На воде и в лесу.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Киселёва Лариса Николаевна

 

Выяснить какую опасность несут ядовитые грибы, растения, насекомые, разработать правила безопасного поведения на воде и в лесу.

Создать условия для развития наблюдательности, логического мышления, самостоятельности, умения работать с дополнительной литературой.

Содействовать воспитанию ответственности за своё здоровье, бережного отношения к природе, грамотного поведения в лесу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_14.docx24.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. На воде и в лесу.

Цели.

Выяснить какую опасность несут ядовитые грибы, растения, насекомые, разработать правила безопасного поведения на воде и в лесу.

Создать условия для развития наблюдательности, логического мышления, самостоятельности, умения работать с дополнительной литературой.

Содействовать воспитанию ответственности за своё здоровье, бережного отношения к природе, грамотного поведения в лесу.

Планируемые результаты.

Личностные: 

- воспитывать самостоятельность, познавательный интерес к новому учебному материалу, ответственное отношение к выполняемой работе;

- умение оценивать свой труд, воспитывать активную личность.

Предметные: 

- выяснят, какую опасность несут ядовитые растения, грибы, насекомые;

- научатся избегать опасности на воде и в лесу;

- запомнят правила поведения во время купания;

- получат возможность научиться применять изученные правила безопасного поведения в лесу и на воде.

Метапредметные.

Познавательные УУД:

- учить устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы;

- осуществлять поиск необходимой информации.

Регулятивные УУД:

- учить проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- учить самостоятельному учёту выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале;

- обучать навыкам самоконтроля, самооценки.

КоммуникативныеУУД:

- формировать умение учитывать разные мнения и интересы; задавать вопросы;

- учить осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Ход урока.

I. Организационный момент урока.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок!

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

- Сегодня мы вспомним то, о чем говорили на прошлом уроке.

Окружающий нас мир красив и интересен, но иногда мы сталкиваемся с различными опасностями, которые могут причинить нам вред. Если мы будем много знать, то сумеем их избежать. Давайте попробуем отгадать загадки.

1. Загадки.

 Я из дома на порог

Лишь один шагнул шажок,

Дверь закрылась за спиной,

Нет пути передо мной.

Я и дома – и не дома,

Между небом и землей.

Отгадайте – ка, друзья,

Где же я? (Балкон.)

Межи деревянные,

А поля стеклянные. (Окна.)

Кто по проводам

В дом приходит к нам?

По ночам, когда темно,

Освещает дом оно. (Электричество.)

Что, скажи за ящик это?

В нём продукты даже летом

В белом инее лежат… (холодильник.)

А загудит его мотор-

Глотает он и пыль и сор. (Пылесос.)

Ей набили мясом рот,

И она его жуёт,

Жуёт, жуёт и глотает-

В тарелку отправляет. (Мясорубка.)

После стирки у простынки

Он разгладит все морщинки.

Только ты его не тронь,

Он горячий, как огонь. (Утюг.)

- Мы знаем, ребята, что нужно быть внимательными, осторожными при обращении с электрическими приборами. Давайте вспомним, как необходимо себя вести, чтобы избежать беды в доме, предотвратить пожар.

(Дети показывают условные знаки, которые они нарисовали дома к памятке «Чтобы не было пожара»)

2. Тест «Пожар».

А1.Что нужно делать в случае возникновения пожара?

1) спрятаться 2) продолжать играть 3) убежать из квартиры 4) позвать взрослых

А2. По какому телефону вызывают пожарных?

1) 04 2) 02 3) 03 4) 01

А3.Что не является причиной возникновения пожара?

1) разведение костра без взрослых 2) игры со спичками и зажигалками 3) настольные игры

4) игры с бензином

А4 Что обязательно нужно сообщить, когда вызываешь пожарных?

1) причину пожара 2) свой адрес 3) свой рост 4) свой возраст

В1. Что при возгорании нельзя заливать водой?

1) мебель 2) электроприборы 3) одежду 4) шторы

С1. Укажи правила противопожарной безопасности

1) не зажигать самостоятельно газовую плиту 2) не оставлять без присмотра включенный утюг 3) не играть со спичками 4) не плавать в незнакомом месте

III. Самоопределение к деятельности. 

- Нам предстоит сегодня побывать в лесу, полюбоваться его красотами.

Зеленый лес, прекрасный лес, и облака рекой!

Прошу тебя, любимый лес, поговори со мной!
В твоем звучанье тишина особенно сладка,
Здесь полусон и полумрак и звонкость ручейка...

Порханье бабочек в цветах,
Стрекоз стремительный полет,
Покой, медовый аромат,
Вокруг всё радует, цветет.

- Может ли такая красота таить в себе опасность? (Да, может) Какую?

- Ребята, какова будет тема нашего урока?

- Какие учебные задачи мы перед собой поставим?  (Выяснить, какие опасности могут подстерегать в лесу и на водоёме; вспомнить съедобные и ядовитые грибы, ягоды; составить правила поведения на воде и в лесу.)

- Мы должны знать об этих опасностях, чтобы сохранить своё здоровье.

IV. Работа по теме урока.

- Давайте представим, что сейчас лето, и мы отправляемся на прогулку в лес. Как же нам к этому подготовиться? Сейчас решим, как нам необходимо одеться, какие продукты мы возьмем с собой в дорогу.

В процессе обсуждения формируется вывод: 

«Раз мы идём в лес на несколько часов, мы не будем разводить костёр и готовить еду. Значит нужно взять небольшое количество продуктов, которые за это время не испортятся: хлеб, сыр, варёные яйца, варёный картофель, мытые свежие овощи и фрукты, чай в термосе или сок в пластиковой бутылке».

- Во время прогулки кому-то может понадобиться медицинская помощь.

- Что должно быть в нашей походной аптечке?

Нужно знать и уметь, как помочь себе или другому человеку в беде. Из медикаментов надо взять вату, бинт, перекись водорода, йод, бактерицидный пластырь. Вы должны знать, чтобы обработать рану сначала надо промыть её чистой водой, потом протереть перекисью водорода, затем смазать края раны йодом. А чтобы в рану не попала грязь, её надо заклеить бактерицидным пластырем.

- Рассмотрите внимательно рисунок и скажите: готовы ли ребята к прогулке?  (Одеться надо удобно: хлопчатобумажная футболка с длинными рукавами и спортивные брюки. На ноги - кроссовки или кеды, на голову-панаму или бейсболку.)

- Теперь всё готово к путешествию. Взбодримся же перед дальней дорогой.

Физкультминутка.

- Лес делится с нами своими богатствами: грибами и ягодами. Называют съедобные грибы , которые узнали на таблице. Но вы должны знать, что не все грибы наши друзья. Есть ядовитые грибы, которые вызывают отравление и даже смерть - это несъедобные грибы. 

Какой же он хороший!
И шапочка в горошек!
Растёт повсюду он в лесу.
Домой его не принесу!
Ведь  на  расправу очень скор,
Гриб ядовитый - ... (мухомор).

Этот гриб совсем не красен, 
Но, поверьте, он опасен - 
Не похож на мухомор, 
Но на всех наводит мор. 
Мор наводит на зверей, 
Ядовит и для людей. 
В руки даже не бери, 
Полон яда он внутри. 
В светлой шапке, на дорожке 
Он стоит на тонкой ножке. (Бледная поганка.) 

- Будьте осторожны, когда захотите полакомиться ягодами в лесу.

- Вам необходимо научиться отличать съедобные ягоды от ядовитых.

-Чем похожи полезные и ядовитые ягоды и в чем их отличие?

- Каких насекомых вы можете увидеть на лесных полянах?

- Встреча с какими насекомыми может принести вам вред? 

- Некоторых насекомых называют «жалящими насекомыми» Почему?

У них есть жало, они могут ужалить. Это пчела, оса, шмель, шершень. Обычно эти насекомые просто так не нападают на человека. Они жалят для самозащиты.

Насекомых в лесу не счесть,

Но особенно опасен клещ!

Он впивается в кожу крепко,

Поэтому нужна на голове кепка.

- Как бороться с лесным клещом?

- В первую очередь, перед выходом в лес нужно подобрать правильную одежду. Она должна быть светлых тонов из гладкой не ворсистой ткани, чтобы клещу было труднее зацепиться. На тело нужно надеть обтягивающее белье, чтобы у лесного клеща было меньше шансов незамеченным проползти к открытой коже.

Рукава должны быть застегнуты, а лучше даже прихвачены резинками. Нижние части брюк заправляются в носки и сапоги. На голову лучше надеть косынку, кепку, другой головной убор или хотя бы капюшон. Обязательно запаситесь специальными средствами для отпугивания лесного клеща. Это могут быть мази или спреи, которые наносятся на открытые части тела и одежду. Вернувшись домой, тщательно осмотрите одежду, белье, тело, а также своего питомца, если он ходил в лес вместе с вами.

V. Закрепление изученного материала.

1. Игра «Найди лишнее».

- Ребята, вы должны найти и обвести лишнее.

1 карточка: сыроежка, мухомор, маслёнок, лисичка.

2 карточка: смородина, малина, черника, вороний глаз.

3 карточка: пчела, шершень, муха, оса.

2. Рабочая тетрадь А. А. Плешакова «Окружающий мир» ч.2.

3. Поведение на водоёмах.

- Прогулка наша продолжается, мы выходим на берег реки.

Приятно искупаться летом в речке.

- Как нужно вести себя на водоёме, чтобы с тобой не случилась беда?

- Давайте рассмотрим рисунок в учебнике. Найдите опасные для человека ситуации (мальчик заплыл за буйки, мальчики толкаются в воде, мальчики купаются там, где купание запрещено).

- Вы должны помнить следующие правила, когда находитесь у водоёма.

  • Не подплывай к моторным и вёсельным лодкам.
  • Не толкай товарищей с берега или к воде.
  • Не доводи себя до переохлаждения и переутомления.
  • При появлении озноба или сильной усталости выйди из воды, отдохни и согрейся.

- Над какой темой работали на уроке?

- Какие задачи ставили перед собой?

- Удалось ли их достичь? Какие выводы вы для себя сделали?

VI. Рефлексия.

- Вот и подошла к концу наша прогулка в лесу. Какие выводы о правилах поведения в лесу и на воде вы сделали?

1. Ответы на вопросы.

  • Как лучше одеться для посещения леса?
  • Приведите примеры ядовитых ягод и грибов.
  • Какие правила безопасного поведения на водоёме вы узнали на уроке?
  • Как избежать опасности при встрече с жалящими насекомыми?

- Закончите любое предложение, используя полученные знания на уроке:

- Сегодня я узнал (а)…

- Было интересно…

- У меня получилось…

- Мне захотелось..

- Мое настроение…

- Оцените свои достижения на уроке:

2. Приём «Светофор».

Зеленый – я все понял, я молодец.

Желтый – не все удалось, я могу лучше.

Красный – мне надо больше стараться.

- Я, думаю, вы узнали много нужного и полезного, эти знания пригодятся вам в жизни. Скажем спасибо лесу, который учит нас терпению, мудрости, учит заботиться о своем здоровье.

Терпенью, мудрости учи, 
Наполни тело красотой,
О милый лес, не знали мы,
Как хорошо с тобой!

VII. Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На воде и в лесу

Класс: 2 классПредмет: Окружающий мир.Тема урока: «На воде и в лесу»Цели урока:-Выяснить какую опасность несут ядовитые грибы, растения, насекомые, разработать правила безопасного поведения на в...

Открытый урок окружающего мира "На воде и в лесу" 2 класс.

Конспект урока окружающего мира по ФГОС с использованием электронного приложения, презентации....

Презентация к уроку окружающего мира "На воде и в лесу"

Данная презентация предназначена для использоания на уроке по теме "На воде и в лесу"...

Конспект урока " На воде и в лесу"

В конспекте описаны дейятельность учителя и деятельность учащихся на уроке. Показана работа учеников в паре, в группе. На уроке формируются представления об опасностях, которые могут быть в лесу и на ...

Сценарий урока окружающего мира 2 класс "На воде и в лесу"

Цель урока: формирование ответственного отношения к окружающему миру с целью сохранения здоровья....

Открытый урок по окружающему миру 2кл "Опасности на воде и в лесу"

Открытый урок по окружающему миру 2кл "Опасности на воде и в лесу"...

Технологическая карта урока окружающего мира во втором классе по теме "На воде и в лесу" (Школа России).

Цели и задачи: Уточнить знания об основных правилах безопасного поведения на воде и в лесу;сформировать умение различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы, жалящих насекомых;умение анализиров...