Рабочая программа: "Окружающий мир" Перспектива
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Галий Маргарита Игоревна

Программа для 3 класса по УМК "Перспектива".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiu_mir_3_klass.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ средняя школа № 527 Невского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТА

Педагогическим советом  ГБОУ средней школы № 527

 

Протокол

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор  ГБОУ

средней школы № 527

___________ И.Ю.Иванова

Приказ

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру

для 3 В  класса

                                                                     

Срок реализации программы: 1 год

Составитель: Галий Маргарита Игоревна

   

Санкт-Петербург

2018

Программа включает разделы:

  • пояснительную записку;
  • основное содержание с примерным распределением учебных часов по темам учебного предмета (курса);
  • планируемые результаты освоения учебного предмета (курса);
  • формы контроля и учета достижений обучающихся;
  • критерии оценивания обучающихся;
  • перечень учебно-методического обеспечения, ИКТ и ЭОР;
  • тематическое планирование с описанием видов учебной деятельности и указанием примерного числа часов на изучение соответствующего материала.

  1. Пояснительная записка

Рабочая  программа по окружающему миру для  3 «В+» класса составлена на основе:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  •  Федеральный государственный образовательный стандарт  начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373.
  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №295.
  • Образовательная Программа ОУ (Учебный план).
  • Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014  № 253.
  • Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016  № 699.
  • Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях, утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (СанПиН 2.4.2.2821-10).

Статус учебной программы.

 Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых обучающимися. 
Функции Программы:

  1. нормативная (рабочая программа - документ, на основе которого осуществляется контроль за прохождением программы, полнотой усвоения учебного материала, а также определяется график диагностических и контрольных работ);
  2. информационная (позволяет получить представление о целях, содержании, последовательности изучения  учебного материала по предмету);
  3. методическая (определяет пути достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы  по предмету (курсу),  используемые методы, образовательные технологии);
  4. организационная (определяет основные направления деятельности учителя и учащихся, формы их взаимодействия, использование средств обучения);

 5)       планирующая (регламентирует требования к выпускнику на всех этапах обучения).


   
УМК «Перспектива» рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников  на 2018-2019учебный год.  Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями ФГОС  НОО  и примерной Рабочей программы по окружающему миру к УМК «Перспектива» А. А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Сост. Т. И. Макстимова – М.; ВАКО, 2015.  

II. Содержание курса:
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • Формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-ценностного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
  • Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

  • Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни;
  • Осознание ребенком понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
  • Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

     Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практико- ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные  связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности  и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы природо- и культуросообразного поведения. Поэтому предмет «Окружающий мир» играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль  в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Общая характеристика программы

Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек – как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт, т.е. тоже природно-культурное целое.

Программу определяют важнейшие компоненты культуры – норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом, дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку.

В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками явления «окружающий мир»:

  • природы и культуры, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие  параметры бытия;
  • природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;
  • мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.

Благодаря культурологической установке программы выполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы курса могут получить специальную  интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры. В соответствии с программным  материалом  по «Окружающему миру» может быть выстроена внеклассная и внешкольная работа, работа с семьей, в группах продленного дня, системы работы школы полного дня для младших школьников. Поэтому в конце каждого раздела в содержании  каждого класса  предлагается «блок внеклассной, внешкольной работы» с примерной тематикой; любой  учитель может преобразовать ее согласно  региональным, местным условиям, в которых находится конкретная школа.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система. В процессе изучения курса используются также уроки-экскурсии, практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.

Технологии, используемые в обучении: здоровьесбережения, развивающего обучения, игровые, обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникационные, критического мышления, личностно ориентированного обучения, проблемно-диалогического обучения, элементы технологии групповой проектной деятельности и др.

Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: текущий контроль в форме устного, фронтального опроса, индивидуальных заданий, тестов, творческих работ, проектов;  тематический контроль в форме контрольных работ по окончании каждого раздела.

                                                          Содержание  программы.

Раздел 1. Радость познания (12ч)

Свет знания. Как изучают окружающий мир. Книга – источник знаний. Отправимся на экскурсию. О чем расскажет план. Планета на листе бумаги. Страны и народы на политической карте мира. Путешествуя, познаем мир. Транспорт. Средства информации и связи.   За страницами учебника. Праздник «Книга – источник знаний». Обобщающий  урок по разделу «Радость познания».

Контрольная  работа по разделу  «Радость познания».

Практические работы «Наблюдение», «Опыт», «Измерение длины», «Туристические планы».

Проект «Любознательный пассажир».

Блок внеклассный, внешкольной работы: посещение научно-просветительских учреждений своего края; организация путешествия по родному городу (селу).

Раздел 2. Мир как дом (22ч)

Мир природы в народном творчестве. Из чего состоит все. Мир небесных тел. Невидимое сокровище. Самое главное вещество. Свойство воды. Круговорот воды в природе. Природные стихии в народном творчестве. Кладовые Земли. Чудо под ногами. Мир растений. Плодородная земля и растения в народном творчестве. Мир животных. Образы животных в народном творчестве. Невидимые нити в живой природе. Лес -  волшебный дворец. Луг – царство цветов и насекомых. Водоем – дом из воды. Природные сообщества нашего края в научном и художественном творчестве наших земляков. Как сохранить богатство природы. Охрана природы в культуре народов России  и мира. За страницами учебника. Выпуск стенгазеты «Бережем родную землю!». Обобщающий урок по разделу «Мир как дом».

Контрольная  работа по разделу  «Мир как дома».

Практические работы «Вода - растворитель», «Исследование свойств воды», «Состав гранита», «Исследование состава почвы».

Блок внеклассный, внешкольной работы: проведение концерта – праздника на тему «Образы природы в старинном декоративно-прикладном, архитектурном и устно-поэтическом творчестве народов нашего края».

Раздел 3. Дом как мир (24ч)

Родной дом – уголок Отчизны. Свой дом – свой простор. В красном углу есть – великая честь. Побываем в гостях. На свет появился – с людьми породнился. Родословное дерево. Родословное древо моей семьи. Муж и жена – одна душа. Святость отцовства и материнства. Добрые дети – дому венец. Твое имя – твоя честь. Детские игры – школа здоровья. Строение тела человека. Как работает наш организм. Что такое гигиена. Наши органы чувств. Школа первой помощи. Здоровью цены нет. Дом не велик, а стоять не велит. Семейный бюджет. Мудрость старости. Путешествие к Пушкину. За страницами учебника. Конкурс « Хорошие хозяева», «Народная игрушка -  добрая душа». Обобщающий урок по разделу «Дом как мир».

Контрольная  работа по разделу  «Дом как мир».

Практические работы «Измерение пульса», «Уход за зубами», «Измерение температуры тела».

Проект «Юный краевед».

Блок внеклассный, внешкольной работы: разыгрывание кукольной свадьбы по старинным обычаям; знакомство с традициями гостеприимства народов своего края; проведение праздника «Моя фамилия – память об истории рода и Родины»; организация конкурсов «Мой уголок для игры в родном доме», «Школа первой помощи»; проведение семейных праздников «Игры народов нашего края – школа здоровья», «Мудрый учится у мудрого».

Раздел 4. В поисках Всемирного наследия (10ч)

Всемирное наследие. Московский Кремль. Озеро Байкал. Путешествие в Египет. Путешествие в Грецию. Путешествие в Иерусалим. Путешествие в Китай. Всемирные духовные сокровища. За страницами учебника. «Альбом путешествий». Обобщающий урок по разделу «В поисках Всемирного наследия».

Контрольная  работа по разделу  «В поисках Всемирного наследия».

Блок внеклассный, внешкольной работы: обмен впечатлениями о посещении объектов Всемирного наследия в России и за рубежом во время встреч с родными, друзьями, земляками; посещение дома – музея вашего земляка, который может служить образцом лучших человеческих качеств; составление Списка Всемирных духовных сокровищ.


Распределение учебных часов по разделам курса

                         

Наименование раздела

Количество

часов

Практическая  часть

Практическая

работа

Экскурсия

Проект

Контрольная работа

Радость познания

12

3

1

1

1

Мир как дом

20

4

2

-

1

Дом как мир

23

4

1

1

1

В поисках Всемирного наследия

10

-

-

-

1

Итого

65

11

4

2

4

Место курса в учебном плане

                                                         Место предмета

В соответствии с Федеральным базисным учебным  планом на изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 65 ч (33 учебные недели).

Количество часов в неделю по программе                                     2

Количество часов в неделю по учебному плану                            2

Количество часов в год                                                                    65

III. Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир и его органичном единстве и разнообразии  природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие  мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • планировать свою деятельность в соответствии с целью;
  • выполнять учебное действие  (задание) в соответствии с планом;
  • выполнять взаимопроверку, самопроверку и корректировку учебного задания;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь;
  • проводить взаимооценку и самооценку учебного задания.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях, для передачи информации;
  • находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
  • использовать схемы для выполнения заданий;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
  • анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
  • классифицировать объекты по заданным (главным) критерием;
  • сравнить объекты  по заданным критерием;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать собеседника, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл сказанного;
  • договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
  • поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если ошибки указывают другие;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты («извини, пожалуйста», «прости, я не хотел тебя обидеть», «спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.);
  • понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении;
  • строить монологическое  высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
  • готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
  • составлять небольшие рассказы на заданную тему;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Предметные

Учащиеся научатся:

  • определять  способы  исследования окружающего мира, источники необходимой  информации;
  • определять разные формы земной поверхности  на географической, политической картах мира и на глобусе;
  • воспринимать образ природы «мир как дом» в разных видах народного творчества;
  • определять состав и свойства воды, воздуха, понимать значение воды и воздуха для живых организмов;
  • различать минералы и горные породы, понимать значение полезных ископаемых в хозяйственной деятельности  человека;
  • понимать значение почвы для растений, животных и человека;
  • различать природные объекты по отличительным признакам, различать символы-образы природных стихий в народном творчестве;
  • определять роль растений для жизни на Земле, для питания животных и человека; различать группы животных, определять условия, необходимые для жизни разных  групп животных, находить невидимые связи между животными по особенностям питания;
  • раскрывать значение понятия «Семь чудес света», «Всемирное наследие», «Всемирное природное наследие», «Всемирное культурное наследие» и др., и использовать их в активном словаре;
  • определять: географическое расположение Египта, Греции, Китая, объекты Всемирного духовного  наследия и обосновывать свое мнение.
  • определять на географической (политической) карте мира: материки, части света, местоположение страны, ее границы, столицу, соседние с ней государства;
  • рассказывать: об изобретениях, открытиях и их влиянии на жизнь современного человека, о способах исследования окружающего мира, о строении Солнечной системы, о круговороте  воды в природе, о полезных ископаемых, их свойствах, месторождениях и способах добычи,  о значении растений для формирования атмосферы,  для питания животных и человека, о роли животных в природе и в жизни человека, об объектах Всемирного наследия;
  • чертить простейший план местности с использованием условных знаков;
  • выполнять простейшие опыты по изучению свойств воздуха, воды, полезных ископаемых;
  • различать растения каждой группы,  выделять их признаки;
  • определять невидимые связи в живой природе;
  • оформлять список природного и культурного наследия своего края;
  • оформлять презентацию и представлять объекты Всемирного культурного и природного наследия планеты, включая Россию.

Критерии оценки:

Контрольная работа по предмету Окружающий мир проводится в форме тестирования или проектной работы. На контроль могут быть вынесены следующие предметные и метапредметные умения и навыки:

  • Знание пройденного учебного материала;

  • Умение находить и использовать в работе необходимую информацию из различных источников (справочная литература, энциклопедия, Интернет и др.)

  • Умение планировать свои действия;

  • Навык самопроверки и самоконтроля;

  • Умение аргументировать свои действия;

  • Умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Оценка "5" ставится за 100% правильно выполненных заданий

Оценка "4" ставится за 80% правильно выполненных заданий

Оценка "3" ставится за 60% правильно выполненных заданий

Оценка "2" ставится, если правильно выполнено менее 50% заданий

          VI. Перечень учебно-методического обеспечения
УМК «Перспектива». Дидактическое и методическое обеспечение

для ученика:

1. А. А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Окружающий мир 3 класс. Учебник в 2 частях. М. Просвещение, 2012

для учителя:

1. А. А. Плешаков Методическое пособие к учебнику Окружающий мир. 3 класс. М.: Просвещение, 2012

2. А. А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Окружающий мир 3 класс. Учебник в 2 частях. М. Просвещение, 2012 с СD диском.

3. А. А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Окружающий мир 3 класс. Рабочая тетрадь в 2 частях. М. Просвещение, 2012

ИКТ и ЭОР: 4. Технологические карты Окружающий мир (сайт: www.prosv.ru/umk/perspektiva)


Календарно-тематическое планирование по окружающему миру: «Рабочей программы по окружающему миру  к УМК «Перспектива» А. А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Сост. Т. И. Макстимова – М.; ВАКО, 2015.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа "Окружающий мир"

автор О.В.Поглазова 2 класс...

рабочая программа "Окружающий мир 2 класс по программе "Школа России"

рабочая программа "Окружающий мир 2 класс по программе "Школа России"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Окружающий мир» А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Окружающий мир 3 класс. Учебник в 2 частях. М. Просвещение,2018

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....