Программа по внеурочной деятельности "Юный эколог"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Сташ Зарема Юрьевна

Данная программа расчитана на 35 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunyy_ekolog.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

обще-интеллектуального направления

«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

Составила

Учитель химии/биологии

Сташ Зарема Ю.

                                                           Пояснительная записка

        Цель программы «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.

Задачи программы -  формировать интерес к изучению природы родного края;   воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющихся знаний о родном крае; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать представления о природных сообществах области; формировать представления об охраняемых территориях России и своей республики.

Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.

Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.

Программа «Юный эколог» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы . Количество часов в год: 2-3 класс – 34 учебных часа в год.

В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля,  опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу,  разработка и создание экознаков,  знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

         Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы  внеурочной деятельности

Ожидаемые результаты

Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым

ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.

Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений и понятий курсов, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях.

Учебно-тематический план

(2 –й класс)

Теория

Практика

Дата план

Дата факт

1

Вода – источник жизни

7

3

1

Что такое Экология?

1

2

Вода в моём доме и в природе. Стихи, рассказы о воде и природе

1

3

Экскурсия к водоёму

1

4

Весна в нашем селе

1

5

Экскурсия в лес

1

6

Вода в жизни растений

1

7

Вода в жизни животного мира

1

8

Вода и здоровье человека

1

9

Личная гигиена

1

10

Практическое занятие «Как правильно чистить зубы»

1

11-12

Защита проектов «Вода – источник жизни на Земле»

2

2

Солнце и свет в нашей жизни

7

3

13

Солнце, Луна, звёзды – источники света

1

14

Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения

1

15

Практическое занятие по размещению комнатных растений с учётом потребности тепла и света

1

16

Отношение к свету и теплу различных животных

1

17

Практическое занятие «Наблюдение света Солнца и Луны, фонаря, лампы, свечи»

1

18

Электрический свет и тепло в моём доме

1

19

Откуда приходит свет и тепло в мой дом

1

20

Телевизор в моём доме

1

21

Сколько стоят свет и тепло

1

22

Итоговое занятие

1

3

Воздух и здоровье

1

1

23

Воздух и здоровье человека

1

24

Практическое занятие «Уборка в классе»

1

4

Мой край

3

2

25

Растительный мир области

1

26

Животный мир области

1

27

Исчезающие растения и животные родного края

1

28

Экскурсия в краеведческий музей

2

5

Весенние работы

5

29-30

Практическое занятие по подготовке почвы к посеву

2

31-34

Практическое занятие по посадке растений и уход за ними

4

35

Итоговое занятие

1

Итого: 35 часов

                                   

Учебно – тематический план (3-й класс)

№ раз-

дела

№ за-

нятия

                          Тема          

Теория

Практика

Дата план

Дата факт

1

1

Введение.

Республика Адыгея на карте России

1

2

Растительность республики Адыгея

6

11

2-3

Травы, кустарники, деревья.                    

Сосновые боры.

1

1

4

Экскурсия «Где растут деревья».

Изготовление скворечников, кормушек

1

5-6

Осенние краски природы. Сбор листьев деревьев и создание гербария.

2

7-8

Кустарники. Их роль в жизни человека.

1

1

9-11

Зелёная аптека. Сбор и оформление гербариев лекарственных трав аула

1

2

12

Растения – сорняки и вредители здоровья человека

1

13

Комнатные растения. Разведение и уход за ними.

1

14

Викторина «Зелёный мир вокруг нас»

1

15-16

Защита проектов «Редкие растения края»

2

17

Заповедники и заказники республики Адыгея . Создание экознаков.

1

18

Акция «Сохрани первоцвет» Красная книга области.

1

3

Насекомые нашей области

4

4

19

«Мал золотник – да дорог» (О пользе насекомых)

1

20

Насекомые – вредители

1

21-22

Ядовитые насекомые. Первая помощь при травмах, нанесённых насекомыми

1

1

23-24

Насекомые республики Адыгея.

Готовим экспонаты насекомых из их чучел

2

25

Охрана полезных насекомых. Борьба с вредителями. Создание экознаков

1

26

«Кто важнее? (Игра-викторина «Спор насекомых»)

1

4

Рыбы, обитающие в республике Адыгея

5

3

27

Промысловые рыбы. Рациональное их использование

1

28

Рыбы, обитающие в реках республики Адыгея

1

29

Прудовые хозяйства республики Адыгея

1

30

Аквариумные рыбы.

1

31

Охрана рыбных богатств. Красная книга области.

1

32

Конкурс-игра «Золотая рыбка»

1

33-35

Защита экологических  проектов

3

Итого: 35часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" первый год обучения.

В процессе обучения используется следующее учебное пособие: Экологический дневник Морозова Е.Е., Евдокимова Е.Г., Исаева О.А. «Эколого-образовательный проект «Растём вместе». Серия: начальное ес...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог".

Программа по организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «Эколог» предназначена для работы с детьми 1 - 4 кл...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экология"

Рабочая программа внеурочной деятельности «Экология» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального образования (2...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экология и здоровье"

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Экология здоровья» направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учеб...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экология и краеведение"

Малая Родина ребёнка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного города, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории горо...

Программа по внеурочной деятельности "Эколог и я" для учащихся 3 класса

Данная программа разработана для учащихся 3 класса начальной школы  с учетом требований ФГОС...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Экология и человек »

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо внеурочной деятельности «Экология и человек »...