Технологическая карта урока-проекта по теме "Планеты Солнечной системы"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Мамченко Татьяна Евгеньевна

Разработка содержит технологическую карту урока-проекта по теме "Планеты Солнечной системы" и презентацию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planety_solnechnoy_sistemy.doc91 КБ
Файл planety_solnechnoy_sistemy.pptx1.3 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока-проекта

        

Окружающего мира

Тема:__Планеты Солнечной системы

Класс:______ Школа:_________

        

                                                                                    Учитель: ______Мамченко_Татьяна Евгеньевна________

                                                                                     Дата проведения: «____»_____20___г.              


Тип урока: урок открытия новых знаний

Тема: Планеты Солнечной системы

Цель: познакомить с планетами Солнечной системы и дать каждой краткую характеристику

Планируемые результаты

Предметные:  

  • Составить краткую характеристику каждой планеты Солнечной системы;
  • Узнать о количестве планет в Солнечной системе;
  • Сформировать представление о Плутоне, как о карликовой планете

Метапредметные: 

Познавательные:

  • Добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
  • Учить ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • Анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя или самостоятельно;
  • Определять последовательность действий на уроке;
  • Учиться высказывать своё предположение;
  • Учиться работать по предложенной учителем  инструкции.

Коммуникативные:

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроке и следовать им;
  • Учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.  

Личностные:

  • Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей;
  • Способность к оценке своей учебной деятельности.

Оборудование: проектор, интерактивная доска 

Дидактический материал: лист с записанным проблемным вопросом, карточки с названиями планет, карточки с названиями команд, разные по размеру круги обозначающие планеты Солнечной системы, цветные распечатанные планеты Солнечной системы, информационные пакеты со справочной литературой

Ход урока

Содержание  деятельности учителя

Содержание  деятельности обучающихся

Планируемые результаты

Организационный момент

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Занимают свои места, выполняют самооценку готовности к уроку.

Личностные:

  • Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

Определение темы урока. Целеполагание.

- Посмотрите на экран. Перед вами кадр из мультфильма. Что это за мультфильм? (Слайд 1)

- А что называют «третьей планетой» в этом мультфильме?

- А почему она именно «третья»?

- Кто догадался, о чем сегодня будет идти речь на уроке?

- Правильно. Тема нашего урока – «Планеты Солнечной системы» (Слайд 2)

- Какую цель мы можем поставить на урок?

- Мультфильм «Тайна третьей планеты»

- Землю

- В Солнечной системе много планет, Земля по счёту третья от Солнца

- О планетах

- Узнать больше о планетах Солнечной системы

Метапредметные: 

Регулятивные:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя или самостоятельно;
  • Определять последовательность действий на уроке;
  • Учиться высказывать своё предположение;

Коммуникативные:

  • Учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.  

Организационно-подготовительный этап

- Сравните два плаката. Сколько планет выделено на первом? А на втором? (Слайд 3)

- Почему так? Какой планеты вы не видите на втором плакате?

- Как так получилось? Плутон никуда не исчез, но в 2006 году перестал считаться планетой. Почему? (Слайд 4)

- На первом плакате 9 планет, а на втором 8

- На втором плакате нет Плутона

- Гипотезы учащихся

Метапредметные: 

Познавательные:

  • Учить ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Регулятивные:

  • Учиться высказывать своё предположение;

Коммуникативные:

  • Учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Личностные:

  • Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Формирование творческих групп

- Что необходимо сделать, чтобы узнать, почему же Плутон перестал считаться планетой

- Сейчас вы разделитесь на 4 группы, вытянув карточку с названием группы

- Сядьте в команды соответственно надписям на ваших карточках

- Как вы думаете, почему команды так называются?

- Нам необходимо составить характеристику каждой планеты и сравнить их

Делятся на группы «Вояджер», «Энтерпрайз», «Аполлон», «Федерация»

Пересаживаются в группы

- Названия команд – названия исследовательских аппаратов космоса, пилотируемых космических кораблей

Метапредметные: 

Регулятивные:

  • Учиться работать по предложенной учителем  инструкции.

Коммуникативные:

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроке и следовать им

Личностные:

  • Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

Подготовка к исследовательской работе

- Сейчас в группах вы получите задание и вам необходимо выполнить его, распределив роли между собой.

- Выберите капитана вашей группы и пусть они вытянут карточки с названиями планет, которые вы должны охарактеризовать

- Итак. Каждая группа должна охарактеризовать две планеты по схеме на доске, используя справочную литературу на ваших столах. Можете пользоваться учебником или энциклопедиями. Результат оформите на листе А4 по шаблону.

- Приступайте к работе, у вас на неё 15 минут.

Выбранные капитаны групп получают карточки с названиями планет

Получают инструктаж по выполнению задания

Метапредметные: 

Регулятивные:

  • Учиться работать по предложенной учителем  инструкции.

Коммуникативные:

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроке и следовать им

Личностные:

  • Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Разработка проекта

Курирует работу учащихся. Оказывает помощь.

В группах создают краткую характеристику двум планетам по схеме на доске

  1. Название планеты, легенда о названии
  2. Положение от Солнца
  3. Климат
  4. Диаметр
  5. Спутники
  6. Особенность

*Дополнительный вопрос «Изучение человеком планеты»

Предметные:  

  • Составить краткую характеристику каждой планеты Солнечной системы;
  • Узнать о количестве планет в Солнечной системе

Метапредметные: 

Познавательные:

  • Добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

Регулятивные:

  • Учиться работать по предложенной учителем  инструкции.

Коммуникативные:

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроке и следовать им;
  • Учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.  

Оформление результатов

- Напомню, результаты вашего проекта вы должны оформить по схеме на доске

Оформляют результаты в соответствии со схемой

Метапредметные: 

Регулятивные:

  • Учиться работать по предложенной учителем  инструкции.

Коммуникативные:

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроке и следовать им;

Презентация

- Сейчас я прошу выйти каждую групп по очереди и защитить свой получившийся плакат перед одноклассниками.

(На доске обозначено Солнце и линии орбит. На слайде фото защищаемой планеты)

- Помните, что выступление должно соответствовать критериям на доске

- Я тоже подготовила выступление и создала плакат с информацией про Плутон. Послушайте и подумайте, является Плутон планетой или нет.  

Выходят к доске, крепят на «орбиту»  планету и защищают … плакат

Оценивают выступающих по критериям

  1. Соответствие схеме
  2. Аккуратность, эстетичность
  3. Речь, доступность
  4. Ответы на вопросы

Слушают выступление учителя. Анализируют. Сравнивают новую информацию с уже имеющейся.

Приходят к выводу, что Плутон не является планетой, а представляет собой карликовую планету.

Предметные:

  • Сформировать представление о Плутоне, как о карликовой планете

Метапредметные: 

Познавательные:

  • Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
  • Анализ объектов с целью выделения признаков

Регулятивные:

  • Учиться работать по предложенной учителем  инструкции.

Коммуникативные:

  • Учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.  

Рефлексия

-Заполните, пожалуйста, ваши листы самооценки.  И озвучьте их результаты. Какие оценки вы бы поставили друг другу основываясь на своей групповой работе?

- Какая проблема стояла перед нами в начале урока?

- Что мы выяснили в ходе урока?

- Какая была цель урока? Достигли ли мы её?

Заполняют листы самооценки, оценивают друг друга, озвучивают результаты

- Плутон – планета?

- В Солнечной система 8 планет, Плутон планетой не является.

Отвечают на рефлексивные вопросы учителя

Метапредметные: 

Познавательные:

  • Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

Коммуникативные:

  • Учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.  

Личностные:

  • Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей;
  • Способность к оценке своей учебной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Планеты Солнечной системы

Слайд 4

Плутон – планета?

Слайд 5

Проектная работа Тема: Планеты Солнечной системы Цель: Узнать больше о планетах Солнечной системы Проблема: Плутон – планета?

Слайд 6

Алгоритм работы Название планеты, легенда о названии Положение от Солнца Климат Диаметр Спутники Особенности *Дополнительный вопрос «Изучение человеком планеты»

Слайд 8

Меркурий

Слайд 9

Венера

Слайд 10

Земля

Слайд 11

Марс

Слайд 12

Юпитер

Слайд 13

Сатурн

Слайд 14

Уран

Слайд 15

Нептун

Слайд 16

Плутон

Слайд 17

Плутон – планета?

Слайд 18

Планеты Солнечной системы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока (проект). Окружающий мир. Охрана животных. 3 класс.

Технологическая карта урока (проект) по окружающему миру. УМК "Школа России". Тема: "Охрана животных" . Класс: 3....

Технологическая карта Урок-проект по русскому языку 3 класс Тема урока: Проект «Семья слов».

Технологическая картаУрок-проект по русскому языку 3 классТема урока: Проект «Семья слов»....

Технологическая карта урока-проекта по литературному чтению 1класс. Секрет на книжной полке"

Урок-проект по литературному чтению " Секрет на книжной полке". Работая в группах дети выявляют особенности сказки....

Технологическая карта урока "проект "Школа кулинаров"

Технологическая  какрта  составлена  в  соответствии  с  требованиями  ФГОС  и  разработана с  целью  обобщения  опыта  по  теме ...

Технологическая карта урока - проекта "Эксперты предложений"

Данный урок является интересным и необычным для изучения темы "Однородные члены предложений"...

Технологическая карта урока-проекта "Зачем творить добро"

Технологическая карта урока-проекта по предмету ОРКСЭ в 4 классепо теме:  «Зачем творить добро?»...