатов.

5.     Развивать способность воспринимать эстетическую ценность природы и выражать полученные впечатления.

Комплекс мероприятий, входящих в программу воспитания экологической культуры, направлен на рост когнитивного (11 мероприятий) и поведенческого показателей (7 мероприятий). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа воспитания экологической культуры у детей младшего школьного возраста.

Цель программы: повышение уровня развития экологической культуры детей через расширение взаимодействия с объектами окружающего мира.

Задачи программы:  

  1. Повысить уровень знаний детей об окружающей среде.
  2. Развивать необходимые умения и навыки по уходу за объектами живой природы, любознательность.
  3. Учить проявлять самостоятельность и инициативу в общении с природой.
  4. Формировать навык постановки элементарных опытов и умение делать вывод на основе полученных результатов.
  5. Развивать способность воспринимать эстетическую ценность природы и выражать полученные впечатления.

Комплекс мероприятий, входящих в программу воспитания экологической культуры, направлен на рост когнитивного (11 мероприятий) и поведенческого показателей (7 мероприятий).

Структура программы:

Тема занятия

Показатель

Месяц

1.

Новогодняя ёлка

Когнитивный

Январь

2.

Экскурсия по экологической тропе

Поведенческий

Январь

3.

Зимняя столовая для птиц

Когнитивный

Январь

4.

Знакомство с обитателями живого уголка

Когнитивный

Январь

5.

Прогулка с использованием метода прогнозирования погоды

Когнитивный

Январь

6.

Игра “Зоологическое лото”

Когнитивный

Февраль

7.

Прогулка “Жалобная книга природы”

Поведенческий

Февраль

8.

Беседа об уходе за комнатными растениями

Когнитивный

Февраль

9.

Прогулка “Секретный разговор с природой”

Поведенческий

Февраль

10.

Рисунок “Что запомнилось на прогулке?”

Когнитивный

Февраль

11.

Беседа “Домашние животные и особенности их содержания”

Когнитивный

Февраль

12.

Опыт “Посадка семян гороха”

Поведенческий

Март

13.

Беседа о весне

Когнитивный

Март

14.

Прогулка. Наблюдение за первыми признаками весны

Поведенческий

Март

15.

Рассматривание картины “Перелётные птицы”

Когнитивный

Март

16.

Экскурсия на природу. Наблюдение за птицами.

Поведенческий

Март

17.

Опыт “Радуга”

Поведенческий

Март

18.

Игра-викторина “Знаток природы”

Когнитивный

Март

Новогодняя ёлка

  1. Высадить на участке небольшую ёлку, ухаживать за ней в течение всего года.
  2. Убедить детей в том, что не стоит рубить ёлки лишь ради нескольких праздничных дней.
  3. Воспитывать у детей чувство бережного отношения к природе.

Как можно изменить наши стойкие традиции, связанные с новогодними праздниками, ведь ёлка – это символ зимы. Но не обязательно для этого рубить ёлку, можно посадить её на участке или в специальную кадушку и оставить в холле школы, а перед новым годом украсить.

Экскурсия по экологической тропе

Цель – открыть детям как можно больше прекрасного и удивительного в природе.

Дети гуляют по парку, лесу или просто по красивой поляне в сквере, где есть много удивительных растений, причудливых форм деревьев и необыкновенных обитателей.

А затем дети вместе с учителем составляют фантастические рассказы, в которых увиденное в природе одушевляется, начинает разговаривать, двигаться.

Подведением итогов данного упражнения может стать фантастическое путешествие по выдуманной тропе. Тот же маршрут, что прошли дети по лесу, проходиться вновь, но теперь уже в группе, а на пути не обычные лесные обитатели, а созданные на их основе фантастические образы. Путешествие сопровождается музыкой, элементами театрализации.

Зимняя столовая для птиц

Цель: создание зимой “регулярную” столовую для птиц на территории школы.

  1. Продумать конструкцию, цвет и место размещения кормушек.
  2. Учить детей регулярно заботиться о птицах.
  3. Развивать наблюдательность

На уроках ручного творчества дети решают, где лучше разместить кормушки и для каких птиц, продумывают их конструкцию, цвет и др.

Открытие “столовой” проводится  классом в торжественной обстановке, это праздник для детей.

Во время прогулок школьникам предлагается наблюдать за “столовой”  и добавлять корм, когда он заканчивается.

Знакомство с обитателями живого уголка

  1. Вызвать у детей чувство заботы и бережного отношения к животным.
  2. Развивать и совершенствовать основные навыки по уходу за животными.
  3. Закрепить знания об особенностях их внешнего вида и обитания.

Провести урок в живом уголке, контактном зоопарке или специально принести нескольких животных (хомячков, крыс, морских свинок, шиншилл) в класс и провести занятие там. Можно попросить кого-нибудь из детей принести животное из дома, подготовить рассказ о его особенностях, привычках, любимых занятиях. Дать детям возможность поиграть с животными, при этом обращая внимание на бережное отношение к ним. Возможен вариант проведения занятия в зоомагазине.

Прогулка с использованием метода прогнозирования погоды

  1. Дать представление о народных приметах.
  2. Развивать умение сопоставлять, анализировать.
  3. Формировать бережное отношение к окружающему миру.

Игра “Зоологическое лото”

Упражнение предполагает использование имеющихся в классе настольно-печатных дидактических экологических игр, развивающих логическое мышление, память детей. Исходя из особенностей игры обозначается цель занятия. Игры подбираются по интересам детей, упражнение проводится в непринуждённой обстановке.

Прогулка “Жалобная книга природы”

  1. Знакомить детей с правилами поведения в природе.
  2. Учить отмечать объекты, нуждающиеся в помощи и охране.
  3. Приобщать детей к посильному труду в природе.

Данное задание – описать жалобы растений и животных, обитающих в ближайшем окружении детей. Предварительно проводится прогулка, чтобы понаблюдать за состоянием окружающей среды: детям предстоит узнать побольше об этих животных и растениях.

Затем все вместе обсуждают поступившие жалобы и ответы на них. Что можно сделать, чтобы исправить положение?

Беседа об уходе за комнатными растениями

  1. Закрепить знания об основных потребностях комнатных растений, уточнить знания о сигнальных признаках неудовлетворенности потребностей.
  2. Обобщить представления о направленности способах ухода за растениями (полив, рыхление, удаление пыли).
  3. Закрепить умение выбирать вид ухода, необходимый инструмент, ориентируясь на состояние комнатных растений.

Спросить у детей, знают ли они названия комнатных растений. Если нет – сообщить им некоторые из них. Поговорить о том, какие растения в группе нравятся детям. Предложить посмотреть, в чём по мнению детей нуждаются цветы (поливка, рыхление, удаление сорняков, пыли). Дать понять, что такую работу по уходу необходимо проводить регулярно, иначе в ней нет смысла.

Прогулка “Секретный разговор с природой”

  1. Развивать эмоционально-чувственную сферу личности младшего школьника.
  2. Помочь детям во время прогулки установить контакт и как можно ближе пообщаться с природой.
  3. Обсудить разговор в группе.

Данное занятие способствует развитию эмоционально-чувственной сферы личности дошкольника в процессе его общения с природой, а также выявляет имеющийся опыт такого общения.

Занятие проводится в два этапа. Первым является прогулка в лес, во время которой каждый ребёнок выбирает приглянувшийся ему объект природы и по секрету разговаривает с ним, делится своими радостями и проблемами и “выслушивает” ответные. Вторым этапом будет обсуждение этого разговора в классе.

Рисунок “Что запомнилось тебе на прогулке?”

Цель:  помочь отобразить то, что больше всего эмоционально поразило ребёнка, заставило задуматься о красоте природы.

Напомнить детям об особенностях последней прогулки в парке, чем дети там занимались, что интересного видели; обсудить, что больше всего запомнилось и впечатлило детей. Выслушать рассказ каждого ребёнка и попросить запечатлеть это на листе бумаги в классе или дома. Сделать выставку из полученных работ.

Беседа “Домашние животные и условия их содержания”

  1. Закрепить знания детей о диких и домашних животных, особенностях их существования в природе.
  2. Закрепить умение отличать диких животных от домашних.
  3. Воспитывать внимательность и уважительное отношение к объектам природы.

Словарь: дикие, домашние животные, добыча корма, место обитания.

Продемонстрировать картинки с изображением животных разных классов (хищники, млекопитающие, земноводные), попросить детей рассказать, что они знают об этих животных, закончить начатые детьми рассказы. Сделать акцент на основном отличие диких животных от домашних.

Опыт “Посадка семян гороха”

  1. Уточнить представление о том, что растения вырастают из семян. Научить узнавать семена гороха, отличать их от других.
  2. Закрепить знания об условиях, неоходимых для роста семян (свет, тепло, влага, земля).
  3. Учить сажать проросший горох.

Материал: семена гороха, горшочки с землёй, лейки, палочки для рыхления почвы.

Рассказать детям, что с наступлением весны в сельской местности люди сажают различные культуры (картофель, морковь, горох, помидоры), объяснить детям, что у них есть возможность вырастить какую-нибудь культуру. Предложить прорастить семена гороха, а затем посадить его. Напомнить детям, что нужно ежедневно ухаживать за семенами, поливать тёплой водой, содержать в подходящих условиях и наблюдать за их  состоянием. По завершению опыта посадить семена в специально подготовленный горшок с землёй.

Беседа о весне

  1. Вспомнить основные признаки наступления весны.
  2. Развивать у детей наблюдательность.
  3. Воспитывать интерес к природе.

Словарная работа: капель, таяние снега, сосульки, ручейки, оттепель.

Задать детям вопрос о наступившем времени года, какие весенние месяцы дети помнят? Как можно понять, что наступила весна, не заглядывая в календарь, по каким признакам? (тает снег, капель, чирикают птицы). Что люди делают весной, какие работы проводятся (чистят снег, подрезают деревья, сажают растения).  Спросить у детей о первых весенних цветах, чем нравится им это время года?

Прогулка. Наблюдение за первыми признаками весны

  1. Уточнить и расширить характерные признаки наступления весны (увеличение светового дня, возвращение перелетных птиц).
  2. Пронаблюдать явления природы, в которых шла речь в беседе (капель, сосульки, оттепель).
  3. Воспитывать любовь и уважительное отношение к природе.

Словарная работа: перелетные птицы, световой день, почки.

Вспомнить о признаках весны, упоминавшихся в беседе и пронаблюдать их на своём участке (птицы, таяние снега, сосульки, рост светового дня). Спросить у детей, знают ли они причины наблюдаемых явлений (почему появляются сосульки? Откуда на деревьях почки?) Уточнить ответы детей более подробным рассказом.

Занятие. Рассматривание картины “Перелётные птицы”

  1. Учить различать птиц по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности к пище.
  2. Углубить представление о причинах отлета (исчезновение основного вида корма, замерзание водоемов, земли).
  3. Учить классифицировать птиц на зимующих и перелетных.

Словарная работа: корм, перелетные, зимующие птицы.

Объяснить, что птицы классифицируются на зимующих, которые остаются на зиму на привычном месте обитания, и перелётных, которые покидают место привычного обитания для более тёплых мест. Рассказать, почему так происходит (отсутствие основного вида корма и т.д.). Уточнить, каких зимующих и перелётных птиц дети знают. Спросить, к какому виду относятся птицы, которых дети кормили зимой.

Прогулка “Наблюдение за птицами”

  1. Закрепить знания, полученные на предыдущем занятии.
  2. Учить детей быть внимательными, развивать наблюдательность.
  3. Воспитывать бережное отношение к птицам, побуждать помогать им.

Уточнить знания, полученные в ходе беседы, практическим наблюдением. Предложить покормить птиц, присутствующих в парке сухариками.

В рамках мероприятия проводится наблюдение за поведением детей в природе с целью установить, какие изменения произошли в поведении детей по сравнению с предыдущим наблюдением (протоколы наблюдений смотри в приложении).

Опыт “Радуга”

  1. Познакомить детей с таким явлением природы как радуга, дать представление о процессе ее образования.
  2. Развивать наблюдательность, чувство света цвета.
  3. Воспитывать интерес к миру природы в целом и явлениям, в нем происходящих.

Словарная работа: дуга, мост, коромысло, радуга, разноцветная, преломление лучей.

Материал: лейка с водой.

Методы: опыт, наблюдение, рассказ воспитателя с элементами беседы, художественное слово, рисование.

Спросить у детей, знают ли они, что такое радуга и как она появляются. Объяснить, что радуга бывает не только летом после дождя, как мы обычно её наблюдаем, но и в холодное время. Продемонстрировать появление радуги с помощью лейки с водой, выбрав для этого солнечный день. Рассказать, почему так происходит. Дать возможность каждому ребёнку самому попробовать сделать радугу и попросить нескольких детей рассказать, как она образуется.

Игра – викторина “Знаток природы”

Цель:  повысить уровень знаний детей и родителей о природе.

В игре принимают участие семьи – родитель с ребёнком. Игра предполагает 3 тура. Чтобы выбрать игроков, ведущий загадывает загадки. Кто отгадывает первым, становится участником игры.

Ход игры

Отборочный тур:

а) Зазвенели ручьи,

    Прилетели грачи.

    В дом-улей пчела

    Первый мёд принесла.

    Кто скажет, кто знает,

    Когда такое бывает?       (весной)

б) Когда появляются первые почки на деревьях? (весной)

в) Сколько ног у осьминога? (восемь)

г) Чем питается ёж? (мыши, змеи, жуки)

д) Чем отличается дерево от кустарника? (стволом)

е) Какая перелётная птица прилетает из тёплых краёв первой и улетает последней? (грач)

ж) Чем рыба ощущает вкус еды? (не только ртом, но и губами, кожей головы, усиками, плавниками)

з) Где зимуют змеи? (в норах, глубоко под землёй)

и) Как лиственные деревья готовятся к зиме? (роняют листья, питательные вещества уходят в корни, дерево засыпает)

к) Какие есть хвойные деревья? (ель, сосна, пихта, лиственница)

л) Какая птица ни разу шага не сделала? (воробей)

м) У кого уши на ногах? (у кузнечика)

н) У какой птицы зимой в морозы выводятся птенцы? (клёст)

I тур: Самая маленькая птица на земле (Колибри)

II тур: Какая птица несёт самые крупные яйца? (Страус)

III тур: Какую птичу называют вестником весны? (Жаворонок)

Финал: Какие птицы бывают самыми лучшими сторожами? (Гуси)

Суперигра: С какой птицей человек ходит на рыбалку? (Баклан)

Подведение итогов

        

Список литературы:

  1. Валова В.Д. Основы экологии: учебное пособие.- М., 2005.
  2. Вересов Н.Н. Программа по экологическому воспитанию “Мы – земляне”. -М., 1996.
  3.  Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. -М., 1978.
  4. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. - СПб., 2003.
  5. Глазачев С.Н. Сможем ли мы выжить без экологической культуры? // Экос-информ. – 1998. - №2.
  6. Глазачев С.Н. Сохраним ценность экологической культуры. // Начальная школа. – 1998. - №6.
  7. Глазачев С.Н. Экологическая культура. // Зелёный мир. – 1998. - №15.
  8. Дошкольная педагогика. / под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина.- М., 1986.
  9. Егоренко Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. - М., 1999.
  10. Егорова А. Экологическая культура – ключ к экологической безопасности. // Экос-информ. – 2000. - №5.
  11. Ефимова Е.И. Экологическая безопасность и экологическая культура. // Безопасность труда в промышленности. – 2001. - №9.
  12. Комарова И.А. Программа эстетического воспитания детей. - М., 2002.
  13. Кривошеин А., Муравей Л.А. Экология и безопасность жизнедеятельности. - М., 1995.
  14. Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. - Минск, 2001.
  15.  Николаева С.Н. Как приобщить ребёнка к природе. - М., 1993.
  16.  Николаева С.Н. Как развить интерес ребёнка к природе. // Дошкольное воспитание. – 1998. - №5.
  17.  Николаева С.Н. Программа экологического воспитания дошкольников. - М., 1993.
  18.  Никонорова Е.В. Экологическая культура и факторы её формирования: философско-социологический аспект проблемы. // Диссертация на соискание степени доктора философских наук. - М., 1994.
  19. Огнева Т. Совместная деятельность взрослых и детей. Её значимость в процессе экологического воспитания. // Дошкольное воспитание. – 2000. - №5.
  20. Рыжова Н. Программа экологического воспитания “Наш дом – природа”. - М., 1998.
  21. Салов Е. Экологическая культура как основание современной цивилизационной трансформации. // Безопасность Евразии. – 2003. - № 3.
  22.  Терентьева Е.Ф. Взаимодействие ребёнка с окружающей средой. - М., 2000.
  23. Шанасырова Н.Т. Воспитание ребёнка посредством природы. - М., 2001.
  24.  Экологическое воспитание дошкольников: практическое пособие. / под ред. Прохоровой Л.Н. - М., 2003.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста

Экологическая культура как часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколением младшему в виде нравственных и...

Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста

данная статья раскрывает роль экскурсий в формировании экологической культуры и в пробуждении познавательного интереса к объектам окружающей среды.Характеризует этапы становления познавательного интер...

Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста

данная статья раскрывает роль экскурсий в формировании экологической культуры и в пробуждении познавательного интереса к объектам окружающей среды.характеризует этапы становления познавательного интер...

Статья на тему "ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Статья на тему "ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У  ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...

Анализ особенностей формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста

Анализ особенностей формирования экологической культуры детей младшего школьного возраста....

Статья на тему " Воспитание экологической культуры у детей младшего школьного возраста"

Статья на тему "Воспитание экологической культуры у детей младшего школьного возраста" ....