Технологическая карта урока окружающего мира "Правила вежливости" 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Платонова Любовь Александровна

Технологическая карта урока окружающего мира "Правила вежливости" 2 класс по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc236.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предметные: 

Знание о группах  «вежливых» слов, навыках культуры общения и поведения.

Используемые технологии:

ИКТ,  здоровьесберегающие,  игровая.

Тип урока

открытие новых знаний

Формы работы учащихся

фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная.

Оборудование:

презентация (Power Point, 2003), карточки со словами,   учебник, рабочая тетрадь, рабочее место учителя с ПК, интерактивная доска

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые

УУД

1. Организационный момент.

Цель: подготовить  учащихся к работе на уроке, создать эмоциональный  настрой на совместную коллективную деятельность и познавательную активность.

Включает обучающихся в деловой ритм, ставит задачу — проверить готовность рабочего места.

-Доброе утро! Рада встречи с вами! Ребята, поприветствуйте наших гостей своими улыбками, а теперь посмотрите на своего соседа, улыбнитесь ему и тихонечко скажите какое-нибудь доброе слово. Сегодня на улице ясно, солнечно, тепло. Пусть и в нашем классе царит такое же солнечное настроение, а так же, уважение и взаимопонимание! Вы готовы?  Начинаем! Садитесь!

Дети стоят.

Регулятивные.

Коммуникативные.

Обеспечение

учащимся

организации их учебной

деятельности.

 

Создание ситуации успеха, доверия.

2.  Актуализация знаний.   Проверка домашнего задания.

Цель: получить

представление о качестве усвоения учащимися ранее изученного материала, определить опорные знания.

Организует повторение изученных правил поведения в школе. (Слайд 2)

Мы с вами на прошлом уроке изучали тему «Правила поведения в школе». И я думаю, что вы хорошо их знаете. А вот Муравьишка невнимательно слушал Мудрую Черепаху и когда она стала задавать ему вопросы, вот что он отвечал. Прав ли он?

  1. Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос учителя? Я думаю, что если хочешь ответить на вопрос учителя,  нужно крикнуть с места.  Правильно ли я  думаю?  
  2. Как приветствуют входящего в класс взрослого человека? Я считаю, что входящему в класс можно крикнуть: «Привет!»   Прав ли я?  
  3. В перемену нужно отдохнуть, поэтому можно бегать по коридору сломя голову. Правильно ли я  говорю?  

  1. Если очень нужно что-то спросить, можно перебить разговор взрослых.  Так ли это?  А как надо поступить?  

5.В школе каждый отвечает за себя, поэтому помогать друг другу не нужно. Прав ли я?  

-Какие вы молодцы, вы хорошо запомнили, как надо себя вести в школе и всегда будете выполнять правила поведения.

Если хочешь ответить на вопрос учителя, подними руку.

Входящего в класс взрослого человека приветствуй стоя.

Бегать и шумно играть можно только на спортивной или игровой площадке.

Надо дождаться когда разговор закончится, и только потом спросить о чём-то.)

Помогать друг другу нужно всегда и всюду. «Один за всех, и все за одного».)

Коммуникативные.   Развитие  устной  речи, внимания,  мышления, воображения  учащихся.

Познавательные: проверка знаний учащихся о правилах поведения в школе,  выявление пробелов в знаниях и умениях.

3.        Самоопределение к деятельности

Цель: организовать деятельность обучающихся по определению понятия «вежливые слова»;  вовлечение учащихся в главные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение...); систематизировать знания учащихся,  необходимые для введения новой темы.

– Прочитайте, пожалуйста, пословицу: «Ничто не обходится так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». Объясните, как вы её понимаете?

(Слайд 3)

- А что значит вежливость?

- Предположите, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Слайд 4)

  1. Узнать, что такое вежливые слова.
  2. Значение вежливых слов.
  3. Учиться использовать вежливые слова в различных ситуациях.

 - Итак, задачи мы перед собой поставили, давайте их постараемся решить. За работу!!!

(Ответы детей.)

О вежливости.

Узнать, что значит быть вежливым, вспомнить какие бывают вежливые слова, научиться употреблять их в разных ситуациях.

 

Личностные: способствовать формированию  интереса к учебному материалу.

Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе соотношения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.

4. Работа по теме урока.

Цель: знакомство с понятием « вежливые слова»; формировать познавательную деятельность учащихся  через учебную ситуацию «что я знаю?» «что я узнаю?» и закреплять знания о вежливых словах.

- Ребята, мы употребили слова «вежливость», «вежливый человек».

 А вы когда-нибудь задумывались, что эти слова обозначают?

- Поднимите руку, кто из вас может ответить на этот вопрос.

- Что нам может помочь узнать об этом поточнее?

–Заглянём в толковый словарь. У каждой группы он лежит на столе. Найдите слово «вежливость» или « вежливый». Прочитайте.

Вежливость – это моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.

Вежливость — одно из важнейших качеств воспитанного человека. 

 - А вам, ребята, интересно, откуда появилось слово «Вежливость»? (Слайд 5)

Внимание на экран. - До 6-го века в русском языке широко употреблялось слово «ВЕЖЕ»: «ВЕЖЕ» - знаток. «ВЕЖЕ» -- ведать, знать. «ВЕЖЕ» – это человек, который знает, как вести себя в той или иной ситуации. «ВЕЖЕСТВО» – превратилось в «вежливость». «ВЕЖЕСТВО» – качество ценное и обязательное.

 –Подберите антоним к слову «вежливость».

– Поднимите руку, кто считает себя вежливым.

 А кто невежей? Почему вы так думаете?

  1. –В обиходе вежливого человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грубому и обиженному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение.

  2.Обмен собственным опытом.

- У вас небольшой жизненный опыт, но многие из вас уже знают некоторые правила вежливого отношения с окружающими. Поделитесь с нами своими знаниями.

3.  Работа в группах.

-Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Доскажи словечко». У вас на столе лежать таблички со словами- ответами. Ваша задача дать правильный ответ и прикрепить вашу отгадку в правильный домик. Их три:

Слова приветствия

Слова прощания

Слова просьбы и благодарности

-Задание понятно?

(зачитываются стихотворения)

- Растает даже ледяная глыба от слова тёплого ..

- Зазеленеет старый пень, когда услышит ...

- Когда нас бранят за шалости, говорим мы ...

- Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь .

 - И во Франции и в Дании на прощанье говорят .

-Все карточки разложили?

-Мы можем продолжить? Есть ли трудности?

(дети продолжают распределять слова по группам)

-Оцените себя с помощью смайликов.

Грустный- мне трудно это задание.

Весёлый- я легко справился с заданием.

- А какие словарные слова вам встретились?

Сегодня мы поговорим о волшебных словах. Это обычные, простые, умные, полезные и добрые слова, а волшебными они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя. Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить по-волшебному и этому надо учиться.

Рассмотрите рис на с 52 учебника. Придумайте и разыграйте разговор между героями, используя вежливые слова.

- Как мы называем человека, который никогда  не забывает употреблять в своей речи эти «волшебные» слова?    

- Верно, воспитанным, а ещё такого человека называют вежливым. Ведь это одно из важнейших качеств воспитанного человека.

  1. Первичное закрепление. Работа с учебником.  (Работа в группах.)

Рассмотрите рисунки на с. 52. Мы с вами разделимся на  группы и обсудим ситуации, которые произошли с  героями каждой картинки.

 - Как мы называем человека, который никогда  не забывает употреблять в своей речи эти «волшебные» слова?    

- Верно, воспитанным, а ещё такого человека называют вежливым. Ведь это одно из важнейших качеств воспитанного человека.

(Ответы детей)

Толковый словарь или интернет.

( один ученик читает из словаря)

(Ответы детей)

Невежество

(Ответы детей)

  1. Нужно здороваться при встрече со знакомыми людьми и говорить им «до свидания» при расставании.
  2. Всегда нужно быть опрятным, причёсанным и умытым, чтобы окружающим людям было приятно с тобой общаться.
  3. Нужно уважать старших: помогать им по дому, уступать место в общественном транспорте.
  4. Нужно быть внимательным к окружающим, не причинять им неприятностей, не оскорблять их ни словом, ни делом.
  5. Почаще в своей речи нужно использовать «волшебные» слова.

... (Спасибо.) 

... (Добрый день.) 

... (Прости пожалуйста.) 

... (Здравствуйте.) 

... (До свидания.) 

(Нет) карточки остались: пока, благодарю, счастливого пути ,извините, доброе утро.

Здравствуйте

,извините 

(После  подготовки заслушиваются выступления пар

(Ответы детей)

Воспитанным

Предметные:

формировать знания о группах  «вежливых» слов, навыках культуры общения и поведения.

Познавательные: уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

 

Регулятивные:

уметь работать  коллективно.

Личностные:

Интерес к способу решения и общему способу действия.

Регулятивные:

уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

уметь самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.

5. Физкультминутка

Цель: создание условий для психоэмоциональ-ной  разгрузки.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Выполнение ОРУ

Коммуникативные:

уметь выполнять физические упражнения по команде, вместе.

6. Работа по теме урока. (Продолжение)

Цель: выявить  уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию; развивать устную и письменную речь учащихся, мышление, воображение.

Вежливых слов не одно и не два,    

Помни и знай эти чудо-слова!

- Вежливые слова нужно не только знать, но и использовать в своей речи, чтобы не прослыть невежливым человеком и быть понятным своим собеседникам.

- Иначе может произойти вот что.

- Прочитайте телефонный разговор героев нашего учебника - попугая Ильи, пса Рыжика и Сережи на с.53

- Получился ли разговор  вежливым и понятным?

- Давайте мы с вами сейчас  составим правила общения по телефону.  

- Каким тоном нужно разговаривать по телефону?

- Какие слова нужно использовать при общении?

- Как долго по времени может продолжаться телефонный разговор?

Работа в парах.  

- А сейчас мы с вами поработаем в парах и  поиграем в игру «Разговор по телефону» Придумайте и разыграйте телефонный разговор, который был бы вежливым и понятным.

(Слайд 7)

- Для составления разговора я предлагаю воспользоваться вам следующим планом: 

1. «Алло»

2. Приветствие

3. Объяснение цели своего звонка.

4. Благодарность.

5. Прощание.

(Проверить одну пару.)

-Я думаю у нас получились неплохие варианты разговора. Но хотелось бы добавить, что разговор должен быть лаконичен, понятен, приятен и «оставлять после себя» хорошее настроение.

7.Работа в тетради.

-Откройте ваши тетради на странице 34.

Прочитайте задание 1, 2, 3.

Выполните самостоятельно 1,3 – все

2 - по желанию.

Работа в парах сменного  состава. Проведите взаимопроверку.

-Оцените себя с помощью смайликов.

Грустный- мне трудно это задание.

Весёлый- я легко справился с заданием.

8.Включение в систему знаний и повторений

- Всегда приятно общаться с вежливыми людьми: они используют в своей речи вежливые слова, совершают вежливые поступки. Но почему-то некоторые считают их поступки странными. Давайте почитаем рассказ Сережи и Нади «Волшебные поступки».

-Какие «странные» поступки совершает папа Сережи и Нади?

-Эти поступки действительно «странные»?

-А какие они? Как можно сказать про такие поступки?

-Найдите в тексте последний абзац. Как еще автор рассказа называет эти поступки?

-Как волшебные поступки действуют на окружающих?

Обсуждение ситуаций на с.55

(Дети читают диалог из учебника на с. 53).

Разговаривать по телефону нужно вежливым тоном.

(Использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания.)

Не следует говорить слишком долго.

Дети вслух по абзацам читают рассказ на с. 54.

Обсуждение прочитанного по вопросам учебника и личным впечатлениям учащихся.

Вежливые, обходительные, услужливые, культурные.

волшебные

Все благодарят папу, улыбаются ему, делаются приветливее и добрее.

Регулятивные:

уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Контролировать свои действия с заданным планом.

Личностные:

интерес к способу решения и общему способу действия.

Познавательные:

уметь самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.

9.  Рефлексия.

Цель: выявить осознанность усвоения знаний по изучаемому материалу.

-А теперь мне бы хотелось, чтобы вы закончили следующие фразы:

  1. Я пользуюсь вежливыми словами тогда, когда ... .
  2. Мне помогают правила вежливости тогда, когда ... .
  3. Мне бы хотелось видеть окружающих людей вежливыми потому, что ...

—Оцените наш урок:

Если  вам легко и интересно было выполнять предложенные  задания поднимите

весёлый смайлик;

если трудно и неинтересно – грустный смайлик

Выставление оценок.

(Ответы детей.)

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

Регулятивные:

Уметь соотносить цель и результат.

Личностные:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

10. Подведение итогов урока.

Цель: определить эффективность урока.

Вернемся к нашему плану урока. (Слайд 9)

Посмотрим, все ли этапы урока пройдены?

-Мы узнали, что такое вежливые слова?

-Рассмотрели значение вежливых слов в жизни человека?

-Мы научились использовать вежливые слова в различных ситуациях?

-Мы сделали вывод к уроку?

-Что должны были усвоить на уроке?

-Сформулируйте, пожалуйста, так что же такое культура поведения.

-Давайте докажем, что мы вывод сделали правильный. На странице 55 учебника найдите определение, что же такое культура поведения. (Слайд 10

нет

что такое культура поведения

Читают хором, все приходят к выводу, что их вывод по уроку совпадает с определением, написанном в учебнике

Регулятивные:

Уметь соотносить цель и результат.

11. Домашнее задание.  

Цель: сообщить учащимся о домашнем задании.

-Запишите в ваши дневники  стр.52-54  Раб.тетрадь стр.35 зад 4,5

Регулятивные:

соотносить то, что известно и то, что предстоит выполнить самостоятельно


МБОУ «Средняя школа № 1»    города Велижа Смоленской области

Урок окружающего мира на тему:

«Правила вежливости»

Подготовила: Платонова Л. А.

2016 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА. Окружающий мир. 3 класс. УМК "Перспектива". Тема урока: "Кладовые земли"

Класс: 3                                          УМК «Перспектива» Авторы учебника: А.А.Плешак...

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте.

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте....

Технологическая карта урока Окружающий мир. 3 класс. Перспективная начальная школа. Тема урока: "Человек - защитник природы".

Духовно-нравственное воспитание учащихся, как средство формирования мировоззренческой культуры обучающихся в свете требований ФГОС второго поколения.Технологическая карта урока.Класс: 3 "Б".Учитель: К...

Технологическая карта урока. Окружающий мир. 2 класс. Тема урока "Я, ты, он, она...Все мы люди..."

Технологическая карта урока. Окружающий мир. 2 класс. Тема урока "Я, ты, он, она...Все мы люди..."...

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа России Тема урока: «Что окружает нас дома?»

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа РоссииТема урока: «Что окружает нас дома?»...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.

Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической  картой...