Урок окружающего мира "Чем человек отличается от животных" 4 класс
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс)

Макарова Елена Леонидовна

Технологическая карта урока по кружающему миру на тему "Чем человек отличается от животных" Урок составлен по программе Н. Ф. Виноградовой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по окружающему миру

Тема урока: Чем человек отличается от животных

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (отличие человека от животных)

Планируемые результаты 

Предметный результат:

- формировать умение сравнивать и различать объекты  живой природы;

– объяснять отличие человека от других объектов живой и неживой природы

Личностные универсальные учебные действия:

- создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу, для понимания основных моральных норм поведения,

- способствовать развитию самоанализа и самоконтроля.

Метапредметный результат:

Регулятивные универсальные учебные действия:

- формировать и развивать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- развивать умение удерживать цель деятельности;

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- работать  в группе

Познавательные универсальные учебные действия:

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- использоваться в общении правилами вежливости;

- строить понятные для партнёра высказывания.

Методы обучения: обьяснительно – иллюстративный, проблемный диалог, частично – поисковые методы, методы контроля и самоконтроля.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

 

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Самоопределение к деятельности (организационный момент)

- Здравствуйте, ребята.

- Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь с ними. Садитесь.

-Начнем наш урок такими словами: «Если человек не получил за день никаких знаний, то его день прошел зря.»

-Как вы понимаете эти слова?

-Для чего нужно изучать окружающий мир?

- Обучаясь в школе, вы учитесь самостоятельно добывать информацию, анализировать её, сравнивать результаты с имеющимися знаниями.

Посмотрите на предметы. Сравните их. (яблоко, груша)

- Так что значит сравнить 2 предмета?

- Эти умения  нам понадобятся на уроке.

- уметь выделять существенные и несущественные признаки

Актуализация знаний обучающихся

- Как одним словом назвать то, что нас окружает?

- Распределите объекты природы на 2 группы (лиса, человек, цветок, дерево, камень, облако, радуга, снег).

- На какие группы разделили?

- Угадайте, о каком из этих объектов природы пойдет речь на уроке. Я вам прочитаю определение из словаря Ожегова.

«Это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда.» (С. И. Ожегов.)

- Итак, человек (открываю карточку, убираю лишние картинки) - это часть природы, ее живого мира.

Отгадайте ребус:

(рисунок живот + ное)

- Какие признаки живой природы можно отнести к человеку?

- Назовите признаки, которыми обладают животные?

- Так что получается, что человек и животные во всем похожи?

- Как вы думаете, какой главный вопрос нашего урока?

(открываю тему)

- Какую поставим перед собой цель?

- Итак, человек - это часть природы, ее живого мира. И все же человек отличается от животных. Как вы думаете, чем?

- Поговорим об этом подробнее и выясним, какие признаки отличают человека от животного.

- природа

У доски 2 человека.

Живая и неживая природа

- Это человек

- Животные

- рождается, дышит,

растет, питается, размножается (оставляет потомство) и умирает.

- Те же

Ответы детей.

- Чем человек отличается от животных?

- Сравнить человека и животных.

 (Ответы учащихся.)

(Ответы учащихся.)

Открытие нового знания

-Сейчас вы проведете исследование и выясните,  какие признаки отличают человека от животных. Для этого поработайте в группах.

Разделимся на 4 группы. У вас на партах стикеры разного цвета. Объединитесь в группы в соответствии с цветом.

Задание для групп. Изучить данные для работы материалы, сделать вывод. Работайте по плану. На работу у вас 7 минут

1 группа Человек – существо разумное

2 группа речь

3 группа Человек - прямоходящий

4 группа общество

Выступления групп.

На доску вывешиваю выводы по ходу выступления групп.

- Сделаем общий вывод.

- Оцените работу группы на листах самооценки.

- Человек – существо прямоходящее, разумное, общественное, умеющее говорить.

Физкультминутка

Игра «Повтори»

- А животные смогли бы выполнить это задание? Почему? (не умеют думать, анализировать, делать выводы)

Первичное закрепление

- Поработаем в паре. Распределите признаки присущие человеку и животным.

Животные

Человек

Произносят отдельные звуки

Произносит звуки, слова, предложения, т.е. есть речь

Ходят на 4 лапах

Существо прямоходящее, ходят на 2ногах

Не могут объяснять, анализировать, сравнивать

Может решать умственные задачи

Не изготавливают орудий труда, берут из природы приспособления

Существо разумное.

Создают различные орудия труда, машины, механизмы

Не могут создать чертёж, проект

Может создать чертёж, проект

Некоторые могут рисовать

Выполняет разнообразную работу,

Пользуются инстинктами

 Не могут выполнять различную работу

Может писать, резать, пилить и многое другое

Могут жить по одному

Существо общественное

Не ставят цель работы

Может ставить цель предстоящей работы

Не проявляет творчество

Может работать творчески

Далее пары зачитывают свои факты (по признаку из разных пар, я вывешиваю на доску)

- Сверьте работу с образцом. Встаньте пары, которые справились с заданием без ошибок.

Работают в паре.

(Работа в паре на парте распределяют карточки с умениями, которые присущи только животным, человеку)

Оценивают себя.

Закрепление

- Сейчас, вашему вниманию предлагается фрагмент м/ф.

- Фрагмент какого мультфильма смотрели? Кто главный герой? Что вы о нём знаете? 

-Все вы, наверное, помните историю Маугли, которую написал английский писатель Редьярд Киплинг. Писатель долго жил в Индии. От местных жителей он слышал много преданий и среди них легенду о мальчике, воспитанном в волчьей стае. Она и легла в основу его сказки «Маугли». Имя Маугли, Киплинг придумал самостоятельно, и хотя он сам "переводил" его как маленькая лягушка (лягушонок) - ни в одном из "местных" языков места действия книги такого слова нет. Оно просто созвучно другим словам и фонетически близко к ним.

- А что Маугли умеет делать так же, как и люди?

-Мог ли мальчик научиться говорить, писать, читать в этих условиях?

Конечно, нет.

-Почему вы не владеете навыками, которые есть у Маугли? Почему умеете читать, писать, размышлять, говорить, в отличие от Маугли? А ведь каждый из вас такой же, как и Маугли, человек...(Ответы учащихся)

- Правильно, вы живете по другим законам, в другом обществе, которое воспитывает вас по-иному. Каждый родившийся ребенок становится человеком только в обществе. - - Скажите, может ли человек, выросший среди животных, прожить долгую жизнь не имея таких зубов, клыков и шерсти, как у зверей?

- Может ли он сам научиться ходить на двух ногах?

Молодцы, а у меня есть еще один каверзный вопрос. (достаем из мешочка) «Вопрос на засыпку» Паук искусно плетет паутину – сеть, с помощью которой добывает пищу. Человек добывает рыбу с помощью рыболовной сети. Он использует сеть в решете, в ракетке для тенниса, бадминтона. Чем производство сетей человеком отличается от плетения паутины пауком?

Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

(на карточках у каждого)

Чем человек отличается от животных. Отметь правильные ответы

- умеет строить жилище;

- имеет зрение и слух;

- умеет трудиться;

- заботиться о потомстве;

- умеет говорить;

Какие выбрали ответы? Поменяйтесь карточками, оцените соседа. (+,-) У кого нет ошибок?

-маугли

 

Рефлексия

- Какую цель мы с вами ставили в начале урока?  (выяснить чем человек отличается от животных)

- Достигли  ли мы её?

- Какой вывод мы сделали?

Сегодня на уроке: 

Я  узнал …..

Я  научился…

Мне  понравилось ….

Я бы хотел ….

Новые знания мне пригодятся…..

- Сегодня на уроке хорошо работали……

Человек – существо прямоходящее, разумное, общественное, умеющее говорить.

Домашнее задание

Изучить статьи по пройденной теме в учебнике. Составить вопросы для проверочной работы.

Записывают задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока окружающего мира "Человек и его строение" (Школа2100)

Тип урока: урок повторение изученного Форма урока: игра «Крестики - нолики». В урок включены разноуровневые, творческие задания, используется занимательный материал....

урок окружающего мира "человек и воздух"

разработка урока, презентация и самоанализ урока...

Урок окружающего мира ("Человек и природа") Тема: "Окна в окружающий мир"

Урок окружающего мира ("Человек и природа") Тема: "Окна в окружающий мир" На уроке происходит формирование новых понятий о строении и роли органов зрения человека, о связи органов зрения с нервной сис...

Урок окружающего мира "Человек - разумное существо" (1 класс)

Данная разработка поможет учителям начальных классов, работающим по УМК "Школа 2100" при подготовке к уроку окружающего мира. Цели урока: - познакомить учеников с отличительными чертами человека, - по...

Итегрированный урок окружающего мира и ИЗО в 1 классе по теме "Человек и домашние животные"

Используемые педагогические технологии, методы и приемы: ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), АМО (активные методы обучения); системно деятельностный подход; технология работы в паре; работ...

Конспект урока окружающего мира «Человек в ответе не только за тех, кого приручил!» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с Красной книгой и животными, которые в нее внесены; расширение и углубление знаний детей о животных, встречающихся в нашей местности; воспитыват...

Конспект урока окружающего мира "Человек - часть живой природы" (УМК " Школа России" 3 класс)

Цели деятельности учителя: определить место человека в окружающем мире Планируемые результаты Предметные: :§  формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающими миром;&sec...