Статья на тему " Воспитание экологической культуры у детей младшего школьного возраста"
статья

Шкурыгина Марина Викторовна

Статья на тему "Воспитание экологической культуры у детей младшего школьного возраста" .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование экологической культуры у детей  младшего школьного возраста.

                                         Шкурыгина М.В., учитель начальных классов
                                                          МАОУ «СШ № 42»
                                                         г.Петропавловск- Камчатский                              

Одним  из направлений решения экологических проблем считается изменение господствующего в настоящее время антропоцентрического типа экологического сознания, так как сложившийся тип экологического сознания определяет поведение людей по отношению к окружающей их природе.                  Формирование экологической культуры у подрастающего поколения продиктовано самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем,  нынешнему поколению необходимо овладеть новыми экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Если содержание экологического образования определяется такими категориями, как сознание – мышление – знание - деятельность, то в основе экологического воспитания лежит качественно иная система ценностей: отношение – поведение -  ответственность.
     Таким образом, экологическое воспитание связано с целенаправленным воздействием на духовно-нравственное развитие личности, а тот или иной уровень экологической культуры есть не что иное, как результат воспитания.
     В настоящее время воспитание экологической культуры – это не только часть воспитания, а новый смысл и цель совершенного воспитательно-образовательного процесса, результатом которого выступает экологическая культура с ее ценностным отношением к миру живой природы и ко всей окружающей среде.  

Целью экологического образования является формирование личности с экоцентрическим типом экологического сознания, который представляет собой систему представлений о мире, для которой характерны:
   а) ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы;

  б) восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком;
 в) баланс прагматической (т.е. с точки зрения полезности для человека) и непрагматического взаимодействия с природой. Планету может спасти лишь деятельность людей, осуществляемая на основе глубокого понимания законов природы, учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек не властелин природы, а часть и выходец.
        Наиболее сензитивный период для формирования экологической культуры человека – это младший школьный возраст. Психологи считают, что в период 6 – 10 лет ребенок проходит огромный путь в своем индивидуальном развитии. Кроме того, организм ребенка младшего школьного возраста представляет собой наиболее благоприятную почву для становления и развития у него многогранных отношений с окружающим миром – миром природы и общества. И с этих позиций роль начальной школы в развитии новых цивилизовано гуманистических отношений с окружающей средой, трудно переоценить. Учитель – центральная фигура в создании благоприятной эколого-образовательной среды. Прогрессивная педагогическая мысль во все времена высоко ценила роль природы в формировании личности, утверждая истинность положения в том, что духовная жизнь человека самым неразрывным способом связана с природой (А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский, Г. Песталоцци и другие).

Формирование экологической культуры следует начинать с  детства. В этот момент в процессе целенаправленно организованного экологического образования у детей закладываются основы экологического сознания, начала экологической культуры. В период младшего школьного возраста в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.

Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Известно также, что истинная красота заложена в природе, и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее, научится ценить ее. В результате ознакомления детей с природой открываются широкие возможности для их эстетического воспитания. Природа обогащает человека духовно, общение с ней способствует формированию положительных моральных качеств.

       Наблюдаемый в обществе на протяжении последних десятилетий рост внимания к проблемам, традиционно составляющим предмет изучения экологической науки, вполне закономерен. Успехи естествознания в раскрытии тайн мироустройства позволили раздвинуть границы привычных представлений о реальности, подойти к осознанию системной сложности и целостности мира, создали необходимую базу для уточнения и дальнейшего развития представления о месте человека в системе природы. В то же время обострение проблем перенаселения планеты, исчерпания природных ресурсов, загрязнения среды обитания человека, разрушение естественных ландшафтов, сокращение видового многообразия способствует росту заинтересованности общественности в получении сведений экологического характера.

       Одним из главнейших направлений в преодолении экологической проблемы, в которой пребывает вся планета, является формирование экологической культуры. Необходим решительный пересмотр вопроса взаимодействия общества и природы, и осуществлен, этот пересмотр должен быть, прежде всего, в плане изменения отношения людей к природе. А для этого в каждом человеке надо с детства воспитывать любовное, бережное отношение к природе, чувство долга перед будущими поколениями, культуру природопользования. Процесс этот долгий, кропотливый, во многом зависящий от того, какие основы экологической культуры в виде первичных знаний, интересов, мотивов, потребностей и отношений к природным явлениям будут заложены на начальном этапе становления личности.

         Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. В.А.Сухомлинский говорил: «Кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть и простая человечность».

      В связи с потребностями общества и в соответствии с традициями отечественной школы России, а так же потому, что экологическое воспитание уже давно обозначилось в педагогической науке как особое и приоритетное направление развития экологической культуры у школьников, оно приняло в настоящее время стратегический характер.

        Чтобы говорить о воспитании у растущей личности основ экологической культуры необходимо определить, что же следует понимать под термином «экология» и «культура» и как они соотносятся с понятием «экологическая культура». Экология  в переводе с греческого «эйкос» - дом, родина, «логос» - учение, знание. Отсюда возникает понятие: как «знание о доме», «родина» или «наука о доме», что составляет суть экологического образования.

         В настоящее время отмечается разнообразие толкования содержания самого термина:

экология – особый общенаучный подход к исследованию проблем взаимодействия организмов, биосистем и среды (экологический подход);

экология – комплексная наука, синтезирующая данные естественных и общественных наук о природе и взаимодействии ее и общества;

экология – совокупность научных и практических проблем взаимоотношений человека и природы (экологические проблемы)

Аспекты  изучения данной науки достаточно широки.  В ней изучается человек,  его среда обитания, взаимосвязь с природой, его влияние на среду обитания и природу.  Этот повышенный интерес к человеку,  как к объекту  науки, сложился из-за существующих  экологических проблем.  В скором времени людям нужно будет предотвращать эти проблемы или  ликвидировать их последствия. Поэтому так важно рассмотреть вопрос о культуре поведения человека по отношению к природе.

Культура - это проявление сознательной деятельности, она характеризует степень свободы субъекта по отношению к природной и социальной необходимости.

Так же, культура в качестве социального явления может быть определена в самом общем виде как «образ жизни» человека и общества. И в этом своем статусе культура представляет собой важнейший компонент и показатель уровня развития человеческой цивилизации.  При этом современное общество оказалось перед выбором: либо сохранить существующий способ взаимодействия с природой, что неминуемо может привести к экологической катастрофе, либо сохранить биосферу, пригодную для жизни; но для этого необходимо изменить сложившийся тип деятельности. Проблема совершенствования образа жизни – это не исходная проблема ломки вредных стереотипов, а проблема гармонизации сущностных параметров отношений человека и мира: отношений человека с природой, отношений людей друг к другу, которые наполняются тем или иным содержанием в зависимости от субъектных качеств личности – смыслов, целей, средств индивидуальной деятельности, от качества самоотношения. Внутренним регулятором в отношениях человека к природе, людям и самому себе как части природы выступает экологическая культура человека, под которой понимают «культуру взаимодействия с окружающим миром: осознанное стремление ценить себя – свое здоровье, свою индивидуальность; ценить других людей – не только тех с кем  человек общается, среди которых живет, но и тех, кого он никогда не увидит и не узнает; с уважением относиться ко всем проявлениям жизни; воспринимать мир во всем его богатстве форм, красок, звуков». В широком смысле слова экологическая культура отражает «умение человека жить в гармонии с окружающей средой, предвидеть последствия своей преобразующей деятельности, умение управлять сложными научно-техническими системами, брать на себя ответственность за судьбу планеты, сохранение всего живого на земле».

Экологическая культура есть органическая, неотъемлемая часть культуры, которая охватывает те стороны мышления и деятельности человека, которые соотносятся с природной средой.

Учёные, занимающиеся  данной проблемой, убедительно доказывают в необходимости развития экологической культуры, как части экологического воспитания. В современном мире невозможно переоценить важность воспитания экологической культуры. От правильно построенных взаимоотношений человека с природой зависит многое, в том числе и благополучие самого человека. Будущее человечества зависит от уровня сформированности  экологической культуры каждого человека.

 Сформированная экологическая культура является основой экологического сознания. Решение экологических проблем в глобальном масштабе невозможно без изменения господствующего в настоящее время экологического сознания. Именно сложившийся тип экологического сознания определяет поведение людей в окружающей их природе.  

На формирование экологической культуры влияет экологическое отношение. Проблема отношений является одной из наиболее перспективных и изучаемых проблем в современной психологии и педагогики. Основоположником теорий отношений по праву считают В. Н. Мясищева, который, разработал достаточно стройную систему взглядов на природу отношений человека, их структуру, своеобразие, динамику проявлений. Отношения человека представляют «…целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной деятельности. Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, его переживания».

Воспитание экологической культуры – это длительный процесс, который может охватывать всю жизнь человека. В результате воспитания экологической культуры формируется экологическое сознание. Экологическое сознание в свою очередь определяет экологическое отношение к природе. Экологически культурная личность способна прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности. Началом формирования экологической направленности личности можно считать дошкольное детство. Наиболее эффективным периодом  формирования экологической культуры человека является младший школьный возраст, т.к. – это наиболее сензитивный  период для формирования экологической культуры человека, т.к. в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.

Детство – это период бурного развития ребенка, интенсивного накапливания знаний об окружающей среде, формирования многогранных отношений к природе, к людям.

Начальная школа является одним из этапов формирования личности человека. Чем выше уровень знаний, умений, навыков, нравственной воспитанности, обеспеченный в младшем школьном возрасте, тем с большей уверенностью можно говорить о формировании основ ее общей культуры личности и культуры экологической.

Ребенок младшего школьного возраста начинает проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе. Учитывая предмет исследования, сосредоточим внимание на  особенностях младшего школьного возраста, которые отражают специфику взаимодействия ребенка с окружающим миром, природной и социальной средой, а также на тех особенностях,  которые позволяют обеспечить личностный компонент экологической культуры учащегося начальной школы.

          Рассматривая процесс формирования экологической культуры ребенка можно четко выделить  три направления формирования понятий, которые по ее мнению составляют основу для построения дидактической системы знаний детей о природе. Это связь со средой обитания, рост и развитие живых организмов и их многообразие. Она указывает, что изучение природы должно иметь системный характер. В период младшего школьного возраста происходит качественный скачок, в значительной степени определяющий процесс развития экологической культуры личности в дальнейшем, в школе среднего звена. Формируются основы личности, ребенок начинает осознавать свое «Я» и объективно себя оценивать, выделять себя из окружающей среды, преодолевает в своем мироощущении расстояние от «Я – природа» до «Я и природа».

      Предпосылками для формирования осознанно – правильного отношения к природе являются:

     - понимание  связи растений и животных с внешними условиями среды, их приспособленности к среде обитания;

     - осознание  специфики живого и его самоценности, зависимости жизни и состояния организма от воздействия факторов внешней среды, деятельности человека;    

     - понимание изначальной красоты явлений природы, живых существ, если их развитие происходит в полноценных или специально созданных условиях.

         Важнейшей задачей учителя в формировании экологической культуры является развитие восприятия у младших школьников для обучения их правильному наблюдению и практической деятельности в природе, что является определяющим фактором в формировании экологических знаний и отношений младших школьников. Необходимо учить их видеть красоту природы, воспринимать ее как высшую ценность и чувствовать свою ответственность за ее сохранение. Из многочисленных научных исследований известно, что младшего школьника нельзя заставить изучать что-либо иначе, как заинтересовав его в этом. Для формирования интереса в этом возрасте важен каждый день – он приносит с собой новые события, дает возможность осуществлять новые действия, осмысливать их. Окружающий мир, с которым ежедневно сталкивается ребенок, позволит лучше сформировать ценностное отношение к природе родного края, отметить ранимость окружающей природной среды. Значительным достижением этого возрастного периода является развитие самосознания, рефлексии, то есть умения оценить себя, посмотреть на себя со стороны, «чужими глазами». Младшему школьнику присущи чувство стыда, долга, гордости, раскаяния, хотя, конечно, оценка поведения другого человека дается ребенку легче, чем анализ своих действий. Ученик, знакомый с нормами поведения в различных жизненных ситуациях, может объективно оценить поступок. Также дети чувствительны к нарушениям норм поведения со стороны других и стремятся высказать свою негативную оценку этого.

      Острота современных проблем взаимодействия общества и природы поставила ряд новых задач перед школой и педагогикой, призванных реально помочь подрастающему поколению, обучающемуся в школе, преодолевать последствия негативных воздействий на природу и оптимизировать их в последующем. Проблема воспитания экологической культуры сегодня волнует всех – ученых, педагогов, общественность. Чему и как  учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину экологического сознания?

        Огромную роль в воспитании экологической культуры необходимо уделять  краеведению, которое позволяет:

  • формировать понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы;
  • использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;
  • создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения, в котором каждый ребенок имеет возможность проявить свою индивидуальность ;

Не менее важную роль имеют экскурсии как внеурочный вид деятельности. Экскурсии способствуют изучению явлений и процессов в реальности, взаимосвязи и взаимозависимости, формированию научного мировоззрения. Особое значение приобретают экологические экскурсии в начальной школе, когда велика потребность в общении учащихся с природой и чувственное восприятие окружающей среды. Такие экскурсии служат непосредственному общению детей с природой, изучению местного экологического материала, обсуждению причин и следствий экологических явлений при неразумном природопользовании.

          Домашние задания являются одним из важных видов деятельности, которые можно использовать для воспитания экологической культуры. Задачей учителя начальной школы в этом плане является продумывание творческого характера заданий по природоведению (естествознанию),  выполнению которых младшему школьнику помогут старшие члены семьи, включение простых опытов и наблюдений за изменениями в природе; задание домашней работы, требующей чтения дополнительной литературы. 

         Важным методом экологического воспитания является и слово, его правильное использование в разных формах работы с детьми. Причем наибольшее значение имеет беседа – четкая и гибкая последовательность вопросов, помогающих детям понять причинно-следственные связи, сформулировать выводы, сделать обобщения, перенести знания в новую ситуацию. Именно беседа выявляет нравственную позицию ребенка в его отношениях с животными, растениями, людьми.  

 К интересным и полезным  педагогическим меропрятиям по экологическому воспитанию относятся: походы и экскурсии на природу, природоохранные акции, экологические праздники. Важнейшим фактором в организации работы по ознакомлению с природой родного края является использование разнообразных средств, форм и методов, что способствует более глубокому и целостному восприятию окружающего мира, формированию экологической культуры у детей младшего школьного возраста. Продуманная организация обучения, прогулок, наблюдений развивает мышление детей, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменение окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, младший школьник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

   Обобщая вышесказанное необходимо отметить, что  в начальной школе основы экологической культуры могут  быть заложены лишь в процессе общения младших школьников с природой и педагогически грамотно организованной деятельности.

Таким образом, основными целями и задачами воспитания экологической культуры младших школьников  являются формирование экологической культуры - совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

            Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли. Первое десятилетие 21 века можно назвать временем развития  двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысления человечеством. Обретение экологической культуры, экологического сознания, мышления – это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации.

             

               

   

         

           

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста

Экологическая культура как часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколением младшему в виде нравственных и...

Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста

данная статья раскрывает роль экскурсий в формировании экологической культуры и в пробуждении познавательного интереса к объектам окружающей среды.Характеризует этапы становления познавательного интер...

Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста

данная статья раскрывает роль экскурсий в формировании экологической культуры и в пробуждении познавательного интереса к объектам окружающей среды.характеризует этапы становления познавательного интер...

Статья на тему "ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Статья на тему "ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У  ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...

Анализ особенностей формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста

Анализ особенностей формирования экологической культуры детей младшего школьного возраста....

Программа воспитания экологической культуры у детей младшего школьного возраста

Цель программы: повышение уровня развития экологической культуры детей через расширение взаимодействия с объектами окружающего мира.Задачи программы:   1.     Повысить ур...